Рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО

  • doc
  • 26.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеурочная деятельность по ИЗО.doc

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Акварелька» разработана для занятий с учащимися 5 - 7 классов в  соответствии с новыми требованиями ФГОС. 

           Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.  Занятия  художественной  практической  деятельностью,  по  данной  программе    решают  не  только  задачи  художественного  воспитания,  но  и  более  масштабные  –  развивают  интеллектуально-творческий  потенциал  ребенка.  В  силу  того,  что  каждый  ребенок  является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации. Освоение множества технологических приемов  при  работе  с  разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям  познать  и  развить  собственные  возможности  и  способности,  создает  условия  для  развития  инициативности, изобретательности, гибкости мышления.  Важное  направление  в  содержании  программы  «Акварелька»    уделяется  духовно-нравственному воспитанию  школьника.  На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания: 

-  патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций народов нашей страны;

 -  трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду,  жизни  (привитие  детям  уважительного  отношения  к  труду,  трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  

-   ценностного  отношения  к  прекрасному,  формирования  представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественно-ценными  примерами  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетическая  выразительность предметов  рукотворного  мира,  эстетика труда,  эстетика  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

 -  ценностного  отношения  к  природе,  окружающей  среде  (создание  из  различного  материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей  среде в процессе работы с природным материалом и др.);

  -  ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга).

 

 

Общая характеристика курса

 

              Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона­ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях разви­тия, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важ­ные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспита­ния, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Художественная деятельность развивает у детей абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

 

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные спо­собности, заложенные в ребенке.

 

Задачи:                                                 

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего сво­бодного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обу­чения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и пред­лагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества.

 

Место курса в учебном плане

 

 Программа составлена на 17 часов (1 час в две недели), состоит из отдельных разделов.

 

     

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Акварелька»

 

Личностные результаты:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

§  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

§  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

§  сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

§  сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

§  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

§  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

§  умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

§  овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

§  овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

§  использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

§  умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

§  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

§  осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

Предметные результаты:

§  знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

§  знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

§  понимание образной природы искусства;

§  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

§  применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

§  способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения искусства;

§  умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

§  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

§  умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, на празднике;

§  способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 

§  способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

§  умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

§  освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

§  умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

§  умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

§  умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

§  способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

§  умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

§  выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

§  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

 

5 и 6 классы

 

Раздел (тема)

Основное содержание раздела

Количество часов

1

Живопись

Углубление знаний об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта изменения цвета путем насыщения его ахроматической шкалой. Три главных цвета. Цветовой аккордеон Рудольфа Адамса. Колорит, красочная гамма, нюанс.

История пейзажа. Русские пейзажисты. Художники-пейзажисты Башкортостана - М.В.Нестеров, К.С. Давлеткильдеев, А. Э. Тюлькин.

Два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объемно-пространственное.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, сказочных персонажей

7

2

Графика

Расширение представлений о контрасте тонкой и толстой линии. Освоение выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки. Освоение разного нажима с целью получения тонового пятна. Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа. Элементы светотени: свет, блик, тени, полутень, рефлекс.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта

       5

3

Декоративно – прикладное искусство

Народное декоративно-прикладное искусство. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Русское народное искусство -  хохломская, городецкая, жостовская, гжельская роспись.  Башкирское народное декоративно-прикладное искусство, башкирский орнамент.

Практическая работа: упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись изделий узорами народных орнаментов.

4

4

Творческий отчет

Выставка работ. Подведение итогов работы

1

 

 

 

Всего: 17

 

 

7 класс

 

Раздел (тема)

Основное содержание раздела

Количество часов

1

Искусство полиграфии

Формы полиграфической продукции – книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты. Типы изображения в полиграфии – графическое, живописное, компьютерное, фотографическое. Графический дизайн. Понятия «оп-арт» и «поп-арт». Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Практическая работа: знакомство с различными формами полиграфической продукции. Создание композиций из линий, букв, геометрических фигур. Создание эмблемы; макетирование плаката, открытки, обложки книги.

