Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Оценка 4.9
docx
19.11.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"
программа живой мир.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рыбновская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

Рабочая

образовательная программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

 

Живой мир

 

Рисунок1

 

 

Направление программы: общеинтелектуальное.

Форма: объединение.

Автор: Гришина И.В.   педагог 1 кв. категории

 

Пояснительная записка к программе «Живой мир».

 

        Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

·        духовно-нравственное,

·        социальное,

·        общекультурное,

·        общеинтеллектуальное,

·        спортивно-оздоровительное.

В таких формах как:

·        экскурсии,

·        689кружки,

·        секции,

·        объединения,

·        круглые столы,

·        конференции,

·        диспуты,

·        школьные научные общества,

·        олимпиады,

·        соревнования,

·        поисковые и научные исследования.

Очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются:

·        формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

·        развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

·        создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

       Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

        Курс «Живой мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы. Значение курса «Живой мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

       Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

       Курс «Живой мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

       Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: природоведения, биологии, географии, истории, литературы и других дисциплин. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

       Программа курса знакомит учащихся с живым миром планеты. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения. Велико воздействие программы на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей, воспитание их эмоционально-эстетической отзывчивости к красоте природы.

       Большое внимание уделяется знакомству с конкретными представителями флоры и фауны своего края, формированию умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях.

DSC04634Названия наиболее распространенных в окружающей местности растений, грибов, насекомых, птиц и других животных, народных названия месяцев, народных погодоведческих примет и присловий, глубоко поэтичного отношения наших предков к годовому круговороту, составляют своего рода азбуку, без освоения которой невозможны ни успешное овладение собственно курсом «Окружающий мир», ни, в широком смысле, полноценные, поистине культурные взаимоотношения человека с природой. Не менее важно раскрытие и на естественнонаучном материале, и на материале народной культуры разнообразных связей, зависимостей, существующих в природе, между природой и человеком. Эти знания являются ядром экологического содержания программы, и внимание к ним — необходимое условие успешного экологического воспитания учащихся.

Рисунок4dog1   На многих конкретных примерах дети убеждаются в том, что в природе нет ничего лишнего, ненужного, в ней все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны, нужны друг другу, что наши предки прекрасно ощущали свою естественную связь с природой и что современный человек также обязан бережно сохранять, поддерживать эти связи. В программе курса раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению.

 

Фото0100DSC04608 (2) В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.     В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, видеофильмов. На уроках и экскурсиях целесообразна организация не только фронтальной, но и групповой, индивидуальной работы, что позволит полнее учитывать интересы и склонности детей, развивать активность, самостоятельность, творческие способности школьников.

       Нет человека, который не любил бы природу, животных.

Фото0088       А что такое природа? Что такое живая природа? А кто относится к животным? Не каждый школьник, да и взрослый человек сможет правильно ответить на этот вопрос.

DSC04477 (2)       Птицы и звери … именно они встают перед внутренним взором, когда мы слышим слова «природа», «животные». Они, а не прекрасные бабочки, сказочной красоты кораллы или сверкающие тропические рыбы. Их мы заводим в качестве домашних питомцев. Их мы наделяем человеческими свойствами, их черты и даже имена переносим на себя, называя своих чад «зайчиками» и «котиками». Сравниваем поведение человека, с повадками меньших братьев говоря, труслив, как заяц, хитёр, как лисица, болтлив, как сорока и т.п. Может быть потому, что у них такая же красная и горячая кровь, как у нас самих? И именно от этого они становятся всё ближе, понятнее и роднее нам?

       Человек, объявив себя «венцом творения», всё равно остаётся частью животного мира. Строение скелета человека, а так же важнейшие системы органов, физиологические особенности и характер развития эмбриона, даже многие черты врожденного поведения доказывают наше родство.

Как бы то ни было, а животные, безусловно, заслуживают внимания и изучения. Ведь даже за типичными чертами скрывается разнообразие форм, повадок и привычек. Что же говорить о необычных представителях флоры и фауны, обитателях подводных глубин и высокогорных склонов. С ними ребёнку будет очень интересно встретиться. Не менее увлекательно узнать что-то новое о таких знакомых с детства зверюшках. А как здорово самому сделать какое-нибудь открытие, наблюдение, получить убедительное доказательство удивительного на первый взгляд факта!

