Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Оценка 4.8
docx
21.12.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе
внеур.деят.5 кл.юный математик.docx

Чертковский район 

с. Алексеево-Лозовское

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательная школа

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Протокол заседания ШМО естественно-математических наук № 1 от 26.08.19 г

Руководитель

_______________В.И.Машкина

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Заместитель директора по ВР МБОУ Ал-Лозовская СОШ

 

___________О.В.Коновалова

27.08.2019 г

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Директор МБОУ Ал-Лозовская СОШ

_________ К.Е.Избаш

 

Приказ № 103 от 30.08.2019 г

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

клуба «Юный математик»

для 5 класса

(общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности)

 

   Уровень общего образования (класс)

                               основное общее образование, 5 класс

 

Количество часов

                            31 час

Учитель

                            Машкина Валентина  Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

                                                

      Содержание                                                             стр.

  1. Пояснительная записка                                                                                          2
  2. Содержание учебного курса                                                                                  4
  3. Планируемые результаты освоения учебного курса                                           6
  4. Тематическое планирование                                                                                  8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа Клуба «Юный математик» составлена для учащихся 5 класса МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ на основе следующей нормативно-правовой базы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

- приказ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413»;

- приказ Минпросвещения России от 28.12.18 г.  № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования»;

-приказ Минпросвещения России от 08.05.19 г.  № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования» ;

-  приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

- Основная образовательная программа основного (приказ №132 от 31.08.12 г., с   изменениями приказ №103/2 от 30.08.19 г) общего образования МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ;

- Учебный план МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ на 2019-2020 учебный год (приказ №104 от 30.08.19 г);

- Положение о рабочей программе по предмету МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ (приказ №192 от 05.09.17 г)

 

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС общеинтеллектуального направления «Юный математик» разработана на основе программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5 класс». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014.

Она  рассчитана на 31 учебный час (1 час в неделю).

 

  Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
   Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников 5 класса и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
  Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
    Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
  Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Цели и задачи.

1.      Формировать у учащихся качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.

2.      Развивать у учащихся интерес к математике.

3.      Развивать творческие способности учащихся.

4.      Способствовать расширению математического кругозора школьников.

5.      Добиваться выработки умений у учащихся решать нестандартные, логические, комбинаторные задачи.

6.      Сформировать у учащихся приемы и навыки решения прикладных задач.

 

Принципы программы:

Ø      Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Ø      Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Ø      Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Ø      Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Ø      Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Ø      Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

Ø      Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

                                  Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

-        практико-ориентированные учебные занятия;

-        творческие мастерские;

-        тематические праздники, конкурсы.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

 -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

2. Содержание курса

1.                  Математика – царица наук.-    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1 час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.-  1 час

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 2 часа

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28. Математический КВН – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

29. Учимся комбинировать элементы знаковых систем- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

30. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность,  любознательность;

- инициатива, активность и  сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;

- умение преодолевать трудности.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

·         простое наблюдение

·         проведение математических игр

·         опросники

·         анкетирование

·         психолого-диагностические методики.

Метапредметные результаты:

- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;

- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;

- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;

- действие в соответствии с заданными правилами;

- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;

- сопоставление полученного результата с заданным условием;

- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;

- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);

- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;

- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;

- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;

- воспроизведение способа решения задачи;

- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;

- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

 

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

·         занятия-конкурсы на повторение практических умений

·         занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы)

·         самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком)

·         участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

·         результативность и самостоятельную деятельность ребенка

·         активность

·         аккуратность

·         творческий подход к знаниям

·         степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач
  •  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  •  выделять существенные признаки предметов;
  •  сравнивать между собой предметы, явления;
  •  обобщать, делать несложные выводы;
  •  классифицировать явления, предметы;
  •  определять последовательность событий;
  •  судить о противоположных явлениях;
  •  давать определения тем или иным понятиям;
  •  выявлять функциональные отношения между понятиями;
  •  выявлять закономерности и проводить аналогии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Тематическое планирование (1 час в неделю)

 

 

Наименование тем курса

Всего ча

сов

Дата

Виды деятельности

Форма контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

2.09

 

определение интересов, склонностей учащихся

 

2. Как люди научились считать.

1

9.09

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

1

16.09

устный счёт

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

1

23.09

 

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

30.09

 

работа с алгоритмами

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

7.10

 

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

14.10

 

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

21.10

 

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

 

1

28.10

 

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

11.11

 

составление схем, диаграмм

тестирование

11. Загадки- смекалки.

1

18.11

 

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

1

25.11

 

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

 

1

2.12

 

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

1

9.12

 

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

1

16.12

 

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

1

23.12

 

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

1

13.01

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

1

20.01

 

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

27.01

 

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20.Математические горки.

1

3.02

решение задач на преобразование неравенств

 

21. Наглядная алгебра

1

10.02

работа в группах: инсценирование

тестирование

22.Решение логических задач

1

17.02

схематическое изображение задач

тестирование

23.Игра «У кого какая цифра»

1

2.03

творческая работа

тестирование

24.Знакомьтесь: Архимед!

1

16.03

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

25.Задачи с многовариантными решениями

1

30.03

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

 

26.Знакомьтесь: Пифагор!

1

6.04

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

27.Задачи с многовариантными решениями.

1

13.04

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

28.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

20.04

составление знаковых систем

тест

29.Математический КВН

1

27.04

работа в группах

 

30. Головоломки

1

18.05

творческая работа

 

31. Ребусы

1

25.05

творческая работа

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2019