Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Мир удивительной литературы" 8 класс.
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Мир удивительной литературы" 8 класс.

Оценка 5
docx
30.08.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Мир удивительной литературы" 8 класс.
Рабочая программа.docx

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

При составлении программы внеурочных занятий «Мир удивительной литературы» для 8 класса были использованы следующие документы:

·        ФГОС ООО, 

·        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

·        Список произведений, составленный на основе письма Минобрнауки РФ от 16.01.2013 (Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению).

·        Список произведения  для самостоятельного чтения 5—11 классы./ Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы.

·        План внеурочной деятельности Орловского СУВУ

 

В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных и общеинтеллектуальных способностей учащихся 8 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий (УУД) на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной.

Программа будет способствовать организации читательской деятельности во внеурочное время, духовному становлению личности, общеинтеллектуальному развитию, выявлению творческих способностей и развитию коммуникативной сферы учащихся. Формирование культуры читательского труда будет проходить через освоение и развитие навыков смыслового чтения, осмысления текста в его жанрово-видовой специфике.

Программа «Мир удивительной литературы» является дополнением к основному курсу литературы 8 класса и продолжением программ внеурочной деятельности 6, 7 классов по литературе «Мир удивительной литературы». Подбор произведений для чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и творческого воображения. 

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Программа курса способствует углубленному изучению творчества некоторых авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа.

Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы. Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.

 

 

Актуальность программы.

 В большинстве случаев дети, попавшие в Орловское СУВУ, не просто плохо читают, имеют узкий кругозор. У них очень низкая познавательная активность, отсутствует мотивация к обучению. Чтение вызывает неприязнь, многие произведения школьной программы им неинтересны. А от умения читать, правильно, глубоко воспринимать прочитанное зависит многое, в том числе дальнейший процесс обучения. Но недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст под руководством учителя, важнее развить навык смыслового чтения, привить любовь к данному виду деятельности, а это вероятнее тогда, когда ученик имеет возможность самостоятельно формировать в себе вдумчивого читателя. Учитель лишь направляет, корректирует, доверяя ребёнку самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

Литература – вид искусства, потому его влияние на становление личности человека и его развитие очень велико. Отражение действительности в художественных образах действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

           Цель программы

·        Формирование читательской компетенции посредствам знакомства с произведениями художественной литературы, с особенностями художественной формы текста и развитие творческих способностей учащихся;

·        Формирование и развитие основ читательской компетенции, которая способствует достижению результативности по всем предметам.

Задачи:

·        создать условия для развития личности ребёнка и привить любовь к чтению посредствам организации самостоятельного чтения;

·        развивать мотивацию к познанию и творчеству;

·        приобщать обучающихся  к общечеловеческим ценностям.

·        организовать чтение школьников, расширить круг  чтения,

·        стимулировать потребность чтения и значимость формирования грамотного талантливого читателя.

·        повысить качество чтения, в том числе более глубокого проникновения в текст художественного произведения.

·        развивать осознанный интерес к чтению художественной литературы;

·        формировать основы читательской культуры, эстетического вкуса;

·        выработать привычку к вдумчивому чтению;

·        развивать воображение, литературно-творческого потенциала и речь учащихся.

·        формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

 

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

• непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;

• признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с педагогами;

• принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

• принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, проектной, исследовательской) деятельности;

• принцип учета возрастных особенностей учащихся;

• принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

 

Методические особенности организации занятий

·        Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.

·        Задания носят обучающий и развивающий характер, основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

Место внеурочных занятий «Мир удивительной литературы» 8 кл. в учебном плане: 2 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС  (68 часов)

Формы работы:

·        Чтение произведений.

·        Обзорное изучение произведений.

·        Презентация прочитанной книги.

·        Выставка прочитанных книг.

·        Викторина и литературные игры.

·        Конкурс иллюстраций и презентаций к любимой книге.

·        Конкурс чтецов.

·        Беседа.

·        Дискуссия.

·        Практическое занятие.

·        Создание творческих папок.

·        Путешествие по страницам книг.

·        Ведение читательского дневника.

 

Виды проектов: основной продукт курса «Мир удивительной литературы» - ведение читательского дневника, кроме этого создание презентации, творческой папки, оформление справочника по творчеству писателя, иллюстраций к произведениям.