DSC04639Фото0083Фото0081Рисунок9       С первых лет жизни по игрушкам и сказкам ребёнок знакомится с животными. Но современные игрушки не всегда дают точное представление о внешнем виде конкретного животного, а народные и авторские сказки очеловечивают животных, дают животному чувственные характеристики и неправильные сведения о его повадках. К школьным годам кругозор значительно расширяется, но всё же сведения о животных скудные, разрозненные и бессистемные. Малая часть детей может рассказать об образе жизни даже таких известных животным как, скажем, кошка или волк. Цель данного курса поведать не только о том, кто из века в век существует рядом с человеком, а и о редкостных жителях далёких стран. О том, как подсмотреть тайную жизнь четвероногих, пернатых и других живых организмов не помешав, и как сохранить это богатство. Как самому узнать ответы на возникшие вопросы. А учитель должен стать проводником по этому обаятельному, жизнерадостному и пёстрому миру живого.

Рисунок3         Строить работу с детьми на занятиях по данному курсу предполагается руководствуясь следующими принципами:  

*        Находить ответы на все вопросы детей.

Ребёнку свойственно задавать много вопросов. Чтобы                      

сохранить в детях эту природную любознательность,

учитель должен быть готов ответить на любой вопрос.

выDSC04640рвЕсли вопрос вызывает затруднения и у педагога, а такая ситуация возможна, так как в природоведении, как в истории много «белых пятен», нужно быть готовым организовать работу учащихся по поиску ответа. Дети будут рады сами найти решение проблемы, их нужно только подтолкнуть и направить по правильному пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC04668ппл

 

 

 

 

 

 

пппке

 

 

 

 

*                Рисунок2Вводить как можно больше игрового материала.

Игра – ведущая деятельность детей. С древности дети играли,

изображая животных, сцены из их жизни и т.п. По содержанию

все народные игры лаконичны, выразительны и несложны.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют

расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). Поэтому они должны стать неотъемлемой частью занятия.

DSC03905DSC08922

 

 

 

 

 

DSC08927DSC08926

 

 

 

 

 

Моментальный снимок 9 (20DSC08929

 

 

 

 

 

 

*                395Использовать изобразительную деятельность.

С изображения животных зародилось искусство: первобытные

люди рисовали их на скалах, вырезали из дерева, кости, камня.

Так как дети часто понимают, что не смогут нарисовать так,

как в книжке, можно применять раскраски, которые должны

точно передавать особенности внешнего вида животного и его

среду обитания. Зато для передачи цвета можно предложить ребёнку использовать весь арсенал изобразительных средств, что, несомненно, вызовет у него удовольствие, как от процесса, так и от полученного результата и создаст тем самым ситуацию успеха.

фау

 

 

 

 

Фото0089

 

DSC00759DSC03903 (2)

 

155

DSC08838

2ED7791E

 

 

 

 

 

*                Рисунок8Использовать много наглядного материала.

Наглядность необходима  не только в связи с физиологическими

особенностями детей данного возраста. Что представит себе ребёнок,

услышав слово «ясень»? В лучшем случае – дерево. Какое подробное

описание он ни услышит, всё же картинка всегда лучше. Обязательно

нужны и динамические картинки. Фильмы о животных, специально

рассчитанные на данную возрастную группу помогут в проведении занятий.

DSC08828DSC08829 

  

 

 

 

D8425576

Моментальный снимок 1 (206DDB5326

DSC08907DSC08908

 

 

 

 

 

 

*                1021Постараться дать детям возможность непосредственного

          общения с животными.

Не в каждой семье есть возможность завести щенка или котёнка.

Даже хомячки, рыбки, попугаи и морские свинки не частые гости

в сегодняшних семьях. Организовать живой уголок в школе, тоже

дело хлопотное и небезопасное. Поэтому как можно больше посещать с детьми всевозможные зверинцы, цирк и тому подобные места.

