МКОУ Кондинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: __________________
И.О директора школы: Э.В.Кузьмина
«_____»_______________ 2020 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности в рамках ФГОС
«ШКОЛЬНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
(интеллектуальное направление)
на 2020-2021 учебный год
по предмету «Физическая культура»
Составила: Кугаевская С.А.
учитель физической культуры
Квалификационная категория: высшая
г.п. Кондинское
2020 г.
Пояснительная записка
Под термином «научно-исследовательская работа» понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, анкет, графиков, таблиц. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся.
Ценность научно-исследовательской работы состоит в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
Программа «Школьник – исследователь» направлена на формирование исследовательской культуры учащихся, призвана вооружить их знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность, адаптирует к будущему учебно-научному процессу в профильной школе.
I. Общие положения программы «Школьник – исследователь»
Объект программы: процесс научного исследования в области физической культуры и спорта.
Предмет программы: методика научного исследования в области физической культуры и спорта.
Цель программы: пробудить познавательный интерес школьников к исследо-вательской и метрологической деятельности в области физической культуры и спорта.
Задачи программы:
§ научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект, предмет, гипотезу, теоретическую и практическую значимость;
§ заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами;
§ научить выбирать методы и средства исследования, адекватные задачам;
§ научить проводить измерения, сопоставлять и анализировать полученные результаты;
§ научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;
§ способствовать формированию общей культуры учащихся и повышению их образования.
Участники исследовательской деятельности: программа рассчитана на учащихся 10 – 17 лет, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, овладеть теоретическим и практическим материалом по выбранной тематике.
Срок реализации программы: 1 год, программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Прогноз результатов реализации программы: В результате реализации программы «Школьник - исследователь» учащиеся получают возможность развивать следующие исследовательские умения и навыки:
§ выявление, постановка проблемы и актуальности исследования;
§ формулирование цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
§ формулирование, планирование, разработка гипотезы исследовательских действий;
§ изучение научной и методической литературы;
§ сбор данных (проведение анкетирования, накопление фактов, наблюдений, доказательств);
§ анализ и синтез собранных данных;
§ сопоставление данных и умозаключений;
§ подготовка и написание исследовательской работы;
§ проверка гипотезы;
§ переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
§ построение обобщений и выводов;
§ подготовка и написание доклада для защиты работы;
§ применение ИКТ-технологий: оформление работы и подготовка презентации для защиты проекта;
§ защита проекта;
Методическое обеспечение программы:
В работе с учащимися применяются разнообразные педагогические методы. Наряду с традиционными формами лекций и бесед программа реализуется путем:
§ решения и обсуждения задач, закрепляющих лекционный материал;
§ индивидуальной работы с учащимися по определению проблемы, темы, предмета и объекта, гипотезы и значимости исследования;
§ индивидуальной работы по организации исследования;
§ практических занятий.
Отбор содержания учебного материала основан на следующих принципах:
§ соответствия цели и задачам;
§ учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
§ научности;
§ системности.
Формы контроля и методы оценки УУД учащихся:
В процессе содержания курса возможно использование следующих форм промежуточного контроля:
§ анализа части выполненной работы;
§ игр-исследований.
Основная форма организации занятий: деловая игра, ролевая игра «круглый стол», мини-конференция, индивидуальные консультации, самостоятельное изучение литературы, анкетирование и т.д.
Формой итогового контроля, а также основным критерием эффективности реализации программы курса можно считать самостоятельность и правильность выполнения исследовательской работы, защиту работы в форме публичного выступления с использованием презентации.
Материально-техническое обеспечение: для проведения исследований по программе необходим учебный кабинет, учебная, научная и методическая литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер или компьютерный класс, возможность выхода в интернет.
II. Содержание программы
Программа «Школьник – исследователь» состоит из теоретической и практической частей.