 

Планируемые результаты

В результате изучения данного курса ученик научится

§ работать с книгой;

§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

§ анализировать поэтический текст;

§ выявлять авторскую позицию;

§ выражать свое отношение к прочитанному;

§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

§ владеть различными видами пересказа;

§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать

§ чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

§ владеть навыками и умениями проводить  и участвовать в дискуссии;

§ работать со словарными статьями;

§ расширять запас лексики;

§ научится выразительному чтению;

§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

§ основные теоретико-литературные понятия;

§ работать над созданием проекта

Ученик  получит возможность научиться:

·        ориентироваться в мире литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

·        определять индивидуальный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

·        вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:

·        потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

·        умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

·        учебной самостоятельности и познавательного интереса;

·        умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

·        умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

·        умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

·        понимания  значимости работы в группе.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

         определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

         проговаривать последовательность действий;

         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

         учиться работать по предложенному учителем плану.

         уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

         уметь самостоятельно работать с новым произведением;

         уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

         уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного смыслового  чтения.

Познавательные УУД:

         ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

         преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

         оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

         слушать и понимать речь других;

         выразительно читать и пересказывать текст;

         договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

         учиться работать в паре, группе.

         участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

         оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

         высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

         участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

         соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.

         оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

         развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

         воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

         отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

         подробно и выборочно пересказывать текст;

         составлять устный рассказ по картинке;

         соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

         анализировать художественное произведение;

         сравнивать произведения разных жанров и авторов;

         давать характеристику героев.

         осознавать значимость чтения для личного развития;

         формировать потребность в систематическом чтении;

         использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

         уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

         пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

         развивать чувство ритма и координацию движения;

         развивать речевое дыхание и артикуляцию;

         развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

         пополнять словарный запас;

Личностные результаты:

         понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

         понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

         осознание эстетической ценности книги; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

         потребность сохранить литературу как явление национальной культуры;

         стремление к речевому самосовершенствованию;

         способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

         оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

         умение выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать (автору, героям);

         выказывание собственного отношения по прочитанному в устной и письменной форме .

 

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося. Данный курс не предполагает наличия контрольных работ и материалов.

 

Тематическое планирование

 

Раздел

Кол-во часов

1.

Раздел 1.  Введение. «Искусство быть читателем»

5

2.

Раздел 2. У истоков литературы. Устное народное творчество.

2

3.

Раздел 3. Древнерусская литература.

2

4.

Раздел 4. Литература 18-19 веков.

28

5.

Раздел 5.  Литература 20 века. (16 часов)

17

6.

Раздел 6.  Человек и война в поэтических произведениях о ВОв.

5

7.

Раздел 7.  Зарубежная классическая литература.

2

8.

Раздел 8. Подростковая литература 21 века.

5

9.

Раздел 9. Заключение.

2

 

ИТОГО:

68

 

 

 

 

Тематические разделы. Основные виды деятельности и формы организации.

 

Разделы и темы курса

 

 

Основные виды деятельности и формы организации

 

Раздел 1.  Введение. «Искусство быть читателем» (5 часов) 

1.Книги, прочитанные летом. (Выявление читательских интересов)

2.Викторина по изученным произведениям 5-7 классов.

3.Выразительная (художественная речь. Средства речи. Техника и логика речи.

4.В.Гроссман «Рассказик о счастье». Проблема понимания счастья.

5.Презентация летних читательских дневников.

Рассуждать о необходимости чтения книг.

Пересказывать сюжет произведений.

Презентовать читательские дневники.

Участвовать в викторине.

Читать выразительно фрагменты произведений.

Характеризовать героя произведений.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Вести читательский дневник

Раздел 2. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа)

6. Жанры фольклора. Актуальность фольклорных произведений.

7. Мотивы русских народных песен, обработанных поэтами и прозаиками.

Ориентироваться в жанровой системе фольклорных произведений.

Формировать представление об УНТ как огромном пласте русской культуры и русского менталитета.

Определять актуальность произведений УНТ.

Читать выразительно фрагменты РНП.

Характеризовать героя произведений.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Вести читательский дневник

Раздел 3. Древнерусская литература (2 час)

8. Жанры древнерусской литературы.

