«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ,
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ
«РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА»
УКП «РДБ»
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол от 29.08.2019 № 1 |
УТВЕРЖДЕНА приказом ГОУ РК "РЦО" от 30.08.2019 № 01-12/169 |
|
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир информатики»
Направление - Общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся – 7 – 9 класс
Срок реализации программы – 1 год
Составители: Мазанова Ольга Юрьевна, к.п.н., учитель информатики
г. Сыктывкар
2019 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир информатики» Лозымского филиала и УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577);
Программа разработана с учётом:
- СанПиН 2,4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г, № 189,зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011 г. № 199993);
- учебного плана внеурочной деятельности для 7 классов;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность, которая предназначена помочь учащимся освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Новизна, актуальность курса заключается в выраженной практической направленности, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Освоение знаний и способов создания компьютерной графики и анимации осуществляется в ходе разработки учениками своих проектов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью индивидуальных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения. Изучение курса может способствовать проявлению индивидуальности, творческих способностей учащихся, их успешному участия в конкурсах данной направленности.
Цель программы: формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) и сети Интернет.
Задачи:
1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
2. Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач;
3. Формирование информационной и алгоритмической культуры;
4. Развитие умения осуществлять совместную деятельность при выполнении проектов;
5. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
6. Формирование навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В реализации данной программы внеурочной деятельности участвуют учащиеся 7 - 9 классов.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 17 часов (по 0,5 часа в неделю). В виду специфики организации обучения в Лозымском филиале и УКП «РДБ» занятия проводятся 1 раз в 2 недели (по 1 часу) согласно утверждённому расписанию.
Формы организации учебных занятий: беседа, обсуждение, игра, демонстрация обучающего фильма, презентации, практическое занятие, конкурс, викторина, работа над проектом, его демонстрация и защита.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, наблюдение за демонстрацией учителя, индивидуальная работа, работа в группе.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
2. Планируемые результаты
Обучение учащихся по программе направлено на достижение личностных и метапредметных результатов освоения содержания.
В результате изучения выпускник научится:
· представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
· работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
· использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты.
Выпускник получит возможность:
· познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
· создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
· критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
· уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
· осмысление мотивов своих действий при выполнении проектных заданий с жизненными ситуациями.
Метапредметные результаты
· освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
· формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
· оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
· поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· создание медиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
· подготовка выступления.
Способ оценки уровня достижения планируемых результатов: самоконтроль и самооценка, наблюдение, выполнение практических работ, участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Персональный компьютер как незаменимый друг и помощник современного человека (2 часа)
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера, их функции и основные характеристики. Стандартные программы. Общие сведения о Microsoft Offiсe. Состав и функции программного обеспечения. (День программиста, День рождения смайлика)
Тема 2. Знакомство с формальными исполнителями. (2 часа)
Учебные исполнители: Робот, Чертежник. Моделирование в среде компьютерных исполнителей
Тема 3. Применение прикладного программного обеспечения для создания графических объектов (4 часа)
Общие сведения о программе Microsoft Paint. Создание растровых изображений. Создание изображений (7 класс-растровых, 8 класс – в среде Чертежник, 9 класс – диаграммы в электронных таблицах) Редактирование готовых изображений.
Всемирный День информации, Международный День защиты информации
Моделирование составных документов. Творческий проект: Поздравительная открытка к новому году. День информатики
Тема 4. Творческие текстовые проекты как форма обработка текстовой информации (4 часа)
Общие сведения о программе Блокнот, редакторе Microsoft World. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технология создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Моделирование составных документов: включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. День безопасного Интернета. Творческий проект: День компьютерщика. Моделирование составных документов. Творческий проект: Поздравительная открытка к 8 марта
Тема 5. Создание мультимедийных продуктов (4 часа)
Общие сведения о программе Power Point. Создание презентации. Творческий проект: День Интернета. Эффект анимации, звука. Творческий проект: Пасха. Гиперссылки. Творческий проект: 1 мая, 9 мая. Общие сведения о программе Publisher. Творческий проект: шпаргалка по информатике
4. Тематическое планирование
Учебная неделя |
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма проведения занятия |
|
1. Персональный компьютер как незаменимый друг и помощник современного человека |
2 |
|
|
1 нед. |
1. |
Стандартные программы. Общие сведения о Microsoft Offiсe |
1 |
беседа, презентация, практическое занятие |
3 нед. |
2. |
Проведение викторины на состав и функции программного обеспечения. (День программиста, День рождения смайлика) |
1 |
беседа, обсуждение, игра, викторина |
|
2. Знакомство с формальными исполнителями. |
2 |
|
|
5 нед. |
3. |
Использование формальных исполнителей Робот, Чертежник в неформальных ситуациях |
1 |
презентации, практическое занятие |
7 нед. |
4. |
Моделирование в среде формальных исполнителей |
1 |
беседа, практическое занятие |
|
3. Применение прикладного программного обеспечения для создания графических объектов |
4 |
|
|
9 нед. |
5. |
Общие сведения о прикладных программах, графических редакторах, программе Microsoft Paint. Создание растровых изображений на заданную тему. |
1 |
беседа, презентация, практическое занятие |
12 нед. |
6. |
Создание изображений для иллюстраций творческих работ обучающихся (7 класс-растровых, 8 класс – в среде Чертежник, 9 класс – диаграммы в электронных таблицах) |
1 |
практическое занятие |
14 нед. |
7. |
Редактирование готовых изображений. Подготовка творческой работы для участия в конкурсе, посвященному Всемирному Дню информации, Международному Дню защиты информации |
1 |
беседа, обсуждение, работа над проектом «Защита информации» |
16 нед. |
8. |
Подготовка творческого проекта: Поздравительная открытка к новому году. Конкурс проектов, приуроченных к Дню информатики |
1 |
практическое занятие, конкурс |
|
4. Творческие текстовые проекты как форма обработка текстовой информации |
4 |
|
|
18 нед. |
9. |
Использование прикладного программного обеспечения для обработки текстовой информации. |
1 |
беседа, презентация, практическое занятие |
20 нед. |
10. |
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов для оформления выставки День безопасного Интернета |
1 |
практическое занятие, демонстрация обучающего фильма, конкурс |
22 нед. |
11. |
Моделирование составных документов. Творческий проект: День компьютерщика. |
1 |
работа над проектом, его демонстрация и защита. |
24 нед. |
12. |
Моделирование составных документов. Творческий проект: Поздравительная открытка к 8 марта |
1 |
работа над проектом, его демонстрация и защита. |
|
5. Создание мультимедийных продуктов |
5 |
|
|
26 нед. |
13. |
Новые возможности редактора презентаций Power Point |
1 |
беседа, презентация, практическое занятие |
28 нед. |
14. |
Создание презентации. Творческий проект: День Интернета |
1 |
работа над проектом, его демонстрация и защита. |
30 нед. |
15. |
Эффект анимации, звука. Творческий проект: Пасха |
1 |
работа над проектом, его демонстрация и защита. |
32 нед. |
16. |
Гиперссылки. Творческий проект: 1 мая, 9 мая |
1 |
работа над проектом, его демонстрация и защита. |
34 нед. |
17. |
Общие сведения о программе Publisher. Творческий проект: шпаргалка по информатике. |
1 |
беседа, презентация, практическое занятие работа над проектом, его демонстрация и защита. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.