Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 имени Николая Островского г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Утверждено
решением педагогического совета
от 30 августа 2019 года протокол № 1 председатель
__________О. В. Тюльпанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По финансовой грамотности
Уровень образования (класс) начальное общее образование 4 класс
Количество часов - 34 часа
Учитель: Стромко Ксения Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н.Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г.
2019 год
I.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно делать выводы; доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; находить решения в новых и неожиданных ситуациях; взаимодействовать в парах и группах, применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей
Познавательные УУД
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
II.Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Тема раздела |
Количество часов |
Форма организации |
Виды деятельности |
Что такое деньги и какими они бывают |
18 |
Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов); групповая практическая работа с представлением результатов и защитой выводов. |
Знать: Виды денег: наличные, безналичные. Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией. Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах. Уметь: Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу. Различать товарные и символические деньги. Компетенции: Различать виды денег. Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами. |
Из чего складываются доходы в семье |
4 |
Кроссворд 1. «Доходы и расходы семьи», общее обсуждение; игровая деятельность |
Знать: Семейный бюджет. Личностные характеристики и установки: Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи. Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи |
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать |
4 |
Анализ информации (мини-проект «Цены в наших магазинах»), ролевая игра |
Знать: Варианты уровня жизни, прожиточный минимум. Личностные характеристики и установки: Понимание различия между уровнями жизни. Понимание прожиточного минимума. Уметь: Оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем. Компетенции: Планирование финансов в соответствии с прожиточным уровнем. |
Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал |
8 |
Игровая деятельность; общее обсуждение, итоговая работа по курсу: итоговая диагностика |
Знать: Виды кредитов. Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи. Уметь: Соотнести вид кредита с целью кредита. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи. |
1. Что такое деньги и какими они бывают
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
III.Тематическое планирование
№ |
Перечень разделов и тем |
Количество часов |
Планируемые результаты |
Что такое деньги и какими они бывают (18 часов) |
|
||
1 |
Как появились деньги |
1 ч |
Знать: Виды денег: наличные, безналичные. Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией. Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах. Уметь: Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу. Различать товарные и символические деньги. Компетенции: Различать виды денег. Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами. |
2 |
Бартер. Товарные деньги |
1 ч |
|
3 |
Благородные металлы. Монеты |
1 ч |
|
4 |
История монет |
1 ч |
|
5 |
Старинные российские деньги |
1 ч |
|
6 |
Деньги народов мира |
1 ч |
|
7 |
Происхождение названия денег |
1 ч |
|
8 |
Бумажные деньги. Наличные деньги |
1 ч |
|
9 |
Купюры. Банковские билеты. |
1 ч |
|
10 |
Ассигнации. Водяные знаки |
1 ч |
|
11 |
Безналичные деньги. |
1 ч |
|
12 |
Банк. Сбережения |
1 ч |
|
13 |
Кредит. Вклад |
1 ч |
|
14 |
Принцип работы пластиковой карты |
1 ч |
|
15 |
Представление результатов исследований |
1 ч |
|
16 |
Валюты. |
1 ч |
|
17 |
Мировая валюта |
1 ч |
|
18 |
Викторина по теме «Деньги» |
1 ч |
|
Из чего складываются доходы в семье - 4 часа |
|
||
19 |
Откуда в семье берутся деньги |
1 ч |
Знать: Понятие семейный бюджет. Личностные характеристики и установки: Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи. Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи |
20 |
Источник дохода в семье |
1 ч |
|
21 |
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) |
1 ч |
|
22 |
Предпринимательская деятельность. Бизнес |
1 ч |
|
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать – 4 часа |
|
||
23 |
На что семьи тратят деньги |
1 ч |
Знать: Варианты уровня жизни, прожиточный минимум. Личностные характеристики и установки: Понимание различия между уровнями жизни. Понимание прожиточного минимума. Уметь: Оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем. Компетенции: Планирование финансов в соответствии с прожиточным уровнем. |
24 |
Необходимые расходы. |
1 ч |
|
25 |
Доли расходов на разные товары и услуги |
1 ч |
|
26 |
План расходов |
1 ч |
|
Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал- 8 часов |
|
||
27 |
Семейный бюджет |
1 ч |
Знать: Виды кредитов. Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи. Уметь: Соотнести вид кредита с целью кредита. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи. |
28 |
Как правильно планировать семейный бюджет. |
1 ч |
|
29 |
Бюджет Российской Федерации |
1 ч |
|
30 |
Сбережения (накопления) |
1 ч |
|
31 |
Долг |
1 ч |
|
32 |
Составление семейного бюджета |
1 ч |
|
33 |
Итоговая диагностика |
1 ч |
|
34 |
Обзорный урок. Рефлексия. |
1 ч |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ гимназия №1 города Туапсе от «30» августа 2019 года № 1 _____________ |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ К .В. Стромко 30 августа 2019 года |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.