Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «ШКОЛЬНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

  • Документация
  • Образовательные программы
  • Разработки курсов
  • doc
  • 06.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа ШКОЛЬНИК-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.doc

 

 

 

МКОУ Кондинская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

        Утверждаю: __________________

                                                                          И.О директора школы: Э.В.Кузьмина

       «_____»_______________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности в рамках ФГОС

 «ШКОЛЬНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

 (интеллектуальное направление)

на 2020-2021 учебный год

по предмету «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Составила: Кугаевская С.А.

                                           учитель физической культуры

                                                    Квалификационная категория: высшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Кондинское

2020 г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Под термином «научно-исследовательская работа» понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, анкет, графиков, таблиц. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая  - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет  научную работу учащихся.

         Ценность научно-исследовательской работы состоит в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.

         Программа «Школьник – исследователь» направлена на формирование исследовательской культуры учащихся, призвана вооружить их знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность, адаптирует к будущему учебно-научному процессу в профильной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Общие положения программы «Школьник – исследователь»

 

Объект программы: процесс научного исследования в области физической культуры и спорта.

 

Предмет программы: методика научного исследования в области физической культуры и спорта.

 

Цель программы: пробудить познавательный интерес школьников к исследо-вательской  и метрологической деятельности в области физической культуры и спорта.

 

Задачи программы:

§  научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект, предмет, гипотезу, теоретическую и практическую значимость;

§  заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами;

§  научить выбирать методы и средства исследования, адекватные задачам;

§  научить проводить измерения, сопоставлять и анализировать полученные результаты;

§  научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;

§  способствовать формированию общей культуры учащихся и повышению их образования.

 

Участники исследовательской деятельности: программа рассчитана на учащихся 10 – 17 лет, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, овладеть теоретическим и практическим материалом по выбранной тематике.

 

Срок реализации программы:  1 год, программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

 

Прогноз результатов реализации программы: В результате реализации программы «Школьник - исследователь» учащиеся получают возможность развивать следующие исследовательские умения и навыки:

§   выявление, постановка проблемы и актуальности исследования;

§   формулирование цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

§   формулирование, планирование, разработка гипотезы исследовательских действий;

§   изучение научной и методической литературы;

§   сбор данных (проведение анкетирования, накопление фактов, наблюдений, доказательств);

§   анализ и синтез собранных данных;

§   сопоставление данных и умозаключений;

§   подготовка и написание исследовательской работы;

§   проверка гипотезы;

§   переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

§   построение обобщений и выводов;

§   подготовка и написание доклада для защиты работы;

§   применение ИКТ-технологий: оформление работы и подготовка презентации для защиты проекта;

§   защита проекта;

 

Методическое обеспечение программы:

         В работе с учащимися применяются разнообразные педагогические методы. Наряду с традиционными формами лекций и бесед программа реализуется путем:

§   решения и обсуждения задач, закрепляющих лекционный материал;

§   индивидуальной работы с учащимися по определению проблемы, темы, предмета и объекта, гипотезы и значимости исследования;

§   индивидуальной работы по организации исследования;

§   практических занятий.

Отбор содержания учебного материала основан на следующих принципах:

§   соответствия цели и задачам;

§   учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

§   научности;

§   системности.

 

Формы контроля и методы оценки УУД учащихся:

         В процессе содержания курса возможно использование следующих форм промежуточного контроля:

§  анализа части выполненной работы;

§  игр-исследований.

 

Основная форма организации занятий:  деловая игра, ролевая игра «круглый стол», мини-конференция, индивидуальные консультации, самостоятельное изучение литературы, анкетирование и т.д.

         Формой итогового контроля, а также основным критерием эффективности реализации программы курса  можно считать самостоятельность и правильность выполнения исследовательской работы, защиту работы в форме публичного выступления с использованием презентации.

 

Материально-техническое обеспечение: для проведения исследований по программе необходим учебный кабинет, учебная, научная и методическая литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер или компьютерный класс, возможность выхода в интернет.

 

II. Содержание программы

 

Программа «Школьник – исследователь» состоит из теоретической и практической частей.

 

Тема

Содержание

1.     Вводное занятие. Инструктаж.

Теоретический блок:

Вводное занятие. Понятие о научном исследовании. Инструктаж по технике безопасности. Правила использования измерительных приборов. Правила безопасности при работе с компьютером. Физкультминутки во время работы с литературой и на компьютере. Действия учащихся на случай возникновения пожара.

Практический блок:

Нет.

2.     Основные инструменты познания.

Теоретический блок:

Основные инструменты познания. Характеристика учебно-логических умений как важнейших инструментов познания. Информация и ее виды. Анализ и синтез. Сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем.

Практический блок:

Нет.

3.     Цели и задачи  организации и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта.

Теоретический блок:

Понятие о научном исследовании. Цели и задачи организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта. Методологические принципы исследования (принцип комплексного использования методов исследования, принцип объективности, принцип изучения явлений в развитии, принцип историзма и др.). Методологические требования к исследованию.

Практический блок:

Нет.

4.     Темы исследования.

Теоретический блок:

Нет.

Практический блок:

Работа над темой исследования: изучение, выбор, формулировка.

