Рабочая программа "Я-исследователь"
Оценка 4.6

Рабочая программа "Я-исследователь"

Оценка 4.6
doc
19.11.2023
Рабочая программа "Я-исследователь"
Рабочая программа и планирование по внеурочной деятельности Я-исследователь (нач.школа)..doc

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление)

по   факультативному  курсу  «Проектно-исследовательская деятельность»

 

«Я-исследователь»

 

Пояснительная записка.

Общая характеристик курса

Под   проектом   понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов повеления,

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-ли6о проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме то го, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

# результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

# числом детей

¾              индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

¾              работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

¾              коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

# продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

# числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

# набором и иерархией ролей;

# соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

# необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (дли тельные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах - вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой - требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися - это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.

Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсии, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности. Проектная деятельность способствует формированию обще-учебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Внеурочная деятельность предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований. Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных

 умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации,

Примерные виды и формы деятельности

Примерные результаты

·В процессе проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

·участвуют в экскурсиях по селу в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

·узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

·получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

·приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

·учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);

·приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

·участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·трудолюбие;

·элементарные представления о различных профессиях;

·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·потребности и начальные умения выражать себя в различных

·доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

 

В содержании проектной деятельности должно быть зало­жено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 2 КЛАССА:

После изучения курса ученик научится:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • составлять план действий по своей работе;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
  • презентовать свою работу.
  • получит возможность научиться:
  • структурировать материал;
  • под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
  • проводить самоконтроль;
  • делать умозаключения и выводы.

Предполагаемые результаты развития УУД

УУД.

Результат.

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные.

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.

Предполагать, какая информация нужна.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные.

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные.

Положительная динамика детского отношения к процессу познания.

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.


Тематическое планирование внеурочной деятельности

Класс: 2 класс

Количество часов  Всего 33часов; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе    ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Календарные  сроки

 

№  занятия

 

 

 

Тема, этапы проекта

 

 

 

 

Цели и задачи

Содержание деятельности

Педагога

Учащихся

 

I. «Мои домашние питомцы»

5.09

1.                   

Подготови-тельный этап Планирование работы.

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (наблюдение, фиксирование результатов, изучение литературных источников)

б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование    своего    любимца в наиболее интересных ситуациях; составление рассказа о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;)

в) планирование итогового  продукта (слайд-шоу)

Продукт:

– отчет (устный с демонстрацией материалов)

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей (индивидуально)

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

12.09

2.                   

Исследователь-ская деятельность

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы: наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

19.09

3.                   

Оценка процесса и результатов работы

Оценка процесса и корректировка результатов работы

Наблюдает, советует

Анализируют информацию. Оформляют результаты

26.09

4.                   

Представле-ние готового продукта

Презентация проекта (устный доклад-защита, слайд-шоу)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (устный доклад-защита, слайд-шоу)

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

 Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 

 

II. «Составляем сборник загадок о животных»

3.10

1.                  

Подготови-тельный этап Планирование работы.

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников)

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового  продукта (слайд-шоу или презентация проекта)

Продукт:

– отчет (устный с демонстрацией материалов))

– издание сборника;

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

10.10

2.                   

Исследова-тельская деятельность

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

 

17.10

3.                   

Оценка процесса и корректиров-ка результатов работы

Оценка процесса и результатов работы

Наблюдает, советует

Анализируют информацию. Оформляют результаты

24.10

4.                   

Представле-ние готового продукта

Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная презентация)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация или слайд-шоу)

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 

 

III. «Числа в загадках, пословицах, поговорках»

7.11

  1.  

1.

Подготови-тельный этап Планирование работы.

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников)

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового  продукта (слайд-шоу или презентация проекта)

Продукт:

– отчет (устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника;

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

14.11

2.                   

Исследова-тельская деятельность

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

 

21.11

3.                   

Представле-ние готового продукта

Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная презентация)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация или слайд-шоу)

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 

 

IV. «Моя малая родина»

28.11

  1.  

1.

Подготови-тельный этап Планирование работы.

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (семейный альбом)

б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование  наиболее значимых досто­примечательностей своей малой родины;  поиск  в семейном фотоархиве соответ­ствующего материала; опрос  членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составление  устного рассказа)

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация)

Продукт:

– отчет (письменный с демонстрацией материалов)

– создание фильма

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

5.12

2.                   

Исследовательская деятельность

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

 

12.12

3.                   

Оценка процесса и корректи-ровка резуль-татов работы

Оценка процесса и результатов работы

Наблюдает, советует

Анализируют информацию. Оформляют результаты

19.12

4.                   

