Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа р.п.Сурское
УТВЕРЖДАЮ
Директор моу сш р.п.Сурское
__________ В.Д. Старостина
Приказ №175-0 «31» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-оздоровительное направление
«Культура здоровья»
ДЛЯ 5-7 КЛАССА
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
учитель: Уваров Николай Евгеньевич
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей Заместитель директора по ВР
технологии, ОБЖ, физкультуры ___________ Е.В. Гордеева
Протокол №1 от 29.08.2018 г. «30» августа 2018 г.
Руководитель ШМО _________ Шуватов А.В..
Аннотация
Рабочая программа по физической культуре для 5-7 классов составлена на основании следующих нормативных документов:
· Закон «Об образовании в Российской Федерации».
· Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
· Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-7 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
· Программы. Физическая культура. 5-7 классы. Рабочие программы / (ФГОС) Авторы: Лях В. И., Виленский Я. М. «Просвещение», 2016 г.
· Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013 года № 559-р «О введение федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»
· Учебный план МОУ СШ р. п. Сурское на 2017-2018 учебный год.
Учебники:
1. «Физическая культура», 5-7 классы. Авторы: Лях В. И. Москва, Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. «Физическая культура», 8-9 классы. Авторы: Лях В. И., Зданевич А. А. Издательство «Просвещение» 2016 г.
3. Программа «Обучение здоровью» для 5-7 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
4. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шахотина. – 2005.
5. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании: Наглядно – методическое пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.-2-е изд. Стереотипич. – М.: Центр «Платариум», 2000. – 96 с.
6. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: наглядно-методическое пособие / В.Ю. Климович. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 76 с.
7. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. – 273 с.
8. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. – 207 с.
9. Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://zdd.1september.ru.2006.13/1.htm
Цель программы «Обучение культуре здоровья»:
Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение ребенка самопознании.;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
- обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);
- формирование физической культуры личности;
- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Программа состоит из семи разделов:
Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ – зависимостей; половое воспитание; обучение навыкам семейной жизни.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоцианальное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся:дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс – стадии), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио – визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы:
Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействиена личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья на биологической, психтческой и социальной точек зрения).
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.
Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также через систему внеклассной работы образовательного учреждения.
Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношение собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
№ п/п |
Разделы программы |
Классы / количество часов
|
|||
5 |
6 |
7 |
|||
1. |
Здоровье, здоровый образ жизни |
6 |
6 |
6 |
|
2. |
Обучение самопознанию |
4 |
4 |
4 |
|
3. |
Межличностное общение |
6 |
6 |
6 |
|
4. |
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев |
8 |
8 |
8 |
|
5. |
Формирование физической культуры личности |
Данный раздел программы соответствует содержанию образования образовательной области «Физическая культура» |
|||
6. |
Профилактика ПАВ – зависимостей |
6 |
6 |
6 |
|
7. |
Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. |
4 |
4 |
4 |
|
|
ИТОГО ЧАСОВ |
34 |
34 |
34 |
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
№ |
Тема урока |
5 |
6 |
7 |
1. |
Здоровье, здоровый образ жизни |
|
|
|
- Понятия «здоровье», здоровый образ жизни |
Здоровая школа |
Здоровье и окружающая среда |
Ответственность за собственное здоровье |
|
- Здоровое питание |
Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение |
Энергетическая ценность питания, физиологические нормы потребления пищи. Составление индивидуального меню. |
Пищевые риски, опасные для здоровья. |
|
- Двигательный режим |
Физические, социальные и эмоциональные преимущества хорошей физической подготовленности |
Влияние занятий физическими упражнениями на качества личности. |
Последствия гиподинамии |
|
- Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний. |
Уход за кожей лица, рук, ног. Болезни кожи. Выбор средств ухода за кожей. |
Уход за волосами. Выбор средств ухода за волосами. |
Правила личной гигиены подростков. Пользование предметами личной гигиены. Подбор предметов личной гигиены мальчиков и девочек |
|
2. |
Обучение самопознанию |
|
|
|
- Знание своего тела |
Телосложения. Ткани, органы, системы органов. |
Функции основных систем организма (костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой). |
Физиологические и психические процессы в различные периоды взросления. |
|
- Осознание и признание себя |
Сильные и слабые стороны у меня и других. Необходимость выражения эмоций. |
Унаследованные и приобретенные черты личности.
|
Мои интересы и способности. Интересы и их соответствие выбираемым занятиям. Интересы и будущая профессия. Оцениваю себя и свои поступки.
