1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с. Усман-Ташлы курс внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» реализуется посредством включения в План внеурочной деятельности линейного курса «Математика», рассчитанного на 35 часов (1 час в неделю).
Данный курс внеурочной деятельности имеет своей целью развитие мышления и, прежде всего, формирование абстрактного мышления.
Изучение курса внеурочной деятельности «Математика» способствует решению следующих задач:
1) формирование алгоритмических умений и навыков, эвристических приемов, как общего, так и конкретного характера;
2) формирование таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
3) формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Ценностные ориентиры:
- социальная солидарность,
- труд и творчество,
- наука,
- искусство,
- природа,
- человечество.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА»
Изучение курса внеурочной деятельности «Математика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5. Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости и в пространстве;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной прямой и в координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА»
ТЕМА 1. ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ– 5 ЧАСОВ
Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.
Решение комбинаторных задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 7 ЧАСОВ
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 3. ФИГУРЫ НА ПЛОСКОСТИ. СИММЕТРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОЧКИ И ПРЯМОЙ– 6 ЧАСОВ
Фигуры на плоскости. Симметрия относительно точки и прямой. Золотое сечение. Фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамино. Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры разверток цилиндра, конуса. Площадь треугольника. Объемы фигур вращения.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ – 17 ЧАСОВ
Положительные, отрицательные числа и число нуль. Появление отрицательных чисел. Противоположные числа. Модуль числа. Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел. Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная прямая. Координатная плоскость. Осевая и центральная симметрия.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас», 6 класс на 2021-2022 учебный год
Количество часов по программе – 35 часов
По учебному плану – 35 часов
По календарно тематическому плану - 35 часа (основание календарный график учебного процесса в МОБУ СОШ с.Усман-Ташлы
на 2021-2022 учебный год)
Количество уроков по учебным периодам |
|||||||
в нед |
1 чет |
2 чет |
3 чет |
4 чет |
1 пол |
2 пол |
Год |
1 |
9 |
8 |
9 |
9 |
17 |
18 |
35
|
№ занятия |
№ занятия в теме |
Тема занятия |
Основные виды учебной деятельности |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
|
ТЕМА 1. ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ– 5 ЧАСА |
|
|||||
1 |
1 |
Задачи на перебор всех возможных вариантов |
Работа над алгоритмом осуществления перебора всех возможных вариантов и подсчёта их числа |
2.09 |
|
|
|
|
Задачи на перебор всех возможных вариантов |
Работа с использованием алгоритмом подсчёта числа всех возможных вариантов |
9.09 |
|
|
2 |
2 |
Вероятность события |
Работа над алгоритмом вычисления вероятности случайного события, обсуждение и объяснение результата, составление формул |
17..09 |
|
|
3 |
3 |
Вероятность события |
Работа по алгоритму вычисления вероятности случайного события, обсуждение и объяснение результата |
24.09 |
|
|
4 |
4 |
Занимательные задачи |
Решения задач с использованием формулы нахождения вероятности события. Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи |
31.09 |
|
|
ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 7 ЧАСОВ |
|
|||||
6 |
1 |
Самая красивая обыкновенная дробь |
Обсуждение и объяснение решений, выполнение рисунков к задачам |
7.10 |
|
|
7 |
2 |
«Грим» для дробей с разными знаменателями |
Работа над составлением алгоритмов: разложение знаменателей на простые множители, нахождение НОЗ и дополнительных множителей |
14.10 |
|
|
8 |
3 |
Применение свойств сложения и вычитания при решении задач |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
21.10 |
|
|
9 |
4 |
«Прятки» для дроби и числа |
Построение моделей решения задач с помощью нахождения дроби от числа и числа по его дроби Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи |
28.10 |
|
|
10 |
5 |
Числа-перевертыши |
