Рабочая программа "Здравница души"

  • docx
  • 23.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4. Здравница души КЭ[398].docx

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 «ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»

 

 

 

                                                                                                                          

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«Здравница души»

государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на 2022-2023 учебный год

(для дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и

старшего школьного возраста)

 

 

 

 

 

 

Программу составила:

Щеткова Е.В.,  воспитатель, первая квалификационная категория

Воронцова Е.Г., воспитатель первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

Принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020).

Рекомендована Научно-методическим советом Учреждения ГКУ ЯНАО «Сияние Севера»  (протокол №1 от 15.09. 2020).

п. Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2020

1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Здравница души» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» в целях обновления содержания воспитательного процесса на основе компетентностного подхода для    успешной социализации  воспитанника и относится к программам духовно-нравственной направленности.

Рабочая программа предназначена для дошкольного (3-7лет) и младшего школьного возраста (7-10 лет); для подросткового (10-15 лет) и старшего школьного возраста (15 лет и старше) возраста.

Содержание Рабочей программы построено на основе базовых общечеловеческих ценностей, хранимых в культурных, семейных, религиозных этнических, социальных традициях, передаваемых из поколения в поколение.  

Цель Рабочей программы: создание условий для воспитания на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций для успешной социализации воспитанника, готового к реализации личностного, коммуникативного и эстетического потенциала через разнообразную, творческую, духовно насыщенную деятельность и способного к социализации в обществе.

Задачи:

1)   способствовать приобретению духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и творческой деятельности, опыта духовной жизни;

2)   формировать уважительное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры;

3)   прививать воспитаннику семейно-нравственные ценности;

4)   способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации, развитию критического мышления.

 

2. Планируемые результаты

 2.1. Реализация  Рабочей программы дает возможность достичь следующих

а) личностных результатов:

- формирование  ценностных ориентиров и нравственных норм;

- воспитание  уважительного отношения к большой и малой Родине, своему народу, традициям, старшему поколении, культурному наследию;

- умение открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию;

б) метапредметных результатов:

- формировать потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

- формирование читательской грамотности, овладение составляющими публичных выступлений;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в различной литературе, интернете, библиотеке и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы.

2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник  получит возможность научиться».

(дошкольный и младший школьный возраст)

 «воспитанник научится»:

- понимать историю родного края, культуру родной земли, историю своей семьи;

- ориентироваться в фактах, событиях, именах, примерах доблести и чести, наследии «малой Родины»;

-  называть факторы, необходимые для эстетического развития;

«воспитанник получит возможность научиться»:

- выполнять все нормы поведения в детском доме, школе, отвечать за свои поступки;

- представлять информацию с помощью наставника;

- четко формулировать свои мысли по отношению к изученному, увиденному.

(подростковый и старший школьный возраст)

«воспитанник научится»:

- понимать ценность  труда  и творчества;

- участвовать в мероприятиях по теме духовно-нравственного воспитания;

- составлять собственные сообщения о малой Родине, крае;

«воспитанник получит возможность научиться»:

- создавать свои разработки к литературным вечерам, спортивным мероприятиям;

- понимать роль здорового образа жизни, приводить примеры здорового эмоционального и нравственного образа жизни и стремиться овладевать ими;

- уважительно относиться к большой и малой Родине, своему народу, государственной символике, законам РФ, народным традициям, старшему поколению, культурному наследию.

 

                                    3.  Содержание Рабочей программы

Рабочая программа составле­на из расчёта 34 часа в учебный год. Объём теоретических занятий составляет  8часов (24%), в том числе занятий по входному, промежуточному и итоговому контролю. Объём практических занятий – 26 часов (76%).           Содержание Рабочей программы структурировано в виде трех разделов-модулей: «Духовность человека», «Нравственные поступки», «Гуманность и человечность».

Рабочая программа стро­ится с учётом следующих содержательных линий: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

Раздел 1.  «Духовность человека»  (12 часов, дошкольный и младший школьный возраст – 6 часов, подростковый и старший школьный  возраст - 6 часов)

(дошкольный и младший школьный возраст)

Что такое хорошо и что такое плохо. Добро и зло. Честный и справедливый. Уважай старших. Вежливость и невежество. Товарищество и дружба. Трудолюбие и лень.

Практическая работа №1. «Чтение сказок о добре и зле: «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о Василисе прекрасной».

Практическая работа №2. Театр-экспромт: «Поездка в автобусе».

Практическая работа №3. «Просмотр мультфильма  о честности и справедливости: «Приключения кота Леопольда».

Практическая работа №4. «Подбор пословиц и поговорок о товариществе и дружбе, разбор жизненных ситуаций».

