Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по ВР Директор МКОУ БСОШ №1
Еремина Л. В. Ивашкова Т.А.
__________________ ___________________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Проектная деятельность по географии»
на 2018-2019 уч. год
Возраст детей - 7 класс.
Реализация программы рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю
Программу составила:
Телепенина Татьяна Федоровна
учитель географии
высшей квалификационной категории
Бреды 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
Ø Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;
Ø Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность данной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к широкому кругу объектов воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, и техникумах.
Программа позволяет реализовать актуальные в наше время личностно-ориентированный, деятельностный подход к ученику.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования;
2. Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;
4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Срок реализации: Программу планируется реализовывать в 7 классах. Изучение данного курса рассчитано на 2 час в неделю, 68 часов в год.
Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.
Задачи:
Образовательные:
- развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;
Развивающие:
- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;
- развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
- развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Мотивационные
- создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха.
Социально-педагогические
- формирование общественной активности, реализация в социуме;
Обучающие
- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
- сформировать представление о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
- научить определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта, пользоваться различными источниками информации, ресурсами, представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
- познакомить с критериями оценивания проекта;
- научить проводить рефлексию своей деятельности.
Для успешной реализации внеурочной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- принцип природосообразности;
- принцип прогностичности;
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип рефлексивности;
- принцип культуросообразности.
Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности»:
Прогнозируемый воспитательный результат:
Ø мотивационная основа проектной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные ценностные отношения школьника к науке; сотрудничеству; человеку; людям;
Ø развитие морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Ø умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
Ø способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности;
Ø умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;
Ø приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации; фиксации информации с помощью инструментов ИКТ;
Ø приобретение обучающимися опыта проектной деятельности; работы в команде; разрешении конфликтных ситуаций; публичного выступления по проблемным вопросам; общения с другими представителями социальных групп;
Прогнозируемый воспитательный эффект:
Ø внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости проектной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
Ø в перспективе - профессиональное самоопределение;
Ø проявление познавательной инициативы;
Ø возможность вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Ø участие в научных конференциях, в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению;
Ø использование исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;
Ø аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
Ø активная жизненная позиция.
Достижению поставленных целей и задач будут способствовать различные формы организации деятельности обучающихся:
- лекция;
- беседа;
- коллаж;
- игра;
- практическая работа;
- лепбук;
- макет географического объекта;
- презентация предмета, факта, явления, события;
- видеоролик;
- проектная деятельность.
Используемые технологии и методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Проектная деятельность» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть и практические задания.
Этапы работы над проектом
№ |
Этап работы |
Виды деятельности обучающихся |
1 |
Поисковый |
- Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации - Определение и анализ проблем - Определение потребности в информации - Сбор и изучение информации |
2 |
Аналитический |
- Постановка цели проекта Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности - Определение задач - Определение способа разрешения проблемы - Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ - Планирование продукта -- Анализ ресурсов - Сбор и изучение информации |
3 |
Практический |
- Выполнение плана работ - Текущий контроль - Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию |
4 |
Презентационный |
Предварительная оценка продукта - Планирование презентации и подготовка презентационных материалов - Презентация продукта Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продета, включение в банк проектов, публикация) |
5 |
Контрольный |
- Анализ результатов выполнения проекта - Оценка качества выполнения продукта - Оценка продвижения |
Содержание программы
Теоретический модуль
Тема 1. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует человек проекты, с какой целью? Этапы проектной деятельности. Проект предполагает выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей.
Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества.
Тема 3. Знакомство с методами создания проектов.
Тема 4. Знакомство с основными правилами поискового этапа. Поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, определение задач, планирование проектной деятельности, сбор, изучение и обработку информации по теме проекта.
Тема 5. Знакомство с понятиями конструкторского этапа. Поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов конструкции продукта труда с учетом требований дизайна. На этом этапе особое внимание уделяется составлению конструкторской документации (схем, рисунков, графиков). Практические задания по созданию схем, графиков.
Тема 6. Знакомство с понятиями технологического этапа. Составление плана практической реализации проекта, составление технологических карт, выбор материалов, инструментов, оборудования, текущий контроль качества запланированных операций, изготовление изделия, внесение изменений в конструкцию и технологию.
Тема 7. Заключительный этап. Анализ результатов проектной деятельности и полученного изделия, определение возможностей использования результатов выполнения проекта. Важно оценить, как продукт труда, так и качество проектирования.
Тема 8. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.
Практический модуль
Тема 8. Лепбук «Вулканы» (по готовому макету).