|
|
- Самопознание через ощущение, чувство, образ |
|
|
|
|
3. |
Правила межличностного общения |
Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения. Виды и формы общения. |
Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. |
Конфликты с родителями и друзьями, учителями, способы их разрешения |
4. |
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев |
Безопасное поведение в транспорте |
Правила пользования пиротехническими средствами. Обморожение и первая помощь. Правила поведения в походе. Первая помощь при травмах. |
Основные правила наложения повязок, жгутов, транспортировка пострадавших. |
5. |
Формирование физической культуры личности |
Данный раздел программы реализуется на уроках физической культуры в соответствии с требованиями к содержанию основного общего образования. |
||
6. |
Профилактика ПАВ – зависимостей
|
|
|
|
- аспекты курения |
Почему и как люди начинают курить. Почему люди продолжают курить |
Курение в общественных местах, ответственность за курение в общественных местах. Влияние курения на потомство. Как бросить курить
|
|
|
- детство без алкоголя |
|
|
Привычки и здоровье. Что такое алкоголь. Почему люди употребляют алкоголь. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Как алкоголь влияет на организм человека. |
|
- навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании |
|
|
|
|
7. |
Половое воспитание обучение навыкам семейной жизни. |
Перемены в период полового созревания. Составляющие репродуктивной системы. Социальная и физическая готовность к репродукции. |
Что влияет на развитие гендерных ролей. Физические и эмоциональные изменения в период полового созревания. |
Различия и сходства интересов мальчиков и девочек. Причины конфликтов между мальчиками и девочками. |
ОЖИЛАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Здоровье, здоровый образ жизни
Знать:
Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. Значение хорошего здоровья для общества и личного благополучия, ответственность за собственное здоровье.
Об основных пищевых веществах, значение для здоровья полноценного физиологического питания. Как происходит пищеварение. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы в основных продуктах питания. Подбор продуктов питания. Традиции приема пищи в разных странах.
Что такое сбалансированное питание. Питание в особых условиях. Правила поведения в местах общественного питания.
Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма. Знать индивидуальную норму физических нагрузок. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление.
Основные гигиенические правила. Профилактика инфекционных заболеваний. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний. Знать для чего делаются прививки.
Уметь:
Соблюдать правила режима питания. Иметь навык обработки продуктов перед употреблением, хранения продуктов питания. Составлять индивидуальное меню, с учетом энергетической ценности продуктов. Организовывать питание в течение дня. Пользоваться столовыми приборами. Приготовить элементарные блюда. Оценивать правильность и сроки хранения продуктов питания.
Быть опрятно одетым. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Подобрать гигиенические средства ухода за телом полостью рта.
Иметь стереотип мятья рук перед приемом пищи. Использовать пассивную защиты при общении с больным человеком. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров. Распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.
Подбирать режим дня и следовать ему. Использовать разнообразные виды двигательной деятельности. Распознавать признаки утомления. Переключаться на разные виды деятельности во избежания утомления. Противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам.
Обучение самопознанию
Знать:
Информацию об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма. Физиологические процессы, происходящие в организме в разные периоды взросления.
Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций. Унаследованные и приобретенные черты личности. И способности личности. Самоуважение и самооценка. Биологические основы поведения. Кризисы в период взросления. Стресс и его профилактика.
Уметь:
Осуществлять простейшие физиологические измерения. Соблюдать адекватный для своего организма физиологический режим труда и отдыха.
Рассказывать о своих телесных ощущениях. Распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их. Выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния. Имитировать различные эмоциональные проявления. Контролировать собственное эмоциональное поведение. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.
Межличностное общение
Знать:
Общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Правила ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенче6ские риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влиянием группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми.
Уметь:
Применять навыки межличностной коммуникации. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
Знать:
Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуации в школе.
Уметь:
Прогнозировать развитие ситуации на дороге. Распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Безопасно обращаться с электро, газовыми и другими бытовыми приборами. Оказать первую помощь при травмах. Критическое отношение к поведенческим рискам. Ориентироваться в экстремальных ситуациях. Уметь объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.
Профилактика ПАВ – зависимостей
Знать:
Иметь общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют ПАВ. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма. Почему люди начинают и продолжают курить. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Как алкоголь влияет на организм человека. Последствия употребления наркотиков. История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Влияние употребления ПАВ на потомство. Как отказаться от употребления ПАВ.
Уметь:
Избегать ситуации пассивного курения. Вести себя, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сопротивляться групповому давлению с целью употребления ПАВ. Объяснять младшим детям пагубность употребления ПАВ.
Обучение навыкам семейной жизни
Знать:
О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека. Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье.
Уметь:
Распознавать изменения, происходящие в организме в процессе взросления. Строить отношения с лицами противоположного пола. Объяснить роль семьи в жизни человека. Вести себя в различных семейных ситуациях. Избегать рисков, связанных с сексуальным здоровьем.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.