УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ Кондинская СОШ
_____________/_________________
Приказ № _____ от
«_____»_______________20_____г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
внеурочной деятельности в рамках ФГОС
по предмету «Физическая культура»
«СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА»
для учащихся 2 классов
Учитель физической культуры
Кугаевская С.А.
г.п. Кондинское
2016 г.
Пояснительная записка
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся их ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики.
Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.
Движение – это не только проявление естественной активности ребёнка, но одновременно и стимул для его организма.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Спортивная гимнастика» предусматривает сохранение и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, активную двигательную деятельность, привитие стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, данная программа включает в себя: общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками, гантелями, упражнения в лазании, перелезании, ползании, лазание по канату, упражнения в равновесии на бревне, акробатические упражнения и связки, опорные прыжки, прохождение полосы препятствий.
Акробатические и гимнастические упражнения основаны на разнообразных двигательных действиях, выполняемых с различной интенсивностью и в разных сочетаниях. Занятия соответствуют требованиям моторности и плотности, соблюдаются последовательность разучивания упражнений. Акробатические упражнения и комбинации по технической сложности просты, доступны для учащихся и не требуют большой физической силы.
Программа «Спортивная гимнастика» для младших школьников рассчитана на 1 год обучения. В группе занимается 12-15 человек. Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю - 68 часов в год. Продолжительность занятий 40 минут.
Цель занятий по программе: разностороннее физическое развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Формировать и совершенствовать у занимающихся двигательные умения и навыки;
2. Обогащать двигательный опыт новыми видами движений с повышенной координационной сложностью;
3. Обучать самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
4. Развивать основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость, синхронность в исполнении, чувство ритма;
5. Формировать практические умения при групповом взаимодействии;
6. Развивать интерес и привычку к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
II. Воспитательные:
1. Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности;
2. Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
3. Содействовать воспитанию морально-волевых качеств.
III. Оздоровительные:
1. Прививать необходимые гигиенические навыки;
2. Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние здоровья.
Содержание программы
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; основная стойка и команда «Смирно!»; стойки по команде «Вольно!» и «Равняйсь!»; размыкание в шеренге и колонне, на месте и в движении; команды «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде «Налево!» («Направо!»); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком;
Прикладно - гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, спиной, к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, поочерёдно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные шаги польки); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине — вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами.
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами» и другие.
Программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов метапредметных универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) |
Результат |
Личностные |
¾ мотивационная основа на занятия гимнастикой; ¾ учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой с основами акробатики; ¾ укрепление здоровья; ¾ приобретение необходимых гигиенических навыков; ¾ приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию. |
Регулятивные |
¾ умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (гибкости); ¾ планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации; ¾ учитывать правило в планировании и контроле способа решения; ¾ адекватно воспринимать оценку учителя; ¾ оценивать правильность выполнения двигательных действий. |
Познавательные |
¾ осуществлять анализ выполненных действий; ¾ активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с элементами акробатики; ¾ выражать творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений. |
Коммуникативные |
¾ уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися; ¾ участвовать в коллективном обсуждении акробатических комбинаций; ¾ участвовать в речевом общении; ¾ задавать вопросы, правильно формулировать ответы. |
Планируемые предметные результаты реализации программы:
Внеурочная деятельность по программе «Спортивная гимнастика», направленная на формирование УУД обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
· развитие двигательных умений и навыков в физкультурно-оздоровительной деятельности;
· повышение уровня физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости, а так же синхронности в исполнении, чувства ритма, красоты движений.
· формирование интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
· обогащение двигательного опыта новыми видами движений с повышенной координационной сложностью;
Ученики получают возможность научиться:
· составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
· вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
· организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
Ученики научатся:
Список учащихся
№ |
Фамилия, Имя |
Класс |
1 |
Баев Владислав |
2А |
2 |
Васюкович Надежда |
2А |
3 |
Горячева Валерия |
2А |
4 |
Климеров Сергей |
2А |
5 |
Мозжегоров Тимур |
2А |
6 |
Полищук Юлиана |
2А |
7 |
Оболтина Анна |
2А |
8 |
Саморокова Елена |
2А |
9 |
Свешников Артём |
2А |
10 |
Титова Анастасия |
2А |
11 |
Васильченко Яна |
2Б |
12 |
Гуль Кристина |
2Б |
13 |
Журавлёва Арина |
2Б |
14 |
Корепанова Ольга |
2Б |
15 |
Кударенко Роман |
2Б |
16 |
Попова Светлана |
2Б |
17 |
Свешникова Ксения |
2Б |
18 |
Щульц Василиса |
2Б |
Расписание занятий
День недели |
Время |
Место |
Понедельник |
14.00 – 14.40 |
Спортивный зал №2 |
Четверг |
Методическое обеспечение
I. Формы занятий:
1. Секционное обучение и совершенствование;
2. Показательные выступления перед участниками секции.