Тема 9. Макет географического объекта - вулкан
Тема 10. Лепбук «Эндемики Австралии»
Тема 11. Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» (презентация)
Тема 12. Коллаж «Органический мир Антарктиды»
Тема 13. Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя»
Тема 14. Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии»
Тема 15. Лепбук «Бреды – моя малая Родина»
Тема 16. Проектная работа «Храмы и соборы России»
Тема 17. Работа над индивидуальным проектом
Тема 18. Представление результатов деятельности. Мини-конференция в классе. Представление своих проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
|
||||
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
|
|
|
|
|||||
1. |
Знакомство с понятием проект |
1 |
|
|
||||
2. |
Знакомство с основными правилами сотрудничества |
1 |
|
|
||||
3. |
Знакомство с методами создания проектов. |
1 |
|
|
||||
4. |
Познавательная беседа: «Этапы проектной деятельности» |
1 |
|
|
||||
5. |
Первый этап- поисковый. |
1 |
|
|
||||
6. |
Второй этап- конструкторский. |
1 |
|
|
||||
7. |
Третий этап- технологический. |
1 |
|
|
||||
8. |
Четвертый этап- заключительный. |
1 |
|
|
||||
9. |
Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график |
1 |
|
|
||||
10. |
Работа с книжной литературой. |
1 |
|
|
||||
12. |
Лепбук – «книга на коленях», как вид проекта |
1 |
|
|
||||
13. |
Лепбук – «книга на коленях», как вид проекта |
1 |
|
|
||||
14. |
Коллаж – как вид проекта |
1 |
|
|
||||
15. |
Макет географического объекта |
1 |
|
|
||||
16. |
Секрет успешного выполнения проекта. |
1 |
|
|
||||
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ |
|
|
|
|
|
|
|
17. |
Лепбук «Вулканы» (по готовому макету). |
1 |
|
|
||||
18. |
Лепбук «Вулканы» (по готовому макету). |
1 |
|
|
||||
19. |
Лепбук «Вулканы» (по готовому макету). |
1 |
|
|
||||
20. |
Макет географического объекта - вулкан |
1 |
|
|
||||
21. |
Макет географического объекта - вулкан |
1 |
|
|
||||
22. |
Макет географического объекта - вулкан |
1 |
|
|
||||
23. |
Лепбук «Эндемики Австралии» |
1 |
|
|
||||
24. |
Лепбук «Эндемики Австралии» |
1 |
|
|
||||
25. |
Лепбук «Эндемики Австралии» |
1 |
|
|
||||
26. |
Лепбук «Эндемики Австралии» |
1 |
|
|
||||
27. |
Лепбук «Эндемики Австралии» |
1 |
|
|
||||
28. |
Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» (презентация) |
1 |
|
|
||||
29. |
Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» |
1 |
|
|
||||
30. |
Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» |
1 |
|
|
||||
31. |
Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» |
1 |
|
|
||||
32. |
Проект «Африка – дикое племя и цивилизация» |
1 |
|
|
||||
33. |
Коллаж «Органический мир Антарктиды» |
1 |
|
|
||||
34. |
Коллаж «Органический мир Антарктиды» |
1 |
|
|
||||
35. |
Коллаж «Органический мир Антарктиды» |
1 |
|
|
||||
36. |
Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя» |
1 |
|
|
||||
37. |
Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя» |
1 |
|
|
||||
38. |
Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя» |
1 |
|
|
||||
39. |
Проект – презентация «Тайны древней цивилизации майя» |
1 |
|
|
||||
40. |
Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии» |
1 |
|
|
||||
41. |
Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии» |
1 |
|
|
||||
42. |
Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии» |
1 |
|
|
||||
43. |
Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии» |
1 |
|
|
||||
44. |
Видеоролик «Редкие и исчезающие виды животных Евразии» |
1 |
|
|
||||
45. |
Лепбук «Бреды – моя малая Родина» |
1 |
|
|
||||
46. |
Лепбук «Бреды – моя малая Родина» |
1 |
|
|
||||
47. |
Лепбук «Бреды – моя малая Родина» |
1 |
|
|
||||
48. |
Лепбук «Бреды – моя малая Родина» |
1 |
|
|
||||
49. |
Проектная работа «Храмы и соборы России» |
1 |
|
|
||||
50. |
Проектная работа «Храмы и соборы России» |
1 |
|
|
||||
51. |
Проектная работа «Храмы и соборы России» |
1 |
|
|
||||
52. |
Проектная работа «Храмы и соборы России» |
1 |
|
|
||||
53. |
Проектная работа «Храмы и соборы России» |
1 |
|
|
||||
54. |
Самостоятельный выбор темы и формы проекта |
1 |
|
|
||||
55. |
Работа над индивидуальным проектом |
1 |
|
|
||||
56. |
Работа над индивидуальным проектом |
1 |
|
|
||||
57. |
Работа над индивидуальным проектом |
1 |
|
|
||||
58. |
Работа над индивидуальным проектом |
1 |
|
|
||||
59. |
Работа над индивидуальным проектом |
1 |
|
|
||||
60. |
Работа над индивидуальным проектом |
1 |
|
|
||||
61. |
Защита проектов |
1 |
|
|
||||
62. |
Защита проектов |
1 |
|
|
||||
63. |
Мини-конференция |
1 |
|
|
||||
64. |
Выставка проектных работ. |
1 |
|
|
||||
65-68 |
Резерв |
4 |
|
|
||||
|
Итого |
68 |
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – 9-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
8. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
10. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
2. Программа «Учусь создавать проект» http://gigabaza.ru/doc/24370.html
3. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.