DSC06581DSC00935DSC06579 

DSC08518DSC08527DSC08528DSC08519DSC08523138125163 

 

 

 

Задачи курса:

 

ü  Познакомить учащихся с разнообразием растительного и животного мира нашей планеты. Дать представление о строении растения, его жизненном цикле, разнообразии видов и связи с другими живыми существами. Показать и помочь в понимании красоты растений и их значении для человека. Познакомить с классификацией животного мира и с отдельными представителями каждого вида. Дать представление о внешнем строении тела животных разного вида, начиная с простейших. Учить сравнивать животных разного вида по внешнему виду и повадкам. Учить узнавать животных в природе и на фотографиях и называть их. Дать представление о различных формах организации жизни животных. 

ü  Развивать речь учащихся, умение строить догадки, выдвигать гипотезы, вести диалог по заданной теме. Формировать умение делать логические выводы, проводить аналогии и систематизировать знания. Формировать умение добывать знания из дополнительных источников информации и излагать их. Развивать у учащихся внимание, логическое мышление, зрительную память. Развивать восприятие цвета, формы, композиции.

ü  Воспитывать в учащихся чувство любви к природе, уважительное отношение ко всему живому. Воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, умение доводить начатое до конца.

 

Так же курс решает и ряд общих задач:

 

o   Формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.

o   Обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;

o   Развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;

o   Развитие познавательных потребностей младших школьников.

o   Развитие познавательных способностей младших школьников.

o   Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

o   Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

o   Рисунок6Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

                                                       

 

 

 


Тематическое планирование по курсу «Живой мир» 1 класс 1-4(Л)

 

тема

часы

1.       

Введение

1

2.       

Доисторические животные

11

3.       

Беспозвоночные

6

4.       

Рыбы

5

5.       

Насекомые

10

 

Итого:

33

 

тема

Содержание урока

Характеристика деятельности.

Универсальные

учебные действия

дата

корр.

Введение.

1.       

Мир живого. Растения, животные, человек – части природы.

Введение в предмет растения и животные - сравнение строения и образа жизни

Игра: «Узнай меня»

 

Работа с иллюстративным материалом

Работа с атласом Прогулка к клумбе

Просмотр анимационного фильма

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

 

 

Доисторические животные

2.       

История одного когтя.

Как мы узнаем о вымерших животных.

От мамонта к слону.

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Рисование и раскрашивание картинок с животными

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы.

Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную;

давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу

 

 

3.       

До динозавров.

Пастосукас.

 

 

4.       

Динозавроподобные.

Зауропод.

 

 

5.       

Эра динозавров.

Разнообразие видов.

 

 

6.       

Дино-гиганты.

 

 

 

7.       

Конец эры динозавров.

Теория взрыва

 

 

8.       

Птицы – наследники ящеров. 

Гасторникс.

 

 

9.       

Морские гиганты.

Базилозавр.

 

 

10.   

Гиганты сухопутные.

Индрикотерий.

 

 

11.   

Саблезубые кошки.

 

 

 

12.   

Мамонт.

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме: «Доисторические животные»

Игра: «Динозаврики»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Внеклассное мероприятие

Беспозвоночные

13.   

Обитатели кораллового рифа.

Кораллы – растения или животные. Атолл, береговые рифы

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма Рассматривание высушенных кораллов и морских звезд

Рассматривание раковин моллюсков, панцирей раков и крабов

Рисование и раскрашивание картинок с животными

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

14.   

Обитатели морского дна.

Беспозвоночные

Медузы

 

 

15.   

Иглокожие.

Морская звезда, морской ёж, голотурия, морской слизняк

 

 

16.   

Брюхоногие моллюски.

Рапаны и раковины, дафнии и циклопы, улитки.

 

 

17.   

Осьминог.

Осьминог, кальмар, каракатица – сравнение строения и образа жизни

 

 

18.   

Ракообразные.

Раки и крабы – сравнение строения и образа жизни

 

 

 

Обобщающий урок по теме: «Беспозвоночные»

Игра: «Кто под панцирем живёт»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Внеклассное мероприятие

Рыбы

19.   

Рыбы морские

Разнообразие видов рыб, Общее в строении..

