Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Кристалл»
Рассмотрена на заседании кафедры воспитания Протокол № 1 от 30.08.2023 |
Проверена Зам. директора по УВР
А.И. Зимина |
Утверждена Приказом № 209 от 31.08.23 Директор ЧОУ СОШ «Кристалл»
Н.В. Кирюхина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса дополнительного образования
Волшебный пластилин
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Волшебный пластилин» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы: декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка формирует эстетические вкусы,
подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста и пластилина.
Задачи:
образовательные:
· познакомить учащихся со способами деятельности: лепка игрушки, барельеф, скульптура;
· формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
· обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства: лепки из теста и пластилина;
· применять в дальнейшей жизни полученные знания.
развивающие:
· формировать способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
· развивать опыт и творческую деятельность в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
· развивать способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
воспитательные:
· воспитывать ответственное отношение при выполнении работ, подготовке к выставкам;
· соблюдать правила техники безопасности.
Отличительными особенностями программы по данному курсу являются:
· не только обучение способам, приемам лепки из пластилина и соленого теста, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные на занятиях;
· ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Программа представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.
Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Особенности возрастной группы детей: на реализацию программы отводится 33 часа, 1 час в неделю в 1классе. Продолжительность занятия 35 минут с обязательным применением физкультминутки.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
1. Планируемые результаты освоения программы
Освоение детьми программы дополнительного образования «Волшебный пластилин» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
· учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
· навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
· ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
· способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
· заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
· устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
Познавательные УУД:
· различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
· приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
· осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
· развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
· развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
· развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться:
· создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
· понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
· более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные УУД:
· сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
· формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные УУД:
· выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
· решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
· учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
· адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
· пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
· моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
· осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
· отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
№ п/п |
Тема |
Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации |
Виды деятельности |
|
Количество часов |
|||||
аудитор-ных |
внеауди-торных |
||||
|
Инструменты и материалы. Знакомство с детьми «Круг общения». Знакомство с правилами техники безопасности. |
Различие инструментов и материалов. Знакомство с правилами техники безопасности. |
1 |
Беседа, практическое занятие |
|
|
Основные формы и приемы «шар», «овал», «диск», «оттягивание частей», «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей». |
Знакомство с основными формами и приемами работы.
|
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
Основные формы и приемы: «защипывание», «присоединение», «прижимание»; «примазывание»; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы. |
Знакомство с новыми приемами работы. Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
Основные приемы «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», «прижимание»; «примазывание»; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы. |
Знакомство с новыми приемами работы. Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
Применение стеки (работа с шаблонами). |
Умение пользоваться стеками, работать с шаблонами. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
Коллективная работа. Композиция из основных форм. |
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие, коллективная работа |
|
Коллективная работа. Композиция из основных форм. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие, коллективная работа |
|
|
Лепка из целого куска, «Лебеди». «Разные коты» (пластилин) |
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
Лепка из целого куска, (пластилин) «Ваза». «Жираф» (пластилин) |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепка из целого куска, «Гусеница». «Улитка» |
1 |
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепка из целого куска, «Мышка». «Спящий кот» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепка по представлению, «Замок доброго волшебника» (пластилин) |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепка из нескольких частей, «золотая рыбка», «Божья коровка» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепка по представлению «Морское дно» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепка по представлению «Бабочки» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Коллективная работа «В гостях у сказки». Композиция из основных форм. |
