Чертковский район
с. Алексеево-Лозовское
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательная школа
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО естественно-математических наук № 1 от 26.08.19 г Руководитель _______________В.И.Машкина
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР МБОУ Ал-Лозовская СОШ
___________О.В.Коновалова 27.08.2019 г |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Ал-Лозовская СОШ _________ К.Е.Избаш
Приказ № 103 от 30.08.2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
клуба «Юный математик»
для 5 класса
(общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 5 класс
Количество часов
31 час
Учитель
Машкина Валентина Ивановна
2019-2020 учебный год
Содержание стр.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа Клуба «Юный математик» составлена для учащихся 5 класса МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ на основе следующей нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
- приказ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413»;
- приказ Минпросвещения России от 28.12.18 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования»;
-приказ Минпросвещения России от 08.05.19 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования» ;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
- Основная образовательная программа основного (приказ №132 от 31.08.12 г., с изменениями приказ №103/2 от 30.08.19 г) общего образования МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ;
- Учебный план МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ на 2019-2020 учебный год (приказ №104 от 30.08.19 г);
- Положение о рабочей программе по предмету МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ (приказ №192 от 05.09.17 г)
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС общеинтеллектуального направления «Юный математик» разработана на основе программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5 класс». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014.
Она рассчитана на 31 учебный час (1 час в неделю).
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет
учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном
этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных
с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников 5
класса и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка
должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую
и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать
более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цели и задачи.
1. Формировать у учащихся качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.
2. Развивать у учащихся интерес к математике.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать расширению математического кругозора школьников.
5. Добиваться выработки умений у учащихся решать нестандартные, логические, комбинаторные задачи.
6. Сформировать у учащихся приемы и навыки решения прикладных задач.
Принципы программы:
Ø Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Ø Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Ø Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Ø Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Ø Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Ø Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Ø Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в
математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким
образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в
отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и
воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни;
их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии
личности ребёнка.
2. Содержание курса
1. Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 2 часа
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Математический КВН – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
29. Учимся комбинировать элементы знаковых систем- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
30. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
3. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
- умение преодолевать трудности.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
· простое наблюдение
· проведение математических игр
· опросники
· анкетирование
· психолого-диагностические методики.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи;
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы)
· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком)
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность ребенка
· активность
· аккуратность
· творческий подход к знаниям
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
4.Тематическое планирование (1 час в неделю)
Наименование тем курса |
Всего ча сов |
Дата |
Виды деятельности |
Форма контроля |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» |
1 |
2.09
|
определение интересов, склонностей учащихся |
|
2. Как люди научились считать. |
1 |
9.09 |
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» |
конкурс на лучшую презентацию |
3. Интересные приемы устного счёта. |
1 |
16.09 |
устный счёт |
математический диктант |
4. Решение занимательных задач в стихах. |
1 |
23.09
|
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач |
тестирование |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) |
1 |
30.09
|
работа с алгоритмами |
тестирование |
6. Учимся отгадывать ребусы. |
1 |
7.10
|
составление математических ребусов |
конкурс на лучший математический ребус |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. |
1 |
14.10
|
решение теста -кроссворда |
проверочный тест |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) |
1 |
21.10
|
работа с алгоритмом |
контрольный тест |
9. Решение ребусов и логических задач.
|
1 |
28.10
|
самостоятельная работа |
мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 |
11.11
|
составление схем, диаграмм |
тестирование |
11. Загадки- смекалки. |
1 |
18.11
|
составление загадок, требующих математического решения |
конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12. Игра «Знай свой разряд». |
1 |
25.11
|
работа с таблицей разрядов |
тест |
13. Обратные задачи.
|
1 |
2.12
|
работа в группах «Найди пару» |
познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». |
1 |
9.12
|
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами |
тестирование |
15.Задачи с изменением вопроса. |
1 |
16.12
|
инсценирования задач |
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16. «Газета любознательных». |
1 |
23.12
|
проектная деятельность |
конкурс на лучшую математическую газету |
17.Решение нестандартных задач. |
1 |
13.01 |
решение задач на установление причинно-следственных отношений |
тестирование |
18.Решение олимпиадных задач. |
1 |
20.01
|
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» |
1 |
27.01
|
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
20.Математические горки. |
1 |
3.02 |
решение задач на преобразование неравенств |
|
21. Наглядная алгебра |
1 |
10.02 |
работа в группах: инсценирование |
тестирование |
22.Решение логических задач |
1 |
17.02 |
схематическое изображение задач |
тестирование |
23.Игра «У кого какая цифра» |
1 |
2.03 |
творческая работа |
тестирование |
24.Знакомьтесь: Архимед! |
1 |
16.03 |
работа с энциклопедиями и справочной литературой |
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
25.Задачи с многовариантными решениями |
1 |
30.03 |
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
|
26.Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
6.04 |
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» |
викторина |
27.Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
13.04 |
Работа в парах по решению задач |
школьная олимпиада |
28.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
1 |
20.04 |
составление знаковых систем |
тест |
29.Математический КВН |
1 |
27.04 |
работа в группах |
|
30. Головоломки |
1 |
18.05 |
творческая работа |
|
31. Ребусы |
1 |
25.05 |
творческая работа |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.