Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат »
Рассмотрено Утверждено приказом
на педагогическом совете №___от «__»________2019г.
Протокол №__________ Директор школы –интерната
от «__»__________2019г ___________Н.Г.Джафарова
Рабочая программа
внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению
«Дорога добра»
для обучающихся 1- 4 класса
на 2019-2020 учебный год
разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Составитель:
Райс О.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ребриха, 2019
Пояснительная записка
Внеурочная программа «Дорогою добра» рассчитана на 34 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов — 136 ч.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, виртуальные экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования).
Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.
Цель:
создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
Задачи:
развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
.
Тематическое планирование
1 класс:
2 класс:
3 класс:
Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.
4 класс:
Календарно-тематический план
1 класс – 33 часа
№ п/п |
Раздел, тема, краткое содержание занятия |
Кол-во часов |
Организационная форма занятия |
Планируемый результат |
Дата |
||||
I раздел. Я и школа |
|||||||||
1 |
Тема: «Первый раз в первый класс». Учащиеся с помощью учителя формулируют правила поведения в школе. Проигрывают проблемные ситуации и анализируют. Игры на сплочение и на знакомство. |
1 час |
Урок - игра |
Узнают правила поведения в школе. Применение полученных знаний в проблемных ситуациях. |
|
||||
2 |
Тема: «Моя школа» Учитель проводит экскурсию по школе, знакомит с директором, с помещениями школы, с музеем школы. Выбор актива класса, распределение обязанностей. |
2 час |
Экскурсия |
Познакомятся с особенностями расположения основных структурных подразделений школы |
|
||||
3 |
Тема: Веди себя правильно! (Итоговое занятие) Оформление собственной выставки рисунков «Правило поведение в столовой, в гардеробе, на перемене, на уроке. Защита собственных идей изображенных на рисунке. |
2 час |
Проект |
Реализация проекта, применение полученных знаний на собственный опыт. |
|
||||
II раздел. Я и моя Родина |
|||||||||
4 |
Тема: Моя Родина Раскрывают главные вопросы: Что такое Родина? Анализируют пословицы (Родная земля в горести мила; Всякому мила своя сторона; Одна у человека родная мать, одна и Родина; Родина начинается с семьи; Родная сторона - мать, а чужая – мачеха; |
1 час |
Презентация, беседа, дискуссия |
|
|||||
5 |
Тема: «Мы рядом!» (проводится 1 октября) Проведение акции для пожилых людей. |
2 часа |
Прогулка, акция |
Формируется уважительное отношение к пожилым людям. |
|
||||
6 |
Тема: Россия – Родина моя. Знакомство с символами государства – герб, флаг, гимн России. |
1 час |
Беседа, конкурс рисунков |
Знакомятся с символикой государства. |
|
||||
7 |
Тема: родной край – частица России Знакомство с флагом и гербом Свердловской области. Достопримечательности родного края ( село Арамашево, Березовский, Могила старца Макария (рассматривают кто такие старообрядцы), Дом-музей П.П. Бажова в Сысерти, завод по производству колоколов в Каменске-Уральском, музей Маминого-Сибиряка в Висиме). |
2 час |
Виртуальная экскурсия |
Знакомятся с гербом и флагом Свердловской области, с её достопримечательностями. |
|
||||
8 |
Тема: город мой родной Знакомство с символикой Нижнего Тагила, Знакомство с достопримечательностями Нижнего тагила (Александро-Невская церковь, музей им. А.П. Бондина, музей Худояровых) |
1 часа |
Виртуальная экскурсия |
Знакомятся с достопримечательностью и историей родного города |
|
||||
9 |
Тема: город мой родной Создание собственной выставки из рисунков («Нижний Тагил детскими глазами»). |
1 час |
Выставка рисунков |
Создают собственную выставку и анализируют ее, рассказывают что на них изображено |
|
||||
III раздел. Я и моя семья |
|||||||||
10 |
Тема: мама, папа, я – дружная семья Отправляемся в поход вместе с родителями. |
2 часа |
Поход, игра |
Приобщение родителей к досугу учащихся. |
|
||||
11 |
Тема: Моя родословная Создание собственной родословной, приобщить к деятельности родителей. Рассказать о своей родословной. |
2 |
проект |
Познакомятся с историей и жизнью своей семьи. |
|
||||
IV раздел. Давайте жить дружно! |
|||||||||
12 |
Тема: В начале было слово… Драгоценный дар слова. Слово, как ценность. Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь. Анализ и значение пословиц и поговорок (От слова спасение, от слова и погибель; словом комара не убьешь; Дал слово — держи; Слово — не воробей, вылетело — не поймаешь и т.д.) |
1 час |
Презентация, дискуссия |
Формирование знаний о слове, о его ценности и значении. |
|
||||
13 |
Тема: Доброе слово Поиск и создание собственной копилки добрых слов. Значение добрых слов. Проигрывание проблемных ситуаций и выход из них. |
1 час |
Практическое занятие, дискуссия |
Знакомство с добрыми словами и их применением. Формирование собственного опыта применение добрых слов. |
|
||||
14 |
Тема: Добро и зло (разбор литературных произведений) Анализ положительных и отрицательных персонажей. |
1 час |
Практическое занятие |
Формирование знаний и собственной точки зрения о добре и зле. |
|
||||
15 |
Тема: что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Выявление что такое «хорошо» и «плохо» на примере литературных произведений. |
1 |
Практическое занятие |
Формирование собственного мнения о данных понятиях. |
|
||||
16 |
Тема: Что значит дружить? Что такое дружба? Есть ли у тебя настоящий друг? Составляют рассказ о своем друге и иллюстрацию. Проведение игры на сплочение. Просит вспомнить в каких произведениях рассказывается о настоящей дружбе и по каким признакам это видно. |
1 |
Дискуссия, беседа, практическое занятие. |
Формирование знаний о настоящей дружбе. Анализ собственной дружбы |
|
||||
17 |
Тема: Взаимопонимание Что это? На чем основано взаимопонимание? Как оно влияет на отношение людей? Есть ли у вас в семье, в классе, с друзьями взаимопонимание? |
1 |
Презентация, диалог |
Узнают, что такое взаимопонимание |
|
||||
18 |
Тема: Что такое милосердие? Формулировка понятия. Решение педагогических ситуаций в игре. В каких произведениях прослеживалось милосердие? |
2 |
Диалог, практическое занятие |
Узнают, что такое милосердие. |
|
||||
19 |
Тема: День Защитника Отечества. Знакомство с историей праздника Обучающиеся готовят рассказ о своих папах, подарки. Проведения праздника для пап. |
2 |
Практическое занятие, праздник |
Формирование нравственных качеств. |
|
||||
20 |
Тема: Масленица Знакомятся с историей праздника и традициями. Учувствуют в празднике посвященный Масленице. |
2 |
Практическое занятие, праздник |
Узнают о традициях праздника; Формулируют знание о базовых ценностях. |
|
||||
V раздел. Никто не забыт, ничто не забыто |
|||||||||
21 |
Тема: Наши герои Обучающиеся рассказывают о своих дедах, бабушках учувствовавших в Великой Отечественной войне. Создание уголка « Наши герои» |
2 |
Практическое занятие, рассказ |
Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни. |
|
||||
22 |
Создание открытки для ветеранов, поход в гости к ветерану. |
2 |
Практическое занятие, беседа. |
Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни. |
|
||||
23 |
Тема: Здравствуй, лето! Знакомство с правилами поведения на летних каникулах. Поход совместно с родителями в театр на сказку. |
2 |
Практическое занятие |
Приобщение к культуре. |
|
||||
2 класс – 34 часа
№ п/п |
Раздел, тема, краткое содержание занятия |
