Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Оценка 4.7
doc
06.11.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
РП Зеленая лаборатория.doc

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии

 «Зеленая лаборатория» для учащихся 5 класса

АВТОР: Смолина Ирина Владимировна

Пояснительная записка

Программа «Зеленая лаборатория» является программой факультативного курса, направленная на развитие предметных и метапредметных знаний и умений обучающихся. Она соответствует целям ФГОС ООО и расширяет не столько предметные знания, сколько метапредметные умения, основанные на использовании универсальных учебных действий.

Новизнойпрограммы состоит в том, она направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отрабатыватьспециальные и универсальные учебные умения в практической деятельности,самостоятельно применять полученные знания на практике в полевых условиях, помочь школьникам успешно участвовать в предметных неделях, учебных исследованиях и проектах, научно-практических конференциях и олимпиадах различного уровня. Главная ценность данного курса деятельностный подход в обучении и разнообразные формы проведения занятий(лабораторные работы и практические опыты, экскурсии добавить новыми).

Кроме того, данный курс формирует базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии и готовит учащихся к изучению биологии в 6-7 классах, и формирует устойчивый познавательный интерес к науке, закладывает основы жизненно важных учебных компетенций. У учеников есть прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость, а значит, посвятить себя в будущем именно биологии. Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» должна не только, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету,

Цель и задачи изучения данного факультативного курса.

Цель курса: расширение кругозора  учащихся,активизация их познавательной деятельности, развитие  практических навыков работы с различными приборами, освоениеосновных методов изучения биологии.

Задачи: - познакомить школьников с историей становления методов биологических исследований;

- освоить алгоритм проведения биологического эксперимента;

- сформировать практические навыки работы с микроскопом и другим лабораторным оборудованием;

-  освоить алгоритм проведения учебного исследования.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмови установления связи человека с ним.

Немаловажно и формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью проведенияразличных опытов ученикиотвечают на вопросы, приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но и описывать, сравнивать, анализировать полученные результатыи делать выводы.

На изучение курса отводится 34 часа. Рекомендовано данное распределение часов, но при этом учитель имеет право самостоятельно варьировать его в зависимости от уровня подготовленности учащихся, природно-климатических условий территории и целеполагания.

Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «Биология. 5 класс». На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Зеленая лаборатория» в 5 классе будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения.

Факультативный курс «Зеленая лаборатория»  направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся. Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, При  активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу.При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета.

 

Структура программы.

Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли ученых-биологовразличных направлений биологических специальностей.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  КУРСА 

 

1 Введение (2ч)

2. Науки о природе (5ч)

3. Клетка (3ч)

4.Эволюция (2ч)

5. Естествоиспытатели (1ч)

6. Систематика (1ч)

7. Вирусы (1ч)

8. Бактерии  (1ч)

9. Растения (9ч)

10. Одноклеточные организмы (2ч)

11. Микроскопические  грибы (1ч)

12.Животные (3ч)

13. Человек (2ч)

14. Защита проекта. (1ч)

 

Ожидаемые результаты изучения курса:

Личностные результаты:

- Сформированность познавательных интересов и интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Метапредметные результаты:

- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, доказывать, защищать свои идеи.

Предметныерезультаты:

1.      В познавательной сфере:

- Необходимость защиты окружающей среды

- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.

- Различение на таблицах съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

-Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

- Отработка навыков работы с биологическими приборами и оборудованием.

4. В эстетической сфере:

- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Особенности проведения занятий

Каждое занятие построено так, чтобы ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаниканаука о растениях. Зоология—наука, предметом изучения которой являются представители царстваживотных.Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия— наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканейорганизмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология - наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология—наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наукаоводорослях называется альтологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

Литература для учителя

1.    Анцышкина А. М., Барабанов Е. И., Мостова Л. В.Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов. Медицинское информационное агентство: 2006, 196 с.

2.    Афанасьева Н. Б., Березина Н. А.Введение в экологию растенийИздание: Издательство МГУ: 2011, 98 с.

3.    Долгачева В. С., Алексахина Е. М.Естествознание. БотаникаИздание: Академия: 2012,  416 с.

4.    Дьяков Ю.Т. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2007, 559 с.

5.    Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И.Ботаника. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013, 288 с.

6.    Лазаревич С. В.Ботаника. - Москва: ИВЦ Минфина: 2012, 480 с.

7.    Мухин В. А., Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013, 272 с.

8.    Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
Ботаника. Издание:
Академия: 2012, 288 с.

 

 

Календарно – тематическое планирование курса

 

 

Тема занятия

Форма и содержание

Планируемые результаты

 

1

Что такое лаборатория и почему она зеленая?

Мастерская «Выбираем тему проекта». 

Научатся определяться в выборе темы. Научатся различать отрасли биологической науки.

Сформулируют тему своего проекта. 

2

Мы

натуралисты

Экскурсия «Отличительные особенности живой природы и неживой»

Практикум «Оформление отчета по наблюдениям, сделанным на экскурсии»

Научатся составлять алгоритм сравнения объектов и делать вывод на основе сравнения.

Оформят отчёт об экскурсии используя шаблон (план).

3

Мы антропологи

Творческая мастерская «Построение ленты времени, по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития»

Научатся выявлять взаимосвязь человека и других организмов.

Проведут мини-конференцию.

4

Мы фенологи

Творческая мастерская «Составление макета этапов развития семени фасоли»

Научатся выделять этапы развития семени фасоли.

Составят макет этапов развития семени фасоли и защитят его.

5

Мы ученые

Творческая мастерская «Осваиваем методы наблюдений и описаний»

 

Научатся раскрывать роль методов биологии в практической деятельности людей.

