Муниципальное образовательное учреждение «Школа имени Евгения Родионова» |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Традиционная народная кукла»
(1-2 год обучения)
Составила:
Крепкова Е.В.
учитель начальных классов
1 квалификационной
категории
д. Судино
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» рассчитана на срок обучения 2 года для детей 3 и 4 класса. Начало реализации программы – 2013-2014 уч. год.
Программа ориентирована на реализацию общих целей образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах. При осуществлении программы реализуются потребности общества в занятости детей во внеурочное время.
Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.
Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.
Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков , наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.
Актуальность программы, кроме вышесказанного, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. Конечно, когда речь идёт о малышах, они это скорее чувствуют, нежели понимают, но роль осознания себя как части культуры Родины, в дальнейшем воспитании переоценить невозможно.
Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только
имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды.
Знакомство с традиционными
русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры
русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или
станут необычным подарком для друзей.
Программа внеурочной деятельности «Традиционная народная кукла» предполагает
изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами,
приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую
работу.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).
Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:
– происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;
– постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;
– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;
– формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.
Программа разработана на основе авторской программы Декоративно-прикладное творчество. : Традиционные народные куклы. Авторы-составители: Воробьева В.А. / Гребенщикова Н.В. и др. Издательство: Учитель, 2009
Цели:
· Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций;
· Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
· Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обучающимся возможности личностно самореализоваться;
· Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;
· Обучение детей конкретным технологиям, умением и навыкам изготовления кукол своими руками.
Оборудование и материалы:
· Лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, иглы, наперстки;
· Деревянные заготовки (полено, конус, шар, стержни);
· Краски и кисти;
· Образцы кукол и национальных костюмов;
· Иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, на карточках, открытках.
· Презентации по изготовлению кукол.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 40 минут. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся от 9 до 11 лет. Внеурочная деятельность тесно взаимосвязана с технологией, окружающим миром и литературным чтением..
Планируемые результаты:
Освоение детьми программы «Традиционная народная кукла» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к истории своей страны;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношение к традициям русского народа, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-понимать историю создания кукол и взаимосвязь кукол с
определенными календарными праздниками;
- выявлять особенности традиционных народных кукол;
- сопоставлять основные жанры фольклора;
- играть с народными куклами;
- навыкам изготовления различных кукол;
- осуществлять поиск информации об основных игрушечных промыслах России.
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность народных традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Педагогический контроль.
Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.
Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества,
Критерии отбора работ:
· аккуратность исполнения;
· соблюдение технологии;
· творческий подход к работе.
Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.
Однако следует оговориться, что контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.
Литература:
1. Декоративно-прикладное творчество.: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009
6. Тряпичные куклы. Авторский проект www.RUKUKLA.RU
7. Играть по-русски www.chslovo.com/include/output_articles.asp?Id=35609
8. История и символика орнамента www.rondtb.msk.ru и другие сайты по изготовлению народной куклы
Для учащихся:
Поурочное планирование
1 год обучения.
№ урока |
Дата |
Тема |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
1 |
|
Введение. Русская народная кукла. Куклы из бабушкиного сундука. |
Видеофильм лекция |
Групповая работа |
2 |
|
История тряпичной куклы, её назначение. Техника безопасности при работе с ножницами. |
Презентация, лекция, практическая работа |
Групповая работа |
3 |
|
Обереговые куклы. Что это значит. Куклы, охраняющие ребенка. Обереговая кукла "Пеленашка". |
Презентация, лекция, практическая работа |
Групповая работа |
4 |
|
Изготовление обереговой куклы "Пеленашка" |
практическая работа |
Индивидуальная работа. |
5 |
|
Изготовление обереговой куклы "Кувадка" |
практическая работа |
Индивидуальная работа. |
6-7 |
|
Кукла-оберег "Берегиня". Изготовление куклы. |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
8-9 |
|
Разновидности обереговых кукол у разных народов. Изготовление обереговой куклы "Северная берегиня" |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная и групповая работа. |
10-11 |
|
Кукла, связанная с житием святых. История и изготовление куклы "Параскева-Пятница" |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
12-13 |
|
Куклы –помощницы женщине. История и изготовление куклы "Десятиручка" |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
14-15 |
|
Куклы-обереги дома. История и изготовление куклы "День и ночь" |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная и групповая работа. |
16 |
|
История и изготовление куклы "Божье око" |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
17-18 |
|
История и изготовление куклы "Птица-счастья" |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
19-20 |
|
Оберег дома –кукла «Колокольчик» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
21-22 |
|
Кукла в помощь путнику. История и изготовление куклы "Подорожница" |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная и групповая работа. |
23-24 |
|
История и изготовление куклы "Кукла Счастье" |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
25-26 |
|
Кукла-оберег достатка в семье. «Крупеничка» («Зерновушка») |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
27-28 |
|
Куклы для охраны здоровья. «Кубышка-травница» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
29-30 |
|
«Лихорадки-лихоманки» |
Презентация, лекция, практическая работа |
|
31-33 |
|
Образ матери в народной кукле Изготовление куклы «Московка» («Седьмая я») |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная и групповая работа. |
34 |
|
Фольклорный праздник –выставка кукол «На завалинке» |
Праздник, выставка |
Групповая работа |
2 год обучения.
№ урока |
Дата |
Тема |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
1 |
|
Что мы знаем о русской тряпичной кукле. Техника безопасности при работе с ножницами. |
Беседа |
Групповая работа |
2 |
|
Обрядовая народная кукла. Знакомство с русскими обрядами. История, значение обрядовой куклы. Кукла «Рябинка» |
Лекция Беседа Презентация |
Групповая работа |
3-4 |
|
Осенние куклы Изготовление народной обрядовой куклы «Рябинка» |
Практическая работа |
Индивидуальная работа. |
5-6 |
|
Народная обрядовая кукла «Плодородие». |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
7-8 |
|
Русский свадебный обряд. Изготовление куклы «Неразлучники» («Парочка») |
Видеофильм, лекция, практическая работа |
Индивидуальная и групповая работа. |
9-10 |
|
Изготовление обрядовой народной куклы «Кострома» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
11-12 |
|
Обрядовая кукла «Козьма и Демьян» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
13-14 |
|
«Филипповка» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
15-16 |
|
Зимние куклы. Обряд колядование. Изготовление куклы «Коляда» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная и групповая работа. |
17-18 |
|
«Семеон-Солнцеворот» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
19-20 |
|
Кукла «Коза» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
21-22 |
|
«Катерина Санница». |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
23-24 |
|
Весенние куклы. «Веснянка» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная и групповая работа. |
25-26 |
|
Праздник «Масленица» Изготовление куклы «Масленица» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная и групповая работа. |
27 |
|
Весенняя кукла «Мартинички» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
28-29 |
|
Весенняя кукла «Птица-радость» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
30-31 |
|
«Вербница» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
32-33 |
|
Кукла «Пасхальная» |
Презентация, лекция, практическая работа |
Индивидуальная работа. |
34 |
|
Оформление выставки «Куклы из бабушкиного сундука» |
Практическая работа. Отчет. |
Групповая работа |
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.