Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТА |
УТВЕРЖДЕНО |
||
протокол заседания методического на заседании педагогического совета |
приказом директора № ___ ОД |
||
объединения школы № 1 . МБОУ СОШ №3 |
от 01.09.2018 г. |
||
От «30» 08 2018 г. протокол № 1 |
|
||
Руководитель МО_______________ |
|
от 29 августа 2018 г. |
Директор школы _______________ |
_______________/Брылёва Е.В./
|
|
|
_________________/ Нечаева Ю.Г. |
|
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Инфознайки»
(начальное общее образование) 2 -4 класс |
|
Составитель: Гордиенко Светлана Владимировна
2018/2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Инфознайки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе подпрограммы формирования икт-компетентности учащихся, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа кружка «Инфознайки» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Данная программа рассчитана на 3 год обучения. Занятия проводятся по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Цель данной программы - формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с
применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Основные задачи программы:
• помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
• помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
• изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
• помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
• творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
• развитие умственных и творческих способностей учащихся;
• адаптация ребенка к компьютерной среде;
• овладение основами компьютерной грамотности;
• использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 8-11 лет, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа данного кружка реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ СОШ № 3 пгт Кавалерово.
Программа кружка построена на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
• системность;
• гуманизация;
• междисциплинарная интеграция;
• дифференциация;
• дополнительная мотивация через игру;
• доступность, познавательность и наглядность; практико-ориентированная направленность;
• психологическая комфортность.
Формы и методы работы:
• Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективновыработанным правилам; ролевая игра).
• Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
• Круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, проекты. Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
Планируемые результаты реализации программы кружка «Инфознаики»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
У обучающегося будут сформированы |
Обучающийся получит возможность для формирования |
|
Внутренняя позиция школьника |
|
внутренняя |
позиция школьника на уровне положительного |
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, |
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
|
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков |
|
Умение выбрать основание для сравнения объектов |
|
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака |
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов |
|
проводит классификацию по заданным критериям |
осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения |
|
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях |
строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей |
Умение определять последовательность событий |
|
устанавливать последовательность событий |
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий |
|
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов |
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства |
|
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач |
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию |
|
кодировать и декодировать предложенную информацию |
кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
|
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи |
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
Умение контролировать свои действия |
|
осуществлять контроль при наличии эталона |
Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия |
|
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия |
|
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки |
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор |
|
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы |
|
формулировать вопросы |
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
• представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
• создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков; владеть основами компьютерной грамотности;
• использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи;
• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
• придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Инфознайки» – игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проекта.
Способы контроля:
• устный опрос;
• комбинированный опрос;
• проверка самостоятельной работы;
• игры;
• защита проектов
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся. Результаты проектных работ помещаются в ученическое портфолио.
Учебно-тематический план 2 класс (34 ч)
Учебная тема |
Количество часов |
Введение в предмет |
8 |
Программа графический редактор Paint |
6 |
Отличительные признаки и составные части предметов |
8 |
Текстовый редактор MicrosoftWord |
7 |
Графический редактор Paint |
5 |
Всего |
34 |
Учебно-тематический план 3 класс (34 ч)
|
Учебная тема |
Количество часов |
Основы компьютерной грамотности |
|
3 |
Работа в текстовом редакторе MSWord |
|
10 |
Работа с графическим редактором MSPaint. |
|
6 |
Работа с табличным редактором Excel |
|
8 |
Работа в программе MSPowerPoint |
|
7 |
Всего |
|
34 |
Учебно-тематический план 4 класс (34 ч)
|
Учебная тема |
Количество часов |
Основы компьютерной грамотности |
|
8 |
Работа в текстовом редакторе MS Word |
|
6 |
Работа с табличным редактором MS Excel |
|
5 |
Работа в программе MS PowerPoint |
|
6 |
Создание анимационных картинок |
|
9 |
Всего |
|
34 |
Поурочно-тематическое планирование кружка во 2 классе
Дата |
№ |
Наименование тем занятий |
|
Основы компьютерной грамотности |
|
1. |
|
Введение в предмет. Правила техники безопасности, правила поведения в компьютерном классе. |
2. |
|
Возможности персонального компьютера. Применение персонального компьютера |
3. |
|
Компьютер и его основные устройства |
4. |
|
Применение персонального компьютера |
5. |
|
Мышь. Пиктограмма |
6. |
|
Клавиатура. Работа на клавиатуре |
7. |
|
Курсор. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево |
8. |
|
Контроль и учёт знаний по теме «Компьютер, его основные устройства» |
|
Программа графический редактор Paint |
|
9. |
|
Запуск программы Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов. |
