ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»
Рабочая программа
«Здравница души»
государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на 2022-2023 учебный год
(для дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и
старшего школьного возраста)
Программу составила:
Щеткова Е.В., воспитатель, первая квалификационная категория
Воронцова Е.Г., воспитатель первая квалификационная категория
Принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020).
Рекомендована Научно-методическим советом Учреждения ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09. 2020).
п. Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2020
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Здравница души» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» в целях обновления содержания воспитательного процесса на основе компетентностного подхода для успешной социализации воспитанника и относится к программам духовно-нравственной направленности.
Рабочая программа предназначена для дошкольного (3-7лет) и младшего школьного возраста (7-10 лет); для подросткового (10-15 лет) и старшего школьного возраста (15 лет и старше) возраста.
Содержание Рабочей программы построено на основе базовых общечеловеческих ценностей, хранимых в культурных, семейных, религиозных этнических, социальных традициях, передаваемых из поколения в поколение.
Цель Рабочей программы: создание условий для воспитания на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций для успешной социализации воспитанника, готового к реализации личностного, коммуникативного и эстетического потенциала через разнообразную, творческую, духовно насыщенную деятельность и способного к социализации в обществе.
Задачи:
1) способствовать приобретению духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и творческой деятельности, опыта духовной жизни;
2) формировать уважительное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры;
3) прививать воспитаннику семейно-нравственные ценности;
4) способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации, развитию критического мышления.
2. Планируемые результаты
2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих
а) личностных результатов:
- формирование ценностных ориентиров и нравственных норм;
- воспитание уважительного отношения к большой и малой Родине, своему народу, традициям, старшему поколении, культурному наследию;
- умение открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию;
б) метапредметных результатов:
- формировать потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
- формирование читательской грамотности, овладение составляющими публичных выступлений;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в различной литературе, интернете, библиотеке и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы.
2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться».
(дошкольный и младший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
- понимать историю родного края, культуру родной земли, историю своей семьи;
- ориентироваться в фактах, событиях, именах, примерах доблести и чести, наследии «малой Родины»;
- называть факторы, необходимые для эстетического развития;
«воспитанник получит возможность научиться»:
- выполнять все нормы поведения в детском доме, школе, отвечать за свои поступки;
- представлять информацию с помощью наставника;
- четко формулировать свои мысли по отношению к изученному, увиденному.
(подростковый и старший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
- понимать ценность труда и творчества;
- участвовать в мероприятиях по теме духовно-нравственного воспитания;
- составлять собственные сообщения о малой Родине, крае;
«воспитанник получит возможность научиться»:
- создавать свои разработки к литературным вечерам, спортивным мероприятиям;
- понимать роль здорового образа жизни, приводить примеры здорового эмоционального и нравственного образа жизни и стремиться овладевать ими;
- уважительно относиться к большой и малой Родине, своему народу, государственной символике, законам РФ, народным традициям, старшему поколению, культурному наследию.
3. Содержание Рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчёта 34 часа в учебный год. Объём теоретических занятий составляет 8часов (24%), в том числе занятий по входному, промежуточному и итоговому контролю. Объём практических занятий – 26 часов (76%). Содержание Рабочей программы структурировано в виде трех разделов-модулей: «Духовность человека», «Нравственные поступки», «Гуманность и человечность».
Рабочая программа строится с учётом следующих содержательных линий: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Раздел 1. «Духовность человека» (12 часов, дошкольный и младший школьный возраст – 6 часов, подростковый и старший школьный возраст - 6 часов)
(дошкольный и младший школьный возраст)
Что такое хорошо и что такое плохо. Добро и зло. Честный и справедливый. Уважай старших. Вежливость и невежество. Товарищество и дружба. Трудолюбие и лень.
Практическая работа №1. «Чтение сказок о добре и зле: «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о Василисе прекрасной».
Практическая работа №2. Театр-экспромт: «Поездка в автобусе».
Практическая работа №3. «Просмотр мультфильма о честности и справедливости: «Приключения кота Леопольда».
Практическая работа №4. «Подбор пословиц и поговорок о товариществе и дружбе, разбор жизненных ситуаций».
(подростковый и старший школьный возраст).
Шкатулка добрых дел, доброта и отзывчивость. Счастье и горе. Духовный мир человека (религии мира), День народного единства. Гордость, патриотизм. Моя малая Родина. Дом, где я живу. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
Практическая работа №1. Акция «Добродар».
