Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Свердловский лицей №1 имени сестер-подпольщиц
Лидии и Светланы Бабарицких»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_________________________
______________________________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
художественно-эстетического направления
«Смотрю на мир глазами художника»
для 4 классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Петренко Любовь Павловна
2019 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г. (Стандарты второго поколения).
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
· быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучащихся.
Цель программы: состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
- Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности.
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Содержание программы «Смотрю на мир художника» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, декоративно-прикладное творчество, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: живопись, графика, скульптура, аппликация, бумагопластика, работа с природными материалами. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Планируемые результаты
·
Личностные результаты:
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
·
Метапредметные результаты:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы;
· выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
· планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
· на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
· применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
· распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
· анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Предметные результаты:
· различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
· различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
«Ученик получит возможность научиться»
Личностные результаты:
· видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
· видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
· понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
· уважительно относиться к труду людей;
Метапредметные результаты:
· воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
· высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
· моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
· отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
· прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Предметные результаты:
· изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
· пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
· передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
· изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Живопись
Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;
использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти.
Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. Графика
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Личностные УУД: умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
3. Скульптура
Четвертый год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из пластилина; осмысление собственной деятельности.
Регулятивные УУД: освоение приемов работы с пластилином: скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание, сплющивание; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу; действовать по плану
Познавательные УУД: выделять существенную информацию при работе с пластилином, умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы.
4. Аппликация
Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы; освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи по образцу; проведение самооценки.
Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
5. Бумажная пластика
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из бумаги; формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.
Регулятивные УУД: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; составлять композицию по образцу; планировать практическую деятельность по плану.
Познавательные УУД: исследовать свойства бумаги; понимать условные знаки; проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: навык работы в группе; контроль своих действий при коллективной работе; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли.
6. Работа с природным материалом
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Личностные УУД: понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование.
Регулятивные УУД: освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу; освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей.
Познавательные УУД: проводить анализ изделия по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.
Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
4 класс
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1 |
Живопись |
12 |
2 |
Графика |
2 |
3 |
Скульптура |
4 |
4 |
Аппликация |
11 |
5 |
Бумажная пластика |
3 |
6 |
Работа с природными материалами |
1 |
7 |
Организация выставки и обсуждение выполненных работ |
1 |
Итого: |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Классы дата проведения |
|||||||
4-А |
4-Б |
4-В |
4-Г |
||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
Знакомство с живописью. Техники живописи |
02.09 |
|
04.09 |
|
05.09 |
|
06.09 |
|
2 |
Знакомство с графикой, ее отличие от живописи |
13.09 |
|
12.09 |
|
11.09 |
|
10.09 |
|
3 |
Дом, в котором ты хотел бы жить. |
20.09 |
|
19.09 |
|
18.09 |
|
17.09 |
|
4 |
Рисунок на пластилине (барельеф). |
27.09 |
|
26.09 |
|
25.09 |
|
24.09 |
|
5 |
Разноцветная посуда (импровизация). Придумываем узор |
04.10 |
|
03.10 |
|
02.10 |
|
01.10 |
|
6 |
Натюрморт. |
11.10 |
|
10.10 |
|
09.10 |
|
08.10 |
|
7 |
Съедобное королевство (корзина с фруктами). |
18.10 |
|
17.10 |
|
16.10 |
|
15.10 |
|
8 |
Рисование с натуры (ваза с цветами). |
25.10 |
|
24.10 |
|
23.10 |
|
22.10 |
|
9 |
Кухонная утварь (характер предметов). |
08.11 |
|
07.11 |
|
06.11 |
|
05.11 |
|
10 |
Пейзаж |
15.11 |
|
14.11 |
|
13.11 |
|
12.11 |
|
11 |
Составление композиций в технике аппликации (лирический пейзаж). |
22.11 |
|
21.11 |
|
20.11 |
|
19.11 |
|
12 |
Пространственный пейзаж. Природные материалы |
29.11 |
|
28.11 |
|
27.11 |
|
26.11 |
|
13 |
Бумажные фантазии (архитектурный пейзаж). |
06.12 |
|
05.12 |
|
04.12 |
|
03.12 |
|
14 |
История воздухоплавания (космический пейзаж). |
13.12 |
|
12.12 |
|
11.12 |
|
10.12 |
|
15 |
Полет на другую планету (теплая и холодная планеты), фантастический пейзаж. |
20.12 |
|
19.12 |
|
18.12 |
|
17.12 |
|
16 |
Разные виды неба. Отмывка двумя оттенками. Облака в небе. |
27.12 |
|
26.12 |
|
25.12 |
|
24.12 |
|
17 |
От кареты до ракеты (индустриальный пейзаж). |
17.01 |
|
16.01 |
|
15.01 |
|
14.01 |
|
18 |
Портрет |
24.01 |
|
23.01 |
|
22.01 |
|
21.01 |
|
19 |
Автопортрет |
31.01 |
|
30.01 |
|
29.01 |
|
28.01 |
|
20 |
Забавные маски (портрет сказочного героя). |
07.02 |
|
06.02 |
|
05.02 |
|
04.02 |
|
21 |
Голова человека |
14.02 |
|
13.02 |
|
12.02 |
|
11.02 |
|
22 |
Палочные человечки. |
21.02 |
|
20.02 |
|
19.02 |
|
18.02 |
|
23 |
Сказочно-былинный жанр |
28.02 |
|
27.02 |
|
26.02 |
|
25.02 |
|
24 |
Мир народных образов |
07.03 |
|
06.03 |
|
05.03 |
|
04.03 |
|
25 |
Анималистический жанр |
14.03 |
|
13.03 |
|
12.03 |
|
11.03 |
|
26 |
Путешествие в зоопарк. |
21.03 |
|
20.03 |
|
19.03 |
|
18.03 |
|
27 |
В гостях у дятла. |
04.04 |
|
03.04 |
|
02.04 |
|
01.04 |
|
28 |
Птица в полете (сорока, ворона). |
11.04 |
|
10.04 |
|
09.04 |
|
08.04 |
|
29 |
Что за служба у собак. Породы собак. Пропорции тела |
18.04 |
|
17.04 |
|
16.04 |
|
15.04 |
|
30 |
Что за служба у собак. Породы собак. Пропорции тела. |
25.04 |
|
24.04 |
|
23.04 |
|
22.04 |
|
31 |
Филимоновские свистульки. |
02.05 |
|
01.05 |
|
30.04 |
|
29.04 |
|
32 |
Роспись игрушек. |
09.05 |
|
08.05 |
|
07.05 |
|
06.05 |
|
33 |
Сюжетная картина "Весенний мотив". |
16.05 |
|
15.05 |
|
14.05 |
|
13.05 |
|
34 |
Выставка детских работ, как оформляют картины. |
23.05 |
|
22.05 |
|
21.05 |
|
20.05 |
|
Список литературы
1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
2. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
3. Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
4. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев - М.: Эксмо. – 2006;
5. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 2001;
6. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
7. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
8. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
9. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
10. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
11. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
на заседании МО учителей Заместитель директора
1-х, 4-х классов «Ступени к мастерству» по учебно-воспитательной работе
_____________ / ____________ /
Протокол № 1 от 28.08.2019 2019 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.