Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Мильская общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании МО
Протокол №___ от «___» ________2018г |
«Согласовано» Зам. директора по УВР _______/_КожевниковаН.М.
«___» ___________2018г |
«Утверждаю» Директор школы ________/О.И.Пенькова/
от «___» ____________2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная карусель»
на 2018-2019 учебный год
2 и3 класс
Разработала:
Жмаева Г.С.
учитель начальных классов
Усть-Миль
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Занимательная карусель»
2 и 3 КЛАСС
№ |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
|
2 |
Мир занимательных задач. |
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
3 |
Геометрическая мозаика. |
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
«Удивительная снежинка» |
1 |
2 |
Крестики-нолики |
1 |
3 |
Математические игры |
1 |
4 |
Прятки с фигурами |
1 |
5 |
Секреты задач |
1 |
6 |
«Спичечный» конструктор |
1 |
7 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
8 |
Числовые головоломки |
1 |
9 |
«Шаг в будущее» |
1 |
10 |
Геометрия вокруг нас |
1 |
11 |
Путешествие точки |
1 |
12 |
«Шаг в будущее» |
1 |
13 |
Тайны окружности |
1 |
14 |
Математическое путешествие |
1 |
15 |
«Новогодний серпантин» |
1 |
16 |
Математические игры |
1 |
17 |
«Часы нас будят по утрам…» |
1 |
18 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
19 |
Головоломки |
1 |
20 |
Секреты задач |
1 |
21 |
«Что скрывает сорока?» |
1 |
22 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
23 |
Дважды два — четыре |
1 |
24 |
Дважды два — четыре |
1 |
25 |
В царстве смекалки |
1 |
26 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
27 |
Составь квадрат |
1 |
28 |
Мир занимательных задач |
1 |
29 |
Математические фокусы |
1 |
30 |
Математическая эстафета |
1 |
31 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
32 |
«Числовой» конструктор |
1 |
33 |
Геометрия вокруг нас |
1 |
34 |
Волшебные переливания |
1 |
35 |
В царстве смекалки |
1 |
36 |
«Шаг в будущее» |
1 |
37 |
«Спичечный» конструктор |
1 |
38 |
Числовые головоломки |
1 |
39 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
40 |
Математические фокусы |
1 |
41 |
Математические игры |
1 |
42 |
Секреты чисел |
1 |
43 |
Математическая копилка |
1 |
44 |
Математическое путешествие |
1 |
45 |
Выбери маршрут |
1 |
46 |
Числовые головоломки |
1 |
47 |
В царстве смекалки |
1 |
48 |
Мир занимательных задач |
1 |
49 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
50 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
51 |
Разверни листок |
1 |
52 |
От секунды до столетия |
1 |
53 |
Числовые головоломки |
1 |
54 |
Конкурс смекалки |
1 |
55 |
Это было в старину |
1 |
56 |
Математические фокусы |
1 |
57 |
Энциклопедия математических развлечений |
1 |
58 |
Математический лабиринт |
1 |
59 |
Математика – царица наук. |
1 |
60 |
Практикум «Подумай и реши» |
1 |
61 |
История возникновения знаков «+», «-», «=». «х», «:» |
1 |
62 |
Знакомьтесь: ПИФАГОР! |
1 |
63 |
Первобытный «компьютер», который всегда с нами. |
1 |
64 |
Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Дата |
Тема |
Содержание занятия |
|
1 |
8.09 |
«Удивительная снежинка» |
Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
|
2 |
15.09 |
Крестики-нолики |
Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).
