Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Оценка 4.7
docx
12.02.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
занимат.математика 1класс.docx

Пояснительная записка

 

              Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению«Занимательная математика» для 1 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:

              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

             Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации";

             Основная образовательная программа начального общего образования ГКОУ НШ № 15, разработанная на основе примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);

   Постановление от 28 января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) (с изменениями), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16;

            Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

            Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГКОУ НШ № 15 (№ 01-39/130 от 26.09.2018);

            Учебный план ГКОУ НШ № 15 на 2021/2022 учебный год.

            Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, 2011.

            Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

развивать математический образ, мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

            Для достижения целей реализуются следующие задачи:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области чисел;

содействовать умелому использованию символики;

правильно применять математическую терминологию;

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений;

сосредоточивать внимание на количественных сторонах;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

развивать краткости речи.

Общая характеристика курса

          Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

             Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

             Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах

              Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Основные образовательные технологии

             При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения:

здоровьесберегающая;

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

обучение в сотрудничестве;

технологии проблемного обучения;

технология проектной деятельности.

Место курса в плане внеурочной деятельности

             В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение курса «Занимательная математика» в 1 классе отводится 30 часов в год (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

          Личностными результатами  изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

            Метапредметные результаты:

    сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

     моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы.

     применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

     анализировать правила игры;

     действовать в соответствии с заданными правилами;

     включаться в групповую работу;

     участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

    выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

     аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

     сопоставлять полученный результат с заданным условием;

     контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

     анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

     искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

     моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;

     использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

     конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

       В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работатьпо предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

          Формы работы:

     игры;

     практические занятия;

     воспитательные мероприятия;

     коллективная форма;

     работа в парах.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Числа. Арифметические действия. Величины

13

2

Мир занимательных задач

5

3

Геометрическая мозаика

12

Итого

30

 

           Числа. Арифметические действия. Величины (13 ч)

Название и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

           Мир занимательных задач (5 ч)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

           Геометрическая мозаика (12 ч)

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1   1 , указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Требования к результатам внеурочной деятельности

Учащийся научится:

понимать, как люди учились считать;

из истории линейки, нуля, математических знаков;

работать с пословицами, в которых встречаются числа;

выполнять интересные приёмы устного счёта.

Учащийся получит возможность научиться:

находить суммы ряда чисел;

решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

Виды контроля за результатами внеурочной деятельности

        Эффективность реализации программы отслеживается посредством следующих диагностических процедур и мероприятий:

участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах;

     активное участие в «Неделе математики» в начальной школе;

     выпуск стенгазет;

     наблюдения, тестирование, анкетирование, опрос.

 

Интернет ресурсы

http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Дата занятия

по плану

по факту

Числа. Арифметические действия. Величины (13 ч)

1

Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки)

1

06.09

 

2

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы

1

13.09

 

3

Путешествие

точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов»

1

20.09

 

4

 "Спичечный" конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль

1

27.09

 

5

Танграм: древняя

китайская

головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы

1

 04.10

 

6

Волшебная

линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: историявозникновения линейки

1

11.10

 

7

Праздник

числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта

1

18.10

 

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы

1

25.10

 

9

Игра-

соревнование

«Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице

1

08.11

 

10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

15.11

 

11

12

Конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу

2

22.11

29.11

 

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

06.12

 

14

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10»

1

13.12

 

Мир занимательных задач (5ч)

15

16

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы

2

20.12

27.12

 

17

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

1

 17.01

 

18

Прятки с

фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

1

24.01

 

 

 

19

Математические

игры

 

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов

1

31.01

 

20

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

07.02

 

Геометрическая мозаика (12 ч)

21

22

Математическая

карусель

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи»

2

14.02

28.02

 

23

Уголки

 

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу

1

07.03

 

24

Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20

1

14.03

 

25

Конструирование

фигур из деталей

танграма.

 

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы

1

04.04

 

26

 Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу,использование метода от обратного. Взаимный контроль

1

11.04

 

27

Математическое

путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 3= 7   7 + 2= 9   9 3= 6   6 + 5= 11

2-й раунд: 11 3= 8 и т.д.

1

18.04

 

 

 

28

Математические

игры

 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях

1

25.04

 

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

1

16.05

 

30

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи

1

23.05

 

31

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

1

11.05

 

32

Математические

игры

 

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20»

1

18.05

 

33

КВН

Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников

1

23.05

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся , которая не мешает умственной работе

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся , которая не мешает умственной работе

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

Числа. Арифметические действия

Числа. Арифметические действия

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Математические игрыПостроение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10» 113

Математические игрыПостроение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10» 113

Ответы к четырём раундам записываются в таблицу

Ответы к четырём раундам записываются в таблицу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022