Пояснительная записка
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Азбука вежливых наук» для 4 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
Основная образовательная программа начального общего образования ГКОУ НШ № 15, разработанная на основе примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированный в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993.9. (с изменениями от 22.05.2019);
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГКОУ НШ № 15 (приказ № 26.09.2018 № 01-39/130)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Учебный план ГКОУ НШ № 15 на 2020/2021 учебный год.
Рабочая программа «Школа вежливых наук» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.
Цель программы:
воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников;
освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете;
учить вежливости в речи, в поступках;
уважение к себе и к другим людям;
формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Задачи:
формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Общая характеристика курса
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Основные образовательные технологии
При организации внеурочной деятельности в рамках данной программы предполагается применение следующий педагогических технологий обучения:
здоровьесберегающая;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
обучение в сотрудничестве;
технологии проблемного обучения;
технология проектной деятельности.
Место курса в плане внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение курса «Азбука вежливых наук» в 4 классе отводится 32 часа в год (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках) , анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Регулятивные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные УДД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УДД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Школьный этикет |
8 |
2 |
Правила общения |
8 |
3 |
О трудолюбии |
7 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
5 |
|
Всего |
32 |
Школьный этикет (8 ч) (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (8 ч)(взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), её оценка.
О трудолюбии (7 ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. Способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида(4 ч)
Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.
Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия, отношения окружающих.
Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет (5 ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Требования к результатам внеурочной деятельности
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
правила этики и культуры речи;
требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного;
об источниках наших нравственных знаний;
о совести как основе нравственности;
стихотворения о родине (на выбор);
афоризмы;
о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
различать хорошие и плохие поступки;
воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках;
уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;
исполнять заповеди;
давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Виды контроля за результатами внеурочной деятельности
Эффективность реализации программы отслеживается посредством следующих диагностических процедур и мероприятий:
оформление коллажа, выполнение творческих работ;
наблюдения, тестирование, анкетирование, опрос.
Интернет - ресурсы
https://yandex.kz/video/preview/?filmId=8337240377698518676&from=tabbar&p=1&parent-reqid.Видео «Вежливые стишки»
https://yandex.kz/video/preview?text.Видео «Уроки хороших манер. Манера речи. Этика и этикет»
https://yandex.kz/video/preview/?filmId. Пословицы о трудолюбии.
https://yandex.kz/video/preview/?filmId=10354053661135769879&from=tabbar&parent-reqid=1600328882900517-442286219416552203100230-prestable-app-host-sas-web-yp- Культура внешнего вида.
https://yandex.kz/video/preview/?filmId=10585335668416725492&text. Уроки хороших манер. Правила поведения в коллективе
https://infourok.ru/razrabotka-zanyatiya-vneurochnoy-deyatelnosti-na-temu-kultura-vneshnego-vida-3204798.html Уроки вежливости.
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/kulturavnieshnieghovida Культура внешнего вида. Начальные классы.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/09/08/pravila-povedeniya-v-shkole
Презентация к уроку(4 класс) «Правила поведения в школе»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Количество часов |
Дата занятия
|
|
по плану |
по факту |
||||
Школьный этикет (8 часов)
|
|||||
1 |
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим |
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками |
1 |
07.09 |
|
2 |
Забота о младших |
Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
1 |
14.09 |
|
3 |
«Познай самого себя» |
Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания |
1 |
21.09 |
|
4 |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю
|
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
1 |
28.09 |
|
5 |
Как я работаю над собой |
Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия |
1 |
05.10 |
|
6 |
О терпении |
Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
1 |
12.10
|
|
7 |
Конец каждого дела обдумай перед началом |
Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения |
1 |
19.10 |
|
8 |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» |
Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других |
1 |
09.01 |
|
Правила общения (8 часов) |
|||||
9 |
Традиции общения в русской семье. «Домострой» |
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя» |
1 |
16.11 |
|
10 |
Культура общения в современной семье |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения |
1 |
23.11 |
|
11 |
Правила приличия в житейских ситуациях |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения |
1 |
30.11 |
|
12 |
Культура спора |
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) |
1 |
07.12 |
|
13 |
Правила этикета: знакомство |
Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости |
1 |
14.12 |
|
14 |
Язык, мимика и жесты |
Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику |
1 |
21.12 |
|
15 |
«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» |
Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
1 |
11.01 |
|
16 |
Игра «Город вежливости» |
Уметь практически применять правила коллективных игр |
1 |
18.01 |
|
О трудолюбии (7 часов) |
|||||
17 |
Культура физического и умственного труда |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
1 |
25.01 |
|
18 |
Положительные герои в былинах и сказках |
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений |
1 |
01.02 |
|
19 |
Книга — источник знаний |
Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования |
1 |
08.02 |
|
20 |
Золотые руки |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
1 |
15.02 |
|
21 |
Кем быть? |
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы |
1 |
22.02 |
|
22 |
Твоя малая родина |
Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности |
1 |
01.03 |
|
23 |
Герои труда |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
1 |
15.03 |
|
Культура внешнего вида (4 часа) |
|||||
24 |
Что такое культура внешнего вида? |
Определять оптимальные правила внешнего вида |
1 |
29.03 |
|
25 |
Одежда и осанка |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки |
1 |
05.04 |
|
26 |
Вежливость и внешний вид |
Применять основные правила вежливости и опрятности |
1 |
12.04 |
|
27 |
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» |
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
1 |
19.04 |
|
Внешкольный этикет (5 часов) |
|||||
28 |
Осваиваем правило «так нельзя» |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
1 |
26.04 |
|
29 |
Услышать собеседника |
Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре |
1 |
03.05 |
|
30 |
Совесть — основа нравственности |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
1 |
10.05 |
|
31 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
1 |
17.05 |
|
32 |
В мире мудрых мыслей |
Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы |
1 |
24.05 |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.