Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Математика и конструирование» направления ориентирована на обучающихся 1-4 классов (7-11 лет).
Срок реализации рабочей программы – 4 года , 1 час в неделю.
В процессе реализации программы могут использоваться разнообразные формы организации занятий (творческие проекты, исследовательские проекты, индивидуальные и групповые беседы, выставки, показы моделей).
Продолжительность занятия 25-40 минут.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
— Рефлексивной самооценке, умениеюанализировать свои действия и управлять ими.
— Развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
— Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
— Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Предметные результаты
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Обучающийся получит возможность научиться:
— Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Виды деятельности:
1) познавательная деятельность;
2) проблемно-ценностное общение;
3) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
4) художественное творчество;
5) проектная деятельность
Содержание курса
Первый год реализации программы
1. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. Учимся ставить точки проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые.
2. Виды бумаги. Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея. Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали.
3. Практическая работа Получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые.
4. Основное свойство прямой Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой. Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости.
5. Различные положения прямых Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые. Рисунки из прямых.
6. Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям. Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур. Чертим фигуры из отрезков.
7. Обозначение геометрических фигур буквами. Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Обозначать буквами изученные геометрические фигуры. Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины.
8. Луч . Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. Чертить луч. Солнышко
9. Сантиметр .Сравнение отрезков по длине разными способами. Длиннее и короче. Упорядочивание отрезков по длине. Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине. Измеряем кабинет.
10. Циркуль. Загадки про циркуль. Учимся пользоваться циркулем. Круги и окружности.Узоры из окружностей.
11. Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Выделять углы разных видов в разных фигурах.
Изготавливаем из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла, острого и тупого угла.
12. Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Изготовление модели ломаной из проволоки..Длина ломаной. Способ определения длины ломаной. Распознавать и чертить ломаные.
Ёлочка. Определяем длину ломаной.
13. Многоугольник. Как зовут многоугольники. Углы, стороны, вершины многоугольника.
Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины. Составляем фигуры из многоугольников.
14. Прямоугольник. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников.
15. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Выделяем прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Чертим квадрат на клетчатой бумаге.
16. Единицы длины: Дециметр , метр. Соотношения между единицами длины. Работа с бумагой.
17. Изготовление геометрического набора треугольников.
Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу. Изготовление аппликаций по воображению.
18. Оригами. Что такое оригами? Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использованием базовой заготовки — квадрата
Читаем схемы и изготавливать изделия в технике «Оригами».
Учебно- тематический план
1 год реализации программы
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Знакомство учащихся с основным содержанием курса. |
1 |
1 |
|
2 |
Точка. Линия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Виды бумаги |
1 |
1 |
|
4 |
Практическая работа Получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. |
1 |
1 |
|
5 |
Основное свойство прямой |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Различные положения прямых |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Отрезок |
1 |
1 |
|
8 |
Обозначение геометрических фигур буквами |
2 |
1 |
1 |
9 |
Луч |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Сантиметр |
1 |
1 |
1 |
11 |
Циркуль |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Угол. |
2 |
1 |
1 |
13 |
Ломаная |
2 |
1 |
1 |
14 |
Многоугольник |
2 |
1 |
1 |
15 |
Прямоугольник |
3 |
1 |
3 |
16 |
Единицы длины: Дециметр , метр, километр |
2 |
2 |
2 |
|
Изготовление геометрического набора треугольников |
6 |
|
6 |
17 |
Оригами. |
2 |
|
2 |
18 |
Выставка работ «Юный конструктор» |
1 |
|
1 |
|
|
33 |
|
|
Второй год реализации программы
1. Повторение ранее изученного: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат.
2. «Оригами» — «Воздушный змей». Изготовление изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей».
3. Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника. Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник.
4. Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.
5. Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с помощью чертёжного треугольника. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
6. Середина отрезка. Находим середину отрезка с помощью циркуля и линейки без измерений.
7. Отрезок, равный данному. Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля. Строим отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины).
8. Практические работы: «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению»
9. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность. Чертим окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность.
10. Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок"». Вырезаем круги и используем их для изготовления описанного изделия.
11. Окружность, розетки. Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».
Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию.
12. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов.
13. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо). Читаем и используем простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читаем технологическую карту и выполняем по ней действия.
14. Аппликация «Автомобиль».
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». .Изготовление чертежа по рисунку изделия. Чтение чертёжа и изготовление по чертежу несложных изделий.
15. Аппликации «Трактор с тележкой», «Экскаватор». Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» Дополнение чертёжа недостающими размерами.
16. Оригами «Щенок», «Жук». «Оригами». Изготовление по чертежу несложных изделий. Работа в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.
17. Набор «Конструктор». Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений.
Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор».
Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов.
18. Выставка работ «Я - конструктор»
Учебно-тематический план
2 год реализации программы
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Повторение ранее изученного: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. |
1 |
1 |
|
2. |
«Оригами» — «Воздушный змей». |
2 |
1 |
1 |
3. |
Треугольник |
2 |
1 |
1 |
4. |
Прямоугольник |
2 |
1 |
1 |
5. |
Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с помощью чертёжного треугольника. |
2 |
1 |
1 |
6. |
Середина отрезка |
2 |
|
2 |
7. |
Отрезок, равный данному |
2 |
|
2 |
8. |
Практические работы |
2 |
1 |
1 |
9. |
Окружность. Круг. |
2 |
1 |
1 |
10. |
Практические работы |
2 |
1 |
1 |
11. |
Окружность, розетки |
2 |
1 |
1 |
12. |
Практическая работа |
2 |
|
2 |
13. |
Технологическая карта |
2 |
1 |
1 |
14. |
Аппликация «Автомобиль |
2 |
1 |
1 |
15. |
Аппликации «Трактор с тележкой», «Экскаватор» |
2 |
1 |
1 |
16 |
Оригами |
2 |
1 |
1 |
17 |
Набор «Конструктор» |
2 |
1 |
1 |
18 |
Выставка работ «Я - конструктор» |
1 |
|
|
|
|
34 |
|
|
3 год реализации программы
1. Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник.