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Рисование и раскрашивание картинок с животными

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную ;давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

20.   

Рыбы пресноводные

Озёрные и речные рыбы.

Хищные и травоядные рыбы.

 

 

21.   

Акула молотоголовая.

Хищные и безобидные акулы.

 

 

22.   

Акула китовая.

Самая большая рыба совсем не опасна.

 

 

23.   

Необычные морские обитатели

Тропические и глубоководные рыбы - сравнение строения и образа жизни.

 

 

 

Обобщающий урок по теме: «Рыбы»

Игра: «На дне морском»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Внеклассное мероприятие

Насекомые

24.   

Насекомые

Разнообразие видов насекомых. Общее в строении.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Рассматривание коллекции куколок, жуков и бабочек

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную ;давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

25.   

Стрекозы

Самый страшный хищник в небе. Стадии развития стрекоз.

 

 

26.   

Муравьи и термиты.

Муравьи и термиты.

Сообщества муравьёв и уклад их жизни

 

 

27.   

Шмели

Пчёлы, осы, шмели.

Сообщества пчёл и уклад их жизни

 

 

28.   

Пчёлы и осы.

 

 

29.   

Дневные бабочки.

Дневные бабочки  и мотыльки

4 стадии развития

 

 

30.   

Ночные бабочки.

 

 

31.   

Жуки и пауки.

Жуки и пауки – сравнение строения и образа жизни

 

 

32.   

Необычные насекомые.

Богомол, медведка, цикады, клопы.

 

 

 

Обобщающий урок по теме: «Насекомые».

Игра: «Малышки-муравьишки»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Внеклассное мероприятие

33.

Повторение и обобщение пройденного материала.

Игра: «Знатоки животных»

 

 

327

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по курсу «Живой мир» 2 класс 1-4(Л)

 

тема

 

1.       

Рептилии

11

2.       

Птицы

14

3.       

Сумчатые и яйцекладущие

4

4.       

Водные  млекопитающие

4

 

итого

34

 

тема

Содержание урока

Характеристика деятельности.

Универсальные

учебные действия

дата

корр.

«Рептилии»

1.       

Змеи.

 

Ядовитые змеи, ужи, удавы – сравнение строения и образа жизни. Анаконда – самая большая змея.

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Рисование и раскрашивание картинок с животными

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную

 

 

2.       

Черная мамба

 

 

 

3.       

Кобра.

 

 

4.       

Ящерицы.

Варан, игуана, хамелеон, ящерицы.

Драконы – вымысел ил реальность прошлого. 

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную ;давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

5.       

Игуана.

 

 

6.       

Хамелеон.

 

 

7.       

Лягушки и жабы.

Лягушки, жабы, квакши.

Стадии развития.

 

 

8.       

Черепахи.

Сухопутные и морские черепахи – сравнение строения и образа жизни

 

 

9.       

Крокодилы.

Крокодил, аллигатор, кайман – сравнение строения и образа жизни.

 

 

10.   

Аллигатор.

 

 

11.   

Саламандра и тритон.

Амфибии. Саламандра, тритон.

 

 

 

Обобщающий урок по теме: «Рептилии»

Игра:

«Квака – Задавака»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Внеклассное мероприятие

Птицы

12.   

Дятлы.

Дятел, тукан.

Дятел – лесной доктор.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Рассматривание перьев различных птиц.

Просмотр документального фильма

Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы.

Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

13.   

Воробьиные.

Воробей, синица, славка, жаворонок, снегирь.

 

 

14.   

Курообразные. Фазаны.

Куры, павлин.

 

 

15.   

Голуби.

 

 

 

 

16.   

Водоплавающие птицы. Утки

Гусь, лебедь, утка, кряква, крохаль.

 

 

17.   

Морские птицы. Гага

Пингвин, буревестник, пеликан, чайка, тупик.

 

 

18.   

Морские птицы.

Тупик.

 

 

19.   

Императорский пингвин.

 

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Рассматривание перьев различных птиц.

Просмотр документального фильма

Рисование и раскрашивание картинок с животными

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы.

Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

20.   