10. |
|
Применение инструментов карандаш, ластик, кисть, палитра, линия. |
11. |
|
Создание, сохранение рисунка. |
12. |
|
Создание, сохранение рисунка. |
13. |
|
Контроль и учёт знаний по теме «Программа графический редактор Paint» |
14. |
|
Анализ контрольной работы. Повторение изученного. Отличительные признаки и составные части предметов |
15. |
|
Предмет и его свойства |
16. |
|
Состав предметов. Выявление существенного признака предметов |
17. |
|
Порядок действий |
18. |
|
Последовательность событий. Возрастание, убывание |
19. |
|
Множества и его элементы |
20. |
|
Способы задания множеств |
21. |
|
Сравнение, отображение множеств |
22. |
|
Контроль и учёт знаний по теме «Отличительные признаки и составные части предметов» |
|
Текстовый редактор MicrosoftWord |
|
23. |
|
Знакомство с текстовым редактором Microsoft Word |
24. |
|
Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац. Перемещение по тексту. |
25. |
|
Создание и сохранение текстового документа. |
26. |
|
Основы форматирования текста. |
27. |
|
Закрепление изученного. |
28. |
|
Контроль и учёт знаний по теме «Текстовый редактор Micro-softWord» |
29. |
|
Анализ контрольной работы. Повторение изученного. |
|
Графический редактор Paint |
|
30. |
|
Графический редактор Paint. |
31. |
|
Применение инструментов: линейка, надпись, многоугольник, скругленный прямоугольник, эллипс, кривая. |
32. |
|
Создание рисунка. Копирование. |
33. |
|
Создание рисунка. |
34. |
|
Создание рисунка. Повторение изученного. |
Ит |
ого |
34 ч |
Поурочно-тематическое планирование кружка в 3 классе
Дата |
№ |
Наименование тем занятий |
|
Основы компьютерной грамотности |
|
06.09 |
1 |
Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения в компьютерном классе на занятиях кружка. Знакомство с устройством компьютера. |
13.09 |
2 |
Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника. |
20.09 |
3 |
Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). |
|
Работа в текстовом редакторе MSWord |
|
27.09 |
4 |
Создание текстового документа. Способы редактирования текста. |
04.10 |
5 |
Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. |
11.10 |
6 |
Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов, выделение текста цветом. |
18.10. |
7 |
Проверка орфографии и грамматики. |
25.10 |
8 |
Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы). |
08.11 |
9 |
Использование элементов рисования (надписи WordArt). |
15.11 |
10 |
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения». |
22.11 |
11 |
Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста. |
29.11 |
12 |
Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. |
06.12 |
13 |
Создание проекта «Расписание уроков». |
|
Работа с графическим редактором MSPaint. |
|
13.12 |
14 |
Работа с графическим редактором Paint. |
20.12 |
15 |
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом». |
27.12 |
16 |
Редактирование объектов. Обращение цвета. |
10.01 |
17 |
Конструирование. |
17.01 |
18 |
Создание мини-проекта «Волшебница-зима». |
24.01 |
19 |
Создание мини-проекта «Волшебница-зима». |
31.01 |
20 |
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». |
07.02 |
21 |
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». |
|
Работа с табличным редактором Excel |
|
14.02 |
22 |
Особенности представления в информации в табличном редакторе MSExcel. |
21.02 |
23 |
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «8 Марта». |
28.02 |
24 |
Создание линейных и столбчатых диаграмм. Форматирование. |
07.03 |
25 |
Создание круговых диаграмм. Форматирование. |
14.03 |
26 |
Использование авто ввода данных. Форматирование ячеек. |
21.03 |
27 |
Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой». |
|
Работа в программе MSPowerPoint |
|
04.04 |
28 |
Особенности представления в информации в программе MSPowerPoint. |
11.04 |
29 |
Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов. |
18.04 |
30 |
Настройка анимации. Дизайн. |
25.04 |
31 |
Создание творческих мини-проектов в среде MSPowerPoint. |
16.05 |
32 |
Создание творческих мини-проектов в среде MSPowerPoint. |
23.05 |
33 |
Защита мини-проектов. |
|
34 |
Защита мини-проектов. Заключительное занятие. |
Итого |
34 ч |
Поурочно-тематическое планирование кружка в 4 классе
Дата |
№ |
Наименование тем занятий |
|
Основы компьютерной грамотности |
|
|
1. |
Вводный инструктаж по ТБ и правилам поведения в компьютерном классе на занятиях кружка. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией |
|
2. |
Виды информации по форме представления. Действия с информацией |
|
3. |
Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре. |
|
4. |
Управление компьютером. Главное меню. Запуск программ |
|
5. |
Хранение информации. Файлы и папки. |
|
6. |
Передача информации. Электронная почта. |
|
7. |
Кодирование информации. |
|
8. |
Компьютер — основной инструмент подготовки текстов. Текстовая информация. |
|
Работа в текстовом редакторе MSWord |
|
|
9. |
Обзор пунктов вертикального меню программы MSWord. Создание и редактирование текстового документа. |
|
10. |
Исправление ошибок в текстовом документе. |
|
11. |
Вставка графики в текст. |
|
12. |
Варианты обтекания изображения текстом. |
|
13. |
Приемы работы с объектами. |
|
14. |
Создание текстового документа на тему «Мой любимый урок» |
|
Работа с табличным редактором Excel |
|
|
15. |
Представление информации в форме таблиц. Работа с таблицами Excel. |
|
16. |
Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. Вставка и удаление строк, столбцов. Объединение ячеек. |
|
17. |
Создаём списки. Расстановка в алфавитном порядке. Нумерация. |
|
18. |
Наглядные формы представления информации. Строим диаграммы. |
|
19. |
Создание проекта «Моя успеваемость». |
|
Работа в программе MS PowerPoint |
|
|
20. |
Обзор пунктов меню в программе MS PowerPoint. Текстовая панель. Создание слайдов. |
|
21. |
Вставка и редактирование изображения. Вставка надписи на изображение. |
|
22. |
Дизайн слайдов. Обзор пункта меню «Дизайн». Добавление эффектов анимации в презентацию |
|
23. |
Составление презентации с вложениями. Гиперссылки. |
|
24. |
Создание презентации на свободную тему. |
|
25. |
Создаём слайд-шоу на тему «Мой класс» |
|
Создание анимационных картинок |
|
|
26. |
Анимация. Компьютерная анимация |
|
27. |
Основные способы создания компьютерной анимации. |
|
28. |
Этапы создания анимации. |
|
29. |
Программирование анимации. |
|
30. |
Конструирование анимации. |
|
31. |
Выбор фона, предмета, персонажей анимации. |
|
32. |
Сохранение и редактирование анимации. |
|
33. |
Защита индивидуального творческого проекта. (анимации) |
|
34. |
Обобщающее занятие. Подведение итогов. |
Итого |
34 ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.