II. Техническое обеспечение:
1. Гимнастические маты, скамейки, бревно, мостик, козёл, канат.
2. Гимнастические палки, обручи, мячи, скакалки.
III. Используемая литература:
1. Асмолова А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А.Г. Асмолова – М: Просвещение, 2010.
2. Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Бабенкова - М: Астрель, 2006.
3. Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики [Текст] / Л.И. Пензулаева – М: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Петров П.К., Методика преподавания гимнастики в школе [Текст] / П.К. Петров - М: Владос, 2000.
5. «Акробатические выступления» учебное пособие Б.М. Курчаков, Киров – 1972 год.
6. «Фоны в гимнастических и акробатических выступлениях» учебное пособие Б.М. Курчаков, Киров – 1973 год.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Содержание занятий |
Дата проведения |
I четверть |
||
1 |
1. Теоретические сведения (словарь терминов, техника безопасности на занятиях спортивной гимнастикой). 2. Разучивание акробатических упражнений: перекаты, кувырок вперёд, стойка на лопатках. 3. Совершенствование лазания по гимнастической стенке, ползание. |
01.09 |
2-3 |
1. Повторение акробатических упражнений: перекаты, кувырок вперёд, стойка на лопатках. 2. Разучивать акробатического упражнения «мост». 3. Совершенствование лазания по гимнастической стенке, ползание. |
05.09 08.09 |
4-5 |
1. Повторение акробатических упражнений: кувырки, стойку на лопатках. 2. Закрепление акробатического упражнения «мост». 3. Совершенствовать лазание по гимнастической стенке, ползание. |
12.09 15.09 |
6-7 |
1. Совершенствование акробатических упражнений: кувырки, стойка на лопатках, «мост». 2. Совершенствование лазания по гимнастической стенке, по наклонной гимнастической скамейке. 3. Упражнения в равновесии на низком бревне. |
19.09 22.09 |
8-9 |
1. Совершенствование акробатических упражнений: кувырки, стойка на лопатках, «мост». 2. Разучивание акробатических упражнений: кувырок назад ноги врозь, кувырок назад в полу-шпагат. 3. Совершенствование лазания по гимнастической стенке, по наклонной гимнастической скамейке. 4. Упражнения в равновесии на низком бревне. |
26.09 29.09 |
10-11 |
1. Совершенствование акробатических упражнений: кувырки вперёд-назад, стойка на лопатках, «мост». 2. Закрепление акробатических упражнений: кувырок назад ноги врозь, кувырок назад в полу-шпагат. 3. Совершенствование лазания по гимнастической стенке, по наклонной гимнастической скамейке. 4. Упражнения в равновесии на низком бревне. |
03.10 06.10 |
12-13 |
1. Совершенствование акробатических упражнений: кувырки вперёд-назад, стойка на лопатках, «мост», кувырок назад ноги врозь, кувырок назад в полу-шпагат. 2. Разучивать лазание по канату. 3. Упражнения в равновесии на низком бревне. |
10.10 13.10 |
14-15 |
1. Совершенствование акробатических упражнений: кувырки вперёд-назад, стойка на лопатках, «мост», кувырок назад ноги врозь, кувырок назад в полу-шпагат. 2. Закрепить лазание по канату. 3. Упражнения в равновесии на низком бревне. |
17.10 20.10 |
16-17 |
1. Совершенствование акробатических упражнений. 2. Разучивание акробатических комбинаций. 3. Совершенствовать лазание по канату. 4. Упражнения в равновесии на низком бревне. |
24.10 27.10 |
Всего в четверти: 17 ч. |
||
II четверть |
||
1-2 |
1. Совершенствование акробатических упражнений. 2. Закрепление акробатических комбинаций. 3. Разучивание техники опорного прыжка. 4. Лазание по канату. 5. Упражнения в равновесии на низком бревне. |
07.11 10.11 |
3-4 |
1. Совершенствование акробатических элементов и комбинаций. 2. Закрепление техники опорного прыжка. 3. Лазание по канату. 4. Упражнения в равновесии на низком бревне. |
14.11 17.11 |
5-6 |
1. Совершенствование акробатических элементов и комбинаций. 2. Совершенствование техники опорного прыжка. 3. Лазание по канату. 4. Прохождение полосы препятствий. |
21.11 24.11 |
7-8 |
1. Совершенствование акробатических элементов и комбинаций. 2. Совершенствование техники опорного прыжка. 3. Прохождение полосы препятствий. |
28.11 01.12 |
9-10 |
1. Совершенствование акробатических элементов и комбинаций. 2. Совершенствование техники опорного прыжка. 3. Прохождение полосы препятствий. |
05.12 08.12 |
11-12 |