|
|
3 |
22.09 |
Математические игры |
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». |
|
4 |
29.09 |
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
|
5 |
6.10
|
Секреты задач
|
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
|
6 |
13.10 |
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
|
7 |
30.09 |
Геометрический калейдоскоп |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
|
8 |
3.10 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
9 |
7.10 |
«Шаг в будущее» |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
|
10 |
10.10 |
Геометрия вокруг нас |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
|
11 |
14.10 |
Путешествие точки |
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
|
12 |
17.10 |
«Шаг в будущее» |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
|
13 |
21.10 |
Тайны окружности |
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
|
14 |
24.10 |
Математическое путешествие |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 |
|
15 |
28.10 |
«Новогодний серпантин» |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
31.10 |
|
|||
16 |
11.11 |
Математические игры
|
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». |
|
17 |
14.11 |
«Часы нас будят по утрам…» |
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. |
|
18 |
18.11 |
Геометрический калейдоскоп |
Задания на разрезание и составление фигур.
|
|
19 |
21.11 |
Головоломки |
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
|
20 |
25.11 |
Секреты задач |
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
|
21 |
28.11 |
«Что скрывает сорока?» |
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. |
|
22 |
2.12 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
23 |
5.12
|
Дважды два — четыре |
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи- талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. |
|
24 |
9.12 12.12 |
Дважды два — четыре |
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . |
|
25 |
16.12 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
26 |
19.12 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
27 |
23.12 |
Составь квадрат |
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
|
28 |
26.12 |
Мир занимательных задач |
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». |
|
13.01 |
|
|||
29 |
16.01
|
Математические фокусы |
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
|
30 |
20.01 |
Математическая эстафета |
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). |
|
31 |
23.01 |
Интеллектуальная разминка |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
|
32 |
27.01 |
«Числовой» конструктор |
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. |
|
33 |
30.01 |
Геометрия вокруг нас |
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
|
|
34 |
3.02 |
Волшебные переливания |
Задачи на переливание.
|
|
35 |
6.02 10.02 |
В царстве смекалки |
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
36 |
17.02 |
«Шаг в будущее» |
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи- рование». |
|
37 |
20.02 24.02 |
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
|
38 |
27.02 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
39 |
3.03 6.03 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
40 |
10.03 |
Математические фокусы |
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. |
|
41 |
13.03 |
Математические игры |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
|
42 |
17.03 |
Секреты чисел |
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. |
|
43 |
20.03 |
Математическая копилка |
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
|
44 |
|
Математическое путешествие |
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 |
|
45 |
|
Выбери маршрут |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. |
|
46 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
47 |
|
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
48 |
|
Мир занимательных задач |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
|
|
49 |
|
Геометрический калейдоскоп |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. |
|
50 |
|
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
51 |
|
Разверни листок |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
|
52 |
|
От секунды до столетия |
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
|
53 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). |
|
54 |
|
Конкурс смекалки |
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
|
|
55 |
|
Это было в старину |
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» |
|
56 |
|
Математические фокусы |
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
|
57 |
|
Энциклопедия математических развлечений |
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). |
|
58 |
|
Математический лабиринт
|
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
|
59 |
|
Математика – царица наук.
|
Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека. |
|
60 |
|
Практикум «Подумай и реши» |
Сложение и вычитание чисел , решение задач. |
|
61
|
|
История возникновения знаков «+», «-», «=». «х», «:» |
Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=».«х», «:»
|
|
62 |
|
Знакомьтесь: ПИФАГОР!
|
Вклад Пифагора в развитие математики. |
|
63 |
|
Первобытный «компьютер», который всегда с нами. |
Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов. |
|
64 |
|
Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» |
Пространственные представления. Геометрические фигуры. |
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 и 3 класса
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
- понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов - различать имена и высказывания великих математиков; - работать с числами – великанами; - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
|
- использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур. преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
|
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
-Выпуск стенгазет
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) |
|
1. |
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви- тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 6. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — 2001 7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 8.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 10. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. |
2. Печатные пособия |
|
2. |
Демонстрационные таблицы по темам. 1. Таблицы для начальной школы. Математика вокруг нас: 2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. 2010. |
|
3. Игры и другие пособия |
3. |
1. Кубики (игральные) 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 7. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 8. Набор «Геометрические тела». 10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. |
4. Технические средства обучения |
|
4 |
ПК Мультимедийный проектор
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.