Рабочая программа внеурочной деятельности ««Экономика в математике» для обучающихся с нарушением интеллекта 9 класса
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности ««Экономика в математике» для обучающихся с нарушением интеллекта 9 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
28.11.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности   ««Экономика в математике»  для обучающихся с нарушением интеллекта 9 класса
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью повышения общего развития обучающихся с нарушением интеллекта. С учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся с умственной отсталостью к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях. Цель программы: формирование у обучающихся умения видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи. Задачи: формировать элементарные представления об экономике; обретать навыки анализа конкретных семейных экономических ситуаций; формировать потребительскую культуру; воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда; развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
программа Экономика в математике на 21-20 год.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа-интернат»

 

 

«СОГЛАСОВАНО»:

Заместитель директора по УВР

___________ /Трифанова Л.В./

01.09.2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор ОУ

_________ /Л.В.Емельянова/

Приказ № 70   от  01.09.20 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности  

««Экономика в математике»

для обучающихся 9 класса

 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

Учитель: Гарипова Альфира Альфертовна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №__ от «___» _________ 2020 г

Руководитель МО ________ /Л.С.Русинова/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д.Озерки, 2020 г

Пояснительная записка

 

Программа предназначена для проведения внеурочной деятельности  «Экономика в математике»  с  обучающимися с нарушением интеллекта  9 класса. Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

-  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,) утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.

- Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» приказ №58/ОД от 30.05.2016 г. (с изменениями приказ №70 от 01.09.2020 г.);

-  Программы Т.Н. Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. и Платоновой Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. №1015;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы на учебный год;

- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020  г. №20-Д

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью повышения общего развития обучающихся с нарушением интеллекта. С учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся с умственной отсталостью к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях.

 

Цель программы: формирование у обучающихся умения видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.

Задачи:

формировать  элементарные представления об экономике;

обретать навыки анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

формировать потребительскую культуру;

воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда;

развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.

Организация обучения требует соблюдения определенных методических подходов. Каждое занятие начинается с повторения материала, изученного на предыдущем уроке. При повторении используются следующие методы: беседа, тесты, деловые игры, ситуации, отражающие реальную хозяйственную практику. Учитывая психологические особенности и возможности обучающихся с нарушением интеллекта материал выдается небольшими дозами с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных заданий.

Принципом построения урока математике с элементами экономики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки.

Программа внеурочной деятельности «Экономика в математике» рассчитана на 1 час в неделю всего 34 часа в год на 2020-2021 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые конечные результаты.

 

Предметные результаты:

иметь представление об изучаемых экономических терминах и пользоваться ими в разговорной речи.

Базовые учебные действия:

Понимать термины: «натуральное хозяйство (экономика)», «товарное хозяйство (экономика)», «цена выбора», «бартер», «приватизация», «минимальная зарплата», «прожиточный минимум», «инфляция», «безработица», «валюта», «семейный бюджет», «страхование», «налог», «адресная социальная помощь».

Называть экономические блага и экономические услуги, роли человека в экономической системе (работника, покупателя, потребителя, налогоплательщика), роли фирм в экономике (производители продукции, продавцы произведенных товаров и услуг, покупатели рабочей силы у домашних хозяйств), виды современных фирм, виды рынков, виды цен, виды помощи безработным, организации, защищающие права потребителей, виды финансовых услуг банка, виды налогов.

Сравнивать общественную и частную формы собственности, рыночную экономику с плановой, сдельную и повременную, номинальную и реальную заработную плату, обязательное и добровольное страхование.

Характеризовать недостатки натурального хозяйства, преимущества товарной экономики, «плюсы» и «минусы» натурального обмена (бартера), достоинства и недостатки рыночной экономики, основные черты рыночной экономики (право на частную собственность, свободу выбора, личную выгоду и др.),  поведение претендента на вакантную должность при устройстве на работу, назначение ценных бумаг и права их держателей, условия обмена качественного товара и товара с недостатками, права потребителя в сфере услуг, адресную направленность социальной помощи.

Ориентироваться в наиболее распространенных символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви.

Приводить примеры взаимосвязи семейной экономики с экономикой предприятий, государства; неблагоприятного воздействия инфляции на экономику семьи.

Оформлять документы (по образцу): бланк трудового контракта, страхового договора, бланки, необходимые для постановки на учет в службе занятости, тетрадь учета семейного бюджета, домашнюю хозяйственную книгу, претензию администрации торгового предприятия о приобретении товара с недостатком.

Решать типовые задачи экономического содержания (на выбор):

определение суммы дивидендов по акциям и процентов по облигациям;

расчет размера заработной платы;

определение размера пособия по безработице с учетом изменения поквартальной процентной ставки выплат;

знать соотношение валютных курсов, уметь рассчитывать стоимости иностранных товаров в национальной валюте;

расчет доходов по банковскому вкладу;

определение величины подоходного налога по конкретной налоговой ставке.

Личностные результаты:

осознание понимание необходимости математических и экономических знаний;

совершенствование навыков устных и письменных математических вычислений;

воспитание у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); проводить самооценку уровня личных достижений;

владение социально - приемлимыми способами поведения в обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание разделов

 

Название раздела

Кол-во часов

Цель раздела

Основные понятия

1

Экономика как хозяйство

4

Дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной  деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.

Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда.

2

Человек и экономическая система

4

Познакомить с исторически сложившимися типами экономических систем; дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.

Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики; общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости.

3

Человек как работник

8

Раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.

4

Человек как потребитель

17

Рассмотреть два вида экономической деятельности людей: обмен (купля-продажа различных товаров и услуг) и потребление (использование товаров и услуг); продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг

Торговля, товар, кредит, кредитные ставки, реклама, фальшивые деньги, финансовые услуги, банк, социальная защита населения, бюджет семьи, заработная плата, бартер, наличные и безналичные деньги, вклад, кредит, нотариус, страховой полис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Коррекционно-развивающие задачи

Экономика как хозяйство

1

Понятие об экономике.

1

 

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция  воображения через анализ  схем с опорой на материал.

Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации

2

Натуральное хозяйство. История возникновения

1

 

3

Товарное хозяйство. Разделение труда

1

 

4

Бартер

1

 

Человек и экономическая система

5

Экономические системы и их современные модели

1

 

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция  воображения через анализ  схем с опорой на материал.

Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации

6

Рынок и его функции

1

 

7

Предпринимательство

1

 

8

Собственность. Приватизация 

1

 

Человек как работник

9

Производство. Виды современных фирм

1

 

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция  воображения через анализ  схем с опорой на материал.

Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации.

Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации

10

Рынок ценных бумаг

1

 

11

Бедность и богатство

1

 

12

Инфляция

1

 

13

Профсоюзы. Функции профсоюзов

1

 

14

Условия труда. Охрана труда

1

 

15

Безработица.

1

 

16

Биржа труда

1

 

Человек как потребитель

17

Обмен как купля-продажа различных товаров и услуг

1

 

Коррекция познавательных процессов путем формирования понятия о потребности через решение задач на составление статей расходов на семью на месяц, на день, (предусмотреть ежемесячное выделение определенной суммы на накопления в сбербанке).

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция  воображения через анализ  схем с опорой на материал.

Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации.

18

Торговля. Виды торговли

1

 

19

Товар. Виды товара

1

 

20

Кредит. Кредитные ставки.

1

 

21

Реклама.

1

 

22

История денег.

1

 

23

Роль и назначение денег

1

 

24

Виды современных денег.  Фальшивые деньги

1

 

25

Финансовые услуги. Банк.

1

 

26

Социальная защита населения

1

 

27

Бюджет семьи

1

 

28

Планирование семейного бюджета.

1

 

39

Оплата коммунальных услуг

1

 

30

Заработная плата

1

 

31

Практическая работа «Расходы на питание»

1

 

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации через составление и решение задач на расходы питания, расчета содержания жилья

32

Практическая работа  «Расчет содержания жилья»

1

 

33

Практическая работа «Резервы экономии семьи»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы

В качестве форм контроля в соответствии с содержанием учебных курсов, особенностями и возможностями обучающегося используются следующие виды: тесты, устный ответ, выполнение задания по алгоритму.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение дисциплин

1.                 Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992.

2.                 Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994.

3.                 Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

4.                 Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994.

5.                 Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.

Презентации:

1.      «Что изучает экономика»

2.      «Возникновение экономических отношений между людьми (добыча, обмен, накопление, потребление, использование)»

3.      «Экономические ресурсы»

4.      «Природные ресурсы»

5.      «Экономика и экологические проблем»

6.      « История происхождения денег»

7.      «Заработная плата»

8.      «Натуральное хозяйств. Бартер»

9.      «Типы экономических систем. Человек в экономической системе»

10.    «Виды рынков»

11.    «Собственность»

12.    «Безработица»

13.    «Реклама»»

14.    «История возникновения денег»

15.    «Семейная экономика»

16.    «Потребности. Потребитель. Потребление»

Перечень  литературы для учителя:

1.     Корлюгов Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2008.

2.     Райзенберг Б.А. Основы экономики: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРАМ, 2007


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Программа предназначена для проведения внеурочной деятельности «Экономика в математике» с обучающимися с нарушением интеллекта 9 класса

Пояснительная записка Программа предназначена для проведения внеурочной деятельности «Экономика в математике» с обучающимися с нарушением интеллекта 9 класса

Цель программы: формирование у обучающихся умения видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные знания и умения, на основании ситуации составлять…

Цель программы: формирование у обучающихся умения видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные знания и умения, на основании ситуации составлять…

Ожидаемые конечные результаты.

Ожидаемые конечные результаты.

Личностные результаты: осознание понимание необходимости математических и экономических знаний; совершенствование навыков устных и письменных математических вычислений; воспитание у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля…

Личностные результаты: осознание понимание необходимости математических и экономических знаний; совершенствование навыков устных и письменных математических вычислений; воспитание у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля…

Содержание разделов №

Содержание разделов №

Человек как работник8Раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые…

Человек как работник8Раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые…

Человек как потребитель 17

Человек как потребитель 17

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Обмен как купля-продажа различных товаров и услуг 1

Обмен как купля-продажа различных товаров и услуг 1

Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020