Представле-ние готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и фильм)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 

 

V. «Моя семья»

26.12

 

1

Подготови-тельный этап Планирование работы.

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (семейный альбом)

б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование   своих родственников;  поиск  в семейном фотоархиве фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий; опрос  членов своей семьи о жизни и профессиональной деятельности родственников; составление  устного  (письменного) рассказа))

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация, создание родословного древа на ватмане)

Продукт:

– отчет (письменный с демонстрацией презентации)

– создание родословного древа семьи

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей (индивидуально)

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

 

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

9.01, 16.01

 

2,3

Исследовательская деятельность

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

 

23.01

 

 

4

Оценка процесса и корректировкарезультатов работы

Оценка процесса и результатов работы

Наблюдает, советует

Анализируют информацию. Оформляют результаты

30.01,  6.02

 

 

5,6

Представление готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация, родословное дерево)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды) и родословное дерево;

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 

 

 

 

 

VI. «Живая азбука»

13.02

  1.  

1.

Подготови-тельный этап Планирование работы.

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (поиск)

б) планирование способов сбора и анализа информации (поиск информации в книге В.Волиной «Азбуковедение)

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация + комплект «Живая азбука» в виде альбома)

Продукт:

– отчет (письменный с демонстрацией материалов)

– создание комплекта «Живая азбука»

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

20.02

2.                   

Исследовательская деятельность

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

поиск, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

 

27.02

3.                   

Представле-ние готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и комплект букв)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на слайды и комплект букв);

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 

 

VII. «Наш класс – дружная семья»

13.03

  1.  

1.

Подготови-тельный этап Планирование работы.

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (семейный  и классный фотоальбом)

б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование одноклассников и  наиболее значимых мероприятий в классе;  составление  устного рассказа, составление древа класса на ватмане)

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация + дерево класса)

Продукт:

– отчет (письменный с демонстрацией материалов)

– создание родословного дерева класса

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

20.03

2.                   

Исследовательская деятельность

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

 

27.03

3.                   

Оценка процесса и корректи-ровка

результатов работы

Оценка процесса и результатов работы

Наблюдает, советует

Анализируют информацию. Оформляют результаты

3.04

4.                   

Представле-ние готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и родословное дерево класса)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды) и родословное древо;

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

 

 

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 

 

VIII. «Сказочные страницы»

10.04

  1.  

1.

Подготови-тельный этап Планирование работы.

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (иллюстрации, литературные источники)

б) планирование способов сбора и анализа информации (иллюстрации и текстовая информация о любимой сказке. В названиях сказок – изученные правила русского языка)

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация по иллюстрациям)

Продукт:

– отчет (устный с демонстрацией материалов)

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

17.04

2.                   

Исследователь-ская деятельность

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

иллюстрации, поиск в дополнительной литературе

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

 

24.04,  8.05,  15.05, 22.05

3.                  ,

Представле-ние готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

 

 

Всего 33часов; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе    ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Проектно-исследовательская деятельность» «Я-исследователь»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Проектно-исследовательская деятельность» «Я-исследователь»

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; —…

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; —…

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать

Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог

Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог

Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер

Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер

В процессе проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: · участвуют…

В процессе проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: · участвуют…

В процессе проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: · участвуют…

В процессе проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: · участвуют…

Предполагаемые результаты развития

Предполагаемые результаты развития

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Регулятивные. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия

Регулятивные. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия

Тематическое планирование внеурочной деятельности

Тематическое планирование внеурочной деятельности

Исследователь-ская деятельность

Исследователь-ская деятельность

Подготови-тельный этап Планирование работы

Подготови-тельный этап Планирование работы

Представле-ние готового продукта

Представле-ние готового продукта

Исследова-тельская деятельность

Исследова-тельская деятельность

Подготови-тельный этап Планирование работы

Подготови-тельный этап Планирование работы

Представле-ние готового продукта

Представле-ние готового продукта

Подготови-тельный этап Планирование работы

Подготови-тельный этап Планирование работы

Представление готового продукта

Представление готового продукта

Подготови-тельный этап Планирование работы

Подготови-тельный этап Планирование работы

Представле-ние готового продукта

Представле-ние готового продукта

Подготови-тельный этап Планирование работы

Подготови-тельный этап Планирование работы

Представле-ние готового продукта

Представле-ние готового продукта

Подготови-тельный этап Планирование работы

Подготови-тельный этап Планирование работы

Представле-ние готового продукта

Представле-ние готового продукта

Рабочая программа "Я-исследователь"

Рабочая программа "Я-исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023