Рабочая программа внеурочной деятельности для 10 класса

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ для 10 класса в ЗНАНИО.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 

внеурочной деятельности по математике

«От теории к практике»

 

для 10 класса

 

на 2019-2020 учебный год

 

        

   

 

  

       

 

 

         Составила:

Сергеева Наталья Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность образовательной программы по внеурочной деятельности:

 

Данная программа разработана на основе следующих документов:

1)                 Федеральный Закон  Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

2)                 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 (интернет-ресурс:  http://window.edu.ru/resource/768/72768)

 

                 Программа внеурочной деятельности - образовательная программа социально-педагогической направленности, предмет изучения – математика. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у обучающегося умений управлять процессами мышления, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

                  Данная математическая программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся старшего звена..

                   Данная программа отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что:

1.      учащиеся добровольно выбирают занятия математикой;

2.      познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока;

3.      созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Актуальность программы

Значение математики в школьном образовании определяется ролью математической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно – технического прогресса.

Актуальность данной программы определяется стратегическими ориентирами модернизации отечественного образования, отраженными в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции развития математического образования в РФ, определяющими в качестве результата подготовки выпускников сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Компетентностно – деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

Актуальность и новизна данной программы определяется, прежде всего, тем, что математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Дополнительное (внеурочное) образование по математике педагогически целесообразно, так как у многих обучающихся снижен познавательный интерес к предмету. На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса.

Целесообразно проведение работы по предмету в рамках Программы, где больше возможностей для рассмотрения ряда вопросов, не всегда связанных непосредственно с основным курсом математики. Программа внеурочного курса в 10 классе актуальна сегодня еще и потому, что по окончании средней школы каждому ученику предстоит сдача ЕГЭ, где за ограниченный временной интервал необходимо справиться с невсегда стандартными заданиями, определение с дальнейшим выбором продолжения образования, от количества баллов за ЕГЭ по математике зависит возможность в получении дальнейшего образования.

Цель и задачи.

·         Содействовать подготовке к ЕГЭ по математике, формированию у школьников научного воображения и интереса к изучению математики, развитию у обучающихся интуиции, формально – логического и алгоритмического мышления, понимания сущности применяемых математических моделей, формированию познавательной активности.

·         Создать условия для развития личности и формирования ключевых компетенций обучающихся.           

     Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и  сложившейся  методикой  обучения,  рассчитаны  на  так  называемого  «среднего»  ученика.  Однако  уже  с  первых  классов  начинается  расслоение  коллектива  учащихся  на  тех,  кто  легко  и  с  интересом  усваивают  программный  материал  по  математике;  на   тех,  кто  добивается  при  изучении  материала  лишь  удовлетворительных  результатов, и  тех,  кому  успешное  изучение  математики  дается  с  большим  трудом. Это  приводит  к  необходимости  индивидуализации  обучения  математике  в  системе  урочных  и  внеклассных  занятий.

      В  то  же  время,  с  помощью  продуманной  системы  внеурочных  занятий,  можно  значительно  повысить  интерес  школьников  к  математике.   Разнообразные  формы  внеурочных  занятий  открывают  большие  возможности  в  этом  направлении.

Формы проведения и режим занятий:

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.

Занятия учебных групп проводятся:

2 занятия в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

-  практико-ориентированные учебные занятия;

-  творческие мастерские;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, ЕГЭ).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Образовательная программа по внеурочной деятельности рассчитана на один год обучения.  Общее количество часов – 72 часа, 36 недель . Занятия проводятся 2 раза в неделю.

 Занятия содержат исторические экскурсы, задачи и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу. Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.

Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.

 

 

                         РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

       У обучающихся могут быть сформированы

 Личностные результаты:

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;

оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

регулятивные обучающиеся получат возможность научиться:

составлять план и последовательность действий;

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;

выполнять творческий проект по плану;

интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

логически мыслить, рассуждать, анализировать усло­вия заданий, а также свои действия;

адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Познавательные

обучающиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

 Коммуникативные

обучающиеся получат возможность научиться:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

работать в группе;  оценивать свою работу.

слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

решать задачи на нахождение площади и объёма фигур

решать сложные задачи на движение;

решать логические задачи;

решать сложные задачи на проценты;

решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;

решать занимательные задачи;

анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;

находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;

строить  плоские и пространственные фигуры.

правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

 

Виды деятельности:

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач;

• умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач.

            Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.                                             

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговый контроль осуществляется в формах: практические работы;  творческие работы учащихся; контрольные задания.

   В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

·           решения  разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения

·           исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения

·           ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации

·           поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

 

Содержание программы:

 

Раздел 1. Прикладная математика (12 часов)

Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии.

Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.

 

№ раздела

Содержание курса

Количество часов

1

Прикладная математика 

12

2

Профессия и математика

10

3

Домашняя математика

6

4

Жизненные задачи в ЕГЭ (6 часов)

 

6

5

Метод математических моделей

2

6

Производство, рентабельность и производительность труда

 

4

7

Функции в экономике

 

10

8

Системы уравнений и рыночное равновесие

3

9

Проценты и банковские расчеты

4

10

Сложные проценты и годовые ставки банков

5

11

Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей

 

4

12

Расчеты заемщика с банком

4

13

Налоги

2

ИТОГО

72

 

Раздел 2. Профессия и математика (10 часов)

Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и т.д.

Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др.

Подготовка и защита проекта «Профессии моих родителей»

 

Раздел 3. Домашняя математика (6 часов)

Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой.

Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину.

 

Раздел 4. Жизненные задачи в ЕГЭ (6 часов)

Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ЕГЭ практического характера.

Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач. Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!».

 

 

Раздел 5. Метод математических моделей (2 часа)

Теория: Математическое моделирование в экономике.

Практика: Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи, работа с моделями, выводы по результатам и запись ответ

 

Раздел 6. Производство, рентабельность и производительность труда (4 часа)

 

Теория: Изучение проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда.

Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда.

 

Раздел 7. Функции в экономике (10 часов)

Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и дробно – линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике.

Практика: По условию задачи составлять функции в экономике.

 

Раздел 8. Системы уравнений и рыночное равновесие (3 часа)

Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения

Практика: Решение примеров нахождения рыночного равновесия при решении систем уравнений.

 

Раздел 9. Проценты и банковские расчеты (4 часа)

Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление простых процентов на часть года.

Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых процентов за часть года

 

Раздел 10.Сложные проценты и годовые ставки банков (5 часов)

Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты.

Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков

 

Раздел 11.Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (4 часа)

 

Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада.

Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании» вклада

 

Раздел 12. Расчеты заемщика с банком (4 часа)

Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку; консолидированные платежи.

Практика: Решение задач на расчет равномерных выплат заемщика, консолидированных платежей

Раздел 13. Налоги  (2 часа)

Теория: Налоги. Налоговые вычеты

Практика: Решение жизненных задач на налоговые вычеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

 

                                Раздел 1. Прикладная математика (12 часов)

 

 

 

1

Математика в физических явлениях

1

 

 

2

Применение математики в технике

1

 

 

3

Применение математики в технологических процессах производства

1

 

 

4

Знакомство учащихся с технической литературой, справочниками

1

 

 

5

Решение практических задач на понятие вектора, силы, перемещения и других

1

 

 

6

Решение практических задач, составленных учащимися

1

 

 

7

Математическая обработка химических процессов

1

 

 

8

Математическая обработка биологических процессов

1

 

 

9

Исторические процессы с математической точки зрения

1

 

 

10

Природные процессы с математической точки зрения

1

 

 

11

Тарифы ЖКХ. Табличное представление данных

1

 

 

12

Круговые диаграммы и география

1

 

                                      Раздел 2. Профессия и математика (10 часов)

 

 

 

13

Математика в политехническом образовании

1

 

 

14

Решение практических задач, составленных учащимися

1

 

 

15

Математика в легкой промышленности

1

 

 

16

Математика и сфера обслуживания

1

 

 

17

Экономика – успех производства

1

 

 

18

Доходы и убытки предприятий

1

 

 

19

Подготовка проектов «Профессия моих родителей», связь с математикой

1

 