1. Совершенствование акробатических элементов и комбинаций. 2. Совершенствование техники опорного прыжка. 3. Прохождение полосы препятствий. |
12.12 15.12 |
13-14 |
1. Совершенствование акробатических элементов и комбинаций. 2. Совершенствование техники опорного прыжка. 3. Прохождение полосы препятствий. |
20.12 22.12 |
Всего в четверти: 14 ч. |
||
III четверть |
||
1-2 |
1. Прохождение полосы препятствий. 2. Совершенствование техники опорного прыжка. 3. Самостоятельная подготовка в группах к показательному выступлению акробатических комбинаций. |
09.01 12.01 |
3-4 |
1. Повторение акробатических элементов. 2. Самостоятельная подготовка в группах к показательному выступлению. 3. Показательное выступление первой комбинации перед участниками секции. |
16.01 19.01 |
5-6 |
1. Повторение акробатических элементов. 2. Развитие физических качеств: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища из положения лёжа на спине, подтягивание на низкой и на высокой перекладине. 3. Самостоятельная подготовка в группах к показательному выступлению второй акробатической комбинации. |
23.01 26.01 |
7-8 |
1. Развитие физических качеств: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища из положения лёжа на спине, подтягивание на низкой и на высокой перекладине. 2. Самостоятельная подготовка в группах к показательному выступлению второй акробатической комбинации. |
30.01 02.02 |
9-10 |
1. Развитие физических качеств: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища из положения лёжа на спине, подтягивание на низкой и на высокой перекладине. 2. Самостоятельная подготовка в группах к показательному выступлению второй акробатической комбинации. |
06.02 09.02 |
11-12 |
1. Развитие физических качеств: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища из положения лёжа на спине, подтягивание на низкой и на высокой перекладине. 2. Показательные выступления второй акробатической комбинации перед участниками секции. |
13.02 16.02 |
13-15 |
1. Развитие физических качеств. 2. Упражнения в висах и упорах. 3. Разучивание элементов пирамид. |
20.02 27.02 02.03 |
16 |
1. Показательные выступления к празднику 8 марта. |
06.03 |
17-19 |
2. Развитие физических качеств. 3. Упражнения в висах и упорах. 4. Разучивание элементов пирамид. |
09.03 13.03 16.03 |
20-21 |
1. Развитие физических качеств. 2. Упражнения в висах и упорах. 3. Построение пирамид из 3-4 элементов. |
20.03 23.03 |
Всего в четверти: 21 ч. |
||
IV четверть |
||
1-2 |
1. Развитие физических качеств. 2. Упражнения в висах и упорах. 3. Построение пирамид из 3-4 элементов. |
03.04 06.04 |
3-4 |
1. Развитие физических качеств. 2. Упражнения в висах и упорах. 3. Построение пирамид из 3-4 элементов. |
10.04 13.04 |
5-6 |
1. Развитие физических качеств. 2. Упражнения в висах и упорах. 3. Построение пирамид из 3-4 элементов. |
17.04 20.04 |
7-8 |
1. Развитие физических качеств. 2. Упражнения в висах и упорах. 3. Построение пирамид из 3-4 элементов. |
24.04 27.04 |
9-10 |
1. Развитие физических качеств. 2. Показательные выступления перед участниками секции: построение пирамид. |
02.05 04.05 |
11-12 |
1. Развитие физических качеств. 2. Эстафеты с элементами акробатики, лазания, перелезания, ползания. |
11.05 15.05 |
13-14 |
1. Развитие физических качеств. 2. Эстафеты с элементами акробатики, лазания, перелезания, ползания. |
18.05 22.05 |
15 |
1. Развитие физических качеств. 2. Эстафеты с элементами акробатики, лазания, перелезания, ползания. |
25.05
|
16 |
1. Подвижные игры и эстафеты по выбору детей. |
29.05 |
Всего в четверти: 16 ч. |
||
Всего в учебном году: 68 ч. |
Словарь терминов
Выносливость – способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок.
Гибкость - способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой;
Сила-способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.
Гимнастика – вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках.
Спортивная гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках.
Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода.
Здоровье – состояние живого организма, при котором организм способен полностью выполнять свои функции.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Организм – тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.