9. «Сказание о Борисе и Глебе». Образы Бориса и Глеба как первых русских святых. Выявление особенностей жанра «сказания»

 

Ориентироваться в жанровой системе древнерусских произведений.

Интонировать произведения.

Выразительно читать произведения древнерусской литературы.

Характеризовать героя произведений.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Вести читательский дневник

Раздел 4. Литература 18-19 веков. (28 часов)

10. Русская литература 18 века. Классицизм. (обзор)

11-12. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов.

13. Русская литература 19 века. (обзор)

14. Романтизм как литературное направление.

15-16. Особенности русского романтизма в творчестве В.Жуковского.

17-18. Особенности русского романтизма в творчестве А.С. Пушкина.

19-20. Особенности русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова.

21, 22, 23 – Работа над проектом «Особенности русского романтизма».

24. Реализм как литературное направление.

25-26. Особенности русского реализма в творчестве А.С. Пушкина.

27-28. Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя.

29-30. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов.

31-32. М.Е. Салтыков-Щедрин. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке.

33. Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина.

34. Диспут «Наиболее актуальный и современный русский классик 19 века.»

35. Владимир Короленко. Обзор творчества.

36. В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Мгновение».

37. В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Парадокс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимать текст литературного произведения

Характеризовать героя произведений.

Выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Работать над проектом.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Инсценировать эпизоды произведений.

Работать над голосом и жестами.

Выявлять особенности литературных течений в творчестве писателей.

Создавать иллюстрации к произведениям.

Вести читательский дневник

Читать выразительно отрывки.

Раздел 5.  Литература 20 века. (17 часов)

38. Русская литература 20 века. (обзор)

39-40. Обзор творчества А.П. Чехова. Трилогия Чехова: «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник».

41-42. Обзор творчества И. Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи»

43. Обзор творчества А. Куприна.  Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке».

44. А. Куприна.  Человеческая жестокость в рассказах «Изумруд», «Пиратка».

45. Художественные особенности диалогов, начала и концовки рассказа А. Куприна «Извозчик Петр».

46. Конкурс иллюстраций по рассказам А. Куприна.

47-48. Тема свободы в рассказах М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».

49-50. К.Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете».

51-52. Творчество писателей-сатириконцев. (Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный и др.)

53. «Проба пера»: написание юмористического рассказа.

54. «Своя игра»: внимательный читатель.

Раздел 6.  Человек и война в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. (5 часов)

55-56. Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: история жизни молодого бойца

57-58. Лирика военных лет: стихи и песни о Великой отечественной войне.

59. Конкурс чтецов «Поэзия военных лет»

Воспринимать текст литературного произведения

Характеризовать героя произведений.

Выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека.

Вести читательский дневник.

Участвовать в конкурсе выразительного чтения

Работать над голосом и жестами.

Раздел 7.  Зарубежная классическая литература. (2 часа)

60. Зарубежная литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир: сонеты.

61. Обзор творчества У. Шекспира: пьесы.

Воспринимать текст литературного произведения

Характеризовать героя произведений.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Читать выразительно отрывки.

Вести читательский дневник

Раздел 8. Подростковая литература 21 века. ( 5 часов)

 

62. Обзор рассказов об успехе: Д. Варденбург «Правило 69 для толстой чайки», Ю. Кузнецова «Первая работа», Р.Смит «Пик».

63. Обзор рассказов об учёбе: Е. Пастернак, А. Жвалевский «Я хочу в школу!», Н. Волкова «Разноцветный снег», А. Коростелёва «Школа в Кармартене»

64. Обзор рассказов об отношениях с родителями: Ю. Кузнецова «Где папа?», Д. Фоер «Жутко громко и запредельно близко».

65. Обзор рассказов о дружбе и приключениях: М. Парр «Вафельное сердце», Д.У. Джонс «Воздушный замок», Э. Хантер «Коты-воители»

66. Обзор рассказов о любви: А. Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли», Д. Грин «Виноваты звёзды», В. Ледерман «Первокурсница»

Ориентироваться в многообразии современных авторов и современной подростковой литературе.

Вести читательский дневник

 

 

 

 

 

Раздел 9. Заключение (2 часа)

67. Написание отзыва на понравившееся произведение.                                                        

68. Итоговое занятие. Конкурс читательских дневников.

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.

