Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа-интернат»
«СОГЛАСОВАНО»: Заместитель директора по УВР ___________ /Трифанова Л.В./ 01.09.2020 г. |
«УТВЕРЖДАЮ»: Директор ОУ _________ /Л.В.Емельянова/ Приказ № 70 от 01.09.20 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
««Экономика в математике»
для обучающихся 9 класса
2020-2021 учебный год
Учитель: Гарипова Альфира Альфертовна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании методического объединения
Протокол №__ от «___» _________ 2020 г
Руководитель МО ________ /Л.С.Русинова/
д.Озерки, 2020 г
Пояснительная записка
Программа предназначена для проведения внеурочной деятельности «Экономика в математике» с обучающимися с нарушением интеллекта 9 класса. Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,) утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» приказ №58/ОД от 30.05.2016 г. (с изменениями приказ №70 от 01.09.2020 г.);
- Программы Т.Н. Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. и Платоновой Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. №1015;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы на учебный год;
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020 г. №20-Д
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью повышения общего развития обучающихся с нарушением интеллекта. С учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся с умственной отсталостью к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях.
Цель программы: формирование у обучающихся умения видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи:
формировать элементарные представления об экономике;
обретать навыки анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
формировать потребительскую культуру;
воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда;
развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
Организация обучения требует соблюдения определенных методических подходов. Каждое занятие начинается с повторения материала, изученного на предыдущем уроке. При повторении используются следующие методы: беседа, тесты, деловые игры, ситуации, отражающие реальную хозяйственную практику. Учитывая психологические особенности и возможности обучающихся с нарушением интеллекта материал выдается небольшими дозами с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных заданий.
Принципом построения урока математике с элементами экономики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки.
Программа внеурочной деятельности «Экономика в математике» рассчитана на 1 час в неделю всего 34 часа в год на 2020-2021 учебный год.
Ожидаемые конечные результаты.
Предметные результаты:
иметь представление об изучаемых экономических терминах и пользоваться ими в разговорной речи.
Базовые учебные действия:
Понимать термины: «натуральное хозяйство (экономика)», «товарное хозяйство (экономика)», «цена выбора», «бартер», «приватизация», «минимальная зарплата», «прожиточный минимум», «инфляция», «безработица», «валюта», «семейный бюджет», «страхование», «налог», «адресная социальная помощь».
Называть экономические блага и экономические услуги, роли человека в экономической системе (работника, покупателя, потребителя, налогоплательщика), роли фирм в экономике (производители продукции, продавцы произведенных товаров и услуг, покупатели рабочей силы у домашних хозяйств), виды современных фирм, виды рынков, виды цен, виды помощи безработным, организации, защищающие права потребителей, виды финансовых услуг банка, виды налогов.
Сравнивать общественную и частную формы собственности, рыночную экономику с плановой, сдельную и повременную, номинальную и реальную заработную плату, обязательное и добровольное страхование.
Характеризовать недостатки натурального хозяйства, преимущества товарной экономики, «плюсы» и «минусы» натурального обмена (бартера), достоинства и недостатки рыночной экономики, основные черты рыночной экономики (право на частную собственность, свободу выбора, личную выгоду и др.), поведение претендента на вакантную должность при устройстве на работу, назначение ценных бумаг и права их держателей, условия обмена качественного товара и товара с недостатками, права потребителя в сфере услуг, адресную направленность социальной помощи.
Ориентироваться в наиболее распространенных символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви.
Приводить примеры взаимосвязи семейной экономики с экономикой предприятий, государства; неблагоприятного воздействия инфляции на экономику семьи.
Оформлять документы (по образцу): бланк трудового контракта, страхового договора, бланки, необходимые для постановки на учет в службе занятости, тетрадь учета семейного бюджета, домашнюю хозяйственную книгу, претензию администрации торгового предприятия о приобретении товара с недостатком.
Решать типовые задачи экономического содержания (на выбор):
определение суммы дивидендов по акциям и процентов по облигациям;
расчет размера заработной платы;
определение размера пособия по безработице с учетом изменения поквартальной процентной ставки выплат;
знать соотношение валютных курсов, уметь рассчитывать стоимости иностранных товаров в национальной валюте;
расчет доходов по банковскому вкладу;
определение величины подоходного налога по конкретной налоговой ставке.