 

20

Защита проектов

1

 

 

21

Математика и искусство

1

 

 

22

Симметрия в живописи

1

 

                                        Раздел 3. Домашняя математика (6 часов)

 

 

 

23

Расчеты для ремонта дома

1

 

24

Практические задачи на взвешивание и объемы

1

 

25

Домашняя экономика

1

 

26

Сделай сам

1

 

27

Расчеты на земельном участке

1

 

28

Строительство и математические расчеты

1

                                     Раздел 4. Жизненные задачи в ЕГЭ (6 часов)

 

 

29

 Решение тестовых задач из ЕГЭ на движение

1

 

30

Решение тестовых задач из ЕГЭ на проценты

1

 

31

Решение тестовых задач из ЕГЭ на табличные данные

1

 

32

Решение тестовых задач из ЕГЭ на сплавы

1

 

33

Решение тестовых задач из ЕГЭ на растворы

1

 

34

Решение тестовых задач из ЕГЭ на покупки

1

                       Раздел 5. Метод математических моделей (2 часа)

 

 

35

Понятие о математических моделях

1

 

36

Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи

1

  Раздел 6. Производство, рентабельность и производительность труда (4 часа)

 

 

37

Проблемы экономической теории

1

 

38

Рентабельность

1

 

39

Производительность труда

1

 

40

Решение задач, составленных учащимися

1

                  Раздел 7. Функции в экономике (10 часов)

 

 

41

О понятии функции

1

 

42

Линейная, квадратичная функции в экономике

1

 

43

Дробная функция в экономике

1

 

44

Функции спроса и предложения

1

 

45

Презентации учащихся

1

 

46

Откуда берутся функции в экономике

1

 

47

Производственные функции

1

 

48

Функции потребления и сбережения

1

 

49

функции, связанные с банковскими операциями

1

 

50

Творческие доклады учащихся

1

         Раздел 8. Системы уравнений и рыночное равновесие (3 часа)

 

 

51

Рыночное равновесие

1

 

52

Решение задач на рыночное равновесие

1

 

53

Решение уравнений на рыночное равновесие

1

                     Раздел 9. Проценты и банковские расчеты (4 часа)

 

 

54

Что такое банк? Простые проценты

1

 

55

Годовая процентная ставка, формула простых процентов

1

 

56

Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии

1

 

57

Начисление простых процентов за часть года

1

       Раздел 10.Сложные проценты и годовые ставки банков (5 часов)

 

 

58

Ежегодное начисление сложных процентов.

1

 

59

Многократное начисление процентов в течение одного года и течение нескольких лет

1

 

60

Начисление процентов при нецелом промежутке времени.

1

 

61

Изменяющиеся процентные ставки. Выбор банком годовой процентной ставки

1

 

62

Задачи на проценты в литературных и исторических сюжетах

1

            Раздел 11.Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (4 часа)

 

 

63

Современная стоимость потока платежей

1

 

64

бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии

1

 

65

Задача о «проедании» вклада.

1

 

66

Задачи на расчет бессрочной ренты

1

                 Раздел 12. Расчеты заемщика с банком (4 часа)

 

 

67

Банки и деловая активность предприятий

1

 

68

Равномерные выплаты заемщика банку

 

 

69

Консолидированные платежи

1

 

70

Задачи на кредиты

1

                                             Раздел 13. Налоги (2 часа)

 

 

71

Налоги. Налоговые вычеты

1

 

72

Решение жизненных задач на налоговые вычеты.

 

1

                                     ИТОГО за год

72

 

Литература:

1. Математика: «Решение текстовых задач»: экспресс – репетитор для подготовке к ЕГЭ/И.С.Слонимская, Л.И.Слонимский. – М.: АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 010.

2. Программа А.В. Шевкина «Текстовые задачи в школьном курсе математики» (педагогический университет «Первое сентября»).

3. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. Все задания «Закрытый сегмент». Базовые и профильный уровни. /И.В. Ященко и др. –М: Экзамен, 2016.

4. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 Интернет-источники:

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

5. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php


 

Скачано с www.znanio.ru