8

2

Дизайн в жизни человека

Дизайн и история его возникновения. Виды современного дизайна. Арт-дизайн. Веб-дизайн. Дизайн одежды. История костюма. Стили одежды. Дизайн интерьера. Произведения искусства в интерьере. Дизайн предметов быта. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Интерьер, создаваемый человеком. Ландшафтный дизайн.

Практическая работа: создание комплекта бытовых предметов, создание проекта художественного оформления интерьера комнаты, проекта ландшафтного дизайна, комплекта одежды.

8

3

Творческий отчет

Выставка работ. Подведение итогов работы

1

 

 

 

Всего: 17

 

 

Средства обучения:

Настенная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц

Ноутбук

 

Методические материалы:

1. М. Михейшина/ Уроки рисования для школьников 10-14 лет. – Полиграфмаркет, 1998.

2. Р. Смирнова, И. Миклушевская/ Уроки рисования – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001

3. Н.М.Сокольникова / Основы композиции. Обнинск: Титул, 2004.

4. Н.М.Сокольникова / Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 2005.

 

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:

  http://som.fio.ru Сетевое объединение методистов «СОМ» (проект Федерации Интернет- образования)• http://catalog.alledu.ru Портал «Все образование»

  http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

  http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО

http://www.izorisunok.ru/  Уроки живописи акварелью

  http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров

  http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей

  http://art-in-school.narod.ru/ Искусство в школе

  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com Портал «Сеть творческих учителей»

  Единый портал культуры народов Республики Башкортостан https://bashmusic.net/ru/detyam

 

 

Календарно – тематическое планирование

5 -6 классы

 

Тема занятия

дата

примечание

по плану

факти

чески

1

Осенний пейзаж

 

07.09

 

 

2

Различные формы листьев

 

21.09

 

 

3

Аппликация «Осень»

 

05.10

 

 

4

Натюрморт в графике «Фрукты»

 

19.10

 

 

5

Любимые сказки. Выполнение иллюстраций к сказкам

09.11

 

 

6

Тематическое рисование «Моя любимая мама»

 

23.11

 

 

7

Зимний пейзаж

 

07.12

 

 

8

Графический эскиз «Зимние узоры»

 

21.12

 

 

9

Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов

11.01

 

 

10

Роспись изделий узорами народных орнаментов

 

25.01

 

 

11

Упражнения в выполнении элементов башкирского народного орнамента

08.02

 

 

12

Роспись изделий узорами народных орнаментов

 

22.02

 

 

13

Птицы родного края

 

22.03

 

 

14

Композиция «Космическое путешествие»

 

12.04

 

 

15

Весенний пейзаж

 

26.04

 

 

16

Цветущие деревья

 

10.05

 

 

17

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы

24.05

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

7 класс

 

Тема занятия

дата

примечание

по плану

факти

чески

1

Формы полиграфической продукции. Типы изображения в полиграфии

09.09

 

 

2

Композиционное творчество (линии, пятна, цвет)

23.09

 

 

3

Искусство шрифта. Характеристики шрифтов

07.10

 

 

4

Искусство плаката. Создание плаката к школьному празднику

21.10

 

 

5

Искусство иллюстрации книги. Буквица

11.11

 

 

6

Леттеринг в дизайне

25.11

 

 

7

Логотип – графический символ

09.12

 

 

8

Проектирование обложки книги, открытки, визитной карточки

23.12

 

 

9

Дизайн и история его возникновения. Виды современного дизайна

13.01

 

 

10

История костюма. Мода. Стиль

27.01

 

 

11

Дизайн одежды. Композиция, форма, линия, цвет, фактура

10.02

 

 

12

Этнический (фольклорный) стиль одежды

24.02

 

 

13

Грим и прическа – продолжение костюма

10.03

 

 

14

Дизайн интерьера. Произведения искусства в интерьере

24.03

 

 

15

Дизайн предметов быта. Вещь как сочетание объемов и образ времени

14.04

 

 

16

Ландшафтный дизайн. Проектирование детской площадки

28.04

 

 

17

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы

12.05

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru