Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Очумелые ручки"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Очумелые ручки"

Оценка 4.8
docx
12.02.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности  1 класс "Очумелые ручки"
очумелые ручки 1 класс.docx

                                               Пояснительная записка

       Рабочая программа по общекультурному направлению «Очумелые ручки» для 1 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:

            Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

               Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями) "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

                Основная образовательная программа начального общего образования ГКОУ НШ № 15, разработанная на основе примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);

   Постановление от 28 января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) (с изменениями), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16;

             Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГКОУ НШ № 15 (№ 01-39/130 от 26.09.2018)

             Учебный план ГКОУ НШ № 15 на 2021/2022 учебный год.

             Рабочая программа разработана на основепрограмм внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова.

Рабочая программа составлена с учётом основных направлений программы воспитания ГКОУ НШ № 15. Особенность данной рабочей программы проявляется в усилении внимания к развитию творческих инициатив, аккуратности, в познавании искусства. Кроме того, особая роль отводится воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к  ценностям отечественной культуры.

            Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Очумелые ручки» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

           формировать у учащихся устойчивые систематические потребности к саморазвитию, самосовершенствованию исамоопределению впроцессе познания искусства, истории, культуры, традиций;

           воспитывать личность творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

          Для достижения целей реализуются следующие задачи:

          расширение представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;

          формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;

          учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

          приобщать школьников к народному искусству;

          реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

        воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

        помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических        особенностей детей младшего школьного возраста.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

           Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Очумелые ручки» рассматривается как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой части всего воспитательно-образовательного процессав школе. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

ценностного отношения к природе, окружающей среде;

ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

          Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

        Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

      Принципы организации занятий:

      взаимоотношения педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-ориентированный характер;

      содержания занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий, обеспечивается их практическая направленность;

      организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка;

      дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели;

      занятия направлены на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы «семьи»;

      каждое занятие реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.

Основные образовательные технологии

       При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения:

здоровьесберегающая;

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

обучение в сотрудничестве;

технологии проблемного обучения;

технология проектной деятельности.

Место курса в плане внеурочной деятельности

      В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение курса «Очумелые ручки» в 1а и в 1 б классе отводится по 33 часа в год (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

 

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

     Личностные результаты:

     У учащегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов.

     Учащийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

устойчивого интереса к новым способам познания.

      Регулятивные универсальные учебные действия

     Учащийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

     Учащийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

      Коммуникативные универсальные учебные действия

      Учащиеся смогут:

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

     Учащийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

      Познавательные универсальные учебные действия

     Учащийся научится:

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

       Учащийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

        Ведущие формы и методы организации занятий: игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела, групповая и индивидуальная работа.

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Очумелые ручки» составлено с учётом рабочей программы воспитания ГКОУ НШ № 15

 

№ п/п

Название раздела

Ключевые воспитательные задачи

Количество часов

1

Введение: правила техники безопасности

Формировать представление о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе с ножницами; дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности

1

2

   Пластилинография

Воспитывать настойчивость устремлённость и терпение; чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы. Воспитывать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности, декоративно-прикладному творчеству. Расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать

7

3

   Бумагопластика

Воспитать вкус ребенка, уважительное отношение к труду, к сверстникам;

способствовать нравственному и художественно-эстетическому воспитанию обучающихся;

развивать творческую и познавательную активность обучающихся средствами бумагопластики

13

4

 Пластилинография

Воспитывать настойчивость устремлённость и терпение; чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы. Воспитывать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности, декоративно-прикладному творчеству. Расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать

8

5

 Бисероплетение

Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда

4

                                                                                                                      Итого

 

33

         Введение: правила техники безопасности (1час)

         Пластилинография (7 часов)

         Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

         Плоскостное изображение. «Подарки осени». Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

         Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание). Практическая часть.Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

         Плоскостное изображение.  «Рыбка».Особенности построения композиции подводного мира.Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и у меня.