(подростковый и старший школьный возраст).

Шкатулка добрых дел, доброта и отзывчивость. Счастье и горе. Духовный мир человека (религии мира), День народного единства. Гордость, патриотизм. Моя малая Родина. Дом, где я живу. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Практическая работа №1. Акция «Добродар».

        Практическая работа №2. Знакомство с библией, чтение и обсуждение некоторых выдержек.

Практическая работа №3. «Презентация, посвященная дню народного единства».

Практическая работа №4. Фотовыставка «Россия - Родина моя», «Моя малая

родина».

        Практическая работа №5. «Народная мудрость  (Легенды, пословицы, поговорки, высказывания  о подлости, злобе, добре)».

Раздел 2. «Нравственные поступки» (12 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 6 часов, подростковый и старший школьный возраст - 6 часов)

(дошкольный и младший школьный возраст)

Поможем птицам. Благотворительность. Благородство и честь. Помощь и беспомощность. Дружба и друзья. Честность и справедливость ( по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Практическая работа №5. «Просмотр и обсуждение фильма о зимующих птицах нашей местности».

Практическая работа №6. Акция «Накорми птиц».

Практическая работа №7. Игровая программа «А ну-ка, мальчики».

Практическая работа №8. «Ролевые игры (помощь и беспомощность)».

Практическая работа №9. «Рисуем портрет друга».

Практическая работа №10.Чтение и обсуждение книги В.Г. Распутина «Уроки французского».

(подростковый и старший школьный возраст)

Братья наши меньшие. Православный календарь (зимние православные праздники). Тактичность и сдержанность. Ответственность. Защитники отечества. Честь и достоинство. Мужественность. Храбрость и трусость.

          Практическая работа №6. Волонтерская акция «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Поход с наставником в приют животных).

Практическая  работа №7. «Рождественские посиделки».

        Практическая работа №8. «Разбор ситуативных ситуаций о тактичности и сдержанности».

         Практическая  работа №9. «Разбор ситуаций об ответственности»

        Практическая работа№10. Изготовление открыток ветеранам к 23 февраля (совместная работа с педагогом дополнительного образования)

      Практическая работа №11.  Просмотр и обсуждение фильма «Т-34».

.

Раздел 3. «Гуманность и человечность» (10 часов, дошкольный и младший школьный возраст-5 часов, подростковый и старший школьный возраст-5 часов)

(дошкольный и младший  школьный возраст)

Международный женский день. Добрые чувства. День космонавтики. Гуманность и человечность. Поговорим о мужественности. Добросердечность.

Практическая работа №11. Конкурс для девочек «А ну-ка, девочки».

Практическая работа №12. «Слушаем и поем песни о доброте».

Практическая работа №13. Мастер-класс по нетрадиционному рисованию на тему «Космос».

Практическая работа №14. «Просмотр мультфильма о гуманности и человечности».

Практическая работа №15. Акция «Собери посылку военнослужащему (Письмо, открытка, рисунок и т.д.)».

(подростковый и старший школьный возраст)

Семья и семейные традиции. 8 Марта – женский день. Милосердие и гуманность. Буллинг. Виды буллинга . День Победы!

Практическая работа №12. «Поздравление девочек и воспитателей в семье».

Практическая работа №13. «Семейное чаепитие».

Практическая работа №14. Просмотр и обсуждение фильма о милосердии и гуманности «Живая радуга».

        Практическая работа №15. Создание скрайбинг-презентации:«День Победы!».

 

 

 

 

4. Календарно-тематическое планирование

4.1. Календарно-тематическое планирование

(дошкольный и младший школьный возраст, 17 часов )

№ занятия

Дата проведе

ния

Тема занятия

 

Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР)

Раздел 1. «Духовность человека» (6 часов, 4П/2Т)

1,2

Сентябрь, 2022

Что такое хорошо и что такое плохо.

Добро и зло

Знать, различать и называть плохие и хорошие поступки.

Знать и определять сущность полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;  активно защищать свою нравственную позицию; достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках.

ПР №1. «Чтение сказок о добре и зле: «Крошечка-хаврошечка», «Сказка о Василисе прекрасной».

КР: развитие умения выражать свои мысли, слушать и отвечать на вопросы, формирование умения работать в группе, развитие умения выслушивать товарища, высказывать свое мнение.

3,4

Октябрь, 2022

Вежливость и невежество. Уважай старших.

Честный и справедливый.

Знать и определять сущность понятий вежливость и невежество, называть их значение. Рассказывать о культуре общения, взаимоуважение и уважительном отношении к старшим.