Тема |
Содержание |
1. Вводное занятие. Инструктаж. |
Теоретический блок:Вводное занятие. Понятие о научном исследовании. Инструктаж по технике безопасности. Правила использования измерительных приборов. Правила безопасности при работе с компьютером. Физкультминутки во время работы с литературой и на компьютере. Действия учащихся на случай возникновения пожара. Практический блок: Нет. |
2. Основные инструменты познания. |
Теоретический блок:Основные инструменты познания. Характеристика учебно-логических умений как важнейших инструментов познания. Информация и ее виды. Анализ и синтез. Сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем. Практический блок: Нет. |
3. Цели и задачи организации и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта. |
Теоретический блок:Понятие о научном исследовании. Цели и задачи организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта. Методологические принципы исследования (принцип комплексного использования методов исследования, принцип объективности, принцип изучения явлений в развитии, принцип историзма и др.). Методологические требования к исследованию. Практический блок: Нет. |
4. Темы исследования. |
Теоретический блок:Нет. Практический блок: Работа над темой исследования: изучение, выбор, формулировка. |
5. Терминология аппарата научного исследования. Структура исследовательской работы. |
Теоретический блок: Терминология аппарата научного исследования (предмет и объект, цели и задачи, гипотеза и значимость проводимого исследования). Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы. Практический блок: Оценка исследовательских работ по некоторым критериям. Выявление актуальности исследования по выбранной теме. Определение предмета и объекта, постановка цели и задач, выдвижение научной гипотезы, выявление теоретической и практической значимости исследования. |
6. Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта. |
Теоретический блок:Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта: педагогические, исторические, психологические, метрологические научные исследования, особенности организации и проведения данных типов научных исследований. Основные виды исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта: информационно-реферативные, проблемно-реферативные,экспериментальные, исследовательские.Практический блок: Выбор типа и вида исследовательской работы. Оформление структуры исследовательской работы. |
7. Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта. |
Теоретический блок:Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта: диагностический, прогностический, организационный этапы. Методы исследования (наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты и др.). Практический блок: Составление плана экспериментальной работы, определение этапов и методов исследования. Изучение научно-методической, справочной, учебной, исторической литературы, посвященной выбранной теме. |
8. Практический тренинг: организация и проведение конкретных научных исследований в области физической культуры и спорта. |
Теоретический блок:Практический тренинг: организация и проведение конкретных научных исследований в области физической культуры и спорта. Организация исследования. Овладение методикой исследования, сбор собственного материала, обобщение его результатов, подготовка отчета и т.д. Практический блок: Сбор информации. Наблюдение. Эксперимент. Работа с дополнительной научной литературой. Использование интернет-ресурсов. |
9. Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты. |
Теоретический блок:Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты. Практический блок: Обобщение собранной и изученной информации. Оформление работы в формате Word. Разработка презентации в PowerPoint. Составление доклада для защиты. |
10. Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы. |
Теоретический блок:Нет. Практический блок: Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы. |
11. Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». |
Теоретический блок:Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Практический блок: Нет. |
III. Учебно-тематический план
№ |
Название темы: |
Кол-во часов |
|
|
Теория (час) |
Практика (час) |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж. |
1 |
1 |
- |
2 |
Основные инструменты познания. |
1 |
1 |
- |
3 |
Цели и задачи организации и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта. |
1 |
1 |
- |
4 |
Темы исследования. |
1 |
- |
1 |
5 |
Терминология аппарата научного исследования. Структура исследовательской работы. |
4 |
2 |
2 |
6 |
Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта. |
1 |
1 |
- |
7 |
Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Практический тренинг: организация и проведение конкретных научных исследований в области физической культуры и спорта. |
10 |
2 |
8 |
9 |
Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты. |
10 |
2 |
8 |
10 |
Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы. |
2 |
- |
2 |
11 |
Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». |
1 |
1 |
- |
12 |
ИТОГО: |
34 |
12 |
22 |
IV. Календарно-тематический план
№ занятий |
Темы занятий |
Даты занятий |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж. |
03.04.20 |
2 |
Основные инструменты познания. |
10.04.20 |
3 |
Цели и задачи организации и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта. |
17.04.20 |
4 |
Темы исследования. |
24.04.20 |
5-8 |
Терминология аппарата научного исследования. Структура исследовательской работы. |
08.05.20 |
15.05.20 |
||
22.05.20 |
||
29.05.18 |
||
9 |
Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта. |
04.09.20 |
10-11 |
Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта. |
11.09.20 |
18.09.20 |
||
12-21 |
Практический тренинг: организация и проведение конкретных исследований в области физической культуры и спорта. |
25.09.20 |
02.10.20 |
||
09.10.20 |
||
16.10.20 |
||
23.10.20 |
||
30.10.20 |
||
06.11.20 |
||
13.11.20 |
||
20.11.20 |
||
27.11.20 |
||
22-32 |
Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты. |
04.12.20 |
11.12.20 |
||
18.12.20 |
||
25.12.20 |
||
15.01.21 |
||
22.01.21 |
||
29.01.21 |
||
05.02.21 |
||
12.02.21 |
||
19.02.21 |
||
26.02.21 |
||
33 |
Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы. |
Март 2021
|
34 |
Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». |
Апрель 2021 |
V. Список учащихся
№ |
Класс |
Фамилия, имя |
Название работы |
1 |
8б |
Бальчугов Николай |
Исследовательский проект «Толковый словарь спортивных терминов» |
VI. Время занятий
Пятница: 14.10 – 14.50
VII. Методическая литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика исследований в физическом воспитании: Учебное пособие для студ. аспир. и препод. ин-тов физ.культуры. М., Ф и С, 1978. – 223 с.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.
3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
4. Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные
работы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 112 с.
5. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. Ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 35-38
6. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.: 1993.
7. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. для студ.
педвузов. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
8. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18
9. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. Ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 42-46
10. Спорт в школе. Методический журнал для учителей физической культуры и тренеров. – М.: 1 сентября, 2006-2009 гг.
VIII. Методическая литература для учащихся
1. Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания. Ж «Завуч» , №2, 2000, с113-122.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: 1985.
3. Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М.: 1962.
4. Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997.
5. Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности.
Ж «Завуч» , №3, 1999, с101-108.
6. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы – Л.: Ленуприздат 1991, с 24
7. Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.