Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Оценка 4.7
docx
математика
27.01.2020
Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс
Занимат.матем. (2).docx

              Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

                             Усть-Мильская общеобразовательная  школа

 

«Рассмотрено»

На заседании МО

                       

Протокол №___

от «___» ________2018г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______/_КожевниковаН.М.

                          

 «___» ___________2018г

«Утверждаю»

            Директор школы

  ________/О.И.Пенькова/

                            

от «___» ____________2018г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по общеинтеллектуальному направлению

«Занимательная карусель»

на 2018-2019 учебный год

2 и3 класс

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Жмаева Г.С.

учитель начальных классов

 

 

 

                                                                   Усть-Миль

 

 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «Занимательная  карусель»

2 и 3 КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

 

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,  уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.  

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

 вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

 

 

 

 

 

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                         Тема

Кол-во часов

1

«Удивительная снежинка»

1

2

 Крестики-нолики

1

3

 Математические игры

1

4

 Прятки с фигурами

1

5

 Секреты задач

1

6

«Спичечный» конструктор

1

7

 Геометрический калейдоскоп

1

8

 Числовые головоломки

1

9

 «Шаг в будущее»

1

10

Геометрия вокруг нас

1

11

Путешествие точки

1

12

 «Шаг в будущее»

1

13

 Тайны окружности

1

14

 Математическое путешествие

1

15

 «Новогодний серпантин»

1

16

Математические игры

1

17

 «Часы нас будят по утрам…»

1

18

 Геометрический калейдоскоп

1

19

 Головоломки

1

20

Секреты задач

1

21

«Что скрывает сорока?»

1

22

Интеллектуальная разминка

1

23

Дважды два — четыре

1

24

Дважды два — четыре

1

25

 В царстве смекалки

1

26

 Интеллектуальная разминка

1

27

Составь квадрат

1

28

 Мир занимательных задач

1

29

 Математические фокусы

1

30

 Математическая эстафета

1

31

Интеллектуальная разминка

1

32

«Числовой» конструктор

1

33

Геометрия вокруг нас

1

34

Волшебные переливания

1

35

В царстве смекалки

1

36

«Шаг в будущее»

1

37

«Спичечный» конструктор

1

38

Числовые головоломки

1

39

Интеллектуальная разминка

1

40

Математические фокусы

1

41

Математические игры

1

42

Секреты чисел

1

43

Математическая копилка

1

44

Математическое путешествие

1

45

Выбери маршрут

1

46

Числовые головоломки

1

47

В царстве смекалки

1

48

Мир занимательных задач

1

49

Геометрический калейдоскоп

1

50

Интеллектуальная разминка

1

51

Разверни листок

1

52

От секунды до столетия

1

53

Числовые головоломки

1

54

 Конкурс смекалки

1

55

Это было в старину

1

56

Математические фокусы

1

57

Энциклопедия математических развлечений

1

58

Математический лабиринт

1

59

Математика – царица наук.

1

60

Практикум «Подумай и реши»

1

61

История возникновения знаков «+», «-», «=». «х», «:»

1

62

 Знакомьтесь: ПИФАГОР!

1

63

Первобытный «компьютер», который всегда с нами.

1

64

Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА»

1

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дата 

Тема

                               Содержание  занятия

 

1

 8.09

 «Удивительная снежинка»  

Загадки о геометрических инструментах.  Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»  

 

2

 15.09

 Крестики-нолики

 Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

 

 

3

 22.09

Математические игры

 Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

 

4

29.09

 Прятки с фигурами

 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

 

5

 6.10

 

 Секреты задач  

 

 Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

 

6

 13.10

 «Спичечный» конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

 

 7

 30.09

Геометрический калейдоскоп

 Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

 

8

 3.10

 Числовые головоломки

 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

 

9

 7.10

 «Шаг в будущее»

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

 

10

 10.10

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

 

11

 14.10

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

 

12

 17.10

«Шаг в будущее»  

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

 

13

 21.10

 Тайны окружности

 Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

 

14

 24.10

 Математическое путешествие

 Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд:   34 – 14 = 20   20 + 18 = 38       38 – 16 = 22   22 + 15 = 37

 

15

 28.10

 «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

31.10

 

16

 

11.11

Математические игры

 

 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

 

 17

 

14.11

 «Часы нас будят по утрам…»

 Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

 

18

 

18.11

Геометрический калейдоскоп

 Задания на разрезание и составление фигур.

 

 

19

 21.11

 Головоломки

 Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

 

20

 25.11

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

 

21

 28.11

«Что скрывает сорока?»   

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

 

22

 2.12

Интеллектуальная разминка

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

23

 5.12

 

 Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи-

талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

 

24

 9.12

12.12

 Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» .

 

25

 16.12

В царстве смекалки

 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 

26

 19.12

Интеллектуальная разминка

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

 

27

 23.12

 Составь квадрат

 Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

 

28

 26.12

Мир занимательных задач

 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».

 

13.01

 

29

 16.01

 

 Математические фокусы

 Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

 

30

 20.01

Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

 

31

23.01

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

 

32

27.01

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, , 90; 3) 100, 200, 300, 400, , 900.

33

30.01

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

 

34

3.02

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

 

35

6.02

10.02

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

36

17.02

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи-

рование».

37

20.02

24.02

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

38

27.02

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

39

3.03

6.03

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

40

10.03

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, , 15.

41

13.03

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки

с зонтиками» (по выбору учащихся).

42

17.03

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

43

20.03

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

44

 

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 – 140 = 500  500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + 150= 670

45

 

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

46

 

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

47

 

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

48

 

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

 

49

 

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

50

 

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

51

 

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

52

 

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих

родственников.

53

 

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

54

 

 Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

 

55

 

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

56

 

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

57

 

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

58

 

Математический лабиринт

 

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

59

 

Математика – царица наук.

 

Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека.

60

 

Практикум «Подумай и реши»

Сложение и вычитание чисел , решение задач.

61

 

 

 

 

История возникновения знаков «+»,

«-», «=». «х», «:»

Откуда в тетрадках и учебниках  появились простые знаки «+», «-», «=».«х», «:»

 

 

 

62

 

Знакомьтесь: ПИФАГОР!

 

Вклад Пифагора в развитие математики.

63

 

Первобытный «компьютер», который всегда с нами.

Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов.

64

 

Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА»

Пространственные представления. Геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

              Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 и 3 класса

 

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать  нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять  простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями  из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов

- различать имена и высказывания великих математиков;

-  работать с  числами – великанами;

- пользоваться  алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

 

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

 преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр,  площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

 

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.

- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.

-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.

-Выпуск стенгазет

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-

тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

6. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — 2001

7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако»,

8.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

10. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

2. Печатные пособия

2.

Демонстрационные таблицы по темам.

1. Таблицы для начальной школы.  Математика вокруг нас:

2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова.

2010.

 

                              3. Игры и другие пособия

3.

1. Кубики (игральные)

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

4. Технические средства обучения

4

ПК   Мультимедийный  проектор

 

 

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс

Рабочая программа "Занимательная математика" 2 и 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020