РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» (1-2 год обучения)
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» (1-2 год обучения)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
технология
13.02.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности  «Традиционная народная кукла» (1-2 год обучения)
Пояснительная записка кукла 2.doc

Муниципальное образовательное учреждение

«Школа имени Евгения Родионова»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Традиционная народная кукла»

(1-2 год обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

                                                                                   Крепкова Е.В.

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                   1 квалификационной

                                                                                               категории

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Судино

 2017- 2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Программа внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» рассчитана на срок обучения 2 года для детей 3 и 4 класса. Начало реализации программы – 2013-2014 уч. год.

            Программа ориентирована на реализацию общих целей  образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах.           При осуществлении программы  реализуются   потребности общества в занятости детей во внеурочное время.

            Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.

         Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков , наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

            Актуальность программы, кроме вышесказанного, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. Конечно, когда речь идёт о малышах, они это скорее чувствуют,  нежели понимают, но роль осознания себя как части культуры Родины, в дальнейшем воспитании переоценить невозможно.

Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только

имущественное состояние человека, но и его положение в обществе,  он передавал особенности местной одежды.

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.
Программа внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.

Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:

– происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;

–  постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;

– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

–  формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

Программа разработана на основе авторской программы Декоративно-прикладное творчество. : Традиционные народные куклы.  Авторы-составители: Воробьева В.А. / Гребенщикова Н.В. и  др. Издательство: Учитель, 2009

 

Цели:

 

·        Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций;

·        Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

·        Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обучающимся возможности личностно самореализоваться;

·        Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;

·        Обучение детей конкретным технологиям, умением  и навыкам изготовления кукол своими руками.

 

Оборудование и материалы:

 

·        Лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, иглы, наперстки;

·        Деревянные заготовки (полено, конус, шар, стержни);

·        Краски и кисти;

·        Образцы кукол и национальных костюмов;

·        Иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, на карточках, открытках.

·        Презентации по изготовлению кукол.

 

 

Сроки реализации программы:

 

        Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 40 минут.  Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся от 9 до 11 лет. Внеурочная деятельность  тесно взаимосвязана  с технологией, окружающим миром   и  литературным чтением..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые  результаты:

Освоение детьми программы «Традиционная народная кукла» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательный интерес к истории своей страны;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

 Школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношение к традициям русского народа, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

 Школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

             -понимать  историю создания кукол и взаимосвязь кукол с

              определенными    календарными праздниками;

           - выявлять особенности традиционных народных кукол;

     - сопоставлять  основные жанры фольклора;

           -  играть с народными куклами;

           - навыкам изготовления различных кукол;

- осуществлять поиск информации об основных игрушечных промыслах России.

 - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

    Школьники получат возможность научиться:

            -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность народных  традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

           Школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 

Педагогический контроль.

 

Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.

Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества,

Критерии отбора работ:

·       аккуратность исполнения;

·       соблюдение технологии;

·       творческий подход к работе.

Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.

Однако следует оговориться, что контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Декоративно-прикладное творчество.: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. – М.: Просвещение,  2005.
  2. Сахарова С. Академия домашних волшебников. – М.:  Детская литература, 1980.
  3. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры / авт-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006.

6.      Тряпичные куклы. Авторский проект www.RUKUKLA.RU

7.      Играть по-русски www.chslovo.com/include/output_articles.asp?Id=35609

8.      История и символика орнамента www.rondtb.msk.ru и другие сайты по изготовлению народной куклы

 

Для учащихся:

  1. Сахарова С. Академия домашних волшебников. – М.:  Детская литература, 1980.
  2. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование

 

1 год обучения.

урока

Дата

Тема

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1

 

Введение. Русская народная кукла. Куклы из бабушкиного сундука.

Видеофильм лекция

Групповая работа

2

 

История тряпичной куклы, её назначение. Техника безопасности при работе с ножницами.

Презентация, лекция, практическая работа

Групповая работа

3

 

Обереговые куклы. Что это значит. Куклы, охраняющие ребенка. Обереговая кукла "Пеленашка".

Презентация, лекция, практическая работа

Групповая работа

4

 

Изготовление обереговой куклы "Пеленашка"

 практическая работа

Индивидуальная работа.

5

 

Изготовление обереговой куклы "Кувадка"

практическая работа

Индивидуальная работа.