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие, коллективная работа |
|
Коллективная работа «В гостях у сказки». Композиция из основных форм. |
1 |
|
Беседа, практическое занятие, коллективная работа |
|
|
Плоскостное изображение. «Разные деревья» |
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
Плоскостное изображение. «Разные деревья» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Плоскостное изображение. «Матрёшка» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Плоскостное изображение. «Матрёшка» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Плоскостное изображение. «Весёлый клоун» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Плоскостное изображение. «Натюрморт из чайной посуды» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Плоскостное изображение «Рыбка» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Коллективная работа. «Сказочный мир» |
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие, коллективная работа |
|
Коллективная работа. «Сказочный мир» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие, коллективная работа |
|
|
Лепная картина. «Удивительная дымка» |
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
Лепная картина. «Теремок» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепная картина. «Теремок» |
1 |
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепная картина. «Фруктовый сад» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепная картина. «Фруктовый сад» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепная картина. «Замок доброго волшебника» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
|
|
Лепная картина. «Замок доброго волшебника» |
1
|
|
Беседа, практическое занятие |
3. Тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия |
Количество часов
|
ЭОР |
Введение - 1 ч. |
|||
1 |
Инструменты и материалы. Знакомство с детьми «Круг общения». Знакомство с правилами техники безопасности. |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-plastilinom-5674928.html |
Мастерская художника – 6 ч. |
|||
2. |
Основные формы и приемы «шар», «овал», «диск», «оттягивание частей», «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей». |
1 |
https://www.yandex.ru/video/preview/1118981242823197067
https://ppt-online.org/803364
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2022/04/20/prezentatsiya-osnovnye-priemy-lepki
https://www.yandex.ru/video/preview/1858948551331999996
|
3. |
Основные формы и приемы: «защипывание», «присоединение», «прижимание»; «примазывание»; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы. |
1 |
|
4. |
Основные приемы «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», «прижимание»; «примазывание»; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы. |
1 |
|
5. |
Применение стеки (работа с шаблонами). |
1 |
|
6. |
Коллективная работа. Композиция из основных форм. |
1 |
|
7. |
Коллективная работа. Композиция из основных форм. |
1 |
|
Изготовление животных – 10 ч. |
|||
8. |
Лепка из целого куска. «Лебеди». «Разные коты» (пластилин) |
1 |
https://rutube.ru/video/c74eb8482ad29bfa457184ea60eaa1e7/ poshagovo.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.yandex.ru%2F
https://www.yandex.ru/video/preview/1301595192609856357 https://smdtmasterskaya.ru/rukodelie/zhiraf-iz-plastilina- https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-zamok-dobrogo-volshebnika.html https://www.yandex.ru/video/preview/16951409323079569156 https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-kokorina/podelka-iz-plastilina-dlja-podgotovitelnoi-grupy-master-klas-s-poshagovym-foto.html https://www.youtube.com/watch?v=GYKc_iDwY00 |
9. |
Лепка из целого куска. (пластилин) «Ваза». «Жираф» (пластилин) |
1 |
|
10. |
Лепка из целого куска. «Гусеница». «Улитка» |
1 |
|
11. |
Лепка из целого куска. «Мышка». «Спящий кот» |
1 |
|
12. |
Лепка по представлению. «Замок доброго волшебника» (пластилин) |
1 |
|
13. |
Лепка из нескольких частей. «Золотая рыбка», «Божья коровка» |
1 |
|
14. |
Лепка по представлению. «Морское дно» |
1 |
|
15. |
Лепка по представлению. «Бабочки» |
1 |
|
16. |
Коллективная работа «В гостях у сказки». Композиция из основных форм. |
1 |
|
17. |
Коллективная работа «В гостях у сказки». Композиция из основных форм. |
1 |
|
Пластилинография – 16 ч. |
|||
18. |
Плоскостное изображение. «Разные деревья» |
1 |
https://vk.com/video-50151011_456239315
https://www.youtube.com/watch?v=4DkP_J6VO2M
https://www.youtube.com/watch?v=Vnaozj_yeqM https://vikidalka.ru/1-20611.html
https://www.yandex.ru/video/preview/4051769221641618330
https://infourok.ru/prezentaciya-leto-skazochnyj-mir-6201566.html
https://www.youtube.com/watch?v=mvCT6G6POig https://www.youtube.com/watch?v=dBJObL-H8SE https://www.youtube.com/watch?v=c7Q4f3bwJ40 https://vikidalka.ru/1-20615.html |
19. |
Плоскостное изображение. «Разные деревья» |
1 |
|
20. |
Плоскостное изображение. «Матрёшка» |
1 |
|
21. |
Плоскостное изображение. «Матрёшка» |
1 |
|
22. |
Плоскостное изображение. «Весёлый клоун» |
1 |
|
23. |
Плоскостное изображение. «Натюрморт из чайной посуды» |
1 |
|
24. |
Плоскостное изображение «Рыбка» |
1 |
|
25. |
Коллективная работа. «Сказочный мир» |
1 |
|
26 |
Коллективная работа. «Сказочный мир» |
1 |
|
27. |
Лепная картина. «Удивительная дымка» |
1. |
|
28. |
Лепная картина. «Теремок» |
1 |
|
29. |
Лепная картина. «Теремок» |
1 |
|
30. |
Лепная картина. «Фруктовый сад» |
1 |
|
31. |
Лепная картина. «Фруктовый сад» |
1 |
|
32. |
Лепная картина. «Замок доброго волшебника» |
1 |
|
33. |
Лепная картина. «Замок доброго волшебника» |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.