Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.Ф. Маргелова поселка Степной муниципального образования Кавказский район
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педсовета Директор МБОУ СОШ № 10
Протокол № __ от ______________ ___________________________
Приказ № ____ от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"МАТЕМАТИКА В ФОРМАТЕ ГИА"
Классы: 10-11
Срок реализации программы: 2 года
Составитель: учитель математики Шишкалова Ирина Владимировна
2020 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности "Математика в формате ГИА" для учащихся 10 и 11 классов разработана на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования с учетом кодификатора требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по математике и кодификатора элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2020 года.
Реализация данной программы рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов (34 часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе по 1 часу в неделю).
Данная программа является предметно - ориентированной для учащихся 10-11классов при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня и направлена на формирование умений, навыков и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на реализацию познавательных интересов и потребностей учащихся в разных областях человеческой деятельности, на углубление знаний содержания курса математики с целью подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ. Также данная программа внеурочной деятельности углубляет и дополняет изучаемый на уроках материал алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет осуществлять целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня.
Цели программы:
1. Создать условия для формирования, развития и совершенствования у учащихся навыков самоанализа, математической культуры, творческих способностей на основе обобщения, систематизации и углубления полученных базовых математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
2. Сформировать представления о математике как универсальном средстве моделирования явлений и процессов;
3. Качественно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ профильного уровня, к дальнейшему продолжению образования в области математики;
4. Углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, задач из смежных дисциплин, при решении нестандартных задач;
5. Познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;
6. Воспитать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи программы:
1. Развитие интереса к математике и усиление положительной мотивации на изучение предмета;
2. Формирование и совершенствование у учащихся навыков решения задач повышенной сложности в рамках проведения итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ;
3. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности посредством развития логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для продолжения дальнейшего обучения в высших учебных заведениях;
4. Развитие у учащихся умений и навыков проведения анализа, сравнения и обобщения различных математических ситуаций, в том числе возникающих при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности;
5. Формирование навыков работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.
Виды деятельности на занятиях:
лекции, беседы, практические занятия, консультационные занятия, тестирование, самостоятельная работа, работа с тестами и контрольно-измерительными материалами, проведение КДР.
Предполагаемые результаты
При изучении данной программы учащийся получит возможность для:
- повторения и систематизации ранее изученного материала школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
- овладения навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- знакомства и использования на практике нестандартных методов и приёмов решения задач разного уровня сложности;
-повышения уровня своей математической культуры, творческого развития, усиления познавательной активности;
- знакомства с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ.
В процессе обучения учащиеся научатся: преобразовывать числовые и алгебраические выражения разной сложности; решать уравнения высших степеней; решать текстовые задачи, в том числе нестандартные; решать геометрические задачи, в том числе повышенной сложности; строить графики функций, в том числе содержащие модули и параметры; решать уравнения и неравенства, в том числе содержащие модули и параметры.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате успешного изучения курса ученик должен знать:
- алгоритмы решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;
- тригонометрические формулы, формулы свойств степеней и корней, формулы свойств логарифмов;
- методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
- понятие многочлена, приемы разложения многочленов на множители;
- понятие модуля, параметра, методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
- приемы построения графиков элементарных функций, в том числе с модулем и параметром;
- методы решения геометрических задач;
- приемы решения текстовых задач на работу, движение, проценты, смеси и сплавы, концентрацию, пропорциональное деление;
- понятие производной и ее применение;
В результате успешного изучения курса ученик должен уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
- уметь решать различные уравнения, неравенства и их системы различными методами, в том числе содержащие модули и параметры;
- решать уравнения высших степеней;
- уметь выполнять вычисления и преобразования различных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- уметь выполнять действия с функциями и строить графики этих функций, в том числе содержащих модули и параметры;
- уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, решать геометрические задачи;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
|
|
Таблица тематического распределения часов:
№ п/п |
Разделы, темы |
Коли-чество часов |
Форма контроля
|
|||
|
10 класс |
|||||
1. |
Многочлены. Действия с многочленами |
8 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
|||
2. |
Выражения. Преобразование выражений |
6 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
|||
3. |
Решение текстовых задач |
6 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
|||
4. |
Функции, их свойства и графики |
6 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
|||
5. |
Модули и параметры |
7 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
|||
6. |
Итоговое занятие |
1 |
Итоговое тестирование |
|||
|
Всего часов (10 класс) |
34 |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
№ п/п |
Разделы, темы |
Коли-чество часов |
Форма контроля
|
|
11 класс |
||
7. |
Преобразование выражений |
4 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
8. |
Уравнения, неравенства и их системы |
8 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
9. |
Модули и параметры |
7 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
10. |
Производная. Применение производной |
8 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
11. |
Решение геометрических задач |
6 |
Самостоятельная работа. Тестирование |
12. |
Итоговое занятие |
1 |
Итоговое тестирование |
|
Всего часов (11 класс) |
34 |
|
Содержание обучения
10 класс
1. Многочлены. Действия с многочленами ( 8 часов)
Понятие многочлена. Действия с многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Алгоритм Евклида для многочленов. Теорема Безу и ее применение. Схема Горнера и ее применение. Методы решения уравнений с целыми коэффициентами. Решение уравнений высших степеней.