Презентовать читательские дневники

КТП

Тема

занятия

Основное

содержание

Планируемые результаты

Л. – личностные  Пр. – предметные  М.- метапредметные:  К- коммуникативные Р - регулятивные П - познавательные

Форма контроля

Дата занятия

Раздел 1.  Введение. «Искусство быть читателем» (5 часов) 

1

Книги, прочитанные летом.

 

1ч.

 

Беседа о форме организации занятий, мотивация на самостоятельное чтение. Повторение правил обращения с книгой и гигиенических требований к чтению. Беседа о прочитанных книгах. Выявление читательских интересов.

Л.: Формирование читательской мотивации, получение опыта самостоятельных общественных действий, умение самостоятельно выбирать понравившуюся литературу. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Пр.: Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного , формирование потребности в систематическом чтении, осознавать значимость чтения для личного развития. Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра

Р: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; работать в парах и группах, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

К: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

П.: Находить нужную информацию, осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности  жанра и его отличие от других жанров. Уметь воспринимать и анализировать произведение

Создание/повторение памятки «Правила обращения с книгой»

Монологические выступления

 

2

Викторина по изученным произведениям 5-7 классов.

1ч.

 

Викторина по изученным произведениям 5-7 классов.

 

Проведение игры в ходе коллективной деятельности

 

3

Выразительная (художественная) речь. Средства речи. Техника и логика речи.

1ч.

 

Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Понятия «средства речи», «техника речи», «логика речи»

Записи

 

4

В.Гроссман «Рассказик о счастье». Проблема понимания счастья.

1ч.

В.Гроссман «Рассказик о счастье». Анализ миниатюры как предмет исследования. Проблема понимания счастья.

Беседа. Ведение читательского дневника.

 

5

Презентация летних читательских дневников.

1ч.

Словесная презентация читательских дневников.

Монологические высказывания

 

Раздел 2. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа)

6.

Жанры фольклора. Актуальность фольклорных произведений.

1 ч.

Жанры фольклора. Актуальность фольклорных произведений.

 

Л.: развитие интеллекта, интерес к чтению, к изучению дополнительной информации по литературе, навыка выразительного чтения поэтического текста.

ПР.: Ориентироваться в жанрах УНТ, формировать навык смыслового чтения; владеть монологической и диалогической формами речи;  высказывать и обосновывать свою точку зрения, воспринимать чтение поэтического текста на слух.

Р: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; самостоятельно работать с новым произведением;  работать в парах и группах, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

К: участвовать в беседе о сюжете РНП, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; соблюдать правила общения и поведения, оценивать действия других .

Составление таблицы «Жанры УНТ»

Ведение читательского дневника.

 

7.

Мотивы русских народных песен, обработанных поэтами и прозаиками.

1ч.

Виды русских народных песен. Темы РНП. Герои РНП. Подбор текстов фольклорных произведений, аудиозаписей. Стихи русских поэтов, ставшие народными песнями. Сопоставление выразительного чтения стихов и исполнения песен.

Конкурс на лучшего чтеца русской народной песни.

Ведение читательского дневника.

 

 

Раздел 3. Древнерусская литература (2 час)

8.

Жанры древнерусской литературы.

1ч.

 

Время возникновения древнерусской литературы.  Первые авторы. Жанры древнерусской литературы.

Л.: развитие интеллекта, интерес к чтению, к изучению дополнительной информации по литературе, навыка выразительного текста.

ПР.: Ориентироваться в жанрах древнерусской литературы, формировать навык смыслового чтения; воспринимать чтение текста на слух.

Р: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; самостоятельно работать с новым произведением; работать в парах и группах, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

К: участвовать в беседе о сюжете сказания, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; соблюдать правила общения и поведения, оценивать действия других.

Составление таблицы «Жанры древнерусской литературы».

Ведение читательского дневника.

 

9.

«Сказание о Борисе и Глебе».

1ч.

«Сказание о Борисе и Глебе». Образы Бориса и Глеба как первых русских святых. Выявление особенностей жанра «сказания».

 

Создание иллюстраций. Ведение читательского дневника.

 

Раздел 4. Литература 18-19 веков. (28 часов)

10

Русская литература 18 века. (обзор) Классицизм.

1ч.

