УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ Кондинская СОШ
_____________/_________________
Приказ № _____ от
«_____»_______________20_____г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
внеурочной деятельности в рамках ФГОС
пообщей физической подготовке
для учащихся 1 классов
(оздоровительное направление)
на 2021-2022 учебный год
Составил:
учитель физической культуры
Кугаевская С.А.
г.п. Кондинское
2021 г.
Пояснительная записка
Программа содержит научно-обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса на этапе общей физической подготовки (ОФП), составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся Ляха В.И, Зданевича А.А. 1-11 классы. Предложенная программа базируется на элементах из различных видов спорта
(гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры- баскетбол) и в комплексе позволяет педагогу развить на достаточном уровне у учащихся такие качества как сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость.
Актуальность программы заключена во всё возрастающей роли физической культуры, как средства воспитания в юных спортсменах гармонично развитой личности. Воспитание высоконравственных качеств в человеке, чувство коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия, формирование коммуникативных качеств, нравственности – важные черты современного человека.
Цель: формировать жизненно важные двигательные навыки с целью адаптации
к современным условиям жизни.
Задачи:
1. укрепление здоровья, физического развития учащихся;
2. развитие координационных и кондиционных способностей;
3. приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
4. воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
5. формирование навыков правильной осанки;
6. воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения.
Место программы в структуре ООП
Внеурочная деятельность является частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни.
Работа по внеурочной деятельности отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организованных навыков, активности, находчивости.
Осуществляемая в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, общая физическая подготовка содействует всестороннему развитию школьников.
Общая характеристика программы
Программа является дополнением основной образовательной программы начального образования, рассчитана на 33 часа в год (один час занятий в неделю). Планирование занятия в первой четверти на 35 минут, во второй, третьей и четвертой -40 минут. Возраст занимающихся 6-8 лет.
Примерное распределение времени на различные виды программного материала
№ |
Вид программного материала
|
Объем часов |
1 |
Основы знаний |
В процессе занятий |
2 |
Легкая атлетика |
16 |
3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
7 |
4 |
Спортивные игры(элементы баскетбола) |
10 |
5 |
Подвижные игры |
В процессе занятий |
|
всего |
33 |
Ценностные ориентиры содержания программы
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: физическое и социальное здоровье, активный образ жизни.
Предполагаемые результаты освоения программы и критерии их оценки:
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
1. проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
2. иметь навыки самостоятельной работы;
3. использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
В процессе освоения программы дополнительного образования детей по общей физической подготовке должно наблюдаться:
1. укрепление здоровья;
2. повышение работоспособности обучающихся;
3. развитие основных физических качеств.
Личностными результатами освоения учащимися программы ОФП являются следующие умения:
1. активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
2. проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
3. проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
4. оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) являются:
1. характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
2. находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
3. общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
4. обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
1. планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
2. представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
3. бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Требования к освоению учебного материала
Иметь представление |
Уметь |
Демонстрировать |
- О связи физических упражнений со здоровьем. - О способах изменения направления и скорости движения; - О режиме дня и гигиены. - Об утренней гимнастике. - О значениифизических упражнений для здоровья человека. |
- Выполнять утреннюю гимнастику. - Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений разной направленности.
|
- Из положения сидя наклон вперед; - Скорость простой реакции; - Бег в спокойном темпе; - Прыжок в длину с места; - Челночный бег 3х10 м.
|
Содержание программы
1.Гимнастические упражнения
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания занятий физической культурой. В программный материал входят:
1. простейшие виды построений и перестроений;
2. общеразвивающие упражнения без предметов;
3. ОРУс предметами: гимнастическими скамейками, палками, скакалками, малыми обручами, мешочками (150-200 г);
4. упражнения в лазании и перелезании;
5. упражнения в равновесии;
6. несложные акробатические упражнения.
Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие координационных способностей и гибкости.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).
2. Подвижные игры
Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности учащегося, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественно порядка.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
С помощью игр закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.
В результате обучения учащиеся должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
3.Легкоатлетические упражнения
В программный материал входят некоторые виды лёгкой атлетики:
1. бег;
2. прыжки;
3. метания.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, ориентированию в пространстве, чувству ритма.