2. Выражения. Преобразование выражений (6 часов)
Преобразование выражений, включающих арифметические операции. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений. Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа.
3. Решение текстовых задач (6 часов)
Решение текстовых задач на движение, совместную работу, проценты, пропорциональное деление, смеси и сплавы, концентрацию.
4. Функции, их свойства и графики (6 часов)
Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций.
5. Модули и параметры (7 часов)
Понятие модуля. Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов. Понятие параметра. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.
6. Итоговое занятие (1 час)
11 класс
7. Преобразование выражений (4 часа)
Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.
8. Уравнения, неравенства и их системы (8 часов)
Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.
9. Модули и параметры (7 часов)
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модули. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.
10. Производная. Применение производной (8 часов)
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной.
Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
11. Решение геометрических задач (6 часов)
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхностей и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхностей и объемов тел вращения.
12. Итоговое занятие (1 час)
Учебно – методическая литература:
1. Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018, 2019 и 2020 года по математике, профильный уровень.
2. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2019 году. Методические указания. Под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко – М.: МЦНПО, 2019.
3. Математика. Профильный уровень. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.В.Ященко - Москва, "Национальное образование", 2019.
4. Я сдам ЕГЭ! Математика. Методика подготовки. Профильный уровень. - Ященко И.В., Шестаков С.А., Москва, "Просвещение", 2017.
5. Я сдам ЕГЭ! Математика. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Профильный уровень. - Ященко И.В., Шестаков С.А., Москва, "Просвещение", 2017.
6. Задания для подготовки к ЕГЭ – 2010 / Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2010.
7. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ – 2011 по математике / Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2011.
8. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2008.
9. Математика. Подготовка к ЕГЭ - 2019: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Калабухова. -Ростов-на-Дону: Легион-М,2019.
10. Семёнов А.Л., Ященко И.В. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки к
ЕГЭ / Под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2019.
11. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10 класса средней школы /И. Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1989.
12. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11класса средней школы / И. Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1991.
13.Сукманюк В.Н. Решение задач с параметрами (метод «графический-классический» 10-11 класс): учеб.пособ. Краснодар: Просвещение-Юг, 2010 г.
14. Сукманюк В.Н. Решение задач с параметрами (метод «занавески»): учеб. Пособие. – Краснодар: ККИДППО, 2010 г.
15. Сукманюк В.Н. Решение задач с параметрами (метод «каркас функции»): учеб. Пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010 г.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.fipi.ru
2. http://www.mathege.ru
3. http://www.reshuege.ru
4. http://www.100ege.ru
5. http://www.uztest.ru
6. http://www.alexlarin.net
7. http://www.4ege.ru
Календарно-тематическое планирование
учебного материала внеурочной деятельности
«Математика в формате ГИА»
№ заня-тия |
№ раз-дела |
Разделы, темы |
Коли-чество часов |
Примерные даты проведения |
10 класс
|
||||
|
1. |
Многочлены. Действия с многочленами |
8 |
|
1 |
|
Понятие многочлена. Действия над многочленами. Корни многочлена |
1 |
сентябрь |
2 |
|
Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения |
1 |
сентябрь |
3 |
|
Алгоритм Евклида для многочленов |
1 |
сентябрь |
4 |
|
Теорема Безу и ее применение |
1 |
сентябрь |
5 |
|
Схема Горнера и ее применение |
1 |
октябрь |
6 |
|
Методы решения уравнений с целыми коэффициентами |
1 |
октябрь |
7 |
|
Решение уравнений высших степеней |
1 |
октябрь |
8 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
октябрь |
|
2. |
Выражения. Преобразование выражений |
6 |
|
9 |
|
Преобразование выражений, содержащих арифметические операции |
1 |
ноябрь |
10 |
|
Сокращение алгебраических дробей |
1 |
ноябрь |
11 |
|
Преобразование рациональных выражений |
1 |
ноябрь |
12 |
