Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

  • docx
  • 17.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я-исследователь 2 б.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

 

 

 

Направление: общеинтеллектуальное

Возраст детей:   8 - 9 лет

Класс:  2

 

Учитель начальных классов:

Колынденкова Наталья Анатольевна,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.       Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010;

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

 В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креатив­ных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

 Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

 Задачи программы:

·                     формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

·                     обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

·                     формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

·                     развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Программа предназначена для учащихся 2б класса. Работа организована в форме клуба по интересам. Дети очень любознательные, активные, любящие наблюдать и экспериментировать. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин. Общий объём времени составляет  34 часа в год.

Основные особенности программы первого класса

- Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

- Результаты собственной исследовательской работы  первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников (только для одарённых детей),  в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, происходит возврат к аналогичным занятиям в остальных классах начальной школы. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий  они будут усложняться от класса к классу.

В работе по программе используются различные формы организации работы, методы и приёмы.

Используемые методы обучения:

            - по источнику знаний:

·                    практические методы: опыты, эксперименты и др.;

·                    наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

·                    словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

·                    работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;

·                    видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;

- по типу познавательной деятельности

·                    объяснительно-иллюстративные методы;

·                    репродуктивные;

·                    методы проблемного изложения;

·                    частично поисковые методы;

·                    исследовательские.

            - по дидактическим целям:

·                    методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

·                    методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

            Используемые  технологии:

·                    технология проблемного обучения;

·                    технология деятельностного  метода;

·                    информационно-коммуникативные технологии;

·                    проектная деятельность;   

·                    игровые технологии;

·                    здоровьесберегающие технологии;           

·                    система инновационной оценки «Портфолио».

На занятиях клуба реализуются принцип дифференциации учебного материала в зависимости от года обучения.

Организация на занятиях клуба проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Ученики получают новые знания в разных сферах окружающей действительности.

              По итогам учебного года детьми, посещающих клуб «Я – исследователь», будут представлены проекты на Фестивале творческих и исследовательских  работ учащихся начальной школы.

 

ΙΙ. Личностные и метапредметные  результаты освоения

курса внеурочной деятельности

 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;

- устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

- планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

            Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина,

- следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

- возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения

- в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

ΙΙΙ.  Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа)

 

Подпрограмма  «Тренинг» (12 ч.)

Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это де­лать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Зна­комство с основными доступными нам методами исследования (поду­мать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, про­вести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнеч­ный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведе­ние экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провока­ционная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические зада­ния на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправиль­ные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения поня­тий. Практические задания с использованием приемов, сходных с оп­ределением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вы­вод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при форму­лировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, форму­ла и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практи­ческое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структури­рованию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая ра­бота - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Прак­тическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего до­клада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практичес­кие задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (16 ч.)

 Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самосто­ятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представ­лена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения само­стоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для перво­классников подробно описана в методических рекомендациях. Каж­дый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экс­курсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По ито­гам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только же­лающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскур­сии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет воз­можность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллек­ции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

      Подпрограмма  «Мониторинг» (5 ч.)

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собствен­ных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мне­ния об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследова­ний»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ис­следований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и выска­зывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творчес­ких проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про­веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обыч­ные.

В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении учащимися навыков поведения в различных ситуациях.

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат.

Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору.

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе учащихся для решения поставленной задачи.

Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у учащихся личной позиции в отношении того или иного вопроса.

           Во внеурочной деятельности используются следующие виды учебных действий:

            1.Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать, переписать, воспроизвести и т.д.).

2.Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.

3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку; проверить решение задачи; оценить результат своей деятельности или деятельности других.

4. Продуктивные действия: создание нового продукта – придумать предложение, рассказ, задачу, математическое выражение; преобразовать данный продукт в новый: пересказ, изменение порядка слов в предложении, в вопросе задачи; формирование новых целей: задать вопросы к тексту, поставить вопрос к условию задачи; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа, решения задачи.

 

Распределение часов

 

Вид учебной  работы

Всего

часов

Сроки проведения

Тренинг

  

Общая трудоёмкость

12

Еженедельно

1

Из них занятия со всей группой (классом) учащихся

12

 

Еженедельно

2

Индивидуальная работа

0

 

3

Самостоятельная работа

0

 

Исследовательская практика

  

Общая трудоёмкость

17

В течение учебного года

1

Занятия со всей группой (классом) учащихся

11

В течение учебного года

2

Индивидуальная  работа

5

В течение учебного года

3

Самостоятельная работа

1

В течение учебного года

Мониторинг

  

Общая трудоёмкость

5

В течение учебного года

1

Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции)

4

В течение 3-го триместра учебного года

2

Индивидуальная работа

0

 

3

Самостоятельная работа (участие в процедурах защиты  исследовательских работ учащихся)

1

В течение 3-го триместра учебного года

 

ΙV. Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Тема занятия

Количество часов

Дата прове

дения

Характеристика деятельности учащихся

Подпрограмма «Тренинг» (12 часов)

1

Что такое исследование

1

08.09

Знакомятся с понятием «исследование». Детские представления о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективно обсуждают вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Знакомятся с наблюдением как методом исследования.  Изучают преимущества и недостатки  наблюдения. Выполняют задания на проверку и тренировку наблюдательности. Организуют с помощью учителя  работу с приборами, созданными для наблюдения (лупы, микроскопы и т.д.)

Знакомятся с «матрицей по оценке идей». Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Анализируют информацию

2

Наблюдение и наблюдательность

1

15.09

3

Что такое эксперимент

1

22.09

4

Учимся вырабатывать гипотезы

1

29.09

5

Знакомство с логикой

1

06.10

6

Как задавать вопросы

1

13.10

7,8

Учимся выделять главное и второстепенное

2

20.10 27.10

9

Как делать схемы

1

10.11

10

Как работать с книгой. Что такое парадоксы

1

17.11

11

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

24.11

12

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

01.12

Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 ч)

13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

1

08.12

Выбирают темы.

Составляют  план исследования.

Собирают материал.

Обобщают полученные данные. Отчитываются, отстаивают свою точку зрения.

Готовят доклад.

Каждый ребёнок,

получив «Папку исследователя»,

проводит собственные

изыскания.

Собирают нужную

информацию, используя

 возможности всех доступных

источников, обобщают

 её и готовят собственный

доклад.

Перед прогулкой  или экскурсией

класс делится на группы по

два-три человека.

Каждая группа проводит

собственное мини-исследование.

По итогом этих исследований проводится мини конференция

14-18

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

5

15.12 22.12 12.01 19.01 26.01

 

19

 

 

Экспресс-исследование

1

02.02

20-22

Семинар по итогам экскурсии

 

3/2

09.02 16.02

23.02

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на

 экскурсии, проводится на следующем после экскурсии занятии,

через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется

 время на сообщение и ответы на вопросы. Дети проводят это

исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе трениро

вочных занятий. Отчитываются, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы

23-24

Коллективная игра-исследование

2

02.03 09.03

25-26

Коллекционирование

2

16.03 23.03

27-28

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

2

06.04 13.04

29

Сообщения о своих коллекциях

1

20.04

Анализируют информацию, оформляют результаты. Семинар, на котором дети сообщают о том, какие коллекции ими собраны. Уточняют собственное исследовательское задание на летние каникулы

Подпрограмма «Мониторинг» (5 ч)

30-31

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

2

27.03, 04.05

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам  собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

32

Мини-конференция по итогам собственных исследований

1

11.05

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок

33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

18.05

Заслушивают все доклады об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, задают вопросы авторам. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок

34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

25.05

Заслушивают все доклады об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, задают вопросы авторам. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Формулируют собственное мнение.