Рабочая тетрадь по физике для 9 класса.
Оценка 5

Рабочая тетрадь по физике для 9 класса.

Оценка 5
Рабочие тетради
doc
физика
9 кл
12.06.2020
Рабочая тетрадь по физике для 9 класса.
Пояснительная записка. Пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся по курсу « Физика – 9». Структура пособия соответствует учебнику авторов С.В. Громова и Н.А. Родиной. Пособие также может быть использовано и при работе по другим учебникам. Пособие содержит разнообразные задания – на воспроизведение знаний, на применение знаний в известной или измененной ситуации, на формирование интеллектуальных и экспериментальных умений, часть заданий требует творческого подхода, часть имеют связь с повседневной жизнью человека. Система заданий обеспечивает отработку нормативных требований к уровню подготовки учащихся и представляет возможность развития интереса к предмету. Также содержаться задания, которые можно использовать как для контроля знаний, так и для систематизации знаний по пройденному разделу.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по физике -9.doc

 

 

 

 

 

                          

                                                                                                    

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ФИЗИКЕ

          ___________________________________

 

9 КЛАСС

 

 

 

                         

                                                                                  

Пояснительная записка.

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся по курсу « Физика – 9». Структура пособия соответствует учебнику авторов С.В. Громова и Н.А. Родиной. Пособие также может быть использовано и при работе по другим учебникам.

Пособие содержит разнообразные задания – на воспроизведение знаний, на применение знаний в известной или измененной ситуации, на формирование интеллектуальных и экспериментальных умений, часть заданий требует творческого подхода, часть имеют связь с повседневной жизнью человека. Система заданий обеспечивает отработку нормативных требований к уровню подготовки учащихся и представляет возможность развития интереса к предмету.  Также содержаться задания, которые можно использовать  как для контроля знаний, так и для систематизации знаний по пройденному разделу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

                   ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Электризация  тел и электрический заряд.

 

Работа №1. Допишите предложения.

 

Тело считают наэлектризованным ____________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Тела, имеющие заряды одинакового знака,______________________________________________

Тела, имеющие заряды разного знака,______________________________________________

Как будут взаимодействовать тела, изображенные на рисунке а,б,в? _______________________________________

___________________________________________________


 

 

Дополните рисунок, указав положения тел после взаимодействия.

 

 

 

 

 

Электроскоп. Делимость электрического заряда.

 

Работа №2.  Используя текст § 2, выполните задание.

1.   Как называются приборы, изображенные на рисунке а, б? Как называют основные части этих приборов? Сделайте надписи рядом с рисунками.

 

                                                                     

                                                                                                    

2.   Почему листочки или стрелки приборов откланяются?

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

3.   Допишите фразы:

Проводниками электричества являются вещества,_____

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Примеры проводников - ____________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Диэлектриками являются вещества _________________ _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

К диэлектрикам относятся:________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тело человека является _____________________________

Элементарным зарядом называют___________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

▲ Строение атома.

 

Работа № 3.

 1. Допишите предложения.

Электроном называют_____________________________ __________________________________________________________________________________________________

Атом состоит из ядра, заряженного ________________

и электронов, заряженных _________________________.

Электрон – частица, имеющая _____________________          

электрический заряд.

Атом электрически нейтрален, так как ______________ __________________________________________________________________________________________________

Как образуется положительный ион ________________ __________________________________________________________________________________________________

и отрицательный ион _____________________________ __________________________________________________________________________________________________

2. На рисунке а, схематично показано образование положительного иона атома гелия. Дополните  рисунок  б – образование отрицательного иона атома гелия.

 


 

 

 

Атомное ядро.

 

Работа № 4. На рисунках а, б, в изображены модели атомов водорода, гелия, лития.

1.   Сделайте надписи на рисунках, указав ядро атома и электроны.


 

2.   Запишите для каждого атома количество электронов, протонов, нейтронов.

У атома водорода _______________________________ _______________________________________________

У атома гелия __________________________________ _______________________________________________

У атома лития _________________________________

_______________________________________________

 

3.   Пользуясь таблицей Менделеева, определите химический элемент, в атомном ядре  которого:

 

7p+7n _______________

 

18p+22n______________

 

33p+42n_______________

 

84p+126n_______________

 

▲  Ядерные реакции.

 

Работа №5.

1.   Допишите фразы.

Ядерными реакциями называются _________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ядерные реакции вызываются_____________________

_______________________________________________

_______________________________________________

        Реакции деления -________________________________

       ________________________________________________

       ________________________________________________

      Реакции синтеза - ________________________________

      ________________________________________________

     _________________________________________________

 

2.   Запишите схемы протекания ядерных реакций:

α – распад _________________________________

 

β – распад _________________________________

 

с образованием p ______________________________

3. Допишите реакцию:

10             1                            7

5 В + n → ? + Li _______________________________

_______________________________________________  

 

27                      1                            4

13  Al +   n → ? + 2   He ____________________________

_______________________________________________

 

▲ Электрическое поле.

 

Работа № 6.