5.     Терминология аппарата научного исследования. Структура исследовательской работы.

Теоретический блок:

Терминология аппарата научного исследования (предмет и объект, цели и задачи, гипотеза и значимость проводимого исследования). Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы.

Практический блок:

Оценка исследовательских работ по некоторым критериям. Выявление актуальности исследования по выбранной теме. Определение предмета и объекта, постановка цели и задач, выдвижение научной гипотезы, выявление теоретической и практической значимости исследования.

6.     Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта.

Теоретический блок:

Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта: педагогические, исторические, психологические, метрологические научные исследования, особенности организации и проведения данных типов научных исследований. Основные виды исследовательской  деятельности в области физической культуры и спорта: информационно-реферативные, проблемно-реферативные,

экспериментальные, исследовательские.

Практический блок:

Выбор типа и вида исследовательской работы. Оформление структуры исследовательской работы.

7.     Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта.

Теоретический блок:

Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта: диагностический, прогностический, организационный этапы. Методы исследования (наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты и др.).

Практический блок:

Составление плана экспериментальной работы, определение этапов и методов исследования. Изучение научно-методической, справочной, учебной, исторической литературы, посвященной выбранной теме.

8.     Практический тренинг: организация и проведение конкретных  научных исследований в области физической культуры и спорта.

Теоретический блок:

Практический тренинг: организация и проведение конкретных  научных исследований в области физической культуры и спорта.

Организация исследования. Овладение методикой исследования, сбор собственного материала,  обобщение его результатов, подготовка отчета и т.д.

Практический блок:

Сбор информации. Наблюдение. Эксперимент. Работа с дополнительной научной литературой. Использование интернет-ресурсов.

9.     Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты.

Теоретический блок:

Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты.

Практический блок:

Обобщение собранной и изученной информации. Оформление работы в формате Word. Разработка презентации в PowerPoint. Составление доклада для защиты.

10. Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы.

Теоретический блок:

Нет.

Практический блок:

Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы.

11. Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Теоретический блок:

Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Практический блок:

Нет.

 

III. Учебно-тематический план

 

 

 

Название темы:

Кол-во часов

 

Теория (час)

Практика (час)

1

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

-

2

Основные инструменты познания.

1

1

-

3

Цели и задачи  организации и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта.

1

1

-

4

Темы исследования.

1

-

1

5

Терминология аппарата научного исследования. Структура исследовательской работы.

4

2

2

6

Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта.

1

1

-

7

Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта.

2

1

1

8

Практический тренинг: организация и проведение конкретных  научных исследований в области физической культуры и спорта.

10

2

8

9

Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты.

10

2

8

10

Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы.

2

-

2

11

Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

1

1

-

12

ИТОГО:

34

12

22

 

IV. Календарно-тематический план

 

№ занятий

 

Темы занятий

Даты

занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж.

03.04.20

2

Основные инструменты познания.

10.04.20

3

Цели и задачи  организации и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта.

17.04.20

4

Темы исследования.

24.04.20

5-8

Терминология аппарата научного исследования. Структура исследовательской работы.

08.05.20

15.05.20

22.05.20

29.05.18

9

Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта.

04.09.20

10-11

Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта.

11.09.20

18.09.20

12-21

Практический тренинг: организация и проведение конкретных исследований в области физической культуры и спорта.

25.09.20

02.10.20

09.10.20

16.10.20

23.10.20

30.10.20

06.11.20

13.11.20

20.11.20

27.11.20

22-32

Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты.

04.12.20

11.12.20

18.12.20

25.12.20

15.01.21

22.01.21

29.01.21

05.02.21

12.02.21

19.02.21

26.02.21

33

Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы.

 Март 2021

 

34

Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Апрель 2021

 

V. Список учащихся

 

Класс

Фамилия, имя

Название работы

 

1

 

Бальчугов Николай

Исследовательский проект «Толковый словарь спортивных терминов»

 

VI. Время занятий

 

Пятница: 14.10 – 14.50

 

VII. Методическая литература

 

1.     Ашмарин Б.А. Теория   и   методика   исследований   в  физическом  воспитании: Учебное  пособие   для  студ. аспир. и  препод.  ин-тов  физ.культуры. М., Ф и С, 1978. – 223 с.

2.     Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.

3.     Железняк  Ю.Д.,  Петров  П.К.  Основы  научно-методической  деятельности  в физической  культуре  и  спорте:  Учеб.  пособие  для   студ.   высш.  пед.  учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

4.     Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные

     работы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 112 с.

5.     Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. Ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 35-38

6.     Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.: 1993.

7.     Смирнов Ю.И.,  Полевщиков М.М.  Спортивная метрология:  Учеб. для студ.

     педвузов. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

8.     Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18

9.     Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. Ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 42-46

10. Спорт в школе. Методический журнал для учителей физической культуры и тренеров. – М.: 1 сентября, 2006-2009 гг.

 

VIII. Методическая литература для учащихся

 

1.     Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания. Ж «Завуч» , №2, 2000, с113-122.

2.     Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: 1985.

3.     Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М.: 1962.

4.     Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997.

5.     Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности.

     Ж «Завуч» , №3, 1999, с101-108.

6.     Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы – Л.: Ленуприздат 1991, с 24

7.     Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.