Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные экологи
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные экологи

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
экология
6 кл—7 кл
23.10.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные экологи
Рабочая программа внеурочной деятельности
программа Юные экологи. 7 класс.docx

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                Директор

                                                                                     МОУ СОШ пос.  МИС

                                                                              ________________ Жало М.С.

 

                                   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка МИС

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юные экологи»

7 класс

                                                                         

 

 

 

 

 

                                                                              Составитель:

Учитель географии

Мачука Л. М.                                                                

                                                                 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

 

 

 

      Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Юные экологи» разработана в соответствии с  программно-методическим материалом по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,  авторской программы курса «Юный эколог – исследователь» Ларина Галина Владимировна, 2017 г.

 Программа  курса  «Юные экологи»  рассчитана для обучающихся  7 класса,   может быть реализована  во внеурочное время,    1 час   в неделю (34 ч в год).

 

Планируемые результаты освоения курса:

ПРЕДМЕТНЫЕ

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и      здоровья населения;

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в                 различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего      живого, в том числе и человека.

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного          региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

 

Содержание курса:

1.Вводное занятие - 2 ч.

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Определители флоры и фауны - 4 ч.

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

3. Гербарий растительности - 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Московской области - 8 ч.

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Московской области.

Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Московской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Московской области".

5. Особо охраняемые территории родного края - 6 ч.

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники и заказники. Национальный парк.

Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников и заказников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (Московской области). Написание реферата "Флора и фауна заповедника".

6.Экологические факторы и среды жизни организмов - 8 ч.

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный.  Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

исслед.

 деятельность

экскурсии

1.Вводное занятие

2

1

1

2.Определитель флоры и фауны

4

1

1

1

1

3.Гербарий растительности

6

1

3

2

4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Московской области.

8

3

3

1

1

5.Особо охраняемые территории родного края.

6

2

2

2

6.Экологические факторы и среды жизни организмов.

8

3

2

2

1

ИТОГО:

34

11

12

8

3

 

         Формы организации внеурочной деятельности

Беседа,  работа с печатными справочными источниками и источниками ИНТЕРНЕТ,  экскурсии, практические работы.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел 1. Вводное занятие  (2 ч.)

1

 Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

 

 

2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

 

 

Раздел 2. Определители флоры и фауны (4 ч.)

3

Понятие об определителе флоры и фауны.

 

 

4

Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

 

 

5

Работа с определителем.

 

 

6

Работа с определителями видового разнообразия флоры  парка, луга.

 

 

Раздел 3. Гербарий растительности. (6 ч.)

7

Понятие о гербарии.

 

 

8

Классификация гербариев.

 

 

9

Методика и правила сбора растений.

 

 

10

Знакомство с гербариями.

 

 

11

Изготовление папки для гербария.

 

 

12

Изготовление гербариев.

 

 

Раздел  4. Редкие и исчезающие виды флоры Московской  области  (8 ч.)

13

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

 

 

14

Красная книга. Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу.

 

 

15

Реликты и эндемики флоры Московской области.

 

 

16

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений области по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

 

 

17

Изучение Красной книги Московской  области. Составление карты ареалов редких видов растений.

 

 

18

 

Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Московской области".

 

 

 

19

Охрана растений родного края.

 

 

 

20

Это должен знать каждый!

 

 

Раздел 5. Особо охраняемые территории родного края (6 ч.)

21

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

 

 

22

Классификация заповедников. Заповедники и заказники Московской области. Национальный парк.

 

 

23

Работа с зоогеографическими картами заповедников.

 

 

24

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

 

 

25

Работа с Красной книгой (флора и фауна).

 

 

26

Флора и фауна  заповедников.

 

 

Раздел 6. Экологические факторы и среды жизни организмов  (8 ч.)

27

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.

 

 

28

Биологические ритмы.

 

 

29

Растения-индикаторы.

 

 

30

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

 

 

31

Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

 

 

32

Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

 

 

33

Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

 

 

34

Правила поведения в лесу.

 

 

 

 

Согласовано.

Протокол заседания педагогического совета  № 6

от ­­­­ 31  августа 2020 г.

 

 

Согласовано.

Заместитель директора по УВР __________________ В.А. Кудрявцева

31 августа  2020  г.


 

УТВЕРЖДАЮ

УТВЕРЖДАЮ

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные экологи» разработана в соответствии с программно-методическим материалом по экологии, разработанных

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные экологи» разработана в соответствии с программно-методическим материалом по экологии, разработанных

ЛИЧНОСТНЫЕ - овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности экологических знаний,…

ЛИЧНОСТНЫЕ - овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности экологических знаний,…

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Плановые сроки прохождения

Тема Плановые сроки прохождения

Красная книга. Виды растений

Красная книга. Виды растений

Работа с Красной книгой (флора и фауна)

Работа с Красной книгой (флора и фауна)

Согласовано. Заместитель директора по

Согласовано. Заместитель директора по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2021