Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей №2
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО МОУ-Лицей №2 ____________________ ____________________ Протокол №____ от «____»____________2019 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МОУ-Лицей №2 по ВР Григорьева Н.В. _____________________
«____»___________ 2019 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ-Лицей №2 Акимова Л.В. ______________________ Приказ №__________ от
«____»___________ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
________________Объединение «Юные инспектора движения» _________________
название
___________________________________________4 А______________________________________________
указание классов, где реализуется рабочая программа
______________________________Медведюк Ирина Сергеевна______________________________
фамилия, имя и отчество учителя, составителя рабочей программы, квалификационная категория
______________________________________2019 – 2020__________________________________________
год разработки рабочей программы
___________________________________________1 год_____________________________________________
сроки реализации рабочей программы
Рассмотрено на заседании педагогического совета. Протокол №______ от «_______»_________________2019 г.
|
2019 - 2020 учебный год
г.Саратов
1. Пояснительная записка
Направленность программы «ЮИД. Юные инспектора движения» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации — годичной подготовки.
Новизна программы состоит в том, что важной составляющей здоровье сберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
Актуальность программы обусловлена тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения – индивидуальность, доступность, преемственность;
- формах и методах обучения – слайд-лекции, практикумы, выполнение проектов, исследовательская работа, олимпиады
- методах контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализ результатов конкурсов;
- средства обучения – тетрадь, тесты, видеофильмы, компьютер, мультимедийные презентации.
Цели программы:
· помочь воспитанникам усвоить требования Правил дорожного движения Российской Федерации,
· выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения.
· воспитать ответственного и активного агитатора безопасности дорожного движения.
Задачи:
· повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
· обучить воспитанников грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
· оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
· развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
· способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
· воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
· вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 12 лет. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, участие в работе агитбригады, шефская работа и многое другое, - вот именно то, что способствует социализации подростка и позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности.
Сроки реализации образовательной программы 1 год (34 часа). Режим занятий: 1 час в неделю, продолжительность одного занятия – 45 минут.
Формы занятий:
- по количеству детей – коллективная, индивидуальная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, практикум, олимпиада, мастерская, эксперимент;
- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКий ПЛАН.
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Количество часов всего |
Из них |
|
|
аудиторные |
внеаудиторные |
|
|||
1 |
Основные понятия и термины ПДД |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» |
1 |
1 |
0 |
|
3 |
Выступление ЮИД |
1 |
0 |
1 |
|
4 |
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения |
2 |
2 |
0 |
|
5 |
Азбука дорожной безопасности |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Рейды на перекрёсток |
7 |
0 |
7 |
|
7 |
Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
Участие в акциях. |
2 |
0 |
2 |
|
9 |
Первая мед. помощь при ДТП |
3 |
2 |
1 |
|
10 |
Викторина «Кто лучше знает ПДД» |
1 |
1 |
0 |
|
11 |
Правила дорожного движения – наши друзья |
5 |
4 |
1 |
|
12 |
Практическое занятие по вождению велосипеда |
2 |
0 |
2 |
|
13 |
Викторины, игры, разгадывание и составление кроссвордов по ПДД |
3 |
3 |
0 |
|
14 |
Закрепление знаний о ПДД |
1 |
0 |
1 |
|
34 часа |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема № 1-2. Основные понятия и термины ПДД.
Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Тема № 3. Подготовка агитбригады «Безопасное колесо»
Повторить правила поведения на дороге.
Тема № 4. Выступление ЮИД
Тема № 5-6. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
Тема № 7-8. Азбука дорожной безопасности.
Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
Тема № 9-10. Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей.
Тема № 11-12. Рейд на перекрёсток «За безопасность движения»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей.
Тема № 13. Рейд на перекрёсток «Всегда ли пешеход помнит о светофоре?» .
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей.
Тема № 14-15. Закрепление знаний о ПДД.
Изучение типичных опасных дорожных ситуаций. Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом – опасность для пешехода-нарушителя. Аварийные ситуации для пешеходов и транспортных средств.
Создание аварийных ситуаций по причине заноса транспортного средства, неожиданного падения пешехода, плохой видимости. Невозможность мгновенной остановки автомобиля.
Тема № 16. Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации.
Дорожные знаки – символы, устанавливаемые на дорогах для ориентирования участников дорожного движения в сложной обстановке. Группы дорожных знаков. Первые дорожные знаки. Современные дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, сервиса, информационно-указательные, дополнительной информации.
Тема № 17. Правила дорожного движения.
Выполнение ПДД – долг каждого человека. Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим участникам дорожного движения, дисциплинированностью Повышение культуры – источник снижения аварийности. Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних нарушителей ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Тема № 18. Акция «Берегись автомобиля!».
Оформление выставки рисунков по ПДД.
Тема № 19. «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!».
Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок, гаражей.
Повторить о правилах поведения на дороге в зимний период
Тема № 20. Травмы. Виды травм, их классификация.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Тема № 21. Первая мед. помощь при ДТП. Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема № 22. Для чего нужно знать статистику травматизма.
Наиболее распространенные виды ДТП с участием детей: переход в неустановленном месте неожиданный выход из-за предметов, закрывающих обзор пешехода и водителя; переход на запрещающий сигнал светофора, нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Разбор конкретных ДТП с участием детей и подростков.
