ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении программы внеурочных занятий «Мир удивительной литературы» для 8 класса были использованы следующие документы:
· ФГОС ООО,
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
· Список произведений, составленный на основе письма Минобрнауки РФ от 16.01.2013 (Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению).
· Список произведения для самостоятельного чтения 5—11 классы./ Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы.
· План внеурочной деятельности Орловского СУВУ
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных и общеинтеллектуальных способностей учащихся 8 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий (УУД) на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной.
Программа будет способствовать организации читательской деятельности во внеурочное время, духовному становлению личности, общеинтеллектуальному развитию, выявлению творческих способностей и развитию коммуникативной сферы учащихся. Формирование культуры читательского труда будет проходить через освоение и развитие навыков смыслового чтения, осмысления текста в его жанрово-видовой специфике.
Программа «Мир удивительной литературы» является дополнением к основному курсу литературы 8 класса и продолжением программ внеурочной деятельности 6, 7 классов по литературе «Мир удивительной литературы». Подбор произведений для чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и творческого воображения.
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Программа курса способствует углубленному изучению творчества некоторых авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа.
Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы. Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.
Актуальность программы.
В большинстве случаев дети, попавшие в Орловское СУВУ, не просто плохо читают, имеют узкий кругозор. У них очень низкая познавательная активность, отсутствует мотивация к обучению. Чтение вызывает неприязнь, многие произведения школьной программы им неинтересны. А от умения читать, правильно, глубоко воспринимать прочитанное зависит многое, в том числе дальнейший процесс обучения. Но недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст под руководством учителя, важнее развить навык смыслового чтения, привить любовь к данному виду деятельности, а это вероятнее тогда, когда ученик имеет возможность самостоятельно формировать в себе вдумчивого читателя. Учитель лишь направляет, корректирует, доверяя ребёнку самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
Литература – вид искусства, потому его влияние на становление личности человека и его развитие очень велико. Отражение действительности в художественных образах действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
Цель программы:
· Формирование читательской компетенции посредствам знакомства с произведениями художественной литературы, с особенностями художественной формы текста и развитие творческих способностей учащихся;
· Формирование и развитие основ читательской компетенции, которая способствует достижению результативности по всем предметам.
Задачи:
· создать условия для развития личности ребёнка и привить любовь к чтению посредствам организации самостоятельного чтения;
· развивать мотивацию к познанию и творчеству;
· приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.
· организовать чтение школьников, расширить круг чтения,
· стимулировать потребность чтения и значимость формирования грамотного талантливого читателя.
· повысить качество чтения, в том числе более глубокого проникновения в текст художественного произведения.
· развивать осознанный интерес к чтению художественной литературы;
· формировать основы читательской культуры, эстетического вкуса;
· выработать привычку к вдумчивому чтению;
· развивать воображение, литературно-творческого потенциала и речь учащихся.
· формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
• непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
• признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с педагогами;
• принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
• принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, проектной, исследовательской) деятельности;
• принцип учета возрастных особенностей учащихся;
• принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Методические особенности организации занятий
· Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.
· Задания носят обучающий и развивающий характер, основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
Место внеурочных занятий «Мир удивительной литературы» 8 кл. в учебном плане: 2 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС (68 часов)
Формы работы:
· Чтение произведений.
· Обзорное изучение произведений.
· Презентация прочитанной книги.
· Выставка прочитанных книг.
· Викторина и литературные игры.
· Конкурс иллюстраций и презентаций к любимой книге.
· Конкурс чтецов.
· Беседа.
· Дискуссия.
· Практическое занятие.
· Создание творческих папок.
· Путешествие по страницам книг.
· Ведение читательского дневника.