Количество часов |
Организационная форма занятия |
Планируемый результат |
|
|||||
I раздел. Я и мой окружающий мир |
||||||||||
1 |
Тема: Мы одноклассники Проведение игры на сплочение Составление уголка класса |
1 |
Игра, практическая деятельность |
Осознание себя частью коллектива, общества. |
|
|||||
2 |
Игра: Я, ты, мы. |
1 |
Игра |
|
||||||
3 |
Тема: Как вести себя на улице и дома? Составление правил поведения |
1 |
Дискуссия, беседа, практическая деятельность |
Формирование правил поведения |
|
|||||
4 |
Тема: Как я веду себя в обществе? Знакомство с правилами поведения в обществе. экскурсия в библиотеку |
2 |
Экскурсия |
Освоение правил поведения Посещение библиотеки, применение полученных знаний на опыте. |
|
|||||
5 |
Тема: Мастерская художника Посещение музея |
1 |
Экскурсия |
Посещение музея изобразительных искусств. Применения полученных ранние знаний о правилах поведения в обществе на практике |
|
|||||
6 |
Тема: «Посмотрите в глаза старикам» (к дню пожилого человека) Создание подарков для пожилых людей; Праздник для бабушек и дедушек; Конкурс стихотворений; |
2 |
Праздник |
Воспитание уважительного отношения к пожилым людям. |
|
|||||
7 |
Тема: «Чистый двор» Уборка пришкольного участка |
1 |
Практическая деятельность |
Получение опыта общественного действия |
|
|||||
8 |
Тема: Наша гордость Беседа о жизни и творчестве Маминого- Сибиряка, о его произведениях. Чтение по выбору одного из произведений и его анализ. |
1 |
Практическая деятельность, рассказ |
Знакомство с уральскими писателями, их жизнью и творчеством. Воспитание уважения к труду других людей |
|
|||||
9 |
Тема: Наша гордость Поездка в музей Маминого -Сибиряка (в поселок Висим) |
2 |
Экскурсия |
|||||||
10 |
Тема: Наша гордость Беседа о жизни и творчестве П.П.Бажова; Чтение по выбору одного из его произведений, анализ |
1 |
Практическая деятельность |
|||||||
11 |
Тема: Наша гордость Поездка в дом-музей Бажова (Сысерть) |
1 |
Экскурсия |
|||||||
12 |
Создание уголка посвященного творчеству Маминого - Сибиряка и Бажова, Создание рисунков по прочитанным произведениям.
|
1 |
Практическая деятельность |
|||||||
II раздел. Уроки нравственности |
||||||||||
13 |
Тема: «Ежели вы вежливы». Что такое вежливость? Вежливы ли вы? Проигрывание педагогических ситуация. |
1 |
Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Усвоение знаний о вежливости |
|
|||||
14 |
Тема: Добрые и не добрые дела. Что такое добрые и не добрые дела? Как отличить? Рассказывают о своих добрых делах, которые они совершили. |
1 |
Рассказ, презентация |
Усвоение знаний о разнице между добрыми и не добрыми поступками. |
|
|||||
15 |
Тема: Уважение и терпимость Применение на собственный опыт в педагогической ситуации. Приводят примеры из собственной жизни |
1 |
Практическая деятельность |
Усвоение знаний о уважении и терпимости |
|
|||||
16 |
Тема: Правда и ложь Что такое правда? Что такое ложь? Приведение примеров из литературных произведений и из жизни. Разбор ситуаций |
1
|
Диалог, практическая деятельность |
Усвоение знаний о правде и лжи. |
|
|||||
III раздел. Маленькие россияне |
||||||||||
17 |
Игровая программа «Хочу на папу быть похожим». |
1 |
Игра |
Усвоение портрета настоящего мужчины. |
|
|||||
18 |
Праздник посвященный 23 февраля для пап, дедушек. |
1 |
Праздник |
Поздравление пап, дедушек, мальчиков. Сформированы знания о праздниках. |
|
|||||
19 |
Тема: Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли |
1 |
Практическая деятельность |
Осознание проблемы загрязнения окружающей среды. |
|
|||||
20 |
Праздничный вечер к 8 Марта «На завалинке». |
1 |
Праздник |
Поздравление мам, бабушек, девочек с праздником. Сформированы знания о праздниках. |
|
|||||
21 |
Тема: Смелость. Мужество. Храбрость. Анализ литературных героев |
1 |
Проект |