Личностные результаты:
осознание понимание необходимости математических и экономических знаний;
совершенствование навыков устных и письменных математических вычислений;
воспитание у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); проводить самооценку уровня личных достижений;
владение социально - приемлимыми способами поведения в обществе
Содержание разделов
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Цель раздела |
Основные понятия |
1 |
Экономика как хозяйство |
4 |
Дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи. |
Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда. |
2 |
Человек и экономическая система |
4 |
Познакомить с исторически сложившимися типами экономических систем; дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе. |
Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики; общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости. |
3 |
Человек как работник |
8 |
Раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни. |
Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице. |
4 |
Человек как потребитель |
17 |
Рассмотреть два вида экономической деятельности людей: обмен (купля-продажа различных товаров и услуг) и потребление (использование товаров и услуг); продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг |
Торговля, товар, кредит, кредитные ставки, реклама, фальшивые деньги, финансовые услуги, банк, социальная защита населения, бюджет семьи, заработная плата, бартер, наличные и безналичные деньги, вклад, кредит, нотариус, страховой полис |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Коррекционно-развивающие задачи |
Экономика как хозяйство |
||||
1 |
Понятие об экономике. |
1 |
|
Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений. Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал. Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации |
2 |
Натуральное хозяйство. История возникновения |
1 |
|
|
3 |
Товарное хозяйство. Разделение труда |
1 |
|
|
4 |
Бартер |
1 |
|
|
Человек и экономическая система |
||||
5 |
Экономические системы и их современные модели |
1 |
|
Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений. Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал. Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации |
6 |
Рынок и его функции |
1 |
|
|
7 |
Предпринимательство |
1 |
|
|
8 |
Собственность. Приватизация |
1 |
|
|
Человек как работник |
||||
9 |
Производство. Виды современных фирм |
1 |
|
Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений. Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал. Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации. Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации |
10 |
Рынок ценных бумаг |
1 |
|
|
11 |
Бедность и богатство |
1 |
|
|
12 |
Инфляция |
1 |
|
|
13 |
Профсоюзы. Функции профсоюзов |
1 |
|
|
14 |
Условия труда. Охрана труда |
1 |
|
|
15 |
Безработица. |
1 |
|
|
16 |
Биржа труда |
1 |
|
|
Человек как потребитель |
||||
17 |
Обмен как купля-продажа различных товаров и услуг |
1 |
|
Коррекция познавательных процессов путем формирования понятия о потребности через решение задач на составление статей расходов на семью на месяц, на день, (предусмотреть ежемесячное выделение определенной суммы на накопления в сбербанке). Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений. Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал. Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации. |
18 |
Торговля. Виды торговли |
1 |
|
|
19 |
Товар. Виды товара |
1 |
|
|
20 |
Кредит. Кредитные ставки. |
1 |
|
|
21 |
Реклама. |
1 |
|
|
22 |
История денег. |
1 |
|
|
23 |
Роль и назначение денег |
1 |
|
|
24 |
Виды современных денег. Фальшивые деньги |
1 |
|
|
25 |
Финансовые услуги. Банк. |
1 |
|
|
26 |
Социальная защита населения |
1 |
|
|
27 |
Бюджет семьи |
1 |
|
|
28 |
Планирование семейного бюджета. |
1 |
|
|
39 |
Оплата коммунальных услуг |
1 |
|
|
30 |
Заработная плата |
1 |
|
|
31 |
Практическая работа «Расходы на питание» |
1 |
|
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации через составление и решение задач на расходы питания, расчета содержания жилья |
32 |
Практическая работа «Расчет содержания жилья» |
1 |
|
|
33 |
Практическая работа «Резервы экономии семьи» |
1 |
|
Контрольно-измерительные материалы
В качестве форм контроля в соответствии с содержанием учебных курсов, особенностями и возможностями обучающегося используются следующие виды: тесты, устный ответ, выполнение задания по алгоритму.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение дисциплин
1. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992.
2. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994.
3. Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994.
5. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
Презентации:
1. «Что изучает экономика»
2. «Возникновение экономических отношений между людьми (добыча, обмен, накопление, потребление, использование)»
3. «Экономические ресурсы»
4. «Природные ресурсы»
5. «Экономика и экологические проблем»
6. « История происхождения денег»
7. «Заработная плата»
8. «Натуральное хозяйств. Бартер»
9. «Типы экономических систем. Человек в экономической системе»
10. «Виды рынков»
11. «Собственность»
12. «Безработица»
13. «Реклама»»
14. «История возникновения денег»
15. «Семейная экономика»
16. «Потребности. Потребитель. Потребление»
Перечень литературы для учителя:
1. Корлюгов Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2008.
2. Райзенберг Б.А. Основы экономики: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРАМ, 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.