 

Обзор русской литературы 18 века – эпоха «Русского Просвещения». Период, особенности, жанры литературы 18 века, писатели. Классицизм. Его особенности

 

 

 

 

Пр.: знать периоды литературы 18, 19 веков, особенности литературы данных периодов, жанры, представителей; иметь представление о литературных направлениях: классицизм, романтизм. Понимать их отличительные особенности, уметь находить черты этих направлений в литературных произведениях отдельных авторов; воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);  анализировать владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; определять и находить ИВ средства языка. ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

 

 

 

 

Л: интерес к чтению, формирование литературного вкуса;  внутренней позиции на уровне понимания необходимости чтения как одного из средств самовыражения в социальной жизни, осознание эстетической ценности книги; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формирование навыков инсценирования и выразительного чтения, исследования текста.

 

 

 

 

Р.: участвовать в проектной деятельности , литературных играх;, уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с книгой;  самостоятельно работать с новым произведением; работать в парах и группах, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты, определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. принимать и сохранять учебно-творческую задачу; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

П.: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 

 

 

 

К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе. участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

;

 

Обзорная лекция. Презентация.

 

11

12

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов.

2ч.

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».  Чтение глав. Система образов героев. Признаки классицизма в комедии.

Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов.

 

13

Русская литература 19 века. (обзор)

1ч.

Обзор русской литературы 19 века – «Золотого века» русской литературы. Период, особенности, жанры литературы 19 века, писатели.

Обзорная лекция. Презентация.

 

14

Романтизм как литературное направление.

1ч.

Романтизм. Особенности русского романтизма, представители. Эстетические теории русских романтиков.

Обзорная лекция. Презентация.

 

15

16

Особенности русского романтизма в творчестве В.Жуковского.

2ч.

Особенности русского романтизма в творчестве В.Жуковского. Элегии, послания: «Вечер»,  «Славянка», «Море», « Филарету», «Певец»,  «Послание к Плещееву»,  «К Батюшкову» и др.. Баллады Жуковского: «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев», и др.

Презентация, заполнение читательского дневника.

 

17

18

Особенности русского романтизма в творчестве А.С. Пушкина.

2ч.

Особенности русского романтизма в творчестве А.С. Пушкина.

Презентация, заполнение читательского дневника.

 

19

20

Особенности русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова.

2ч.

Особенности русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова.

 

Презентация, заполнение читательского дневника.

 

21

22

23

Работа над проектом «Особенности русского романтизма».

3ч.

Работа над проектом «Особенности русского романтизма».

Работа над проектом.

Подготовка проекта.

Презентация проекта.

 

24

Реализм как литературное направление.

1ч.

Реализм.  Его особенности. Представители. Романтические тенденции в литературе критического реализма.

Обзорная лекция. Презентация.

 

25

26

Особенности русского реализма в творчестве А.С. Пушкина.

2ч.

Особенности русского реализма в творчестве А.С. Пушкина.

 

Презентация, заполнение читательского дневника.

 

27

28

Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя.

2ч.

Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя.

 

Презентация, заполнение читательского дневника.

 

29

30

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов.

2ч.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Герои комедии. Работа над сценическими образами.

Альбом «Герои комедии «Ревизор» и их исполнители», «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в иллюстрациях художников».

Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. Составление альбомов . «Герои комедии  и их исполнители», «Комедия Н.В.Гоголя в иллюстрациях художников».

 

31

32

М.Е. Салтыков-Щедрин. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке.

2ч.

М.Е. Салтыков-Щедрин.  Сказки «Для детей изрядного возраста». Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке.

 

Сравнение  авторских вариантов худ.текста с  фольклорными сказками Презентация, заполнение читательского дневника.

 

33

Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина.

1ч.

Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина.

 

Конкурс иллюстраций

 

34

Диспут «Наиболее актуальный и современный русский классик 19 века.»

1ч.

Диспут «Наиболее актуальный и современный русский классик 19 века.»

 

Беседа-диспут, письменный ответ на вопрос.

 

35

Владимир Короленко. Обзор творчества.

1ч.

Владимир Короленко. Обзор творчества.

 

Обзорная лекция

 

36

В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Мгновение».

1ч.

В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Мгновение».

 

Беседа, заполнение читательского дневника.

 

37

В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Парадокс».

1ч.

В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Парадокс».

 

Беседа, заполнение читательского дневника.