Виды проектов: основной продукт курса «Мир удивительной литературы» - ведение читательского дневника, кроме этого создание презентации, творческой папки, оформление справочника по творчеству писателя, иллюстраций к произведениям.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса ученик научится
§ работать с книгой;
§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
§ анализировать поэтический текст;
§ выявлять авторскую позицию;
§ выражать свое отношение к прочитанному;
§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§ владеть различными видами пересказа;
§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
§ чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
§ владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;
§ работать со словарными статьями;
§ расширять запас лексики;
§ научится выразительному чтению;
§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
§ основные теоретико-литературные понятия;
§ работать над созданием проекта
Ученик получит возможность научиться:
· ориентироваться в мире литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
· определять индивидуальный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
· вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.
В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:
· потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
· умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
· учебной самостоятельности и познавательного интереса;
· умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
· умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;
· умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
· понимания значимости работы в группе.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
• уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
• уметь самостоятельно работать с новым произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного смыслового чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе.
• участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.
• оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
• развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно и выборочно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• анализировать художественное произведение;
• сравнивать произведения разных жанров и авторов;
• давать характеристику героев.
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
• развивать чувство ритма и координацию движения;
• развивать речевое дыхание и артикуляцию;
• развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
• пополнять словарный запас;
Личностные результаты:
• понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
• понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
• осознание эстетической ценности книги; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
• потребность сохранить литературу как явление национальной культуры;
• стремление к речевому самосовершенствованию;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• умение выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать (автору, героям);
• выказывание собственного отношения по прочитанному в устной и письменной форме .
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося. Данный курс не предполагает наличия контрольных работ и материалов.
Тематическое планирование
|
Раздел |
Кол-во часов |
1. |
Раздел 1. Введение. «Искусство быть читателем» |
5 |
2. |
Раздел 2. У истоков литературы. Устное народное творчество. |
2 |
3. |
Раздел 3. Древнерусская литература. |
2 |
4. |
Раздел 4. Литература 18-19 веков. |
28 |
5. |
Раздел 5. Литература 20 века. (16 часов) |
17 |
6. |
Раздел 6. Человек и война в поэтических произведениях о ВОв. |
5 |
7. |
Раздел 7. Зарубежная классическая литература. |
2 |
8. |
Раздел 8. Подростковая литература 21 века. |
5 |
9. |
Раздел 9. Заключение. |
2 |
|
ИТОГО: |
68 |
Тематические разделы. Основные виды деятельности и формы организации.
Разделы и темы курса
|
Основные виды деятельности и формы организации
|
Раздел 1. Введение. «Искусство быть читателем» (5 часов) |
|
1.Книги, прочитанные летом. (Выявление читательских интересов) 2.Викторина по изученным произведениям 5-7 классов. 3.Выразительная (художественная речь. Средства речи. Техника и логика речи. 4.В.Гроссман «Рассказик о счастье». Проблема понимания счастья. 5.Презентация летних читательских дневников. |
Рассуждать о необходимости чтения книг. Пересказывать сюжет произведений. Презентовать читательские дневники. Участвовать в викторине. Читать выразительно фрагменты произведений. Характеризовать героя произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Вести читательский дневник |
Раздел 2. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа) |
|
6. Жанры фольклора. Актуальность фольклорных произведений. 7. Мотивы русских народных песен, обработанных поэтами и прозаиками. |
Ориентироваться в жанровой системе фольклорных произведений. Формировать представление об УНТ как огромном пласте русской культуры и русского менталитета. Определять актуальность произведений УНТ. Читать выразительно фрагменты РНП. Характеризовать героя произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Вести читательский дневник |
Раздел 3. Древнерусская литература (2 час) |
|
