|
|
||||
|
||||
|
Содержание
3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане… 5
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности…………………………………………………………… 6
5. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………………………………………………8
6. Содержание курса внеурочной деятельности…………………………9
7. Тематическое планирование……………………………………………12
8. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения курса внеурочной деятельности ………………………15
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметными); с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) .
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на 1 учебный год, ориентирована на обучающихся 4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
2.Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373(с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Данная программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику курса внеурочной деятельности, описание места курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, содержание курса внеурочной деятельности, тематическое планирование и описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой интуиции и художественно-образного мышления. Данный курс внеурочной деятельности создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 4 классов составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Цели и задачи курса
Изучение курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» направлено на достижение следующих целей:
· осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
· формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.
Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
· овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана с учетом обучающихся 4 класса. При реализации курса «Удивительный мир слов» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:
· индивидуальная;
· индивидуально-групповая;
· групповая;
· коллективная;
· ролевые и дидактическиеигры;
· проект, экскурсия.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Удивительный мир слов» - является внеурочным видом деятельности для младших школьников. Способствует развитию способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет обучающимся глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Рабочая программа «Удивительный мир слов» строится на основе деятелъностного подхода.Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
· обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
· уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
· использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
3.Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с планом внеурочной деятельности 4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на курс внеурочной деятельности ««Удивительный мир слов» предусмотрено в 4 классах 34 часа в год (34 учебных недели по 1 часу в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимся системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоении программы курса «Удивительный мир слов» формируются следующие:
Личностные результаты:
ü эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
ü эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
ü чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
ü любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
ü интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
ü интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
ü интерес к изучению языка;
ü осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
ü составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
ü работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
ü в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
ü перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
ü пользоваться словарями, справочниками;
ü осуществлять анализ и синтез;
ü устанавливать причинно-следственные связи;
ü строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
ü адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
ü владеть монологической и диалогической формами речи;
ü высказывать и обосновывать свою точку зрения;
ü слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
6. Содержание курса внеурочной деятельности
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
—уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры
№ п/п |
Тема курса |
Универсальные учебные действия |
Практическая и деятельность |
1 |
Поиграем со звуками, словами и предложениями Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово- образовательными моделями.
|
участвовать
в обсуждении проблемных вопросов, формулировать анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; |
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; проект
|
2 |
Пора действовать! Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм вре- мени глагола.
|
сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
|
чтение
слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также кириллицы; экскурсия в краеведческий музей конкурс «Самая красивая буква»
|
3 |
Числа и слова Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.
|
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; толкование слова в различных словарях;
|
игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»; проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; конкурс «Придумываем название для новых конфет».
|
4 |
Прочные связи Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
|
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
|
игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»; конструирование слов по словообразовательным моделям; |
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС начального образования.
4 класс |
|||||
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающегося
|
|
план |
факт |
||||
Поиграем со звуками, словами и предложениями |
|||||
1 |
|
|
Смотрю, говорю, слушаю |
1 |
участвовать
в
обсуждении проблемных вопросов, формулировать анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
|
2 |
|
|
Смотрю, говорю, слушаю |
1 |
|
3 |
|
|
Лексические загадки |
1 |
|
4 |
|
|
Лексические загадки |
1 |
|
5 |
|
|
Словесный конструктор |
1 |
|
6 |
|
|
Занимательная грамматика |
1 |
|
Пора действовать! |
|||||
7 |
|
|
Занимательная грамматика |
1 |
сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
|
8 |
|
|
Для чего нужны глаголы? |
1 |
|
9 |
|
|
Для чего нужны глаголы? |
1 |
|
10 |
|
|
Делать и сделать — не одно и то же.
|
1 |
|
11 |
|
|
Меняемся ролями. |
1 |
|
12 |
|
|
Вчера, сегодня, завтра. |
1 |
|
13 |
|
|
Одно вместо другого. |
1 |
|
14 |
|
|
Она меня поняла и приняла. |
1 |
|
15 |
|
|
Кто говорит, кто действует? |
1 |
|
16 |
|
|
Сумею победить! |
1 |
|
17 |
|
|
Мечтаем и фантазируем. |
1 |
|
18 |
|
|
Дай-подай… и поезжай! |
1 |
|
19 |
|
|
Дай-подай… и поезжай! |
1 |
|
20 |
|
|
Живые образы. |
1 |
|
21 |
|
|
Орфографический поединок. |
1 |
|
Числа и слова
|
|||||
22 |
|
|
Для чего нужны числительные? |
1 |
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения |
23 |
|
|
Важные даты истории нашей страны (города, края).
|
1 |
|
24 |
|
|
Рекорды в цифрах. |
1 |
|
25 |
|
|
За семью печатями |
1 |
|
26 |
|
|
Треугольный шарик. |
1 |
|
Прочные связи
|
|||||
27 |
|
|
Гордость за красоту и величие русского языка |
1 |
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находитьнеобходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); взаимодействовать и договариваться в процессе игры; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание |
28 |
|
|
Гордость за красоту и величие русского языка |
1 |
|
29 |
|
|
Гордость за красоту и величие русского языка |
1 |
|
30 |
|
|
Гордость за красоту и величие русского языка |
1 |
|
31 |
|
|
Гордость за красоту и величие русского языка |
1 |
|
32 |
|
|
Любовь к труду писателей |
1 |
|
33 |
|
|
Гордость за красоту и величие русского языка |
1 |
|
34 |
|
|
Гордость за красоту и величие русского языка |
1 |
|
Итого |
34 |
8.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Мультимедийное оборудование,компьютер, проектор, сканер, принтер, документ-камера.
2. Интернет.
3. Цифровые образовательные ресурсы:
№ |
Название |
|
1 |
http://school-collection.edu.ru |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
2 |
http://fcior.edu.ru |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) |
3 |
http://www.ict.edu.ru |
Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" |
4 |
http://www.school-club.ru |
Школьный клуб |
5 |
http://nachalka.info |
Начальная школа |
6 |
http://nsc.1september.ru |
Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.
2. Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1 - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
3. Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.
Литература для обучающихся
1. Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003.
2. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981.
3. Пословицы, поговорки и крылатые выражения:УшаковаО.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
4. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
5. Пословицы, поговорки и крылатые выражения:УшаковаО.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
6. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
7. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012 .
8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007.
9. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007.
10. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4 классов. – М.: Вентана-Граф.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.