\ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
для учащихся 1 «А» класса
на 2020 – 2021 учебный год
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Возраст: 7 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка.
При составлении программы использованы нормативно-правовые документы:
· Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3226-1 (ред. От 10.11. 2009);
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373);
· Концепция духовно-нравственного воситания российских школьников;
· Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
на основе авторской программы по внеурочной деятельности младших школьников «МОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР». Автор программы: О.Г. Селиванова, кандидат педагогических наук. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность:
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Практическая значимость программы для обучающихся:
Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы:
Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
1. Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Общая характеристика курса:
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».
Организация программы имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Один из ведущих исследователей проблем творчества П.Торренс сказал как-то, что « творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Именно на развитие способностей направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности « Хочу все знать».
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Место курса в учебном плане:
На реализацию программы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Продолжительность занятия 35 минут
Сроки реализации программы и возраст воспитанников.
Программа рассчитана на детей 7 лет (учащиеся 1 класса). Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.
Форма организации учебных занятий – групповая.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!»
Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
· овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
· формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
· формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Учащиеся научатся:
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.
Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных;.
- Программа интеллектуального направления «Хочу все знать» в качестве основополагающих, выделяет следующие принципы:
· - учет современных требований;
· - учет возрастных особенностей;
· - доступность;
· - последовательность;
· - системность;
· - эффективность;
· - личностно-ориентированный подход.
· - управляемость образовательным процессом;
· - сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Ожидаемые результаты :
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
Формы контроля, подведения итогов реализации программы.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
1год обучения: опросные листы, тесты, беседы
Учебно-методические средства обучения и воспитания
1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2006.
2. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. . – № 2. –С. 36-42.
3. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. Т. 2. – М.: Генезис, 2005.
5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2012.
6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» - 192с
7. Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова - М., Первое сентября, 2005/
8. Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / /
9. .Сухин И.Г. Занимательные материалы / Сухин И.Г., М., Вако, 2004.
10. Керова Н.М. Нестандартные задачи по математике / Керова Н.М., М., Вако, 2006.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Цели занятия |
Практическая часть |
Дата проведения |
||||
план |
факт |
|||||||
Знатоки окружающего мира (9 часов). |
||||||||
1. |
Удивительные млекопитающие. |
Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. |
Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями. |
02.09 |
|
|||
2. |
Забавные пернатые друзья. |
Познакомить учащихся с наиболее интересными представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память. |
Игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими энциклопедиями. |
09.09 |
|
|||
3. |
Бабочки и мотыльки. |
Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы. |
Игра « Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии). |
16.09 |
|
|||
4. |
Тайны растений. |
Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. |
Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта. |
23.09 |
|
|||
5. |
В царстве грибов.
|
Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. |
Игра «Узнай и расскажи о грибе». |
30.09 |
|
|||
6. |
Загадки под водой. |
Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. |
Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями. |
07.10 |
|
|||
7. |
Самые известные заповедники России. |
Познакомить учащихся с самыми известными заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать память, творческое мышление. |
Рисование природоохранных знаков. |
14.10 |
|
|||
8. |
Решение олимпиадных заданий. |
Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. |
Решение олимпиадных заданий. |
21.10 |
|
|||
9. |
КВН «Знатоки природы» |
Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения. |
Выполнение заданий по теме. |
28.10 |
|
|||
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов). |
||||||||
10 |
Пословица недаром молвится. |
Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление. |
Игра «Собери пословицу». |
11.11 |
|
|
||
11 |
Литературные герои в ребусах. |
Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление. |
Разгадывание ребусов. |
18.11 |
|
|
||
12 |
Крылатые слова и выражения. |
Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление. |
Составление словаря крылатых выражений. |
25.11 |
|
|
||
13 |
Решение олимпиадных заданий. |
Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. |
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». |
02.12 |
|
|
||
14 |
Фразеологизмы. |
Познакомить с понятием «фразеологизмы»; учить их объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся. |
Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком» |
09.12 |
|
|
||
15 |
Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. |
Познакомить с понятием «этимология»; развивать познавательный интерес, речь учащихся, внимание. |
Чтение и анализ рассказов о происхождении слов |
16.12 |
|
|
||
16 |
Литературные викторины. |
Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку. |
Выполнение заданий викторин. |
23.12 |
|
|
||
17 |
Сказка ложь, да в ней намек… |
Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление. |
Сочинение сказки по заданному началу. |
13.01 |
|
|
||
18 |
Поучимся разгадывать шарады. |
Познакомить с понятием «шарада»; учить разгадывать шарады, развивать мыслительные навыки учащихся. |
Разгадывание шарад |
20.01 |
|
|
||
19 |
Волшебница анаграмма. |
Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся. |
Выполнение заданий по теме. |
27.01 |
|
|
||
20 |
Кроссворды- тесты. |
Познакомить с понятием кроссворда-теста; учить разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся. |
Разгадывание кроссвордов-тестов. |
03.02 |
|
|
||
21 |
Загадка, загадка, открой свою тайну. |
Расширить знания учащихся о загадках, развивать внимание, память, творческое мышление, речь учащихся. |
Сочинение собственных загадок. |
10.02 |
|
|
||
22 |
Текст. |
Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять текст, составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся. |
Составление текстов по картинке, серии картинок.
|
17.02 |
|
|
||
23 |
Тема и основная мысль текста. |
Развивать умение определять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся. |
Определение темы и основной мысли текста. |
24.02 |
|
|
||
24 |
Заголовок текста. |
Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся. |
Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту. |
03.03 |
|
|
||
25 |
Составление текста на заданную тему. |
Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему; развивать мышление, монологическую речь учащихся. |
Составление текста на заданную тему. |
10.03 |
|
|
||
Знатоки математики (9 часов). |
||||||||
26 |
Задачи в стихах. Задачи-шутки. |
Познакомить с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание , смекалку, мышление учащихся. |
Решение задач в стихах, задач-шуток. |
17.03 |
|
|
||
27 |
Нестандартные задачи. |
Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление.
|
Решение задач по теме. |
07.04 |
|
|
||
28 |
Решение олимпиадных заданий. |
Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. |
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру». |
14.04 |
|
|
||
29 |
Графические диктанты. |
Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости. |
Выполнение графических диктантов. |
21.04 |
|
|
||
30 |
Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. |
Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся. |
Решение головоломок различных видов. |
28.04 |
|
|
||
31 |
Спичечный турнир |
Развивать пространственное воображение учащихся, мышление. |
Выполнение заданий по теме. |
05.05 |
|
|
||
32 |
Диаграммы. |
Познакомить с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; развивать умение строить диаграмму; развивать мыслительные навыки учащихся. |
Расшифровка диаграмм. Построение столбчатой диаграммы. |
12.05 |
|
|
||
33 |
Группировка предметов. Поиск закономерностей. |
Познакомить с различными видами группировки; развивать умение выполнять группировку; развивать внимание, мышление учащихся. |
Выполнение заданий по теме. |
19.05 |
|
|
||
34 |
Интеллектуальная игра «Умницы и умники». |
Обобщить знания учащихся по изученным разделам; развивать память, мышление, внимание, речь; коммуникативные навыки. |
Интеллектуальная игра «Умницы и умники». |
26.05 |
|
|
||
Итого 34 часа |
||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.