УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ СОШ пос. МИС
________________ Жало М.С.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка МИС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юные экологи»
7 класс
Составитель:
Учитель географии
Мачука Л. М.
2020-2021 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные экологи» разработана в соответствии с программно-методическим материалом по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», авторской программы курса «Юный эколог – исследователь» Ларина Галина Владимировна, 2017 г.
Программа курса «Юные экологи» рассчитана для обучающихся 7 класса, может быть реализована во внеурочное время, 1 час в неделю (34 ч в год).
Планируемые результаты освоения курса:
ПРЕДМЕТНЫЕ
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ЛИЧНОСТНЫЕ
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Содержание курса:
1.Вводное занятие - 2 ч.
Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Определители флоры и фауны - 4 ч.
Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
3. Гербарий растительности - 6 ч.
Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
4. Редкие и исчезающие виды флоры Московской области - 8 ч.
Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Московской области.
Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Московской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Московской области".
5. Особо охраняемые территории родного края - 6 ч.
Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники и заказники. Национальный парк.
Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников и заказников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (Московской области). Написание реферата "Флора и фауна заповедника".
6.Экологические факторы и среды жизни организмов - 8 ч.
Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|||
теоретич. занятия |
практич. занятия |
исслед. деятельность |
экскурсии |
||
1.Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
||
2.Определитель флоры и фауны |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3.Гербарий растительности |
6 |
1 |
3 |
2 |
|
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Московской области. |
8 |
3 |
3 |
1 |
1 |
5.Особо охраняемые территории родного края. |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. |
8 |
3 |
2 |
2 |
1 |
ИТОГО: |
34 |
11 |
12 |
8 |
3 |
Формы организации внеурочной деятельности
Беседа, работа с печатными справочными источниками и источниками ИНТЕРНЕТ, экскурсии, практические работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п |
Тема |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|||||
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.) |
||||||||
1 |
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. |
|
|
|||||
2 |
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. |
|
|
|||||
Раздел 2. Определители флоры и фауны (4 ч.) |
||||||||
3 |
Понятие об определителе флоры и фауны. |
|
|
|||||
4 |
Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. |
|
|
|||||
5 |
Работа с определителем. |
|
|
|||||
6 |
Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга. |
|
|
|||||
Раздел 3. Гербарий растительности. (6 ч.) |
||||||||
7 |
Понятие о гербарии. |
|
|
|||||
8 |
Классификация гербариев. |
|
|
|||||
9 |
Методика и правила сбора растений. |
|
|
|||||
10 |
Знакомство с гербариями. |
|
|
|||||
11 |
Изготовление папки для гербария. |
|
|
|||||
12 |
Изготовление гербариев. |
|
|
|||||
Раздел 4. Редкие и исчезающие виды флоры Московской области (8 ч.) |
||||||||
13 |
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. |
|
|
|||||
14 |
Красная книга. Виды растений Московской области, занесенных в Красную книгу. |
|
|
|||||
15 |
Реликты и эндемики флоры Московской области. |
|
|
|||||
16 |
Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений области по гербариям, иллюстрациям и плакатам. |
|
|
|||||
17 |
Изучение Красной книги Московской области. Составление карты ареалов редких видов растений. |
|
|
|||||
18
|
Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Московской области".
|
|
|
|||||
19 |
Охрана растений родного края.
|
|
|
|||||
20 |
Это должен знать каждый! |
|
|
|||||
Раздел 5. Особо охраняемые территории родного края (6 ч.) |
||||||||
21 |
Охраняемые территории, причины их организации и значение. |
|
|
|||||
22 |
Классификация заповедников. Заповедники и заказники Московской области. Национальный парк. |
|
|
|||||
23 |
Работа с зоогеографическими картами заповедников. |
|
|
|||||
24 |
Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. |
|
|
|||||
25 |
Работа с Красной книгой (флора и фауна). |
|
|
|||||
26 |
Флора и фауна заповедников. |
|
|
|||||
Раздел 6. Экологические факторы и среды жизни организмов (8 ч.) |
||||||||
27 |
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. |
|
|
|||||
28 |
Биологические ритмы. |
|
|
|||||
29 |
Растения-индикаторы. |
|
|
|||||
30 |
Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. |
|
|
|||||
31 |
Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". |
|
|
|||||
32 |
Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. |
|
|
|||||
33 |
Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений. |
|
|
|||||
34 |
Правила поведения в лесу. |
|
|
|||||
Согласовано.
Протокол заседания педагогического совета № 6
от 31 августа 2020 г.
Согласовано.
Заместитель директора по УВР __________________ В.А. Кудрявцева
31 августа 2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.