       «Натюрморт из чайной посуды». Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

        Бумагопластика (15 часов)

        Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».«Волшебные комочки». Фрукты.История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

«Снегирь»Последовательность выполнение работы.  Пространственные представления. Композиционные навыки.Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

         Новогодняя игрушка. Символ года. История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

         Открытка к Новому году.Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

«Праздничный салют». Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

        «Фрукты», «Чудо – дерево». Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

        «Птенчики».Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

         Пластилинография (8 часов)

         Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке.Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

         Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».Формирование композиционных навыков.Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

         «Ромашки». Трафаретные технологии пластилиновой живописи.Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

         «Совушка – сова». Формирование композиционных навыков.Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

         Бисероплетение(4 часа)

         Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

         Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.Основные приёмы бисероплетения -  параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов.  Анализ моделей. Зарисовка схем.Практическая часть.Выполнение отдельных элементов.

        Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.Практическая часть.Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелоков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

Требования к результатам внеурочной деятельности

        Ученик должен знать:

название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

     некоторые традиции удмуртского народа (куколка-оберег из ткани, изделия из теста в удмуртской кухне).

       Ученик должен уметь:

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

       Виды контроля за результатами внеурочной деятельности

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся.  Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

художественная выразительность и оригинальность работ;

выставка работ обучающихся;

участие в городских конкурсах «Поздравь своего учителя», «Морозные узоры», «Забава».

Список учебно-методической литературы

Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.  Тамбов, 2004

Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка. /Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. / И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб. «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143 с.

Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п\п

 

Тема занятия

 

Содержание занятия

 

Количество

часов

 

Дата занятия

по плану

по факту

Введение: правила техники безопасности (1 ч)

 

1

Введение: правила техники безопасности.

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

 

1

03.09

 

Пластилинография (7 ч)

2

Вводное занятие. 

 «Путешествие в Пластилинию». Плоскостное изображение.

 

Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином.

Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.

Овладение техникой рисования с помощью пластилина

 

1

10.09

 

3

4

«Подарки осени».

2

17.09

24.09

 

5

Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке».

1

01.10

 

6

«Кактус в горшке»

1

08.10

 

7

Плоскостное изображение. «Рыбка»

1

15.10

 

8

«Натюрморт из чайной посуды»

1

22.10

 

Бумагопластика (13 ч)

9

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.

Создание моделей по предложенным образцам.

Освоение технологии изготовления поделок на основе использования мятой бумаги

1

29.10

 

10

«Волшебные комочки».

1

12.11

 

11

«Снегирь»

1

19.11

 

12

13

Новогодняя игрушка. Символ года

2

26.11

03.12

 

14

15

Открытка к Новому году

2

10.12

17.12

 

16

Праздничный салют

1

24.12

 

17

«Фрукты»

1

14.01

 

18

19

«Чудо – дерево»

2

21.01

28.01

 

20

21

«Птенчики»

2

04.02

11.02

 

Пластилинография (8 ч)

22

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

 

1

18.02

 

23

Лепная картина. «Цветы для мамы»

1

04.03

 

24

25

Божьи коровки на ромашке

2

11.03

18.03

 

26

27

«Ромашки»

 

2

01.04

08.04

 

28

29

«Совушка – сова»

 

2

15.04

22.04

 

 

Бисероплетение (4 ч)

 

Вводное занятие. Техника безопасности. Основные виды бисерного искусства.

Знакомство с техникой бисероплетения и видами бисерного искусства. Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.

Овладение основными приёмами бисероплетения. Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы.

1

29.04

 

31

Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку

1

06.05

 

32

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания «Утенок»

1

13.05

 

33

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания «Бабочка»

1

20.05

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста

Место курса в плане внеурочной деятельности

Место курса в плане внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах

Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др

Календарно-тематическое планирование № п\п

Календарно-тематическое планирование № п\п

Вводное занятие. «Путешествие в

Вводное занятие. «Путешествие в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022