Птицы бегающие. Страус.

Страусы нанду, эму, казуар, киви.

 

 

21.   

Хищные птицы. Скопа

Орёл, гриф, сова, беркут, ястреб, сокол.

 

 

22.   

Хищные птицы. Сова.

 

 

23.   

Колибри – самая маленькая птичка.

 

 

 

24.   

Райская птица – необычный танцор.

 

 

 

25.   

Попугаи.

Какаду, ара, волнистые попугаи.

Кеа – самая умная птица

 

 

 

Обобщающий урок по теме: «Птицы»

Игра:

«Птички – невелички».

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Внеклассное мероприятие

«Сумчатые и яйцекладущие»

26.   

Утконос и ехидна.

Яйцекладущие. Утконос, ехидна.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

27.   

Сумчатые. Коала.

Опоссум, коала, Тасман, мелкие сумчатые.

 

 

28.   

Кенгуру.

Рыжий и серый кенгуру. Валаби.

 

 

29.   

Необычные сумчатые. Вомбат.

Неполнозубы. Ленивец, броненосец, муравьед.

 

 

 

Обобщ. урок по теме: «Сумчатые и яйцекладущие»

Игра:

«Что в сумке?»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Внеклассное мероприятие

«Морские млекопитающие»

30.   

Киты.

Усатые и зубатые киты. Косатка.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

31.   

Дельфины.

Афалина, белобочка, Гектора, белый.

 

 

32.   

Тюлени.

Сивуч, котики, нерпа, морские львы, леопарды...

 

 

33.   

Моржи и их родня. Морской слон.

Моржи, ламантин, дюгонь.

 

 

 

Обобщ. урок по теме: «Морские млекопитающие»

Игра:

«Китовый ус»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Внеклассное мероприятие

34.   

Повторение и обобщение пройденного материала.

Игра:

«Знатоки животных»

 

 

 

 

553

 

Тематическое планирование по курсу «Живой мир» 3 класс 1-4(Л)

 

тема

 

дата

корр.

1.        

«Парнокопытные»

 

 

 

2.        

«Непарнокопытные»

 

 

 

3.        

«Насекомоядные»

 

 

 

4.        

«Виверровые и куньи»

 

 

 

5.        

«Грызуны»

 

 

 

 

итого

34

 

 

 

тема

Содержание урока

Характеристика деятельности.

Универсальные

учебные действия

дата

корр.

«Парнокопытные»

1.       

Кабаны.

Бородавочник.

Кабан, бородавочник, пекари.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

2.       

Бегемоты.

Гиппопотам.

Бегемот.

 

 

3.       

Быки.

Буйвол.

Жвачные животные.

Зубр, буйвол, бизон, як.

 

 

4.       

Козлы.

Козерог, тур, серна, вали, ангорский, винторогий.

 

 

5.       

Бараны.

Муфлон, меринос, аркар, качкар, аргали.

 

 

6.       

Олени.

Северный олень.

Олени, лань, косуля, лось, Оленек, кабарга.

 

 

7.       

Антилопы.

Газель

Винторогие, саблерогие, коровьи антилопы, газели, сайгаки.

 

 

8.       

Жирафы и окапи.

 

Жираф, окапи.

 

 

9.       

Верблюды.

Бактрион, дромадер, лама, гуанако.

 

 

10.   

Обобщающий урок по теме: «Парнокопытные»

Игра:

«Овен против Козерога»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Непарнокопытные»

11.   

Лошади и ослы.

Мустанг, онагр, тарпан, пони, ослы.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

12.   

Зебры.

Саванная и пустынная зебры.

 

 

13.   

Носороги и тапиры.

Носороги, чепрачный и бурый тапиры.

 

 

14.   

Слоны.

Слон. (Ф)

Африканские и индийские слоны.

 

 

15.   

Обобщающий урок по теме: «Непарнокопытные»

Игра: «Раз копытце, два копытце».

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Насекомоядные»

16.   

Ежи.

Ёж, выхухоль.

Крот и его туннели.  

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

17.   

Землеройки.

Землеройка, тенрек, щелезуб.

 

 

18.   

Рукокрылые.