|
Преобразование выражений, содержащих операцию возведения в степень |
1 |
ноябрь |
13 |
|
Преобразование выражений, содержащих корни натуральной степени |
1 |
декабрь |
14 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
декабрь |
|
3. |
Решение текстовых задач |
6 |
|
15 |
|
Решение текстовых задач на движение |
1 |
декабрь |
16 |
|
Решение текстовых задач на совместную работу |
1 |
декабрь |
17 |
|
Решение текстовых задач на проценты |
1 |
январь |
18 |
|
Решение текстовых задач на пропорциональное деление |
1 |
январь |
19 |
|
Решение текстовых задач на смеси и концентрацию |
1 |
январь |
20 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
февраль |
|
4. |
Функции, их свойства и графики |
6 |
|
21 |
|
Элементарные функции, их свойства и графики |
1 |
февраль |
22 |
|
Тригонометрические функции, их свойства и графики |
1 |
февраль |
23 |
|
Преобразование графиков функций |
1 |
февраль |
24 |
|
Функции у=f(|x|) и у= |f(х)|, их свойства и графики |
1 |
март |
25 |
|
Построение графиков функций |
1 |
март |
26 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
март |
|
5. |
Модули и параметры |
7 |
|
27 |
|
Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и систем с модулем |
1 |
апрель |
28 |
|
Метод интервалов |
1 |
апрель |
29 |
|
Понятие параметра |
1 |
апрель |
30 |
|
Решение простейших уравнений им неравенств, содержащих параметр |
1 |
апрель |
31 |
|
Аналитические и графические приемы решения задач с модулем |
1 |
май |
32 |
|
Аналитические и графические приемы решения задач с параметром |
1 |
май |
33 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
май |
|
6. |
Итоговое занятие |
1 |
|
34 |
|
Итоговое тестирование |
1 |
май |
|
|
11 класс
|
|
|
|
7. |
Преобразование выражений (4 часа)
|
4 |
|
1 |
|
Преобразование показательных выражений |
1 |
сентябрь |
2 |
|
Преобразование логарифмических выражений |
1 |
сентябрь |
3 |
|
Преобразование тригонометрических выражений |
1 |
сентябрь |
4 |
|
Преобразования степенных и иррациональных выражений |
1 |
сентябрь |
|
8. |
Уравнения, неравенства и их системы |
8 |
|
5 |
|
Различные способы решения дробно- рациональных уравнений, неравенств и их систем |
1 |
октябрь |
6 |
|
Различные способы решения иррациональных уравнений, неравенств и их систем |
1 |
октябрь |
7 |
|
Различные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств и их систем |
1 |
октябрь |
8 |
|
Различные способы решения показательных уравнений, неравенств и их систем |
1 |
октябрь |
9 |
|
Различные способы решения логарифмических уравнений, неравенств и их систем |
1 |
ноябрь |
10 |
|
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств |
1 |
ноябрь |
11 |
|
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств |
1 |
ноябрь |
12 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
ноябрь |
|
9. |
Модули и параметры
|
7 |
|
13 |
|
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модули |
1 |
декабрь |
14 |
|
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модули |
1 |
декабрь |
15 |
|
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры |
1 |
декабрь |
16 |
|
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры |
1 |
декабрь |
17 |
|
Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром |
1 |
январь |
18 |
|
Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром |
1 |
январь |
19 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
январь |
|
10. |
Производная. Применение производной
|
8 |
|
20 |
|
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной |
1 |
февраль |
21 |
|
Производная сложной функции. |
1 |
февраль |
22 |
|
Нахождение производных сложных функций |
1 |
февраль |
23 |
|
Применение производной к исследованию функций и построению графиков |
1 |
февраль |
24 |
|
Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы |
1 |
март |
25 |
|
Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы |
1 |
март |
26 |
|
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах |
1 |
март |
27 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
апрель |
|
11. |
Решение геометрических задач (6 часов)
|
6 |
|
28 |
|
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника |
1 |
апрель |
29 |
|
Нахождение площадей фигур |
1 |
апрель |
30 |
|
Углы в пространстве. Расстояния в пространстве |
1 |
апрель |
31 |
|
Вычисление площадей поверхностей и объемов многогранника |
1 |
май |
32 |
|
Вычисление площадей поверхностей и объемов тел вращения |
1 |
май |
33 |
|
Самостоятельная работа, тестирование |
1 |
май |
|
12. |
Итоговое занятие |
1 |
|
34 |
|
Итоговое тестирование |
1 |
май |
|
|
Всего часов (за 11 класс)
|
34 |
|
|
|
Всего часов (за два года обучения)
|
68 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.