8. Жанры древнерусской литературы. 9. «Сказание о Борисе и Глебе». Образы Бориса и Глеба как первых русских святых. Выявление особенностей жанра «сказания»
|
Ориентироваться в жанровой системе древнерусских произведений. Интонировать произведения. Выразительно читать произведения древнерусской литературы. Характеризовать героя произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Вести читательский дневник |
Раздел 4. Литература 18-19 веков. (28 часов) |
|
10. Русская литература 18 века. Классицизм. (обзор) 11-12. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. 13. Русская литература 19 века. (обзор) 14. Романтизм как литературное направление. 15-16. Особенности русского романтизма в творчестве В.Жуковского. 17-18. Особенности русского романтизма в творчестве А.С. Пушкина. 19-20. Особенности русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова. 21, 22, 23 – Работа над проектом «Особенности русского романтизма». 24. Реализм как литературное направление. 25-26. Особенности русского реализма в творчестве А.С. Пушкина. 27-28. Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя. 29-30. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. 31-32. М.Е. Салтыков-Щедрин. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. 33. Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина. 34. Диспут «Наиболее актуальный и современный русский классик 19 века.» 35. Владимир Короленко. Обзор творчества. 36. В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Мгновение». 37. В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Парадокс». |
Воспринимать текст литературного произведения Характеризовать героя произведений. Выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Работать над проектом. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Инсценировать эпизоды произведений. Работать над голосом и жестами. Выявлять особенности литературных течений в творчестве писателей. Создавать иллюстрации к произведениям. Вести читательский дневник Читать выразительно отрывки. |
Раздел 5. Литература 20 века. (17 часов) |
|
38. Русская литература 20 века. (обзор) 39-40. Обзор творчества А.П. Чехова. Трилогия Чехова: «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник». 41-42. Обзор творчества И. Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи» 43. Обзор творчества А. Куприна. Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке». 44. А. Куприна. Человеческая жестокость в рассказах «Изумруд», «Пиратка». 45. Художественные особенности диалогов, начала и концовки рассказа А. Куприна «Извозчик Петр». 46. Конкурс иллюстраций по рассказам А. Куприна. 47-48. Тема свободы в рассказах М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». 49-50. К.Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете». 51-52. Творчество писателей-сатириконцев. (Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный и др.) 53. «Проба пера»: написание юмористического рассказа. 54. «Своя игра»: внимательный читатель. |
|
Раздел 6. Человек и война в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. (5 часов) |
|
55-56. Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: история жизни молодого бойца 57-58. Лирика военных лет: стихи и песни о Великой отечественной войне. 59. Конкурс чтецов «Поэзия военных лет» |
Воспринимать текст литературного произведения Характеризовать героя произведений. Выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека. Вести читательский дневник. Участвовать в конкурсе выразительного чтения Работать над голосом и жестами. |
Раздел 7. Зарубежная классическая литература. (2 часа) |
|
60. Зарубежная литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир: сонеты. 61. Обзор творчества У. Шекспира: пьесы. |
Воспринимать текст литературного произведения Характеризовать героя произведений. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Читать выразительно отрывки. Вести читательский дневник |
Раздел 8. Подростковая литература 21 века. ( 5 часов) |
|
62. Обзор рассказов об успехе: Д. Варденбург «Правило 69 для толстой чайки», Ю. Кузнецова «Первая работа», Р.Смит «Пик». 63. Обзор рассказов об учёбе: Е. Пастернак, А. Жвалевский «Я хочу в школу!», Н. Волкова «Разноцветный снег», А. Коростелёва «Школа в Кармартене» 64. Обзор рассказов об отношениях с родителями: Ю. Кузнецова «Где папа?», Д. Фоер «Жутко громко и запредельно близко». 65. Обзор рассказов о дружбе и приключениях: М. Парр «Вафельное сердце», Д.У. Джонс «Воздушный замок», Э. Хантер «Коты-воители» 66. Обзор рассказов о любви: А. Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли», Д. Грин «Виноваты звёзды», В. Ледерман «Первокурсница» |
Ориентироваться в многообразии современных авторов и современной подростковой литературе. Вести читательский дневник
|
Раздел 9. Заключение (2 часа) |
|
67. Написание отзыва на понравившееся произведение. 68. Итоговое занятие. Конкурс читательских дневников. |
Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Презентовать читательские дневники |
КТП
№ |
Тема занятия |
Основное содержание |
Планируемые результаты Л. – личностные Пр. – предметные М.- метапредметные: К- коммуникативные Р - регулятивные П - познавательные |
Форма контроля |
Дата занятия |
Раздел 1. Введение. «Искусство быть читателем» (5 часов) |
|||||
1 |
Книги, прочитанные летом.