Работа над алгоритмом деления обыкновенных дробей, обсуждение и объяснение результата, тренинговые задания |
11.11 |
|
|
11 |
6 |
Математическое моделирование. Все ли уравнения имеют корни? |
Работа в группах, обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
18.11 |
|
|
12 |
7 |
Трудности перевода |
Обсуждение различных способов перевода обыкновенной дроби в десятичную и обратно |
25.11 |
|
|
ТЕМА 3. ФИГУРЫ НА ПЛОСКОСТИ – 6 ЧАСОВ |
|
|||||
13 |
1 |
Фигуры на плоскости |
Обсуждение различных способов характеристики свойств тел или изменений, происходящие с телами. |
2.11 |
|
|
14 |
2 |
Симметрия относительно точки |
Обсуждение докладов учащихся на тему «Как я могу построить фигуру, симметричную данной, относительно точки?». |
9.11 |
|
|
15 |
3 |
Симметрия относительно прямой |
Обсуждение докладов учащихся на тему «Как я могу построить фигуру, симметричную данной, относительно прямой?». |
16.11 |
|
|
16 |
4 |
Фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамино |
Обсуждение различных способов построения фигур, разрезание фигур, решение задач на составление и разрезание фигур |
23.12 |
|
|
17 |
5 |
Пространственные фигуры вращения – красота и четкость формы |
Обсуждение различных способов вычисления значений объема цилиндра и конусов. Как найти «золотую середину» при построении фигур? |
30.12 |
|
|
18 |
6 |
Задачи на вычисление площади треугольника и четырехугольника |
Работа в малых группах над алгоритмом вычисления площади, обсуждение и объяснение результата, составление формул |
20.01 |
|
|
ТЕМА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ – 17 ЧАСОВ |
|
|||||
19 |
1 |
Всегда ли было число «нуль» и что изменилось с его появлением? |
Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала учебника ««Неразумные» числа» |
27.01
|
|
|
20 |
2 |
Что прячется под знаком модуля? |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
3.02 |
|
|
21 |
3 |
Координатная прямая и линия времени |
Обсуждение различных способов решения задач с применением правил сравнения чисел с помощью координатной прямой |
10.02 |
|
|
22 |
4 |
Как сложить числа с разными знаками? |
Работа в малых группах, обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
17.02 |
|
|
23 |
5 |
Разве можно вычесть отрицательное число? |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение с применением правил сложения и вычитания рациональных чисел |
24.02 |
|
|
24 |
6 |
Буквенные выражения |
Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств сложения и вычитания |
3.03 |
|
|
25 |
7 |
Странный или закономерный результат? |
Работа в малых группах над алгоритмом умножения рациональных чисел |
10.03 |
|
|
26 |
8 |
Можно ли «минус» поделить нацело? |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение с применением правил умножения и деления рациональных чисел |
17.03 |
|
|
27 |
9 |
Основные свойства уравнений |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Зачем нужны уравнения?». Работа в малых группах: «Объяснение свойств уравнений» |
24.03 |
|
|
28 |
10 |
Решение текстовых задач с помощью уравнений |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
7.04 |
|
|
29 |
11 |
Движение, работа, производительность |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
14.04 |
|
|
30 |
12 |
Построение перпендикуляров |
Работа в малых группах над алгоритмом построения перпендикуляра к прямой, серединного перпендикуляра, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы |
21.04 |
|
|
31 |
13 |
Построение параллельных прямых |
Работа в малых группах над алгоритмом построения прямой параллельной данной, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы |
28.04 |
|
|
32 |
14 |
Координатная плоскость. График |
Работа в малых группах над алгоритмом построения координатной плоскости и графика, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы |
5.05 |
|
|
33 |
15 |
Способы задания функции |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение построений |
12.05 |
|
|
34 |
16 |
Как читают графики? |
Работа в малых группах над физическими задачами (обсуждение изменения величин) |
19.05 |
|
|
35 |
17 |
График – инструмент исследователя |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Моя задача по графику». Работа в малых группах: «Нахождение изменения величин по графикам» |
26.05 |
|
|
9
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс ________
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Изменения |
Причины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.