Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Азбука вежливых наук"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Азбука вежливых наук"

Оценка 4.8
docx
12.02.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Азбука вежливых наук"
азбука вежливых наук 4 класс.docx

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Азбука вежливых наук» для 4 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;

Основная образовательная программа начального общего образования ГКОУ НШ № 15, разработанная на основе примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированный в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993.9. (с изменениями от 22.05.2019);

Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГКОУ НШ № 15 (приказ № 26.09.2018 № 01-39/130)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Учебный план ГКОУ НШ № 15  на 2020/2021 учебный год.

Рабочая программа «Школа вежливых наук» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 чело­век.

Цель программы:

воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников;

освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете;

учить вежливости в речи, в поступках;

уважение к себе и к другим людям;

формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Задачи:

формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Общая характеристика курса

        Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление  наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

        Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

        Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Основные образовательные технологии

При организации внеурочной деятельности в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения:

здоровьесберегающая;

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

обучение в сотрудничестве;

технологии проблемного обучения;

технология проектной деятельности.

Место курса в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение курса «Азбука вежливых наук» в 4 классе отводится 32 часа в год  (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках) , анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Регулятивные результаты:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные УДД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УДД:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Содержание  курса внеурочной деятельности

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Школьный этикет

8

2

Правила общения

8

3

О трудолюбии

7

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

5

 

Всего

32

 

Школьный этикет (8 ч) (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Правила общения (8 ч)(взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), её оценка.

О трудолюбии (7 ч)

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. Способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).  Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида(4 ч)

Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.

Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия, отношения окружающих.

Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет (5 ч)

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Требования к результатам внеурочной деятельности

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

правила этики и культуры речи;

требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного;

об источниках наших нравственных знаний;

о совести как основе нравственности;

стихотворения о родине (на выбор);

афоризмы;

о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

различать хорошие и плохие поступки;

воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках;

уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;

исполнять заповеди;

давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

 

Виды контроля за результатами внеурочной деятельности

Эффективность реализации программы отслеживается посредством следующих диагностических процедур и мероприятий:

оформление коллажа, выполнение творческих работ;

наблюдения, тестирование, анкетирование, опрос.

Интернет - ресурсы

https://yandex.kz/video/preview/?filmId=8337240377698518676&from=tabbar&p=1&parent-reqid.Видео «Вежливые стишки»

https://yandex.kz/video/preview?text.Видео «Уроки хороших манер. Манера речи. Этика и этикет»

https://yandex.kz/video/preview/?filmId. Пословицы о трудолюбии.

https://yandex.kz/video/preview/?filmId=10354053661135769879&from=tabbar&parent-reqid=1600328882900517-442286219416552203100230-prestable-app-host-sas-web-yp- Культура внешнего вида.

https://yandex.kz/video/preview/?filmId=10585335668416725492&text. Уроки хороших манер. Правила поведения в коллективе

https://infourok.ru/razrabotka-zanyatiya-vneurochnoy-deyatelnosti-na-temu-kultura-vneshnego-vida-3204798.html Уроки вежливости.

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/kulturavnieshnieghovida Культура внешнего вида. Начальные классы.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/09/08/pravila-povedeniya-v-shkole

Презентация к уроку(4 класс) «Правила поведения в школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Дата занятия

 

по плану

по факту

Школьный этикет (8 часов)

 

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками

1

07.09

 

2

Забота о младших

Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие

1

14.09

 

3

«Познай самого себя»

Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания

1

21.09

 

4

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

1

28.09

 

5

Как я работаю над собой

Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия

1

05.10

 

6

О терпении

Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

1

12.10

 

 

7

Конец каждого дела обдумай перед началом

Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения

1

19.10

 

8

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других

1

09.01

 

Правила общения (8 часов)

9

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя»

1

16.11

 

10

Культура общения в  современной семье

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения

1

23.11

 

11

Правила приличия в житейских ситуациях

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения

1

30.11

 

12

Культура спора

Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины)

1

07.12

 

13

Правила этикета: знакомство

Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости

1

14.12

 

14

Язык, мимика и жесты

Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику

1

21.12

 

15

«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей»

Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова

1

11.01

 

16

Игра «Город вежливости»

Уметь практически применять правила коллективных игр

1

18.01

 

О трудолюбии (7 часов)

17

Культура физического и умственного труда

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

1

25.01

 

18

Положительные герои в былинах и сказках

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений

1

01.02

 

19

Книгаисточник знаний

Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования

1

 08.02

 

20

Золотые руки

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

1

15.02

 

21

Кем быть?

Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы

1

22.02

 

22

Твоя малая родина

Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности

1

01.03

 

23

Герои труда

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

1

15.03

 

Культура внешнего вида (4 часа)

24

Что такое культура внешнего вида?

Определять оптимальные правила внешнего вида

1

 29.03

 

25

Одежда и осанка

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки

1

05.04

 

26

Вежливость и внешний вид

Применять основные правила вежливости и опрятности

1

12.04

 

27

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

1

19.04

 

Внешкольный этикет (5 часов)

28

Осваиваем правило «так нельзя»

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

1

26.04

 

29

Услышать собеседника

Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре

1

03.05

 

30

Совесть основа нравственности

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

1

10.05

 

31

Что такое хорошо и что такое плохо

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

1

17.05

 

32

В мире мудрых мыслей

Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы

1

24.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Азбука вежливых наук» для 4 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:

Пояснительная записка Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Азбука вежливых наук» для 4 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек

ИКТ-компетенции). Регулятивные результаты: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в…

ИКТ-компетенции). Регулятивные результаты: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в…

Школьный этикет (8 ч) (понятие об основных правилах поведения в школе)

Школьный этикет (8 ч) (понятие об основных правилах поведения в школе)

Виды контроля за результатами внеурочной деятельности

Виды контроля за результатами внеурочной деятельности

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Правила приличия в житейских ситуацияхВыбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения 130

Правила приличия в житейских ситуацияхВыбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения 130

Одежда и осанка Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки 1 05

Одежда и осанка Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки 1 05

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Азбука вежливых наук"

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Азбука вежливых наук"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022