 

 

Раздел 5.  Литература 20 века. (17 часов)

38

Русская литература 20 века. (обзор)

1ч.

Обзор русской литературы 20века. Период, особенности, жанры литературы 20 века, писатели.

Л: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, формировать навыки анализа прозаического текста; уделить внимание таким понятиям, как милосердие, доброта, человечность, достоинство, бескорыстие

П: понимание ключевых проблем изученных произведений, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, определять круг нравственных проблем поднятых в прочитанных произведениях.

К: умение пересказывать отрывки произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь вести диалог;  участвовать в конкурсе, игре, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в конкурсах рассказчиков, иллюстраций;

Р: учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией книги; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; самостоятельно работать с новым произведением;  работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Пр.: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; отвечать на вопросы по содержанию произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание; развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

Лекция, презентация

 

39

40

Обзор творчества А.П. Чехова. Трилогия Чехова: «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник».

Обзор творчества А.П. Чехова. Трилогия Чехова: «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник».

Анализ произведений, беседа

 

41

42

Обзор творчества И. Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи»

Обзор творчества И. Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи»

Анализ произведений, беседа

 

43

Обзор творчества А. Куприна.  Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке».

Обзор творчества А. Куприна.  Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке».

Анализ произведений, беседа

 

44

А. Куприна.  Человеческая жестокость в рассказах «Изумруд», «Пиратка».

А. Куприна.  Человеческая жестокость в рассказах «Изумруд», «Пиратка».

Анализ произведений, беседа

 

45

Художественные особенности диалогов, начала и концовки рассказа А. Куприна «Извозчик Петр».

Художественные особенности диалогов, начала и концовки рассказа А. Куприна «Извозчик Петр».

Анализ произведений, беседа

 

46

Конкурс иллюстраций по рассказам А. Куприна

Конкурс иллюстраций по рассказам А. Куприна

Конкурс иллюстраций.

 

47

48

Тема свободы в рассказах М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».

Тема свободы в рассказах М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».

Анализ произведений, беседа

 

49

50

К.Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете».

К.Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете».

Анализ произведений, беседа

 

51

52

Творчество писателей-сатириконцев.

Творчество писателей-сатириконцев. (Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный и др.)

Анализ произведений, беседа

 

53

«Проба пера»: написание юмористического рассказа.

«Проба пера»: написание юмористического рассказа.

Написание юмористического рассказа.

 

54

 «Своя игра»: внимательный читатель.

 «Своя игра»: внимательный читатель.

«Своя игра»: внимательный читатель.

 

Раздел 6.  Человек и война в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. (5 часов)

55

56

Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: история жизни молодого бойца

Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: история жизни молодого бойца .Специфика   изображения войны и характера рядового бойца

Пр.: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; отвечать на вопросы по содержанию произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

П.: понимание ключевых проблем изученных произведений

К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Л.: уважительного отношения к авторам и литературе, формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Анализ произведений, беседа

 

57

58

Лирика военных лет: стихи и песни о Великой отечественной войне.

Поэты военного времени и их творчество.

Анализ произведений, беседа

 

59

Конкурс чтецов «Поэзия военных лет»

Конкурс чтецов

Конкурс чтецов

 

Раздел 7.  Зарубежная классическая литература. (2 часа)

60

Зарубежная литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир: сонеты.

Зарубежная литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир: сонеты.

Пр.: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; отвечать на вопросы по содержанию произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

П.: понимание ключевых проблем изученных произведений

К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Л.: уважительного отношения к литературе, формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Лекция, анализ произведений, беседа

 

61

Обзор творчества У. Шекспира: пьесы.

Обзор пьес Шекспира

Анализ произведений, беседа

 

Раздел 8. Подростковая литература 21 века. ( 5 часов)

62

Обзор рассказов об успехе: Д. Варденбург «Правило 69 для толстой чайки», Ю. Кузнецова «Первая работа», Р.Смит «Пик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор современной подростковой литературы 21 века.

Любовь, успех, обучение, дружба в подростковом  возрасте и взаимоотношениях детей и взрослых.