Узнают что такое мужество, смелость, храбрость на примере литературных героев. |
|
|||||
22 |
Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. |
2 |
Презентация, просмотр видеофильмов |
Узнают, что такое мужество на чужом примере. |
|
|||||
23 |
Тема: «Кто такой герой?» Что такое героизм? Как он проявляется? |
1 |
Диалог |
Формирование знаний о героизме |
|
|||||
24 |
Тема: Мы помним, мы гордимся Защита проектов « Война в моей Семье» |
2 |
Проект |
Защищают собственные проекты |
|
|||||
25 |
Встреча с ветеранами |
1 |
Рассказ. беседа |
Сформируется уважительное отношение к старшим, их труду и подвигам. Получат опыт общения со старшими. |
|
|||||
26 |
Конкурс рисунков «Ради мира на земле» |
1 |
Практическая деятельность |
Создание собственной выставки. Формируются нравственные качества |
|
|||||
27 |
«Мир человеческих отношений» |
1 |
Викторина, беседа |
Научатся применять полученные ранее знания на практике. |
|
|||||
28 |
Правила поведения в театре |
1 |
Рассказ, беседа |
Закрепляются полученные ранее знания о правилах поведения в общественных местах. |
|
|||||
29 |
Тема: «Мама, папа, я – дружная семья» Поход в театр |
1 |
Практическое занятие |
Научится примерять на себе роли актеров, сопереживать внутреннему диалогу с героями. |
|
|||||
3 класс – 34 часа
№ п/п |
Раздел, тема, краткое содержание занятия |
Количество часов |
Организационная форма занятия |
Планируемый результат |
|
I раздел. Волшебные страницы |
|||||
1 |
«Знания, полученные сегодня, будут востребованы в жизни» |
1 |
Беседа, презентация |
Узнают об актуальности получения знаний. |
|
2 |
Самые интересные книги, прочитанные летом. Чему они вас научили? |
1 |
Рассказ |
Учитель узнает, что нового усвоили обучающиеся за лето. Учащиеся научатся делиться своими впечатлениями. |
|
3 |
Конкурс рисунков по прочитанным книгам. |
1 |
Практическое занятие |
||
II раздел. Уроки вежливости |
|
||||
4 |
Тема: справедливость Что такое справедливость? Игра «Суд над литературным героем» |
1 |
Беседа, игра, диалог |
Узнают, что такое справедливость. |
|
5 |
Тема: самоуважение Что такое самоуважение? Разбирают ситуации. Есть ли у вас самоуважение и как оно проявляется? |
1 |
Диалог, практическое занятие |
Узнают, что такое самоуважение. |
|
6 |
Тема: совесть Что такое совесть? Анализируют рассказ Носова «Огурцы». |
1 |
Диалог, рассказ. |
Узнают, что такое совесть |
|
7 |
Тема: Честность Что такое честность? Есть ли у вас это качество? Как понять честен ли человек? Создание педагогических ситуаций. |
1 |
Практическое занятие, дискуссия |
Сформируют портрет честного человека. |
|
8 |
Тема: Привязанность. Преданность. Что такое привязанность? Что такое преданность? В чем различие? Решение проблемных ситуаций |
1 |
Практическое занятие |
Узнают, что такое привязанность и преданности, их различия. |
|
9 |
Тема: прощение Читают притчу «Прощение» |
1 |
Практическое занятие |
Узнают о человеческом чувстве – прощение. |
|
10 |
Тема: ответственность Что такое ответственность. Анализируют фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». |
1 |
Практическое занятие |
Формируют знание об ответственности. Закрепляют полученные ранее знания о правилах поведения в общественных местах. |
|
11 |
Экскурсия на оленью ферму в село Николо-Павловское |
2 |
Экскурсия |
||
12 |
Тема: Мои четвероногие друзья Рассказывают о своих домашних животных, создают выставку рисунков. |
2 |
Практическое занятие |
||
13 |
Тема: Эгоизм Что такое эгоизм? Как он проявляется? В каких литературных произведениях вы замечали проявления эгоизма? Придумывают ситуации, где проявляется эгоизм и анализируют решение данной ситуации. |
1 |
Практическое занятие, диалог. |
Узнают, что такое эгоизм и как не сформировать его у себя. |
|
14 |
Тема: душа Что такое душа? Кто такой бездушный человек?
