Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Акварелька» разработана для занятий с учащимися 5 - 7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Акварелька» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций народов нашей страны;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Общая характеристика курса
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Художественная деятельность развивает у детей абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Место курса в учебном плане
Программа составлена на 17 часов (1 час в две недели), состоит из отдельных разделов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Акварелька»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
§ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
§ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
§ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
§ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
§ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
§ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
§ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
§ знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
§ знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
§ понимание образной природы искусства;
§ эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
§ применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
§ способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения искусства;
§ умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
§ усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
§ умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, на празднике;
§ способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
§ способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
§ умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
§ освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
§ умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
§ умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
§ умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
§ способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
§ умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
§ выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
§ умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
5 и 6 классы
№ |
Раздел (тема) |
Основное содержание раздела |
Количество часов |
1 |
Живопись |
Углубление знаний об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта изменения цвета путем насыщения его ахроматической шкалой. Три главных цвета. Цветовой аккордеон Рудольфа Адамса. Колорит, красочная гамма, нюанс. История пейзажа. Русские пейзажисты. Художники-пейзажисты Башкортостана - М.В.Нестеров, К.С. Давлеткильдеев, А. Э. Тюлькин. Два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объемно-пространственное. Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, сказочных персонажей |
7 |
2 |
Графика |
Расширение представлений о контрасте тонкой и толстой линии. Освоение выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки. Освоение разного нажима с целью получения тонового пятна. Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа. Элементы светотени: свет, блик, тени, полутень, рефлекс. Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта |
5 |
3 |
Декоративно – прикладное искусство |
Народное декоративно-прикладное искусство. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Русское народное искусство - хохломская, городецкая, жостовская, гжельская роспись. Башкирское народное декоративно-прикладное искусство, башкирский орнамент. Практическая работа: упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись изделий узорами народных орнаментов. |
4 |
4 |
Творческий отчет |
Выставка работ. Подведение итогов работы |
1 |
|
|
|
Всего: 17 |
7 класс
№ |
Раздел (тема) |
Основное содержание раздела |
Количество часов |
1 |
Искусство полиграфии |
Формы полиграфической продукции – книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты. Типы изображения в полиграфии – графическое, живописное, компьютерное, фотографическое. Графический дизайн. Понятия «оп-арт» и «поп-арт». Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Практическая работа: знакомство с различными формами полиграфической продукции. Создание композиций из линий, букв, геометрических фигур. Создание эмблемы; макетирование плаката, открытки, обложки книги. |
8 |
2 |
Дизайн в жизни человека |
Дизайн и история его возникновения. Виды современного дизайна. Арт-дизайн. Веб-дизайн. Дизайн одежды. История костюма. Стили одежды. Дизайн интерьера. Произведения искусства в интерьере. Дизайн предметов быта. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Интерьер, создаваемый человеком. Ландшафтный дизайн. Практическая работа: создание комплекта бытовых предметов, создание проекта художественного оформления интерьера комнаты, проекта ландшафтного дизайна, комплекта одежды. |
8 |
3 |
Творческий отчет |
Выставка работ. Подведение итогов работы |
1 |
|
|
|
Всего: 17 |
Средства обучения:
Настенная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц
Ноутбук
Методические материалы:
1. М. Михейшина/ Уроки рисования для школьников 10-14 лет. – Полиграфмаркет, 1998.
2. Р. Смирнова, И. Миклушевская/ Уроки рисования – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001
3. Н.М.Сокольникова / Основы композиции. Обнинск: Титул, 2004.
4. Н.М.Сокольникова / Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
• http://som.fio.ru Сетевое объединение методистов «СОМ» (проект Федерации Интернет- образования)• http://catalog.alledu.ru Портал «Все образование»
• http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
• http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
• http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО
http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью
• http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров
• http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей
• http://art-in-school.narod.ru/ Искусство в школе
• http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com Портал «Сеть творческих учителей»
• Единый портал культуры народов Республики Башкортостан https://bashmusic.net/ru/detyam
Календарно – тематическое планирование
5 -6 классы
№ |
Тема занятия |
дата |
примечание |
|
по плану |
факти чески |
|||
1 |
Осенний пейзаж
|
07.09 |
|
|
2 |
Различные формы листьев
|
21.09 |
|
|
3 |
Аппликация «Осень»
|
05.10 |
|
|
4 |
Натюрморт в графике «Фрукты»
|
19.10 |
|
|
5 |
Любимые сказки. Выполнение иллюстраций к сказкам |
09.11 |
|
|
6 |
Тематическое рисование «Моя любимая мама»
|
23.11 |
|
|
7 |
Зимний пейзаж
|
07.12 |
|
|
8 |
Графический эскиз «Зимние узоры»
|
21.12 |
|
|
9 |
Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов |
11.01 |
|
|
10 |
Роспись изделий узорами народных орнаментов
|
25.01 |
|
|
11 |
Упражнения в выполнении элементов башкирского народного орнамента |
08.02 |
|
|
12 |
Роспись изделий узорами народных орнаментов
|
22.02 |
|
|
13 |
Птицы родного края
|
22.03 |
|
|
14 |
Композиция «Космическое путешествие»
|
12.04 |
|
|
15 |
Весенний пейзаж
|
26.04 |
|
|
16 |
Цветущие деревья
|
10.05 |
|
|
17 |
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы |
24.05 |
|
|
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ |
Тема занятия |
дата |
примечание |
|
по плану |
факти чески |
|||
1 |
Формы полиграфической продукции. Типы изображения в полиграфии |
09.09 |
|
|
2 |
Композиционное творчество (линии, пятна, цвет) |
23.09 |
|
|
3 |
Искусство шрифта. Характеристики шрифтов |
07.10 |
|
|
4 |
Искусство плаката. Создание плаката к школьному празднику |
21.10 |
|
|
5 |
Искусство иллюстрации книги. Буквица |
11.11 |
|
|
6 |
Леттеринг в дизайне |
25.11 |
|
|
7 |
Логотип – графический символ |
09.12 |
|
|
8 |
Проектирование обложки книги, открытки, визитной карточки |
23.12 |
|
|
9 |
Дизайн и история его возникновения. Виды современного дизайна |
13.01 |
|
|
10 |
История костюма. Мода. Стиль |
27.01 |
|
|
11 |
Дизайн одежды. Композиция, форма, линия, цвет, фактура |
10.02 |
|
|
12 |
Этнический (фольклорный) стиль одежды |
24.02 |
|
|
13 |
Грим и прическа – продолжение костюма |
10.03 |
|
|
14 |
Дизайн интерьера. Произведения искусства в интерьере |
24.03 |
|
|
15 |
Дизайн предметов быта. Вещь как сочетание объемов и образ времени |
14.04 |
|
|
16 |
Ландшафтный дизайн. Проектирование детской площадки |
28.04 |
|
|
17 |
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы |
12.05 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.