Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Смотрю на мир глазами художника" для 4 класса

  • docx
  • 10.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план внеурочной деятельности 2.docx

Государственное общеобразовательное учреждение 

Луганской Народной Республики

«Свердловский лицей №1 имени сестер-подпольщиц

Лидии и Светланы Бабарицких»

 

                                 

 

                              УТВЕРЖДАЮ:

                     Директор 

                                                        _________________________

______________________________    2019 г.

                                                         

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

художественно-эстетического направления

«Смотрю на мир глазами художника»

для 4 классов

на  2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Составитель   рабочей программы:

                                                             Петренко Любовь Павловна   

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

 

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2011г. (Стандарты второго поколения).

Актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

·       быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения

·      быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

-  конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-  ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучащихся.

 

Цель программы: состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного  искус­ства и творческой деятельности. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

 Задачи:

            - Развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

- Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

   - Научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

   - Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

   - Учить замечать и выделять основные средства выразительности.

   - Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

   - Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

           - Развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

 

                                    Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Содержание программы «Смотрю на мир художника» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, декоративно-прикладное творчество, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. В программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного творчества: живопись, графика, скульптура, аппликация, бумагопластика, работа с природными материалами.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

 

                                                     

 

 

 

 

                                               Планируемые результаты

·         Личностные результаты:
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; 

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.

·         Метапредметные результаты: 
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;

·         выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

·         планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

·         на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

·         отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

·         применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

·         распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

·         анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

Предметные результаты:

·         различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·         различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

·         различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • создавать простые композиции на заданную тему;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

«Ученик получит возможность научиться»

Личностные результаты:

·         видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

·         видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

·         понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

·         уважительно относиться к труду людей;

     Метапредметные результаты: 

·         воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

·         высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

·         моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

·         отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

·         прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

     Предметные результаты:

·         изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

·         пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

·         передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

·         изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.

 

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

1. Живопись

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио­нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче­ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, вырази­тельных объектов природы, цветов, камней, сказочных пер­сонажей.

Личностные УУД:  формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные УУД:   организация  рабочего места под руководством учителя; определение  плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти.

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

2. Графика

Продолжение освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо­вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Личностные УУД:  умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

 

3. Скульптура

Четвертый год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавли­вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображе­ние листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из пластилина; осмысление собственной деятельности.

Регулятивные УУД: освоение приемов работы с пластилином: скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание, сплющивание; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу;  действовать по плану

Познавательные УУД:  выделять существенную информацию при работе с пластилином, умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы.

 

4. Аппликация

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет­ся работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитек­турных сооружений, овощей, фруктов.

Личностные УУД:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи.

Регулятивные УУД: организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы; освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи  по образцу; проведение самооценки.

Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

 

5. Бумажная пластика

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании худо­жественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объек­тов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из бумаги; формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; составлять композицию по образцу;  планировать практическую деятельность по плану.

Познавательные УУД: исследовать свойства бумаги; понимать условные знаки; проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: навык работы в группе; контроль своих действий при коллективной работе; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли.

 

  6. Работа с природным материалом

Разнообразие природных материа­лов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы­бору детей).

Личностные УУД: понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование.

Регулятивные УУД: освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу;  освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей.

Познавательные УУД: проводить анализ изделия по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение.     

 

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

При организации выставки педа­гог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроиз­вести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

«СМОТРЮ  НА  МИР  ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»

4 класс

п/п

                    Темы

Количество часов

1

Живопись

12

2

Графика

2

3

Скульптура

4

4

Аппликация

11

5

Бумажная пластика

3

6

Работа с природными материалами

1

7

Организация выставки и обсуждение выполненных работ

1

Итого:

34

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Классы

дата проведения

4-А

4-Б

4-В

4-Г

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Знакомство с живописью. Техники живописи

02.09

 

04.09

 

05.09

 

06.09

 

2

Знакомство с графикой, ее отличие от живописи

13.09

 

12.09

 

11.09

 

10.09

 

3

Дом, в котором ты хотел бы жить.

20.09

 

19.09

 

18.09

 

17.09

 

4

Рисунок на пластилине (барельеф).

27.09

 

26.09

 

25.09

 

24.09

 

5

Разноцветная посуда (импровизация). Придумываем узор

04.10

 

03.10

 

02.10

 

01.10

 

6

Натюрморт.

11.10

 

10.10

 

09.10

 

08.10

 

7

Съедобное королевство (корзина с фруктами).

18.10

 

17.10

 

16.10

 

15.10

 

8

 Рисование с натуры (ваза с цветами).

25.10

 

24.10

 

23.10

 

22.10

 

9

Кухонная утварь (характер предметов).

08.11

 

07.11

 

06.11

 

05.11

 

10

Пейзаж

15.11

 

14.11

 

13.11

 

12.11

 

11

 Составление композиций в технике аппликации (лирический пейзаж).

22.11

 

21.11

 

20.11

 

19.11

 

12

Пространственный пейзаж. Природные материалы

29.11

 

28.11

 

27.11

 

26.11

 

13

Бумажные фантазии (архитектурный пейзаж).

06.12

 

05.12

 

04.12

 

03.12

 

14

История воздухоплавания (космический пейзаж).

13.12

 

12.12

 

11.12

 

10.12

 

15

Полет на другую планету (теплая и холодная планеты), фантастический пейзаж.

20.12

 

19.12

 

18.12

 

17.12

 

16

Разные виды неба. Отмывка двумя оттенками. Облака в небе.

27.12

 

26.12

 

25.12

 

24.12

 

17

От кареты до ракеты (индустриальный пейзаж).

17.01

 

16.01

 

15.01

 

14.01

 

18

Портрет

24.01

 

23.01

 

22.01

 

21.01

 

19

Автопортрет

31.01

 

30.01

 

29.01

 

28.01

 

20

Забавные маски (портрет сказочного героя).

07.02

 

06.02

 

05.02

 

04.02

 

21

Голова человека

14.02

 

13.02

 

12.02

 

11.02

 

22

Палочные человечки.

21.02

 

20.02

 

19.02

 

18.02

 

23

Сказочно-былинный жанр

28.02

 

27.02

 

26.02

 

25.02

 

24

Мир народных образов

07.03

 

06.03

 

05.03

 

04.03

 

25

Анималистический жанр

14.03

 

13.03

 

12.03

 

11.03

 

26

Путешествие в зоопарк.

21.03

 

20.03

 

19.03

 

18.03

 

27

В гостях у дятла.

04.04

 

03.04

 

02.04

 

01.04

 

28

Птица в полете (сорока, ворона).

11.04

 

10.04

 

09.04

 

08.04

 

29

Что за служба у собак. Породы собак. Пропорции тела

18.04

 

17.04

 

16.04

 

15.04

 

30

Что за служба у собак. Породы собак. Пропорции тела.

25.04

 

24.04

 

23.04

 

22.04

 

31

Филимоновские свистульки.

02.05

 

01.05

 

30.04

 

29.04

 

32

Роспись игрушек.

09.05

 

08.05

 

07.05

 

06.05

 

33

Сюжетная картина "Весенний мотив".

16.05

 

15.05

 

14.05

 

13.05

 

34

Выставка детских работ, как оформляют картины.

23.05

 

22.05

 

21.05

 

20.05

 

 

Список литературы

1.      Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.

2.      Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. - М., 1994.

3.      Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;

4.      Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев - М.: Эксмо. – 2006;

5.      Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 2001;

6.      Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.

7.      Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.

8.      Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

9.      Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

10.  Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.

11.  Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

 

 

 РАССМОТРЕНО:                                                         СОГЛАСОВАНО:    

 на заседании  МО учителей                                          Заместитель директора

 1-х, 4-х классов «Ступени к мастерству»                    по учебно-воспитательной работе

  _____________ /                                                            ____________    /

  Протокол № 1 от 28.08.2019                                                                                 2019 года