|
1 |
Практическое занятие, групповая работа |
Формируют знание о душе. |
|
15 |
Тема: Учимся вежливости Что такое вежливость? Подготовка к балу литературных героев. Узнают что такое бал, как он организовывался в прошлые века, какой этикет существовал. Бал литературных героев. |
4 |
Праздник |
Формируют знание о вежливости, этикете, о традициях бала. Перевоплощаются в сказочных персонажей. |
|
16 |
Тема: Грубость Что такое грубость? Анализ и чтение притчи «Грубость» |
1
|
Практическое занятие |
Формирование знаний о грубости, воспитание нравственных норм. |
|
17 |
Тема: Доброжелательность Что такое доброжелательность, как она проявляется? Чтение и анализ притчи «Доброжелательность» |
1 |
Дискуссия, практическое занятие |
Узнают, что такое доброжелательность. |
|
18 |
Тема: Внимание: конфликт! Что такое конфликт? Виды конфликтов К чему могут привести конфликты? Проигрывание и решение проблемных ситуаций. |
1 |
Практическое занятие |
Узнают стратегию поведения при конфликтах. Способствовать воспитанию дружелюбия, внимания к окружающим, терпимости к чужим недостаткам. |
|
19 |
Конфликты. Разрешение конфликтов |
1 |
Практическое занятие |
||
20 |
Тема: Привычки Что такое привычки? Какие бывают привычки? Какие хорошие, какие плохие? Разрабатывают с помощью учителя рекомендации по борьбе с плохими привычками |
1
|
Практическое занятие |
Формирование знаний о привычках и как их формировать. |
|
21 |
Создание подарка для ветерана |
1 |
Практическое занятие |
Формирование уважительного отношения к старшим. |
|
22 |
Посещение ветеранов, поздравление. |
2 |
Биседа, прогулка |
||
22 |
Тема: Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен |
2 |
Концерт |
||
III раздел. Моя малая Родина |
|||||
23 |
Защита проектов о достопримечательностях Нижнего Тагила |
2 |
Проект, презентация, виртуальная экскурсия |
Защита проектов |
|
24 |
Посещение дом-музей Худояровых |
2 |
Экскурсия |
Знакомство с историей росписи Тагильских подносов, жизнь семьи Худояровых. |
|
4 класс – 34 часа
п/п |
Раздел, тема, краткое содержание занятия |
Количество часов |
Организационная форма занятия |
|
||
I раздел. Познай себя |
||||||
1 |
Тема: Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. |
1 |
Дискуссия, беседа, рассказ |
Учащиеся получат знание о внешнем виде, чем отличаются люди друг от друга, личной гигиене. |
|
|
2 |
Тема: Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. |
1 |
Дискуссия, беседа |
Осознают необходимость человека в общении |
|
|
3 |
Тема: Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
|
1 |
Беседа, рассказ, игра |
Знакомятся с этикой и этикетом. |
|
|
4 |
Тема: Правила знакомства, представления и обращения. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. |
1 |
Практическое занятие |
Формируются знания о правилах знакомства, представления, обращения. |
|
|
5 |
Тема: Правила приветствия и прощания. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. |
1 |
Практическое занятие |
Формирование знаний о правилах приветствия и прощания. |
|
|
6 |
Тема: Правила извинения и просьбы. Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. |
1 |
Практическое занятие |
Формирование знаний о правилах извинения и просьбы |
|
|
7 |
Тема: Правила благодарности и отказа. Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуации. |
1 |
Практическое занятие |
Формирование знаний о правилах благодарности и отказа. |
|
|
II раздел. Культура поведения |
||||||
8 |
Тема: Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. |
1 |
Практическое занятие, беседа |
Получат знания о том, как нужно относится к малышам (братьям, сестрам, первоклашкам и т.д.) |
