Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Оценка 4.9
docx
биология +2
5 кл
10.02.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
РП Мир вокруг нас ФГОС.docx

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Личностные результаты:

  • сформированная внутренняя позиция школьника;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение;
  • способность к моральной децентрации;
  • самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля;
  • уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки  взаимодействия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • знание об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
  • умение учитывать позицию собеседника (партнёра);
  • умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.

Предметными результатами являются умения:

Обучающиеся смогут:

·       раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;

·       обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

·       прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

·       смоделировать экологическую ситуацию;

·       приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

·       аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

·       взаимодействовать в группах;

·       находить необходимую информацию на различных носителях;

·       демонстрировать результаты своей работы;

·       соблюдать правила поведения в природе.

 

Содержание программы (5-7 класс)

Введение – 4 часа

Введение в экологическое краеведение. Цель и задачи курса. Предмет экологического краеведения.

Краткая характеристика своего населённого пункта. Особенности географического положения и природы д. Береговая. Топонимика. Хозяйственная деятельность населения. Важные природные и антропогенные объекты нашего села.

Исследовательская работа в природе, формы и методы. Экологический мониторинг, его цели и задачи. Виды и методы биоиндикации.

Практикум и проекты.

Экскурсия №1 «Разнообразие природы родного края»

Темы исследований:  1. Топонимика родного села.

                                    2. Составление картосхемы  села.

                                    3. Важные природные объекты села.

Раздел 1. Осенний сезон исследований – 7 часов

Метеорологические явления осени. Продолжительность дня. Температура воздуха и её влияние на жизнь растений и животных. Организация метеорологических и фенологических наблюдений. Анализ многолетних осенних метеорологических и фенологических наблюдений на территории нашего села.

Растения села. Древесно – кустарниковая растительность, её разнообразие и экологическое состояние. Осень в жизни растений и животных. Фотопериодические явления в жизни растений села.

Методы экологического мониторинга состояния растительности населённого пункта. Анализ данных исследований экологического состояния растительности за несколько лет.

Водоёмы села: естественные и искусственные. Число и расположение природных водоёмов на территории наших деревень (Смолино, Береговая, Смирновка). Их происхождение и использование населением.

Методы экологического мониторинга воды. Экологическое состояние водоёмов села. Анализ данных исследований экологического состояния водоёмов села за несколько лет.

Практикум и проекты.

Экскурсия №2 «Осенние явления в жизни растений и животных села».

Практическая работа №1 «Оформление дневника метеорологических и фенологических наблюдений».

Темы исследований:  

1. Составление кадастра древесно – кустарниковой растительности села. Оформление фотоальбома.

2. Оценка экологического состояния древостоя  села.

3. Определение качества воды из разных водоёмов и источников села.   

Раздел 2. Зимний сезон исследований – 10 часов

Метеорологические явления зимы. Зима в жизни растений и животных. Анализ многолетних метеорологических и фенологических наблюдений на территории села.

Экологическое состояние воздуха села. Источники загрязнения воздуха. Методы экологического мониторинга воздуха. Биоиндикация  загрязнения воздуха по состоянию хвойных растений. Лишайники на территории нашего села.  Лихеноиндикация. Запылённость воздуха и его исследование. Снег как индикатор чистоты воздуха. Влияние на состояние воздуха предприятий села и автотранспортной нагрузки. Исследовательские работы по состоянию воздуха села. Анализ данных исследований экологического состояния воздуха  за несколько лет.

Шумовое загрязнение своего населённого пункта. Источники шума, его влияние на живые организмы. Методы мониторинга шумового загрязнения.

Практикум и проекты.

Экскурсия №3  «Зимние явления в жизни растений и животных села».

Темы исследований: 

1. Биодиагностика чистоты воздуха по состоянию хвойных растений села.           

2. Изучение влияния на состояние воздуха предприятий села (на примере работы котельной ЖКХ).

3. Определение шумового загрязнения в различных пунктах села.

Раздел 3. Весенний сезон исследований – 8 часов

Метеорологические явления весны. Весна в жизни растений и животных. Анализ многолетних метеорологических и фенологических наблюдений на территории села.

Раннецветущие растения  окрестностей села.

Орнитофауна села. Многообразие и видовое разнообразие птиц на территории населённых пунктов Берегового сельского поселения. Методы изучения и учёта птиц. Анализ данных исследований орнитофауны села за несколько лет.

Почвы села. Типы почв на территории села. Методы  экологического мониторинга почвы. Растения – биоиндикаторы почвы, индикаторы плодородия, водного режима, кислотности почвы. Анализ данных  исследований экологического состояния почвы за несколько лет.

Практикум и проекты.

Экскурсия №4  «Весенние  явления в жизни растений и животных села».

Темы исследований: 

1. Исследование раннецветущих растений села. Оформление фотоальбома.             

2. Изучение орнитофауны села.  Оформление фотоальбома.

Раздел 4. Экологические проблемы села – 3 часа

Экологические проблемы села, связанные с хозяйственной деятельностью.

Влияние сельского хозяйства на экологическое  состояние природной среды.                           Проблемы мусора и его утилизация на территории села. Анализ  данных состояния проблемы мусора в селе за несколько лет.

Влияние весеннего пала (сжигания сухой травы) на живые организмы. Лесные пожары, их виды, причины и профилактика.  Методы экологического мониторинга  кострищ и свалок. Анализ данных по числу и причинам пожаров на территории наших деревень за последние  годы.

Практикум и проекты.

Темы исследований: 

1. Влияние весеннего пала на видовой состав луговой растительности.         

2. Оценка состояния загрязнённости территории села твёрдыми бытовыми отходами.

3. Исследование состояния проблемы утилизации мусора в селе.       

Раздел 5. Заключение – 3 часа

Летние экологические исследования. Подготовка к защите исследовательских работ: составление доклада и презентации.

Темы исследований:  

1. Составление кадастра травянистых растений села. Оформление фотоальбома.

2. Изучение наземных беспозвоночных  животных села. Оформление фотоальбома.

3. Гидробиологические исследования пруда.

4. Фаунистическая биоиндикация почвы. Учёт численности дождевых червей на различных участках.

5. Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации.

Тематическое планирование

Раздет, тема

Всего часов

Экскурсии

1. Введение

4

1

2. Осенний сезон исследований

7

1

3. Зимний сезон исследований

10

1

4. Весенний сезон исследований

8

1

5. Экологические проблемы села

5

-

6. Заключение

2

-

Итого

34

4

 

 

 

 

 

Содержание программы (8-9 класс)

Введение – 4 часа

Экологическое краеведение. Цель и задачи курса.

Краткая характеристика своего населённого пункта. Особенности географического положения и природы д. Береговая. Топонимика. Хозяйственная деятельность населения. Важные природные и антропогенные объекты нашего села.

Исследовательская работа в природе, формы и методы. Экологический мониторинг, его цели и задачи. Виды и методы биоиндикации.

Практикум и проекты.

Экскурсия №1 «Разнообразие природы родного края»

Темы исследований:  1. Топонимика родного села.

                                    2. Составление картосхемы Берегового поселения.

                                    3. Антропогенное воздействие на природу села.

Раздел 1. Осенний сезон исследований – 7 часов

Метеорологические явления осени. Продолжительность дня. Температура воздуха и её влияние на жизнь растений и животных. Метеорологические и фенологические наблюдений. Анализ многолетних осенних метеорологических и фенологических наблюдений на территории нашего села.

Растения села. Древесно – кустарниковая растительность, её разнообразие и экологическое состояние. Фотопериодические явления в жизни растений села.

Методы экологического мониторинга состояния растительности населённого пункта. Анализ данных исследований экологического состояния растительности за несколько лет.

Водоёмы села: естественные и искусственные. Число и расположение природных водоёмов на территории наших деревень (Смолино, Береговая, Смирновка). Их происхождение и использование населением.

Методы экологического мониторинга воды. Экологическое состояние водоёмов села. Анализ данных исследований экологического состояния водоёмов села за несколько лет.

Практикум и проекты.

Экскурсия №2 «Осенние явления в жизни природных объектов села».

Практическая работа №1 «Оформление дневника метеорологических и фенологических наблюдений».

Темы исследований: 

1. Составление кадастра древесно – кустарниковой растительности села.

2. Экологического состояния растительного мира села.

3. Анализ качества воды водоёмов и источников села.   

4. Биологическое тестирование воды с использованием кресс-салата.

Раздел 2. Зимний сезон исследований – 10 часов

Зима в жизни растений и животных. Метеорологические явления зимы. Анализ многолетних метеорологических и фенологических наблюдений на территории села.

Экологическое состояние воздуха села. Источники загрязнения воздуха. Методы экологического мониторинга воздуха. Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию хвойных растений. Лишайники на территории нашего села.  Лихеноиндикация. Запылённость воздуха и его исследование. Снег как индикатор чистоты воздуха. Влияние на состояние воздуха предприятий села и автотранспортной нагрузки. Исследовательские работы по состоянию воздуха села. Анализ данных исследований экологического состояния воздуха  за несколько лет.

Шумовое загрязнение своего населённого пункта. Источники шума, его влияние на живые организмы. Методы мониторинга шумового загрязнения.

Практикум и проекты.

Экскурсия №3  «Зимние явления в жизни растений и животных села».

Темы исследований: 

1. Биодиагностика чистоты воздуха по состоянию хвойных растений села.           

2. Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ от автотранспорта на территории села.

3. Определение шумового загрязнения в различных пунктах села.

Раздел 3. Весенний сезон исследований – 8 часов

Метеорологические явления весны. Весна в жизни растений и животных. Анализ многолетних метеорологических и фенологических наблюдений на территории села.

Орнитофауна села. Многообразие и видовое разнообразие птиц на территории населённых пунктов Берегового сельского поселения. Методы изучения и учёта птиц. Анализ данных исследований орнитофауны села за несколько лет.

Почвы села. Типы почв на территории села. Методы  экологического мониторинга почвы. Растения – биоиндикаторы почвы, индикаторы плодородия, водного режима, кислотности почвы. Анализ данных  исследований экологического состояния почвы за несколько лет.

Практикум и проекты.

Экскурсия №4  «Весенние  явления в жизни растений и животных села».

Темы исследований: 

1. Изучение орнитофауны села.  Оформление фотоальбома.

2. Фитоиндикация почв села по преобладающей растительности.     

3. Определение экологического состояния почв родного села.  

Раздел 4. Экологические проблемы села – 3 часа

Экологические проблемы села, связанные с хозяйственной деятельностью.

Влияние сельского хозяйства на экологическое состояние природной среды.                           Проблемы мусора и его утилизация на территории села. Анализ  данных состояния проблемы мусора в селе за несколько лет.

Влияние весеннего пала (сжигания сухой травы) на живые организмы. Лесные пожары, их виды, причины и профилактика.  Методы экологического мониторинга  кострищ и свалок. Анализ данных по числу и причинам пожаров на территории наших деревень за последние  годы.

Практикум и проекты.

Темы исследований: 

1. Влияние сельского хозяйства на природу родного села.         

2. Оценка состояния загрязнённости территории села твёрдыми бытовыми отходами.

3. Исследование состояния проблемы утилизации мусора в селе.       

Раздел 5. Заключение – 3 часа

Летние экологические исследования. Подготовка к защите исследовательских работ: составление доклада и презентации.

Темы исследований:  

1. Составление кадастра травянистых растений села. Оформление фотоальбома.

2. Изучение наземных беспозвоночных  животных села. Оформление фотоальбома.

3. Гидробиологические исследования пруда.

4. Фаунистическая биоиндикация почвы. Учёт численности дождевых червей на различных участках.

5. Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации.

Тематическое планирование

Раздет, тема

Всего часов

Экскурсии

1. Введение

4

1

2. Осенний сезон исследований

7

1

3. Зимний сезон исследований

10

1

4. Весенний сезон исследований

8

1

5. Экологические проблемы села

5

-

6. Заключение

2

-

Итого

34

4

 


 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Содержание программы (5-7 класс)

Содержание программы (5-7 класс)

Оценка экологического состояния древостоя села

Оценка экологического состояния древостоя села

Изучение орнитофауны села. Оформление фотоальбома

Изучение орнитофауны села. Оформление фотоальбома

Содержание программы (8-9 класс)

Содержание программы (8-9 класс)

Раздел 2. Зимний сезон исследований – 10 часов

Раздел 2. Зимний сезон исследований – 10 часов

Экологические проблемы села, связанные с хозяйственной деятельностью

Экологические проблемы села, связанные с хозяйственной деятельностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022