6-7

 

Кукла-оберег "Берегиня". Изготовление куклы.

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

8-9

 

Разновидности обереговых кукол у разных народов.

Изготовление обереговой куклы "Северная берегиня"

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная и групповая работа.

10-11

 

Кукла, связанная с житием святых.

История и изготовление куклы "Параскева-Пятница"

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

12-13

 

Куклы –помощницы женщине.

История и изготовление куклы "Десятиручка"

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

14-15

 

Куклы-обереги дома.

История и изготовление куклы "День и ночь"

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная и групповая работа.

16

 

История и изготовление куклы "Божье око"

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

17-18

 

История и изготовление куклы "Птица-счастья"

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

19-20

 

Оберег дома –кукла «Колокольчик»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

21-22

 

Кукла в помощь путнику.

История и изготовление куклы "Подорожница"

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная  и групповая работа.

23-24

 

История и изготовление куклы "Кукла Счастье"

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

25-26

 

Кукла-оберег достатка в семье.

«Крупеничка» («Зерновушка»)

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

27-28

 

Куклы для охраны здоровья.

«Кубышка-травница»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

29-30

 

«Лихорадки-лихоманки»

Презентация, лекция, практическая работа

 

31-33

 

Образ матери в народной кукле

Изготовление куклы «Московка» («Седьмая я»)

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная и групповая работа.

34

 

Фольклорный праздник –выставка кукол  «На завалинке»

Праздник, выставка

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  год обучения.

урока

Дата

Тема

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1

 

Что мы знаем о русской тряпичной кукле. Техника безопасности при работе с ножницами.

Беседа

Групповая работа

2

 

Обрядовая народная кукла. Знакомство с русскими обрядами. История, значение обрядовой куклы. Кукла «Рябинка»

Лекция Беседа

Презентация

Групповая работа

3-4

 

Осенние куклы  Изготовление народной обрядовой куклы «Рябинка»

Практическая работа

Индивидуальная работа.

5-6

 

Народная обрядовая кукла «Плодородие».

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

7-8

 

Русский свадебный обряд. Изготовление куклы «Неразлучники» («Парочка»)

Видеофильм, лекция, практическая работа

Индивидуальная и групповая  работа.

9-10

 

Изготовление обрядовой народной куклы «Кострома»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

11-12

 

Обрядовая кукла «Козьма и Демьян»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

13-14

 

«Филипповка»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

15-16

 

Зимние куклы. Обряд колядование. Изготовление куклы «Коляда»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная и групповая  работа.

17-18

 

«Семеон-Солнцеворот»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

19-20

 

Кукла «Коза»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

21-22

 

«Катерина Санница».

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

23-24

 

Весенние куклы. «Веснянка»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная и групповая работа.

25-26

 

Праздник «Масленица» Изготовление куклы «Масленица»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная и групповая  работа.

27

 

Весенняя кукла «Мартинички»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

28-29

 

Весенняя кукла «Птица-радость»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

30-31

 

«Вербница»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

32-33

 

Кукла «Пасхальная»

Презентация, лекция, практическая работа

Индивидуальная работа.

34

 

Оформление выставки «Куклы из бабушкиного сундука»

Практическая работа. Отчет.

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образовательное учреждение «Школа имени

Муниципальное образовательное учреждение «Школа имени

Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» рассчитана на срок обучения 2 года для детей 3 и 4 класса

Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» рассчитана на срок обучения 2 года для детей 3 и 4 класса

Программа разработана на основе авторской программы

Программа разработана на основе авторской программы

Планируемые результаты: Освоение детьми программы «Традиционная народная кукла» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

Планируемые результаты: Освоение детьми программы «Традиционная народная кукла» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

России. - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

России. - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Литература: 1. Декоративно-прикладное творчество

Литература: 1. Декоративно-прикладное творчество

Поурочное планирование 1 год обучения

Поурочное планирование 1 год обучения

Кукла в помощь путнику. История и изготовление куклы "Подорожница"

Кукла в помощь путнику. История и изготовление куклы "Подорожница"

Дата Тема Педагогические средства

Дата Тема Педагогические средства

Весенние куклы . «Веснянка»

Весенние куклы . «Веснянка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» (1-2 год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности  «Традиционная народная кукла» (1-2 год обучения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020