1ч.
|
Беседа о форме организации занятий, мотивация на самостоятельное чтение. Повторение правил обращения с книгой и гигиенических требований к чтению. Беседа о прочитанных книгах. Выявление читательских интересов. |
Л.: Формирование читательской мотивации, получение опыта самостоятельных общественных действий, умение самостоятельно выбирать понравившуюся литературу. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Пр.: Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного , формирование потребности в систематическом чтении, осознавать значимость чтения для личного развития. Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра Р: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; работать в парах и группах, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. К: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками П.: Находить нужную информацию, осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности жанра и его отличие от других жанров. Уметь воспринимать и анализировать произведение |
Создание/повторение памятки «Правила обращения с книгой» Монологические выступления |
|
2 |
Викторина по изученным произведениям 5-7 классов. 1ч.
|
Викторина по изученным произведениям 5-7 классов.
|
Проведение игры в ходе коллективной деятельности |
|
|
3 |
Выразительная (художественная) речь. Средства речи. Техника и логика речи. 1ч.
|
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Понятия «средства речи», «техника речи», «логика речи» |
Записи |
|
|
4 |
В.Гроссман «Рассказик о счастье». Проблема понимания счастья. 1ч. |
В.Гроссман «Рассказик о счастье». Анализ миниатюры как предмет исследования. Проблема понимания счастья. |
Беседа. Ведение читательского дневника. |
|
|
5 |
Презентация летних читательских дневников. 1ч. |
Словесная презентация читательских дневников. |
Монологические высказывания |
|
|
Раздел 2. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа) |
|||||
6. |
Жанры фольклора. Актуальность фольклорных произведений. 1 ч. |
Жанры фольклора. Актуальность фольклорных произведений.
|
Л.: развитие интеллекта, интерес к чтению, к изучению дополнительной информации по литературе, навыка выразительного чтения поэтического текста. ПР.: Ориентироваться в жанрах УНТ, формировать навык смыслового чтения; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения, воспринимать чтение поэтического текста на слух. Р: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; самостоятельно работать с новым произведением; работать в парах и группах, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. К: участвовать в беседе о сюжете РНП, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; соблюдать правила общения и поведения, оценивать действия других . |
Составление таблицы «Жанры УНТ» Ведение читательского дневника. |
|
7. |
Мотивы русских народных песен, обработанных поэтами и прозаиками. 1ч. |
Виды русских народных песен. Темы РНП. Герои РНП. Подбор текстов фольклорных произведений, аудиозаписей. Стихи русских поэтов, ставшие народными песнями. Сопоставление выразительного чтения стихов и исполнения песен. |
Конкурс на лучшего чтеца русской народной песни. Ведение читательского дневника. |
|
|
Раздел 3. Древнерусская литература (2 час) |
|||||
8. |
Жанры древнерусской литературы. 1ч.
|
Время возникновения древнерусской литературы. Первые авторы. Жанры древнерусской литературы. |
Л.: развитие интеллекта, интерес к чтению, к изучению дополнительной информации по литературе, навыка выразительного текста. ПР.: Ориентироваться в жанрах древнерусской литературы, формировать навык смыслового чтения; воспринимать чтение текста на слух. Р: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; самостоятельно работать с новым произведением; работать в парах и группах, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. К: участвовать в беседе о сюжете сказания, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; соблюдать правила общения и поведения, оценивать действия других. |
Составление таблицы «Жанры древнерусской литературы». Ведение читательского дневника. |
|
9. |
«Сказание о Борисе и Глебе». 1ч. |
«Сказание о Борисе и Глебе». Образы Бориса и Глеба как первых русских святых. Выявление особенностей жанра «сказания».
|
Создание иллюстраций. Ведение читательского дневника. |
|
|
Раздел 4. Литература 18-19 веков. (28 часов) |
|||||
10 |
Русская литература 18 века. (обзор) Классицизм. 1ч.