4.Спортивные игры
В качестве базовых спортивных игр рекомендуется преимущественно баскетбол (элементы), как наиболее простой в освоении и динамичный в совершенствовании.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
Тематическое планирование
Годовой план-график
1 четверть
№ занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Основы знаний |
В процессе занятий |
||||||||
Легкая атлетика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подвижные игры |
В процессе занятий |
2 четверть
№ занятия |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Основы знаний |
В процессе занятий |
||||||
Гимнастика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подвижные игры |
В процессе занятий |
3 четверть
№ занятия |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Основы знаний |
В процессе занятий |
||||||||
Гимнастика |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Спортивные игры |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подвижные игры |
В процессе занятий |
4 четверть
№ занятия |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Основы знаний |
В процессе занятий |
|||||||
легкая атлетика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
подвижные игры |
В процессе занятий |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата проведения |
I четверть |
|||
1-2 |
Ходьба
|
Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, в приседе. ОРУ на укрепление осанки. Различные виды салок. |
07.09 14.09 |
3 |
Ходьба коротким, средним и длинным шагом. ОРУ на укрепление осанки. «Салки». |
21.09 |
|
4 |
Бег
|
Бег в чередовании с ходьбой. ОРУ с гимнастическими палками. «Смена сторон», «Вызов номеров». |
28.09 |
5 |
Бег коротким, средним и длинным шагом. ОРУ с гимнастическими палками. Линейные эстафеты с этапом до 20 м. |
29.10 |
|
6 |
Прыжки
|
Прыжки на правой и левой ноге в движении, с поворотом на 90 градусов, через набивные мячи. ОРУ с набивными мячами (1 кг). «Прыгающие воробушки». |
05.10 |
7 |
Многоскоки на правой и левой ноге, с высоты 30 см. ОРУ с малым обручем. «Зайцы в огороде». |
12.10 |
|
8 |
Метание
|
ОРУ с т/м. Метание т/м в мишень с расстояния 3-4м на дальность. «Метко в цель», «Кто дальше бросит». |
19.10 |
9 |
ОРУ с т/м. метание м/м на дальность. «Метко в цель», «Точный расчет». |
26.10 |
|
Всего в четверти: 9 ч. |
|||
II четверть |
|||
10-11 |
Лазание
|
ОРУ с гимнастическими палками. Упражнения на гимнастической скамейке. Лазание на гимнастической стенке. Эстафеты с ползанием и лазанием. |
09.11 16.11 |
12-13 |
ОРУ с гимнастическими палками. Упр. на гимнастической скамейке. Лазание по наклонной скамейке. «Салки – ноги от земли». |
23.11 30.11 |
|
14-15 |
ОРУ с гимнастическими палками. Упр. на гимнастической скамейке. Лазание по канату. «Салки - ноги от земли». |
07.12 14.12 |
|
16 |
Равновесие |
ОРУ со скакалками. Ходьба по гимнастической скамейке в различныхи.п. «Удочка». |
21.12 |
Всего в четверти: 7 ч. |
|||
III четверть |
|||
17 |
Равновесие |
ОРУ со скакалками. Прыжки и перешагивания через мячи. Ходьба по рейке гимнастической скамейки. «Удочка». |
11.01 |
18 |
Развитие скоростно-силовых качеств |
ОРУ со скакалками. Подтягивание по скамейке из положения лежа. «Удочка». |
18.01 |
19 |
Развитие гибкости |
ОРУ с обручами(60 см). Комплекс упражнений на матах, развивающий гибкость. |
25.01 |
20 |
Развитие координаци-онных способностей |
ОРУ с набивными мячами (1кг). Прыжки через длинную скакалку. Эстафеты с н/м мячами. |
01.02 |
21 |
ОРУ с флажками. «Салки», «Удочка», «Прыгающие воробушки», «Метко в цель», «Мяч водящему». |
08.02 |
|
22-23 |
«Школа мяча». Ведение б/м на месте, по прямой. Ловля и бросок в парах. «Мяч ловцу». |
15.02 22.02 |
|
24 |
Игры с элементами баскетбола |
«Школа мяча». «Перестрелка». «Два Мороза», «Играй, играй – мяч не теряй!». |
01.03 |
25 |
«Школа мяча». Броски б/м в кольцо с места из-под щита. «Попади в обруч», «Мяч водящему». |
22.03 |
|
Всего в четверти: 9 ч. |
|||
IV четверть |
|||
26 |
Метание |
ОРУ с н/м. Броски набивного мяча из положения стоя. Эстафеты с н/м.(1 кг) |
05.04 |
27 |
Прыжки
|
ОРУ со скакалками. Прыжки через длинную скакалку. |
12.04 |
28-29 |
Специальные прыжковые упражнения. «Лиса и куры», «Зайцы в огороде». |
19.04 26.04 |
|
30-31 |
Бег |
Специальные беговые упражнения. «Два Мороза», «Октябрята». |
26.04 03.05 |
32-33 |
Метание |
ОРУ с т/м. Метание м/м в горизонтальную и вертикальную цель. «Кто дальше», «Метко в цель». |
10.05 17.05 |
Всего в четверти: 8 ч. |
|||
Всего в учебном году: 33 ч. |
Список учащихся
№ |
Фамилия, Имя |
1 |
Бабкин Андрей |
2 |
Бабкин Ярослав |
3 |
Бронникова Елизавета |
4 |
Гуль Дарья |
5 |
Ельпин Евгений |
6 |
Ефимов Валерий |
7 |
Конющин Кирилл |
8 |
Копыльцова Анастасия |
9 |
Полищук Алина |
10 |
Пугачёв Арсений |
11 |
Свяжина Владислава |
12 |
Сельницына Ксения |
13 |
Семенюк Иван |
14 |
Смирнова Алина |
15 |
Шишкин Вадим |
Расписание занятий
День недели |
Время |
Место |
Среда |
13.10 – 13.50 |
Спортивный зал №2 |
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий необходим следующий инвентарь и оборудование:
1 |
Гимнастические палки |
20 шт |
2 |
Набивные мячи 1( кг) |
10 шт |
3 |
Малый обруч (60 см) |
20 шт |
4 |
Теннисные мячи |
20 шт |
5 |
Гимнастическая скамейка |
6 шт |
6 |
Гимнастическая стенка |
1 шт |
7 |
Канат |
2 шт |
8 |
Скакалки |
20 шт |
9 |
Резиновые мячи |
20 шт |
10 |
Гимнастические маты |
10 шт |
11 |
Мешочки с песком (150 г) |
20 шт |
12 |
Длинная скакалка |
2 шт |
13 |
Флажки |
20 шт |
14 |
Баскетбольные мячи (№5) |
20 шт |
15 |
Баскетбольный щит |
4 шт |
16 |
Горизонтальная и вертикальная цели |
по 2 шт |
17 |
Конусы или кегли |
10 шт |
Список учебно-методической литературы
1. В.И. Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: «Просвещение», 2008.
2. П.К.Петров. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник – М.: «Владос», 2003.
3. 650 гимнастических упражнений. Учебное пособие. / под ред. А.К.Гринкевич. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
4. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Физическая культура: 1-2 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.: ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.