Знать и уметь различать честные и справедливые поступки от других.

ПР №2. Театр-экспромт «Поездка в автобусе».

ПР №3. Просмотр мультфильма о честности и справедливости: «Приключение кота Леопольда».

КР: развитие  навыков уважения, вежливости, взаимопонимания, поддержки, формирование умений работать в группе.

5,6

Ноябрь, 2022

Товарищество и дружба.

Трудолюбие и лень.

Знать и понимать понятия о дружбе и товариществе.

Понимать и различать понятия лень и трудолюбие, уметь приводить примеры.

 ПР №4. «Подбор пословиц и поговорок о товариществе и дружбе, разбор жизненных ситуаций».

КР: развитие навыков сотрудничества, формирование умений уважать мнение другого.

Раздел 2. «Нравственные поступки» (6 часов, 6П/0Т)

7,8

Декабрь, 2022

Поможем птицам.

Благотворительность.

Уметь высказывать свою точку зрения о красоте природы. Называть способы общения с природой (прогулки, походы, экскурсии и др.).

Знать и понимать значение слова благотворительность (творить благо).

ПР №5. «Просмотр и обсуждение фильма о зимующих птицах в нашей местности».

ПР №6. Акция «Накорми птиц».

КР: формирование и накопление нравственного – ценностного опыта к миру на примере живой природы;  формирование навыков сотрудничества и взаимодействия.  

9,10

Январь, 2023

Благородство и честь.

Помощь и беспомощность

Знать и называть благородные поступки, проявлять желание совершать такие поступки.

Уметь рассказывать о понятиях: помощь и беспомощность, различать их.

ПР №7. Игровая программа «А ну-ка, мальчики»

ПР №8. «Ролевые игры (Помощь и беспомощность)».

КР: формирование навыков взаимопомощи, умения работать в команде, высказывать и отстаивать свое мнение

формирование навыков сотрудничества, работы в группе, навыков взаимоуважения, взаимопомощи.

11,12

Февраль, 2023

Дружба и друзья.

Честность и справедливость.

Знать выражение – дружба, друзья, уметь дружить.

Знать и понимать что такое честность и справедливость и приводить примеры данных понятий, уметь отличать их от других понятий.

ПР №9. «Рисуем портрет друга».

ПР №10. Чтение и обсуждение книги В.Г.Распутина «Уроки французского».

КР: формирование навыков взаимопомощи, взаимовыручки, умений подбирать себе друзей;

формирование навыков и умений слушать, рассуждать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развитие  умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Раздел 3. «Гуманность и человечность» (5 часов, 5П/0Т)

13,14

Март,

2023

Международный женский день.

Добрые чувства.

Иметь представление о международном женском дне, о женственности.

Знать, различать и называть добрые чувства такие как: человечность, доброта, ласка, внимательность, сочувствие.

ПР №11. Конкурс для девочек: «А ну-ка, девочки!».

ПР №12. «Слушаем и поем песни о доброте».

КР: воспитание чувства женственности, ответственности, умение работать в команде; развитие навыков внимательности, отзывчивости, доброго отношения к окружающим.

15.16

Апрель, 2023

День космонавтики.

Гуманность и человечность.

 

Находить информацию об истории  первого космического полета и профессии космонавт. Испытывать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов.

Знать и различать понятия: гуманность и человечность.

ПР.№13. Мастер-класс по нетрадиционному рисованию на тему «Космос».

ПР №14. «Просмотр фильма о гуманности и человечности».

КР: формирование навыков и умений выделять важное и значимое в информации; пересказывать полученную информацию своими слова­ми, публично представлять её; формирование умений высказывать аргументированное мнение о значении этих понятий в сегодняшней жизни.

17

Май,

2023

Поговорим о мужественности добросердечности

Знать историю нашей страны в годы войны. Уметь высказывать свое мнение.

 ПР №15. Акция «Собери посылку военнослужащему» (письмо, открытка, рисунок и т.д.).

КР: формирование умения работать в команде.

4.2. Календарно-тематическое планирование

(подростковый и старший школьный возраст, 17 часов)

№ занятия

Дата проведе

ния

Тема занятия

 

Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР)

Раздел 1. «Духовность человека» (6 часов, 3П/3Т)

1,2

Сентябрь      2022

Шкатулка добрых дел. Доброта и отзывчивость.   Счастье и горе

Знать, называть и отличать добрые дела от других.

Знать и понимать понятия: счастье, горе, милосердие. Уметь сопоставлять их.
ПР №1. Акция: «Добродар».

КР: формирование  коммуникативных навыков (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей), навыков культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.