Практическая работа №2. Знакомство с библией, чтение и обсуждение некоторых выдержек.
Практическая работа №3. «Презентация, посвященная дню народного единства».
Практическая работа №4. Фотовыставка «Россия - Родина моя», «Моя малая
родина».
Практическая работа №5. «Народная мудрость (Легенды, пословицы, поговорки, высказывания о подлости, злобе, добре)».
Раздел 2. «Нравственные поступки» (12 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 6 часов, подростковый и старший школьный возраст - 6 часов)
(дошкольный и младший школьный возраст)
Поможем птицам. Благотворительность. Благородство и честь. Помощь и беспомощность. Дружба и друзья. Честность и справедливость ( по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Практическая работа №5. «Просмотр и обсуждение фильма о зимующих птицах нашей местности».
Практическая работа №6. Акция «Накорми птиц».
Практическая работа №7. Игровая программа «А ну-ка, мальчики».
Практическая работа №8. «Ролевые игры (помощь и беспомощность)».
Практическая работа №9. «Рисуем портрет друга».
Практическая работа №10.Чтение и обсуждение книги В.Г. Распутина «Уроки французского».
(подростковый и старший школьный возраст)
Братья наши меньшие. Православный календарь (зимние православные праздники). Тактичность и сдержанность. Ответственность. Защитники отечества. Честь и достоинство. Мужественность. Храбрость и трусость.
Практическая работа №6. Волонтерская акция «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Поход с наставником в приют животных).
Практическая работа №7. «Рождественские посиделки».
Практическая работа №8. «Разбор ситуативных ситуаций о тактичности и сдержанности».
Практическая работа №9. «Разбор ситуаций об ответственности»
Практическая работа№10. Изготовление открыток ветеранам к 23 февраля (совместная работа с педагогом дополнительного образования)
Практическая работа №11. Просмотр и обсуждение фильма «Т-34».
.
Раздел 3. «Гуманность и человечность» (10 часов, дошкольный и младший школьный возраст-5 часов, подростковый и старший школьный возраст-5 часов)
(дошкольный и младший школьный возраст)
Международный женский день. Добрые чувства. День космонавтики. Гуманность и человечность. Поговорим о мужественности. Добросердечность.
Практическая работа №11. Конкурс для девочек «А ну-ка, девочки».
Практическая работа №12. «Слушаем и поем песни о доброте».
Практическая работа №13. Мастер-класс по нетрадиционному рисованию на тему «Космос».
Практическая работа №14. «Просмотр мультфильма о гуманности и человечности».
Практическая работа №15. Акция «Собери посылку военнослужащему (Письмо, открытка, рисунок и т.д.)».
(подростковый и старший школьный возраст)
Семья и семейные традиции. 8 Марта – женский день. Милосердие и гуманность. Буллинг. Виды буллинга . День Победы!
Практическая работа №12. «Поздравление девочек и воспитателей в семье».
Практическая работа №13. «Семейное чаепитие».
Практическая работа №14. Просмотр и обсуждение фильма о милосердии и гуманности «Живая радуга».
Практическая работа №15. Создание скрайбинг-презентации:«День Победы!».
4. Календарно-тематическое планирование
4.1. Календарно-тематическое планирование
(дошкольный и младший школьный возраст, 17 часов )
№ занятия |
Дата проведе ния |
Тема занятия
|
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
||
Раздел 1. «Духовность человека» (6 часов, 4П/2Т) |
|||||
1,2 |
Сентябрь, 2022 |
Что такое хорошо и что такое плохо. Добро и зло |
Знать, различать и называть плохие и хорошие поступки. Знать и определять сущность полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют; активно защищать свою нравственную позицию; достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках. ПР №1. «Чтение сказок о добре и зле: «Крошечка-хаврошечка», «Сказка о Василисе прекрасной». КР: развитие умения выражать свои мысли, слушать и отвечать на вопросы, формирование умения работать в группе, развитие умения выслушивать товарища, высказывать свое мнение. |
||
3,4 |
Октябрь, 2022 |
Вежливость и невежество. Уважай старших. Честный и справедливый. |
Знать и определять сущность понятий вежливость и невежество, называть их значение. Рассказывать о культуре общения, взаимоуважение и уважительном отношении к старшим. Знать и уметь различать честные и справедливые поступки от других. ПР №2. Театр-экспромт «Поездка в автобусе». ПР №3. Просмотр мультфильма о честности и справедливости: «Приключение кота Леопольда». КР: развитие навыков уважения, вежливости, взаимопонимания, поддержки, формирование умений работать в группе. |
||
5,6 |
Ноябрь, 2022 |
Товарищество и дружба. Трудолюбие и лень. |