Крылан, нетопырь, вампир, подковонос…

 

 

19.   

Обобщающий урок по теме: «Насекомоядные»

Игра:

«Под землёй и в небе»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Виверровые и куньи»

20.   

Мангусты и сурикаты. Сурикат. (Ф)

Виверровые. Мангуст, сурикат, бинтуронг.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

21.   

Барсуки и скунсы

Куньи.

Барсук, скунс.

 

 

22.   

Выдры и норки.

Выдра. (Ф.)

Выдра, калан, норка.

 

 

23.   

Куницы, ласки, горностаи

Соболь, росомаха, хорь, горностай, ласка…

 

 

24.   

Обобщающий урок по теме: «Виверровые и куньи»

Игра:

«Задачи от Пушистика»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Грызуны»

25.   

Мыши и крысы.

Грызуны.

Мышь, крыса.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Наблюдение за живыми объектами.

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

26.   

Хомяки и полёвки.

Хомяк, полёвка, слепыш, тушканчик, ондатра.

 

 

27.   

Сурки и суслики.

Сурок, суслик, луговая собачка.

 

 

28.   

Дикобразы.

Дикобраз.

 

 

29.   

Белки.

Белка, летяга, шипохвост, бурундук, соня.

 

 

30.   

Бобры.

Бобр. (Ф)

Бобр и его хатка.

 

 

31.   

Морские свинки.

Капибара. (Ф)

Кавия, капибара.

 

 

32.   

Кролики и зайцы.

Заяц, кролик, пищуха.

 

 

33.   

Обобщающий урок по теме: «Грызуны»

Игра:

«Что у Хомы за щекой?»

550Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

34.   

Повторение и обобщение пройденного материала.

Игра:

«Знатоки животных»

 

 

 

Тематическое планирование по курсу «Живой мир» 4 класс 1-4(Л)

 

тема

 

дата

корр.

1.        

«Медвежьи»

5

 

 

2.        

«Кошачьи»

6

 

 

3.        

«Псовые»

5

 

 

4.        

«Приматы»

6

 

 

5.        

«Человек»

6

 

 

6.        

«Самые самые»

6

 

 

 

итого

34

 

 

 

тема

Содержание урока

Характеристика деятельности.

Универсальные

учебные действия

дата

корр.

«Медвежьи»

1.       

Бурые медведи.

Гризли. (Ф)

Бурый медведь, гризли, барибал, малайский медведь.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение аргументировать свое мнение о поведении животного.

Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

2.       

Белые медведи.

Белый медведь. (Ф)

Белый медведь.

 

 

3.       

Панды.

Панда,

малая панда.

 

 

4.       

Малые медведи.

Енот полоскун и ракун, носуха, кинкажу, бинтуронг.

 

 

5.       

Обобщающий урок по теме: «Медвежьи»

Игра:

«Мишка на пасеке»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Кошачьи»

6.       

Кошки.

Кошка, дикий кот, манул, буланая кошка.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Наблюдение за живыми объектами.

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

7.       

Рысь.

Малые кошки.

Рысь, сервал, банбирал.

 

 

8.       

Пятнистые кошки.

Гепард (Ф)

Гепард, леопард, ягуар, ирбис.

 

 

9.       

Львы.

Лев. (Ф)

Лев, кугуар, пума.

 

 

10.   

Тигры.

Тигр. (Ф)

Тигр.

 

 

11.   

Обобщающий урок по теме: «Кошачьи»

Игра:

«Это всё – кошки».

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Псовые»

12.   

Собаки.

Динго. (Ф)

Динго. Различные породы собак.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Наблюдение за живыми объектами.

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

13.   

Волки.

Волк, шакал, кайот. Волчья стая.

 

 

14.   

Лисы.

 

Лисица, песец, фенек.

Работа над проектами.

 

 

15.   

Гиены.

Гиена. (Ф)

Гиена пятнистая и полосатая. Протела.

 

 

16.   

Обобщающий урок по теме: «Псовые»

Игра:

«Друзья человека»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Приматы»

17.   

Полуобезьяны.

Лемур. (Ф)

Лемуры. 

Галаго, лори, ай-ай.

