Пояснительная записка
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению«Занимательная математика» для 1 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации";
Основная образовательная программа начального общего образования ГКОУ НШ № 15, разработанная на основе примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановление от 28 января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) (с изменениями), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГКОУ НШ № 15 (№ 01-39/130 от 26.09.2018);
Учебный план ГКОУ НШ № 15 на 2021/2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, 2011.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
развивать математический образ, мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Для достижения целей реализуются следующие задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений;
сосредоточивать внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
развивать краткости речи.
Общая характеристика курса
Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Основные образовательные технологии
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения:
здоровьесберегающая;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
обучение в сотрудничестве;
технологии проблемного обучения;
технология проектной деятельности.
Место курса в плане внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение курса «Занимательная математика» в 1 классе отводится 30 часов в год (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы.
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры;
действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работатьпо предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы работы:
игры;
практические занятия;
воспитательные мероприятия;
коллективная форма;
работа в парах.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины |
13 |
2 |
Мир занимательных задач |
5 |
3 |
Геометрическая мозаика |
12 |
Итого |
30 |
Числа. Арифметические действия. Величины (13 ч)
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Мир занимательных задач (5 ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Геометрическая мозаика (12 ч)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1
1 , указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму)
– «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута
(рисунка) и его описание.
Требования к результатам внеурочной деятельности
Учащийся научится:
понимать, как люди учились считать;
из истории линейки, нуля, математических знаков;
работать с пословицами, в которых встречаются числа;
выполнять интересные приёмы устного счёта.
Учащийся получит возможность научиться:
находить суммы ряда чисел;
решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
Виды контроля за результатами внеурочной деятельности
Эффективность реализации программы отслеживается посредством следующих диагностических процедур и мероприятий:
участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах;
активное участие в «Неделе математики» в начальной школе;
выпуск стенгазет;
наблюдения, тестирование, анкетирование, опрос.
Интернет ресурсы
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Количество часов |
Дата занятия |
||
по плану |
по факту |
|||||
Числа. Арифметические действия. Величины (13 ч) |
||||||
1 |
Математика — это интересно |
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки) |
1 |
06.09 |
|
|
2 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы |
1 |
13.09 |
|
|
3 |
Путешествие точки |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов» |
1 |
20.09 |
|
|
4 |
"Спичечный" конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль |
1 |
27.09 |
|
|
5 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы |
1 |
04.10 |
|
|
6 |
Волшебная линейка |
Шкала линейки. Сведения из истории математики: историявозникновения линейки |
1 |
11.10 |
|
|
7 |
Праздник числа 10 |
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта |
1 |
18.10 |
|
|
8 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы |
1 |
25.10 |
|
|
9 |
Игра- соревнование «Веселый счёт» |
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице |
1 |
08.11 |
|
|
10 |
Игры с кубиками. |
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
1 |
15.11 |
|
|
11 12 |
Конструкторы |
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу |
2 |
22.11 29.11 |
|
|
13 |
Весёлая геометрия |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
1 |
06.12 |
|
|
14 |
Математические игры |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10» |
1 |
13.12 |
|
|
Мир занимательных задач (5ч) |
||||||
15 16 |
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы |
2 |
20.12 27.12 |
|
|
17 |
Задачи-смекалки |
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения |
1 |
17.01 |
|
|
18 |
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» |
1 |
24.01 |
|
|
19 |
Математические игры
|
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов |
1 |
31.01 |
|
|
20 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
07.02 |
|
|
Геометрическая мозаика (12 ч) |
||||||
21 22 |
Математическая карусель |
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи» |
2 |
14.02 28.02 |
|
|
23 |
Уголки
|
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу |
1 |
07.03 |
|
|
24 |
Игра в магазин. Монеты. |
Сложение и вычитание в пределах 20.Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20 |
1 |
14.03 |
|
|
25 |
Конструирование фигур из деталей танграма.
|
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы |
1 |
04.04 |
|
|
26 |
Игры с кубиками |
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу,использование метода от обратного. Взаимный контроль |
1 |
11.04 |
|
|
27 |
Математическое путешествие |
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3= 7 7 + 2= 9 9 – 3= 6 6 + 5= 11 2-й раунд: 11 – 3= 8 и т.д. |
1 |
18.04 |
|
|
28 |
Математические игры |
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях |
1 |
25.04 |
|
|
29 |
Секреты задач |
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач |
1 |
16.05 |
|
|
30 |
Математическая карусель |
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи |
1 |
23.05 |
|
|
31 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) |
1 |
11.05 |
|
|
32 |
Математические игры
|
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20» |
1 |
18.05 |
|
|
33 |
КВН |
Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников |
1 |
23.05 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.