|
Обзор русской литературы 18 века – эпоха «Русского Просвещения». Период, особенности, жанры литературы 18 века, писатели. Классицизм. Его особенности |
Пр.: знать периоды литературы 18, 19 веков, особенности литературы данных периодов, жанры, представителей; иметь представление о литературных направлениях: классицизм, романтизм. Понимать их отличительные особенности, уметь находить черты этих направлений в литературных произведениях отдельных авторов; воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); анализировать владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; определять и находить ИВ средства языка. ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
Л: интерес к чтению, формирование литературного вкуса; внутренней позиции на уровне понимания необходимости чтения как одного из средств самовыражения в социальной жизни, осознание эстетической ценности книги; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формирование навыков инсценирования и выразительного чтения, исследования текста.
Р.: участвовать в проектной деятельности , литературных играх;, уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с книгой; самостоятельно работать с новым произведением; работать в парах и группах, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты, определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. принимать и сохранять учебно-творческую задачу; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
П.: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе. участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; ;
|
Обзорная лекция. Презентация. |
|
11 12 |
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. 2ч. |
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение глав. Система образов героев. Признаки классицизма в комедии. |
Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. |
|
|
13 |
Русская литература 19 века. (обзор) 1ч. |
Обзор русской литературы 19 века – «Золотого века» русской литературы. Период, особенности, жанры литературы 19 века, писатели. |
Обзорная лекция. Презентация. |
|
|
14 |
Романтизм как литературное направление. 1ч. |
Романтизм. Особенности русского романтизма, представители. Эстетические теории русских романтиков. |
Обзорная лекция. Презентация. |
|
|
15 16 |
Особенности русского романтизма в творчестве В.Жуковского. 2ч. |
Особенности русского романтизма в творчестве В.Жуковского. Элегии, послания: «Вечер», «Славянка», «Море», « Филарету», «Певец», «Послание к Плещееву», «К Батюшкову» и др.. Баллады Жуковского: «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев», и др. |
Презентация, заполнение читательского дневника. |
|
|
17 18 |
Особенности русского романтизма в творчестве А.С. Пушкина. 2ч. |
Особенности русского романтизма в творчестве А.С. Пушкина. |
Презентация, заполнение читательского дневника. |
|
|
19 20 |
Особенности русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова. 2ч. |
Особенности русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова.
|
Презентация, заполнение читательского дневника. |
|
|
21 22 23 |
Работа над проектом «Особенности русского романтизма». 3ч. |
Работа над проектом «Особенности русского романтизма». |
Работа над проектом. Подготовка проекта. Презентация проекта. |
|
|
24 |
Реализм как литературное направление. 1ч. |
Реализм. Его особенности. Представители. Романтические тенденции в литературе критического реализма. |
Обзорная лекция. Презентация. |
|
|
25 26 |
Особенности русского реализма в творчестве А.С. Пушкина. 2ч. |
Особенности русского реализма в творчестве А.С. Пушкина.
|
Презентация, заполнение читательского дневника. |
|
|
27 28 |
Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя. 2ч. |
Особенности русского реализма в творчестве Н.В. Гоголя.
|
Презентация, заполнение читательского дневника. |
|
|
29 30 |
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. 2ч. |
Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Герои комедии. Работа над сценическими образами. Альбом «Герои комедии «Ревизор» и их исполнители», «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в иллюстрациях художников». |
Фрагменты спектакля. Инсценировка отдельных эпизодов. Составление альбомов . «Герои комедии и их исполнители», «Комедия Н.В.Гоголя в иллюстрациях художников». |
|
|
31 32 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. 2ч. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Для детей изрядного возраста». Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке.
|
Сравнение авторских вариантов худ.текста с фольклорными сказками Презентация, заполнение читательского дневника. |
|
|
33 |
Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина. 1ч. |
Конкурс иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина.
|
Конкурс иллюстраций |
|
|
34 |
Диспут «Наиболее актуальный и современный русский классик 19 века.» 1ч. |
Диспут «Наиболее актуальный и современный русский классик 19 века.»