Знать и понимать понятия о дружбе и товариществе. Понимать и различать понятия лень и трудолюбие, уметь приводить примеры. ПР №4. «Подбор пословиц и поговорок о товариществе и дружбе, разбор жизненных ситуаций». КР: развитие навыков сотрудничества, формирование умений уважать мнение другого. |
||
Раздел 2. «Нравственные поступки» (6 часов, 6П/0Т) |
|||||
7,8 |
Декабрь, 2022 |
Поможем птицам. Благотворительность. |
Уметь высказывать свою точку зрения о красоте природы. Называть способы общения с природой (прогулки, походы, экскурсии и др.). Знать и понимать значение слова благотворительность (творить благо). ПР №5. «Просмотр и обсуждение фильма о зимующих птицах в нашей местности». ПР №6. Акция «Накорми птиц». КР: формирование и накопление нравственного – ценностного опыта к миру на примере живой природы; формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. |
||
9,10 |
Январь, 2023 |
Благородство и честь. Помощь и беспомощность |
Знать и называть благородные поступки, проявлять желание совершать такие поступки. Уметь рассказывать о понятиях: помощь и беспомощность, различать их. ПР №7. Игровая программа «А ну-ка, мальчики» ПР №8. «Ролевые игры (Помощь и беспомощность)». КР: формирование навыков взаимопомощи, умения работать в команде, высказывать и отстаивать свое мнение формирование навыков сотрудничества, работы в группе, навыков взаимоуважения, взаимопомощи. |
||
11,12 |
Февраль, 2023 |
Дружба и друзья. Честность и справедливость. |
Знать выражение – дружба, друзья, уметь дружить. Знать и понимать что такое честность и справедливость и приводить примеры данных понятий, уметь отличать их от других понятий. ПР №9. «Рисуем портрет друга». ПР №10. Чтение и обсуждение книги В.Г.Распутина «Уроки французского». КР: формирование навыков взаимопомощи, взаимовыручки, умений подбирать себе друзей; формирование навыков и умений слушать, рассуждать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
||
Раздел 3. «Гуманность и человечность» (5 часов, 5П/0Т) |
|||||
13,14 |
Март, 2023 |
Международный женский день. Добрые чувства. |
Иметь представление о международном женском дне, о женственности. Знать, различать и называть добрые чувства такие как: человечность, доброта, ласка, внимательность, сочувствие. ПР №11. Конкурс для девочек: «А ну-ка, девочки!». ПР №12. «Слушаем и поем песни о доброте». КР: воспитание чувства женственности, ответственности, умение работать в команде; развитие навыков внимательности, отзывчивости, доброго отношения к окружающим. |
||
15.16 |
Апрель, 2023 |
День космонавтики. Гуманность и человечность.
|
Находить информацию об истории первого космического полета и профессии космонавт. Испытывать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов. Знать и различать понятия: гуманность и человечность. ПР.№13. Мастер-класс по нетрадиционному рисованию на тему «Космос». ПР №14. «Просмотр фильма о гуманности и человечности». КР: формирование навыков и умений выделять важное и значимое в информации; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её; формирование умений высказывать аргументированное мнение о значении этих понятий в сегодняшней жизни. |
||
17 |
Май, 2023 |
Поговорим о мужественности добросердечности |
Знать историю нашей страны в годы войны. Уметь высказывать свое мнение. ПР №15. Акция «Собери посылку военнослужащему» (письмо, открытка, рисунок и т.д.). КР: формирование умения работать в команде. |
||
4.2. Календарно-тематическое планирование
(подростковый и старший школьный возраст, 17 часов)
№ занятия |
Дата проведе ния |
Тема занятия
|
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
|
Раздел 1. «Духовность человека» (6 часов, 3П/3Т) |
||||
1,2 |
Сентябрь 2022 |
Шкатулка добрых дел. Доброта и отзывчивость. Счастье и горе |
Знать, называть и отличать добрые дела от других. Знать и понимать понятия: счастье, горе, милосердие. Уметь
сопоставлять их. КР: формирование коммуникативных навыков (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей), навыков культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету. |
|
3,4 |
Октябрь, 2022 |
Духовный мир человека, духовные книги (Библия) День народного единства. Гордость. Патриотизм. |
Подбирать и анализировать материал о религиях мира. Уметь понимать принцип духовности, выделять основное и главное в прочитанном. Понимать, что такое библия. Понимать такие понятия, как «патриотизм», «гордость», «гражданственность», «любовь к Родине». ПР№2. Знакомство с библией, чтение и обсуждение некоторых выдержек. ПР №3. «Презентация, посвященная дню народного единства». КР: формирование навыков и умений находить необходимую информацию в книгах, словарях и справочниках, интернет - пространстве, у представителей старшего поколения, специалистов и т.д. |