3,4

Октябрь, 2022

Духовный мир человека, духовные книги (Библия)

День народного единства.

Гордость. Патриотизм.

Подбирать и анализировать материал о религиях мира.

Уметь понимать принцип духовности, выделять основное и главное в прочитанном. Понимать, что такое библия.

Понимать такие понятия, как «патриотизм», «гордость», «гражданственность», «любовь к Родине».

ПР№2. Знакомство с библией, чтение и обсуждение некоторых выдержек.

ПР №3. «Презентация, посвященная дню народного единства».

КР: формирование навыков и умений находить необходимую информацию в книгах, словарях и справочниках, интернет - пространстве, у представителей старшего поколения, специалистов и т.д.

5,6

Ноябрь,  2022

Моя малая родина. Дом, где я живу

Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

 

 Знать и понимать смысл слов: гордость, патриотизм, Родина.

Уметь сопоставлять понятия: подлость, злоба и добро.

ПР №4. Фотовыставка «Россия-Родина моя», «Моя малая родина».

ПР №5. «Народная мудрость  (Легенды, пословицы, поговорки, высказывания  о подлости, злобе, добре)».

КР: формирование коммуникативных навыков (доброго отношения друг к другу, умения протянуть руку помощи, не выражать недовольство окружающим, не таким как ты)

Раздел 2. «Нравственные поступки» (6 часов, 5П/1Т)

7,8

Декабрь, 2022

Братья наши меньшие Православный календарь (зимние православные праздники)

Уметь сострадательно относиться к животным, к природе.

Находить сведения о возникновении праздника, традициях.

 ПР №6.Волонтерская акция «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Поход с наставником в приют животных).

ПР №7. «Рождественские посиделки».

КР: формирование навыков работы в команде, сотрудничества с наставником, умение высказывать свое мнение  при диалоге.

9,10

Январь, 2023

Тактичность и сдержанность.

Ответственность.

 Знать и понимать понятия слов: тактичность и сдержанность, уметь применять эти действия на практике.

Рассказать что такое «Ответственность»

ПР №8. «Разбор ситуативных ситуаций о тактичности и сдержанности».

ПР №9. «Разбор ситуаций об ответственности».

КР: формирование умений высказывать и отстаивать свое мнение, развитие умения работать в группе.

11,12

Февраль, 2023

Защитники отечества. Честь и достоинство.

Мужественность Храбрость и трусость.

Знать историческое прошлое нашей страны. Понимать понятие – защитники Отечества, уметь отличать честь и достоинство от других понятий.

Знать значение качества мужественность. Умение приводить примеры мужественных поступков.

Уметь различать значение выражений: храбрость и трусость, уметь приводить примеры храбрых поступков и поступков трусости.

ПР №10. «Изготовление открыток ветеранам к 23 февраля» (совместная работа с педагогом доп. образования).

ПР №11. Просмотр и обсуждение фильма «Т-34».

КР: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование навыков сотрудничества.

Раздел 3. «Гуманность и человечность» (5 часов, 3П/2Т)

13,14

Март,

2023

8 марта – женский день.

Семья и семейные традиции.

Испытывать чувства ответственности, сопереживания.

Знать и уважать семейные традиции, ценности семьи, уметь проявлять заботу о родных людях. Уметь разбираться в родственных связях.

ПР №12. «Поздравление девочек и воспитателей».

ПР №13. «Семейное чаепитие».

 КР: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование навыков сотрудничества.

15,16

Апрель, 2023

Милосердие и гуманность.

Буллинг. Виды буллинга.

Уметь  сопоставлять понятия: доброта, чуткость, милосердие, гуманность, раскрывать их значение, уметь приводить примеры.

Знать и понимать значение слова буллинг.

ПР №14. Просмотр и обсуждение фильма о милосердии и гуманности: «Живая радуга».

КР: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование навыков сотрудничества, умение высказывать и отстаивать свое мнение при диалоге.

     17

Май,

2023

День Победы!

Выражать свои чувства, побуждать к уважительному отношению к подвигу наших соотечественников во время великой отечественной войны.

ПР №15. Создание скрайбинг –презентции «День Победы!».

КР: формирование умения высказывать свою точку зрения, формирование навыков сотрудничества.

5. Оценка результатов реализации Рабочей программы

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно - накопительной системы.

 

6. Перечень научно-методического обеспечения и используемой литературы:

1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.

3. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.

4. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания. Т.2 – М., 1992.

5. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание школьников - №3, 2012

6. Закон об образовании1992г. №3266-1.

7. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.

8. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

9. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901.

10.Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007.

11. И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.

12. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

13.Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.

14.Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.