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

18.   

Обезьяны широконосые.

 

ревун, капуцин, дурукули, саймири.

 

 

19.   

Обезьяны узконосые. Лангур. (Ф)

Макака, лангур, павиан, гамадрил, мартышка…

 

 

20.   

Человекообразные обезьяны. Шимпанзе. (Ф)

Шимпанзе и гиббон.

 

 

21.   

Человекообразные обезьяны. Орангутанг. (Ф)

Орангутанг и горилла.

 

 

22.   

Обобщающий урок по теме: «Приматы»

Игра:

«Мартышкин труд»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Человек»

23.   

Человек.

Сравнение с животным.

Ум и разум.

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

24.   

Расы и народы

Расы и народы.

 

 

25.   

Речь и языки.

Речь и языки. Способы общения.

 

 

26.   

Организация жизни.

От общины до  республики.

 

 

27.   

Человек – хозяин природы?

Хозяин или друг? Что такое экология.

 

 

28.   

Обобщающий урок по теме: «Человек»

Игра:

«Человек и природа»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

«Самые самые»

29.   

Животные – чемпионы.

Самый быстрый, самый большой…

Работа с атласом

Работа с литературой, с иллюстративным материалом

Просмотр документального фильма

Просмотр художественного фильма Рисование и раскрашивание картинок с животными

Работа над проектами.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.

Умение собирать информа­цию из иллюстраций, собст­венных наблюдений, учебно­го текста, рассуждать и про­верять свои выводы. Умение трансформировать иллюстративную информа­цию в вербальную давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение ставить познаватель­ную задачу, соотносить ин­формацию из разных источ­ников.

 

 

30.   

Животные – герои.

О наградах и памятниках животным.

 

 

31.   

Животные и люди.

Заповедники.

Сафари – парки.

 

 

32.   

Зооолимпиада.

Спортивные достижения в сравнении с человеком.

 

 

33.   

Обобщающий урок по теме: «Самые самые»

Игра:

«Быстрее, выше, сильнее»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

34.   

Повторение и обобщение пройденного материала.

Игра:

«Знатоки животных»

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

169

 

 


Литература:

Акимушкин И. «Мир животных» Москва Мысль 1994

Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных» Ярославль Акад. разв 2003Рисунок5