Составят и предоставят опыт работы группы «Самый лучший метод наш» в виде презентации.

6

Мы  исследователи, открывающиеневидимое

Практикум  «Изучение строения микроскопа»

Получат навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Определят увеличение школьного микроскопа

 

7

Мы цитологи

Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина»

Научатся выделять признаки клеток.

Создадут модель клетки.

8

Мы гистологи

Лабораторная работа №3 «Выявление особенностей строения тканей животного организма»

Научаться различать ткани животного.

Подготовят презентацию «Строение животных тканей, изученных под микроскопом».

9

Мы биохимики

Лабораторная работа №4 «Изучение химического состава растений»

Научатся различать органические и неорганические вещества клетки. Подготовят свой опыт.

10

Мы физиологи

Лабораторная работа №5 «Изучение процесса испарения воды листьями»

Научатся обьяснять сущность процесса испарения воды листьями.

Составят рисунок процесса.

11

Мы эволюционисты

Творческая мастерская

«Исследование способа появления нового живого существа» (опыт Реди)

Характеризовать биологическое значение понятия «Живое из живого».

Представить фотоотчет.

12

Мы библиографы

Творческая мастерская «Создание картотеки великих естествоиспытателей»

Научатся называть имена ученых, внесших важный вклад в развитие биологии.

Подготовят выставку.

13

Мы систематики

Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов»

Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции.

Создадут конструктор.

14

Мы вирусологи

Творческая мастерская «Создание собственной фотоколлекции, рисунков вирусов»

Научатся выделять отличительные особенности вирусов.

Создадут фотоколлекции и оформят выставку.

15

Мы бактериологи

Творческая мастерская «Изготовление бактерий из подручного материала»

Научатся характеризовать особенности бактерии.

Представят бактерии на выставке.

16

Мы альтологи

Лабораторная работа №6 «Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Научиться распознавать спирогиру в водоемах.

Готовят выставку рисунков.

17

Мы протозоологи

Лабораторная работа №7 «Рассматривание простейших под микроскопом»

Научатся распознавать одноклеточных животных.

Оформят фотоотчет.

18

Мы миколи

Лабораторная работа №8 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»

Научатся готовить микропрепарат плесневых грибов.

Создадут групповые презентации с фотографиями.

19

Мы орнитологи

Творческая мастерская «Подкармливание птиц зимой»

Научатся изготавливать кормушки и корм для птиц.

Проведут фотовыставку птиц на кормушках.

20

Мы экологи

Творческая мастерская

Игра - домино «Кто, где живет»

Научатся определять среды жизни организмов.

Проведут игру «Кто, где живет» в начальной школе.

21

Мы физиологи

Творческая мастерская Изучение влияния воды, света и температуры на рост овса.

Научатся аргументировать деятельность человека, как антропогенный фактор.

Составят опорные схемы.

 

22

Мы аквариумисты

Творческая мастерская «Создание макета аквариума».

Научиться анализировать элементы сообщества аквариума.

Проведут выставку.

 

23

Мы исследователи природных сообществ

Творческая мастерская

«Создание лента природных сообществ»

Научиться характеризовать разные природные сообщества.

Проведут мини -  конференцию.

24

Мы зоогеографы

Творческая мастерская «Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах»

Научатся размещать организмы по природным зонам.

Создадут игру – путаницу.

25

Мы дендрологи

Экскурсия

«Изучение состояния деревьев на экологической тропе»

Научатся определять деревья в безлиственном состоянии.                             Создадут картотеку деревьев Амурского бульвара. Проведут круглый стол.

26

Мы этологи

Лабораторная работа № 9 «Наблюдение за поведением домашнего питомца»

Научатся вести дневник наблюдений за домашним животным.

Оформят отчёт по описанию домашнего питомца используя шаблон (план).

27

Мы фольклористы

Творческая мастерская «Знакомство и работа с легендой о любом растении или животном»

Научатся работать с текстами легенд и народных сказаний.

Составят свою легенду и проведут афиширование.

28

Мы палеонтологи

Творческая мастерская

«Работа с изображениями останков человека и их описание»

Научатся работать с изображениями и опи­саниями ископаемых останков человека.

Составят фотокалаж.

29

Мы ботаники

Творческая мастерская «Изготовление простейшего гербария цветкового растения»

Научатся составлять гербарий цветкового растения.

Проведут выставку гербариев.

30

Мы следопыты

Творческая мастерская «Создание биологической игротеки: Узнай по контуру животное»

Научатся давать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь.

Провести игру в начальной школе.

31

Мы зоологи

Лабораторная работа № 10 «Наблюдение за передвижением животных»

Научатся отмечать скорость и направление  движения одноклеточных животных.

Создадут выставку простейших.

32

Мы цветоводы

Лабораторная работа №11 «Создание клумбы и правил ухода за ней»

Научатся составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.

Создадут клумбу или кашпо для своего кабинета.

33

Мы экотуристы

Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге».

Экскурсия в зоосад имени Сысоева

Научатся агрументировать ценность биологического разнообразия для природы.

Создадут агитационные лист­ки (плакаты) по Красной книге и разместят на территории микрорайона лицея.

34

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - защита проектов

 


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Зеленая лаборатория» для учащихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Зеленая лаборатория» для учащихся 5 класса

Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии

Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии

Различение на таблицах съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных

Различение на таблицах съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных

Экскурсия «Отличительные особенности живой природы и неживой»

Экскурсия «Отличительные особенности живой природы и неживой»

Создание собственной фотоколлекции, рисунков вирусов»

Создание собственной фотоколлекции, рисунков вирусов»

Творческая мастерская «Работа с изображениями останков человека и их описание»

Творческая мастерская «Работа с изображениями останков человека и их описание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021