|
5,6 |
Ноябрь, 2022 |
Моя малая родина. Дом, где я живу Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
|
Знать и понимать смысл слов: гордость, патриотизм, Родина. Уметь сопоставлять понятия: подлость, злоба и добро. ПР №4. Фотовыставка «Россия-Родина моя», «Моя малая родина». ПР №5. «Народная мудрость (Легенды, пословицы, поговорки, высказывания о подлости, злобе, добре)». КР: формирование коммуникативных навыков (доброго отношения друг к другу, умения протянуть руку помощи, не выражать недовольство окружающим, не таким как ты) |
|
Раздел 2. «Нравственные поступки» (6 часов, 5П/1Т) |
||||
7,8 |
Декабрь, 2022 |
Братья наши меньшие Православный календарь (зимние православные праздники) |
Уметь сострадательно относиться к животным, к природе. Находить сведения о возникновении праздника, традициях. ПР №6.Волонтерская акция «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Поход с наставником в приют животных). ПР №7. «Рождественские посиделки». КР: формирование навыков работы в команде, сотрудничества с наставником, умение высказывать свое мнение при диалоге. |
|
9,10 |
Январь, 2023 |
Тактичность и сдержанность. Ответственность. |
Знать и понимать понятия слов: тактичность и сдержанность, уметь применять эти действия на практике. Рассказать что такое «Ответственность» ПР №8. «Разбор ситуативных ситуаций о тактичности и сдержанности». ПР №9. «Разбор ситуаций об ответственности». КР: формирование умений высказывать и отстаивать свое мнение, развитие умения работать в группе. |
|
11,12 |
Февраль, 2023 |
Защитники отечества. Честь и достоинство. Мужественность Храбрость и трусость. |
Знать историческое прошлое нашей страны. Понимать понятие – защитники Отечества, уметь отличать честь и достоинство от других понятий. Знать значение качества мужественность. Умение приводить примеры мужественных поступков. Уметь различать значение выражений: храбрость и трусость, уметь приводить примеры храбрых поступков и поступков трусости. ПР №10. «Изготовление открыток ветеранам к 23 февраля» (совместная работа с педагогом доп. образования). ПР №11. Просмотр и обсуждение фильма «Т-34». КР: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование навыков сотрудничества. |
|
Раздел 3. «Гуманность и человечность» (5 часов, 3П/2Т) |
||||
13,14 |
Март, 2023 |
8 марта – женский день. Семья и семейные традиции. |
Испытывать чувства ответственности, сопереживания. Знать и уважать семейные традиции, ценности семьи, уметь проявлять заботу о родных людях. Уметь разбираться в родственных связях. ПР №12. «Поздравление девочек и воспитателей». ПР №13. «Семейное чаепитие». КР: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование навыков сотрудничества. |
|
15,16 |
Апрель, 2023 |
Милосердие и гуманность. Буллинг. Виды буллинга. |
Уметь сопоставлять понятия: доброта, чуткость, милосердие, гуманность, раскрывать их значение, уметь приводить примеры. Знать и понимать значение слова буллинг. ПР №14. Просмотр и обсуждение фильма о милосердии и гуманности: «Живая радуга». КР: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование навыков сотрудничества, умение высказывать и отстаивать свое мнение при диалоге. |
|
17 |
Май, 2023 |
День Победы! |
Выражать свои чувства, побуждать к уважительному отношению к подвигу наших соотечественников во время великой отечественной войны. ПР №15. Создание скрайбинг –презентции «День Победы!». КР: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование навыков сотрудничества. |
|
5. Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно - накопительной системы.
6. Перечень научно-методического обеспечения и используемой литературы:
1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
3. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
4. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания. Т.2 – М., 1992.
5. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание школьников - №3, 2012
6. Закон об образовании1992г. №3266-1.
7. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
8. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
9. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901.
10.Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007.
11. И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
12. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
13.Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
14.Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.