|
Беседа-диспут, письменный ответ на вопрос. |
|
|
35 |
Владимир Короленко. Обзор творчества. 1ч. |
Владимир Короленко. Обзор творчества.
|
Обзорная лекция |
|
|
36 |
В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Мгновение». 1ч. |
В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Мгновение».
|
Беседа, заполнение читательского дневника. |
|
|
37 |
В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Парадокс». 1ч. |
В.Короленко. Нравственные проблемы рассказа «Парадокс».
|
Беседа, заполнение читательского дневника.
|
|
|
Раздел 5. Литература 20 века. (17 часов) |
|||||
38 |
Русская литература 20 века. (обзор) 1ч. |
Обзор русской литературы 20века. Период, особенности, жанры литературы 20 века, писатели. |
Л: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, формировать навыки анализа прозаического текста; уделить внимание таким понятиям, как милосердие, доброта, человечность, достоинство, бескорыстие П: понимание ключевых проблем изученных произведений, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, определять круг нравственных проблем поднятых в прочитанных произведениях. К: умение пересказывать отрывки произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь вести диалог; участвовать в конкурсе, игре, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в конкурсах рассказчиков, иллюстраций; Р: учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией книги; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; самостоятельно работать с новым произведением; работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Пр.: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; отвечать на вопросы по содержанию произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание; развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; |
Лекция, презентация |
|
39 40 |
Обзор творчества А.П. Чехова. Трилогия Чехова: «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник». |
Обзор творчества А.П. Чехова. Трилогия Чехова: «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник». |
Анализ произведений, беседа |
|
|
41 42 |
Обзор творчества И. Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи» |
Обзор творчества И. Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи» |
Анализ произведений, беседа |
|
|
43 |
Обзор творчества А. Куприна. Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке». |
Обзор творчества А. Куприна. Ценность человеческой жизни в рассказе «В цирке». |
Анализ произведений, беседа |
|
|
44 |
А. Куприна. Человеческая жестокость в рассказах «Изумруд», «Пиратка». |
А. Куприна. Человеческая жестокость в рассказах «Изумруд», «Пиратка». |
Анализ произведений, беседа |
|
|
45 |
Художественные особенности диалогов, начала и концовки рассказа А. Куприна «Извозчик Петр». |
Художественные особенности диалогов, начала и концовки рассказа А. Куприна «Извозчик Петр». |
Анализ произведений, беседа |
|
|
46 |
Конкурс иллюстраций по рассказам А. Куприна |
Конкурс иллюстраций по рассказам А. Куприна |
Конкурс иллюстраций. |
|
|
47 48 |
Тема свободы в рассказах М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». |
Тема свободы в рассказах М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». |
Анализ произведений, беседа |
|
|
49 50 |
К.Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете». |
К.Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете». |
Анализ произведений, беседа |
|
|
51 52 |
Творчество писателей-сатириконцев. |
Творчество писателей-сатириконцев. (Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный и др.) |
Анализ произведений, беседа |
|
|
53 |
«Проба пера»: написание юмористического рассказа. |
«Проба пера»: написание юмористического рассказа. |
Написание юмористического рассказа. |
|
|
54 |
«Своя игра»: внимательный читатель. |
«Своя игра»: внимательный читатель. |
«Своя игра»: внимательный читатель. |
|
|
Раздел 6. Человек и война в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. (5 часов) |
|||||
55 56 |
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: история жизни молодого бойца |
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин»: история жизни молодого бойца .Специфика изображения войны и характера рядового бойца |
Пр.: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; отвечать на вопросы по содержанию произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. П.: понимание ключевых проблем изученных произведений К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Л.: уважительного отношения к авторам и литературе, формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. |
Анализ произведений, беседа |
|
57 58 |
Лирика военных лет: стихи и песни о Великой отечественной войне. |
Поэты военного времени и их творчество. |
Анализ произведений, беседа |
|
|
59 |
Конкурс чтецов «Поэзия военных лет» |
Конкурс чтецов |
Конкурс чтецов |
|
|
Раздел 7. Зарубежная классическая литература. (2 часа) |
|||||
60 |
Зарубежная литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир: сонеты. |
Зарубежная литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир: сонеты. |
