Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ГИМНАЗИЯ»
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учусь учиться»
для учащихся 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Направление деятельности: социальное
Возраст обучающихся - 8-9 лет
Срок реализации – 1 год
Программу разработала и составила: Егорова Е.А.,
учителя начальных классов
г.Нягань
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь учиться» составлена на основании авторской программы Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования.
Цель. Создание условий для активизации личностного творческого потенциала учащихся через проектную деятельность.
Задачи.
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Место курса в учебном плане. В соответствии с ООП НОО гимназии, в учебном плане, предусмотрено изучение курса «Учусь создавать проект» – 1 час в неделю (1 полугодие). Объем часов: 2 класс: 18 часов (в год).
Список литературы:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные.
Обучающийся научится:
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные.
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
По окончании 2 класса обучающиеся:
1 уровень результатов:
- предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
2 уровень результатов:
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
3 уровень результатов:
- предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Содержание курса внеурочной деятельности «Учусь учиться»
Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации занятий |
Виды деятельности |
Учусь создавать проект (18 ч.) |
||
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников работе над проектом. Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». Отбор информации для семиминутного выступления. Творческая работа. Презентация. Играем в учёных. Это интересно. Тест «Чему ты научился?»
|
Вводное занятие. Беседа – размышление. Ролевые игры. Беседа-рассуждение. Мини-выступления. Работа в группах. Мини-проекты. Исследовательская работа: составление сообщений. Решение теста. |
Оформление краткой записи о своих увлечениях. Поиск информации в словарях и справочниках. Учимся работать в команде. Поиск существенных признаков в любом начинании. Учимся видеть проблему и добывать недостающий способ действия. Учимся предполагать о неизвестном, предлагать свои способы проверки гипотез, инсценировать поиск и пробу способов действий. Целеполагание в конкретной сюжетной ситуации. Поиск способов решения проблемы проекта. Формулировка задач. ИКТ: презентация - выбор информации. Интерпретация и обобщение информации. Игра «Интересное интервью». Учимся брать интервью, вести беседу, участвовать в дискуссии. Анализ и обобщение собранных сведений. Отбор необходимой информации, отсев лишнего. ИКТ: презентация - продукты проекта Выбор средства воплощения собственного замысла. ИКТ: презентация-тест. Проверка своего багажа знаний по использованию проектных понятий. |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Учусь учиться»
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. |
1 |
2. |
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. |
1 |
3. |
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями |
1 |
4. |
Выбор помощников по работе над проектом |
1 |
5. |
Этапы работы над проектом. |
1 |
6. |
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» |
1 |
7. |
Проблема. Решение проблемы |
1 |
8. |
Выработка гипотезы-предположения. |
1 |
9. |
Цель проекта. |
1 |
10. |
Задачи проекта. |
1 |
11. |
Сбор информации для проекта. |
1 |
12. |
Знакомство с интересными людьми. Интервью |
1 |
13. |
Обработка информации. Отбор значимой информации. |
1 |
14. |
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» |
1 |
15. |
Отбор информации для семиминутного выступления. |
1 |
16. |
Творческая работа. Презентация. |
1 |
17. |
Играем в учёных. Это интересно |
1 |
18. |
Тест «Чему ты научился?» |
1 |
|
Итого |
18 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Учусь учиться»
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
1. |
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. |
1 |
|
|
|
2. |
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». |
1 |
|
|
|
3. |
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями |
1 |
|
|
|
4. |
Выбор помощников работе над проектом |
1 |
|
|
|
5. |
Этапы работы над проектом. Твоё знакомство с понятием «этап». |
1 |
|
|
|
6. |
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» |
1 |
|
|
|
7. |
Проблема. Решение проблемы |
1 |
|
|
|
8. |
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». |
1 |
|
|
|
9. |
Цель проекта. |
1 |
|
|
|
10. |
Задачи проекта. |
1 |
|
|
|
11. |
Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями «сбор», «информация», «энциклопедия», «интернет», «книги, газеты, журналы». |
1 |
|
|
|
12. |
Знакомство с интересными людьми. Интервью |
1 |
|
|
|
13. |
Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор». |
1 |
|
|
|
14. |
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» |
1 |
|
|
|
15. |
Отбор информации для семиминутного выступления. |
1 |
|
|
|
16. |
Творческая работа. Презентация. |
1 |
|
|
|
17. |
Играем в учёных. Это интересно |
1 |
|
|
|
18. |
Тест «Чему ты научился?» |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.