Альбом «Дикие животные. Африка» Адонис Москва 2010

Альбом «Дикие животные. Россия» Адонис Москва 2011

Альбом «Дикие кошки» Адонис Москва 2010

Альбом «Динозавры» Фламинго Москва 2009

Альбом «Домашние животные» Адонис Москва 2010

Альбом «Домашние птицы» Адонис Москва 2011

Альбом «Кто умеет летать» Алтей Москва 2010

Альбом «Мир животных. Австралия» Фламинго Москва 2009

Альбом «Мир животных. Азия» Фламинго Москва 2009

Альбом «Мир животных. Америка» Фламинго Москва 2009

Альбом «Мир животных. Африка» Фламинго Москва 2009

Альбом «Мир животных. Россия» Фламинго Москва 2009

Альбом «Морские животные» Адонис Москва 2011

Альбом «Перелетные птицы» Адонис Москва 2011

Альбом «Цветы и бабочки» Алтей Москва 2010

Брэм А.Э. «Жизнь животных» Москва Терра 1992

Вагнер И Шнейдерова Н «Царь зверей не лев» Москва Обзор 1984

Вохринцева С «Времена года» Страна фантазий 2000

Вохринцева С «Земноводные» Страна фантазий 2000

Вохринцева С «Насекомые» Страна фантазий 2000

Вохринцева С «Птицы» Страна фантазий 2000

Вохринцева С «Рептилии» Страна фантазий 2000

Вохринцева С «Удивительные рыбы» Страна фантазий 2000

Гибсон Т «В поисках динозавров» Москва Эгмонт ЛТД 1992

Журнал «Внучок» 2006 – 2009

Журнал «Тошка» 2005 – 2011

Журнал «Юный натуралист» 1979 – 1990

Плешаков А.А. «От земли до неба» Москва Просвещение 1991

Плешаков А.А «Великан на поляне»  Москва Просвещение 1991          

Плешаков А.А «Зелёные страницы» Москва Просвещение 1991                 

Тамбиев А «Живые пути планеты» Москва Дет.лит. 1994

Энциклопедия «Живой мир» Москва Росмэн 1994

Энциклопедия «Мир живого» Москва Красный пролетарий 1995

Энциклопедия «Царство животных» Москва Росмэн 1994

Энциклопедия для детей «Птицы и звери» Москва Аванта 2004

Энцикл. справочник «Древо познания» Маршал Кавендиш 2005

Энцикл. справочник «Я познаю мир» Маршал Кавендиш 2005

Энциклопедия DVD  «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008

Энциклопедия DVD  «Дикий мир» ВВС 2009

Энциклопедия DVD  «Дикие малыши» NATIONAL GEOGRAPHIC

Энциклопедия DVD  «Жизнь» ВВС 2010

Энциклопедия DVD  «Ребятам о зверятах» ВВС 2010

Энциклопедия DVD  «Твои весёлые друзья зверята» ВВС 2010

Энциклопедия DVD  «Тайны дикой природы» NATIONAL GEOGRAPHIC

Энциклопедия DVD  «Планета животных» NATIONAL GEOGRAPHIC

Энциклопедия DVD  «Царство русского медведя» ВВС

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Мы изучаем мир живой, животных и растения.

И каждый следующий урок ждём мы с нетерпением.

Мы играем, смотрим фильмы, а ещё рисуем.

О животных всё на свете нас интересует.

Лёгких мы путей не ищем. Коль не знаем мы о чём,

В интернет, в библиотеку. Всё равно ответ найдем.

Мы узнаем, почему есть цветочки на лугу.

А ещё узнаем мы, где же водятся слоны.

Почему не тонут рыбки? Сколько рожек у улитки?

У кого длиннее хвост? У кого всех больше рост?

О зверях  хотим всё знать! Можем в книжке прочитать,

Можем полистать журнал, можем сами рассказать.

Мы расскажем про медведей, и про тигров мы расскажем,

И какие динозавры раньше были, вам покажем.

Знаем много о животных, ведь и мы на них похожи.

Любят кошки есть колбаску. Да и мы, признаться, тоже.

Мы поём, почти как птицы, как медведи, мы рычим,

Попугая, иль лисичку, хоть кого изобразим.

Вот представьте – на лужайке, озорные скачут зайки.

И девочки и мальчики – прыгают, как зайчики,

Даже тот, кто на скамейке и не может заниматься

Вмиг наполнился здоровьем, в стороне не смог остаться.

Смело мы полезем в гору, не боимся высоты.

Нам с горы всё видно лучше, больше света, красоты.

А весёлые подружки – поскакали, как лягушки.

И висят, как на лианах, обезьянки-хохотушки.

Нам не страшен снег глубокий, не собьёмся мы с дороги,

Ну, а если заплутаем, заночуем прям в сугробе.

Не боимся мы морозов, и жара нам нипочём.

Мы в мороз – построим домик, а в жару – в бассейн пойдём.

Вот плывёт косяк ставриды, крупные рыбёшки,

Но они в очках и в шапках, да ещё с серёжками!

Вот приплыли, подождали, плавниками помахали.

Может это не ставрида, может и селёдочка.

Ну а здесь – звезда морская и морская звёздочка.

Вот в воде косяк дельфинов поднимает кучу брызг,

Только тут не ультразвук, тут звучит девчачий визг.

И весёлые медузы в воду погружаются,

И ногами, что есть силы, дружно бултыхаются.

Вот касатка на охоте, вот поймала рыбку.

Только как же с рыбкой плыть? Эй, подружки, угостить?

За год много мы усвоили. Больше всех, конечно, я!

Нет, уж, я! Нет, я! Не спорьте! Лучше взять и поиграть.

Кто ответов больше знает, тот и в споре побеждает.

Сколько кто чего усвоил, выяснять не нужно.

Потому, что побеждает, безусловно – дружба.

Подружились мы с животными, многое о них узнали.

Ну а главное ребята – за год мы дружнее стали!

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2019