Пр.: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; отвечать на вопросы по содержанию произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. П.: понимание ключевых проблем изученных произведений К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Л.: уважительного отношения к литературе, формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. |
Лекция, анализ произведений, беседа |
|
61 |
Обзор творчества У. Шекспира: пьесы. |
Обзор пьес Шекспира |
Анализ произведений, беседа |
|
|
Раздел 8. Подростковая литература 21 века. ( 5 часов) |
|||||
62 |
Обзор рассказов об успехе: Д. Варденбург «Правило 69 для толстой чайки», Ю. Кузнецова «Первая работа», Р.Смит «Пик». |
Обзор современной подростковой литературы 21 века. Любовь, успех, обучение, дружба в подростковом возрасте и взаимоотношениях детей и взрослых. |
Пр.: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам; отвечать на вопросы по содержанию произведения; ориентироваться в нравственном содержании, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Л.: Развитие эмпатии, способности сочувствовать и сопереживать другим людям, умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, обогащение нравственного опыта; формирование навыков работы в группах; формирование интеллекта и общей культуры, чувства ответственности за свои поступки и умение их оценивать; формирование представлений о подлинных жизненных ценностях, установление связей и параллелей с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Р.: Развитие устанавливать причинно-следственные связи и строить рассуждения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь работать с книгой , соблюдать правила общения и поведения, оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными; развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях. К.: отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. П.: понимание ключевых проблем произведений, уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, определять понятия, создавать обобщения |
Анализ произведений, беседа |
|
63 |
Обзор рассказов об учёбе: Е. Пастернак, А. Жвалевский «Я хочу в школу!», Н. Волкова «Разноцветный снег», А. Коростелёва «Школа в Кармартене» |
Анализ произведений, беседа |
|
||
64 |
Обзор рассказов об отношениях с родителями: Ю. Кузнецова «Где папа?», Д. Фоер «Жутко громко и запредельно близко». |
Анализ произведений, беседа |
|
||
65 |
Обзор рассказов о дружбе и приключениях: М. Парр «Вафельное сердце», Д.У. Джонс «Воздушный замок», Э. Хантер «Коты-воители» |
Анализ произведений, беседа |
|
||
66 |
Обзор рассказов о любви: А. Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли», Д. Грин «Виноваты звёзды», В. Ледерман «Первокурсница» |
Анализ произведений, беседа |
|
||
Раздел 9. Заключение (2 часа) |
|||||
67 |
Написание отзыва на понравившееся произведение. 1ч. |
Рефлексия прочитанных и записанных художественных произведений по курсу. Написание отзыва |
К: формулировать собственное аргументированное мнение; строить письменные высказывание, использовать речевые средства для представления результата деятельности. Л.: сформированность мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
Написание отзыва |
|
68 |
Итоговое занятие. Конкурс читательских дневников 1ч. |
Викторина на знание курса «В мире удивительной литературы», конкурс на самый лучший читательский дневник, список на лето |
Л: Умение делать выводы, подводить итоги работы за год, Проявление желания читать литературные произведения Р: выполнять учебное действие в соответствии с целью; ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять самопроверку и самооценку учебного задания. |
Викторина и конкурс на лучший читательский дневник. |
|
Литература для учителя
· Авторская программа Л.А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности : под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011)
· Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
· Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
· Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
· В.С. Белова Русская «детская» классика сегодня. Литература в школе. №1, 1994
· Г.Гранник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко «Когда книга учит»-М.:Педагогика, 1991.
· Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
· Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
· Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
· Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева / Олег Андреев. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
· Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
· Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
· Энциклопедия для детей. Т 9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003
· Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
Материально-техническое обеспечение программы
· Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
· Раздаточный материал по темам курса
· Репродукции картин художников
· Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
· Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.