|
|
9 |
Тема: Правила поведения с гостями, в гостях. Приглашение гостей. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «Мы в гостях» |
1 |
Практическое занятие, дискуссия. |
Получат знания о правилах поведения с гостями и в гостях. |
|
|
10 |
Тема: Искусство делать подарки. Как правильно выбрать и дарить подарки. Моделирование ситуации. |
1 |
Практическое занятие |
Формирование знаний о правильном выборе подарка для мамы, папы, друга и т.д. |
|
|
11 |
Поход в музей искусств на мастер - класс |
2 |
Практическое занятие, экскурсия |
Приобщение к культурной стороне общества. |
|
|
12 |
Тема: Как правильно разговаривать по телефону? Понятие «Тактичность». Знакомство с правилами поведения по телефону. Ролевая игра: « Мы говорим по телефону». |
1 |
Рассказ, игра. |
Формирование знаний о правилах поведения по телефону. |
|
|
13 |
Тема: Правило поведение в общественном транспорте. Ролевая игра «В трамвае» |
1 |
Игра |
Формирование знаний о правилах поведения в общественном транспорте. |
|
|
III раздел. В мире добра |
||||||
14 |
Тема: жадность и щедрость. Анализ понятий. Чтение и анализ притчи « Жадность, дай большую кастрюлю!» |
1 |
Практическое занятие |
Сформируют знания о жадности и щедрости |
|
|
15 |
Тема: аккуратность |
1 |
беседа |
Формирование знаний об аккуратности |
|
|
16 |
Тема: Жестокость и сочувствие Знакомство и разбор понятий. Моделирование ситуаций. Показ фрагментов виде « Теракт в школе Беслана»; Видео - ролики с Великой Отечественной войны. |
2 |
Практическое занятие |
Получение знаний и опыта о жестокости и сочувствии. |
|
|
17 |
Тема: Обида. Месть. Зависть. Разбор и анализ понятий. Как они влияют на человека? Портят ли его душу? Чтение и анализ притч. |
1 |
Практическое занятие, беседа, диалог |
Узнают что такое обида, месть, зависть, чем они опасны. |
|
|
18 |
Тема: от конфликта к войне. Что такое конфликт? Смотрят видео ролик «Война глазами детей», анализируют. Проигрывают ситуацию «Начало ВО войны» (Как можно было разрешить конфликт?) |
2 |
Практическое занятие |
Узнают к чему могут привести конфликты. |
|
|
19 |
Посещение музея УВЗ, знакомство с военной техникой |
1 |
Экскурсия |
Знают достопримечательности и особенности родного края. |
|
|
20 |
Посещение и поздравление ветерана |
2 |
Беседа |
Формируется уважительное отношение к старшим и их труду. |
|
|
21 |
Создание этического кодекса класса |
2 |
Практическое занятие, групповой проект |
Создают и принимают этический кодекс класса |
|
|
22 |
Создание собственной «Энциклопедии чувств» |
3 |
Групповой проект |
Создание проекта, обобщение опыта изучения программы за 3 года обучения. |
|
|
23 |
Что мы узнали и чему научились? Заочное путешествие по школе вежливых наук. |
1 |
Викторина |
Повторение изученного ранее материала. |
|
|
24 |
Поход в музей |
2 |
Практическое занятие |
Приобщение к культурной жизни общества, поддержание традиций прошлых лет. |
|
Планируемые результаты
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), повышение роли институтов гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, приобретение опыта совместной деятельности; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Список литературы
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015 год,5-е издание, ISBN: 9785433501157;
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Н.Н. Носов. «Большая книга рассказов», Издательство: Махаон, 2015 г., ISBN: 978-5-389-01904-1
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2013, ISBN: 978-5-86776-026-7;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.