Пр.: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; отвечать на вопросы по содержанию произведения; ориентироваться в нравственном содержании, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Л.: Развитие эмпатии, способности сочувствовать и сопереживать другим людям, умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, обогащение нравственного опыта; формирование навыков работы в группах; формирование интеллекта и общей культуры, чувства ответственности за свои поступки и умение их оценивать; формирование представлений о подлинных жизненных ценностях,  установление связей и параллелей с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Р.: Развитие устанавливать причинно-следственные связи и строить рассуждения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь работать с книгой , соблюдать правила общения и поведения, оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными; развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях.

К.: отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

П.: понимание ключевых проблем произведений, уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, определять понятия, создавать обобщения

Анализ произведений, беседа

 

63

Обзор рассказов об учёбе: Е. Пастернак, А. Жвалевский «Я хочу в школу!», Н. Волкова «Разноцветный снег», А. Коростелёва «Школа в Кармартене»

Анализ произведений, беседа

 

64

Обзор рассказов об отношениях с родителями: Ю. Кузнецова «Где папа?», Д. Фоер «Жутко громко и запредельно близко».

Анализ произведений, беседа

 

65

Обзор рассказов о дружбе и приключениях: М. Парр «Вафельное сердце», Д.У. Джонс «Воздушный замок», Э. Хантер «Коты-воители»

Анализ произведений, беседа

 

66

Обзор рассказов о любви: А. Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли», Д. Грин «Виноваты звёзды», В. Ледерман «Первокурсница»

Анализ произведений, беседа

 

Раздел 9. Заключение (2 часа)

67

Написание отзыва на понравившееся произведение.

1ч.

Рефлексия прочитанных и записанных художественных произведений по курсу. Написание отзыва

К: формулировать собственное аргументированное мнение; строить письменные высказывание, использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Л.: сформированность мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Написание отзыва

 

68

 Итоговое занятие. Конкурс читательских дневников

1ч.

Викторина на знание курса «В мире удивительной литературы», конкурс на самый лучший читательский дневник, список на лето

Л: Умение делать выводы, подводить итоги работы за год, Проявление желания читать литературные произведения

Р:  выполнять учебное действие в соответствии с целью; ориентироваться в разных способах выполнения задания,  выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Викторина  и конкурс на лучший читательский дневник.

 

Литература для учителя

·         Авторская программа Л.А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности :  под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011)

·         Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

·         Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

·         Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.

·         В.С. Белова Русская «детская» классика сегодня. Литература в школе. №1, 1994

·         Г.Гранник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко «Когда книга учит»-М.:Педагогика, 1991.

·         Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.

·         Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

·         Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.

·         Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева / Олег Андреев. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009

·         Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).

·         Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.

·         Энциклопедия для детей. Т 9.  Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. -  М.: Аванта+, 2003

·         Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.

Материально-техническое обеспечение программы

·         Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

·         Раздаточный материал по темам курса

·         Репродукции картин художников

·         Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

·         Экранные пособия

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор                       http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы


 

Скачано с www.znanio.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении программы внеурочных занятий «Мир удивительной литературы» для 8 класса были использованы следующие документы: ·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении программы внеурочных занятий «Мир удивительной литературы» для 8 класса были использованы следующие документы: ·

Актуальность программы. В большинстве случаев дети, попавшие в

Актуальность программы. В большинстве случаев дети, попавшие в

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников

Ученик получит возможность научиться : · ориентироваться в мире литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; · определять…

Ученик получит возможность научиться : · ориентироваться в мире литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; · определять…

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

Личностные результаты: • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; • понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных…

Личностные результаты: • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; • понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных…

Тематические разделы. Основные виды деятельности и формы организации

Тематические разделы. Основные виды деятельности и формы организации

Вести читательский дневник

Вести читательский дневник

Создавать иллюстрации к произведениям

Создавать иллюстрации к произведениям

Итоговое занятие. Конкурс читательских дневников

Итоговое занятие. Конкурс читательских дневников

К: участвовать в беседе о сюжете

К: участвовать в беседе о сюжете

ИВ средства языка. ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

ИВ средства языка. ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

П.: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать…

П.: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать…

Обзор русской литературы 20века

Обзор русской литературы 20века

П.: понимание ключевых проблем изученных произведений

П.: понимание ключевых проблем изученных произведений

Обзор рассказов об успехе: Д

Обзор рассказов об успехе: Д

Раздаточный материал по темам курса ·

Раздаточный материал по темам курса ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2020