Детский дорожно-транспортный травматизм. Экономические потери государства. Моральный ущерб, причиненный родителям, родственникам, друзьям. Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия ДТП – наступившая инвалидность, потеря зрения. Наиболее аварийное время. Разбор конкретных ДТП с использованием статистики ГИБДД региона проживания учащихся.
Тема № 23. Викторина «Кто лучше знает ПДД».
Повторение знаний по ПДД
Тема № 24. Правила дорожного движения – наши друзья.
Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть хорошо видимым для водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге: дождь, снег, туман, метель, сумерки. Переход дороги близко от объектов, мешающих обзору.
Ограничение обзора дороги у детей с суженным полем зрения и носящих очки. Необходимость выработки компенсирующего навыка более частого и тщательного поворота головы у детей с такими особенностями зрения.
Яркая одежда и светоотражающие значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода.
Тема № 25. Светофор – мой друг.
Из истории создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование. Пешеходные светофоры. Светофор с мигающим желтым сигналом. Сколько стоит светофор. Подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Сигналы регулировщика.
Тема № 26. Элементы улиц и дорог.
Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы, пассажиры, водители – как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Тема № 27. Правила пользования общественным транспортом.
Для пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая, как и для пешеходов, существуют особые обязанности, которые следует всегда помнить и выполнять.
Виды общественного транспорта. Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила ожидания прибытия общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Поведение в салоне. Правила ожидания транспорта зимой. Возможные последствия посадки в переполненный салон и движения с открытой дверью Спешка при посадке. Действия при пожаре автобуса.
Тема № 28. Значение дорожной разметки.
Познакомить с дорожной разметкой и её значением для пешеходов и водителей.
Тема № 29-30. Практическое занятие по вождению велосипеда.
Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.
Препятствия:
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Тема № 31. Викторина «Светофор».
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 32. Познавательная игра «Перейди улицу».
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 33. Разгадывание и составление кроссвордов по ПДД.
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 34. Закрепление знаний о ПДД.
Повторить правила поведения на дороге
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Воспитанник будет знать:
· основные понятия и термины из Правил дорожного движения РФ;
· общие положения Правил дорожного движения РФ;
· правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
· правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
· правила поведения детей при перевозке.
Воспитанник будет уметь:
· правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
· пользоваться общественным транспортом;
· самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи
· участия в конкурсах, соревнованиях;
· умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
· взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Программа предусматривает достижение 1 уровня результатов.
Итоги реализации программы могут быть представлены через участие в слетах отрядов «ЮИД» образовательных учреждений района. |
Личностные и метапредметные результаты
результаты |
формируемые умения |
средства формирования |
личностные |
формировании у детей мотивации к обучению. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания. |
организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
||
регулятивные |
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные |
· умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. · добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. |
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникативные |
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). · умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; · с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
||
1 |
Основные понятия и термины ПДД |
|
|
2 |
Основные понятия и термины ПДД |
|
|
3 |
Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» |
|
|
4 |
Выступление ЮИД |
|
|
5
|
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения |
|
|
6 |
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения |
|
|
7 |
Азбука дорожной безопасности |
|
|
8 |
Азбука дорожной безопасности |
|
|
9 |
Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!» |
|
|
10 |
Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!» |
|
|
11
|
Рейд на перекрёсток «За безопасность движения» |
|
|
12 |
Рейд на перекрёсток «За безопасность движения» |
|
|
13 |
Рейд на перекрёсток «Всегда ли пешеход помнит о светофоре?» |
|
|
14 |
Закрепление знаний о ПДД |
|
|
15 |
Закрепление знаний о ПДД |
|
|
16 |
Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации |
|
|
17 |
Правила дорожного движения |
|
|
18 |
Акция «Берегись автомобиля!» |
|
|
19 |
«Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!» |
|
|
20 |
Травмы. Виды травм, их классификация |
|
|
21 |
Первая мед. помощь при ДТП |
|
|
22 |
Для чего нужно знать статистику травматизма |
|
|
23 |
Викторина «Кто лучше знает ПДД» |
|
|
24 |
Правила дорожного движения – наши друзья |
|
|
25 |
Светофор – мой друг |
|
|
26 |
Элементы улиц и дорог |
|
|
27 |
Правила пользования общественным транспортом |
|
|
28 |
Значение дорожной разметки
|
|
|
29 |
Практическое занятие по вождению велосипеда |
|
|
30 |
Практическое занятие по вождению велосипеда |
|
|
31 |
Викторина «Светофор» |
|
|
32
|
Познавательная игра «Перейди улицу» |
|
|
33 |
Разгадывание и составление кроссвордов по ПДД |
|
|
34
|
Закрепление знаний о ПДД |
|
|
Всего |
34 ч. |
|
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
CD и DVD диски:
1. Правила дорожного движения для школьников.
2. Безопасность на улицах и дорогах.
3. Чрезвычайные приключения Юли и Ромы.
4. Улица полна неожиданностей
5. Травматизм. Правила оказания первой помощи.
7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
3. «Добрая дорога детства» 2003-2005 гг
4. Жук Л.И. Защитим детство. - Оригинал маркет. 2001.- 127 с.
5. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
6. Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006
7. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.