2. Треугольник.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам.
3. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
4. Конструирование моделей различных треугольников. Различать треугольники по сторонам и по углам. Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки.
5. Треугольная пирамида. Правильная треугольная пирамида. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника.
6. Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды из счётных палочек
7. Периметр многоугольника. Вычисляем периметр многоугольника.
8. Построение прямоугольника . Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с использованием свойств его диагоналей. Построение квадрата на бумаге по заданным его диагоналям.
9. Аппликация «Домик», «Бульдозер».
Чертёж. Изготовление по чертежам аппликаций «Домик», «Бульдозер».
10. Составление аппликаций фигур из частей определённым образом разрезанного квадрата. Изготовление по чертежу различных аппликаций.
11. Композиция «Яхты в море». Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море». Выстраиваем композиции по технологическому рисунку.
12. Площадь .Единицы площади. Площадь прямоугольника, квадрата различных фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.
13. Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей.
14. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей. Делим окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей.
15. Деление окружности на части. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Изготовление модели часов. Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей.
16. Окружность и плоскость. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности.
17. Деление отрезка пополам. Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений).
18. Треугольник, вписанный в окружность (круг). Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг)
19. Аппликация «Паровоз». Изготовление аппликации «Паровоз», геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры «Танграм».
20. Оригами «Лебедь». Изготовление изделия «Лебедь». Работа в технике Оригами.
21. «Подъёмный кран» и «Транспортёр». Изготовление по приведенным рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр» Конструирование по рисункам модели из набора «Конструктор».
Учебно-тематический план
3 год реализации программы
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Повторение материала |
1 |
1 |
|
2 |
Треугольник. Виды треугольников по сторонам |
2 |
1 |
1 |
3 |
Виды треугольников по углам |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Конструирование моделей различных треугольников |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Треугольная пирамида. Правильная треугольная пирамида |
2 |
1 |
1 |
6 |
Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды из счётных палочек |
1 |
|
1 |
7 |
Периметр многоугольника |
1 |
|
1 |
8 |
Построение прямоугольника |
1 |
|
1 |
9 |
Аппликация «Домик», «Бульдозер |
2 |
1 |
1 |
10 |
Составление аппликаций фигур из разрезанного квадрата |
2 |
1 |
1 |
11 |
Композиция «Яхты в море». |
2 |
1 |
1 |
12 |
Площадь .Единицы площади |
2 |
1 |
1 |
13 |
Разметка окружности |
1 |
|
1 |
14 |
Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей |
1 |
|
1 |
15 |
Деление окружности на части. Изготовление модели часов |
2 |
1 |
1 |
16 |
Окружность и плоскость |
2 |
1 |
1 |
17 |
Деление отрезка пополам |
1 |
|
1 |
18 |
Треугольник, вписанный в окружность (круг). |
2 |
1 |
1 |
19 |
Аппликация «Паровоз». |
2 |
1 |
1 |
20 |
Оригами |
2 |
1 |
1 |
21 |
Изготовление по моделей приведенным рисункам |
2 |
1 |
1 |
22 |
Выставка работ « Я - конструктор» |
1 |
|
1 |
|
|
34 |
|
|
4 год реализации программы
1. Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины.
Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки.
2. Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба.
Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек. Изготовление модели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов
3. «Изготовление модели платяного шкафа». Практическая работа «Изготовление модели платяного шкафа» по приведённому чертежу.
4. Параллелепипед в трех проекциях. Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях. Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда
5. Куб в трех проекциях. Чертёж куба в трёх проекциях. Чтение чертежа куба в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка куба
6. «Модель гаража». Практическая работа «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.
7. Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии. Изготовление фигур с осевой симметрией. Изготовление декоративного панно.
8. Цилиндр. Представление о цилиндре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Изготовление модели цилиндра.
9. Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра. Изготовление по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму.
10. Шар. Сфера. Знакомство с шаром и сферой.
11. Модель асфальтового катка Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка».
12. Работа над индивидуальными проектами.
13. Выставка работ. Подведение итогов
Учебно-тематический план
4 год реализации программы
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Прямоугольный параллелепипед |
5 |
1 |
4 |
2 |
Куб |
4 |
1 |
3 |
3 |
Изготовление модели платяного шкафа |
1 |
|
1 |
4 |
Параллелепипед в 3х проекциях |
5 |
2 |
3 |
5 |
Куб в 3х проекциях |
3 |
1 |
2 |
6 |
Модель гаража. |
1 |
|
1 |
7 |
Осевая симметрия |
7 |
|
|
8 |
Циллиндр |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Изготовление подставки под карандаши |
1 |
|
1 |
10 |
Шар. Сфера |
1 |
1 |
|
11 |
Модель асфальтового катка |
1 |
|
1 |
12 |
Работа над индивидуальным проектом |
3 |
|
3 |
13 |
Защита проекта «Изготовление подвижной игрушки» |
1 |
|
|
|
|
34 |
|
|
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Линейка. Циркуль. Метры демонстрационные. Рулетки.Угольники классные.
Циркули классные. Набор геометрических фигур.
Литература:
1. С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2007
2. Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. — М.: Просвещение, 2010
3. Т.В. Жильцова, Л.А.Обухова «поурочные разработки по наглядной геометрии: 1 – 4 кл.: Пособие для учителя. М: ВАКО, 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.