1.      Что называют электрическим полем?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      Перечислите свойства электрического поля: _______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.       Изобразите электрическое поле графически:

             

 

 

 

 

 

 Что используют для его изображения? _______________________________________________

4.      Заряженная частица (q > 0), движется вдоль силовых линий электрического поля, в противоположную сторону. Укажите на рисунке направление скорости, ускорения и электрической силы, действующий на частицу. Как изменится её скорость?

 

 

 

 

 

 

 

 

▲ Электрический ток.

 

Работа № 7.

1.   Что понимают под электрическим током? _________

______________________________________________________________________________________________

2.   Для существования электрического тока необходимо выполнение определенных условий. Каких? _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Носителями электрического тока в металлах являются ______________________________________.

 

 

4.Поскольку электрические заряды в проводнике невидимы, то о его наличии мы судим по его действиям.

 Какие действия производит электрический ток?

        _______________________________________________

      ________________________________________________

     ________________________________________________

     ________________________________________________

  

 

▲ Источники тока. Электрическая цепь.

 

Работа № 8.

1. Источник тока - ___________________________________
 ___________________________________________________

___________________________________________________

 

 

 2. Электрическую цепь образуют - _________________                                                    ______________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

 

3. Какое направление в цепи выбирают за направление тока? ______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

 

 

3.   В таблице приведены условные обозначения и элементы электрической цепи.

Найдите соответствие между элементом и условным обозначением.

 

 

 

 

Элемент электрической цепи.

Условное обозначение.

1. Гальванический элемент.

2. Пересечение проводов.

3. Ключ.

4. Лампа накаливания.

5. Электрический звонок.

6. Резистор.

7. Реостат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

▲ Сила тока.

 

Работа № 9.

1.   Что называют силой тока? ______________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

 

2.   Выберите верный ответ.

По какой из приведенных формул можно рассчитать силу тока?

А. ρ = m/ V                        В. I=q/t

        Б. Q=qm                            Г. F=ρgh

    Ниже приведены единицы измерения некоторых                                         физических величин. Какая из них – единица сила тока?

          А. Н                                 В. С

          Б. Кл                                Г. А.


3. На рисунке изображен измерительный прибор.

 

1. Как называется этот прибор? ________________________

2. Как этот прибор включается в цепь? __________________

______________________________________________________________________________________________________

3. Какова полярность включения прибора в цепь? _________

___________________________________________________

4.  Используя рисунок, заполните таблицу.

 

Предел измерения

Прибора.

Цена деления.

Показания прибора.

Условное обозначение.

нижний

верхний

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Используя показания амперметра, рассчитайте заряд,         прошедший по проводнику за 3 минуты?

 

Дано:        Решение:

 

 

 

Ответ:__________________________________________.

 

▲ Электрическое напряжение.

 

Работа № 10.

1.   Что понимают под электрическим напряжением?_______

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.   Выберите верный ответ.

По какой из приведенных ниже  формул можно рассчитать электрическое напряжение?

 

 А. ρ = m/ V                          В. F=ρgh

 Б. I=q/t                                 Г. U=A/q

 

    Ниже приведены единицы измерения некоторых                   физических величин. Какая из них – единица  измерения электрического напряжения?

 

А. кг/м³                                В. м

Б. Н                                      Г. В

 


3.  На рисунке изображен измерительный прибор.

 

1. Как называется этот прибор? ________________________

2. Как этот прибор включается в цепь? __________________

______________________________________________________________________________________________________

3. Какова полярность включения прибора в цепь? _________

_________________________________________________

4.  Используя рисунок, заполните таблицу.

 

Предел измерения

Прибора.

Цена деления.

Показания прибора.

Условное обозначение.

нижний

верхний

 

 

 

 

 

 

 

5.  Какую работу может совершить электрическое поле по                                     перемещению заряда в 12 Кл, если показания вольтметра такие же, как на рисунке?

Дано:                   Решение:

 

 


________

 

 

 

Ответ:__________________________________________.

 

Электрическое сопротивление. Резисторы.

 

Работа № 11. 

1. Что называют  сопротивлением? _____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Удельное сопротивление медного проводника равно 0,017(Ом·мм²)/м. Что это значит? ______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3.   Выберите верный ответ.

По какой из приведенных ниже  формул можно рассчитать электрическое сопротивление?

 

 А. I=q/t                                 ВU=A/q

 БR=ρ ·(l /S)                        Г.  ρ = m/V    

  

 Ниже приведены единицы измерения некоторых                   физических величин. Какая из них – единица  измерения электрического сопротивления?

 

А. кг/м³                                В. Ом

Б. Н                                      Г. В

 

4. Что такое резистор? ________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.   В таблице приведены рисунки некоторых приборов.

Продолжите заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

 

 


 

▲ Закон Ома.

 

Работа № 12.

 1.  Какие величины связывает закон Ома? _______________

___________________________________________________

 

 2. Какова формулировка закона Ома для участка цепи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3.  Какова математическая запись закона?

 

 

 

 


   где ___________________________________________

     _____________________________________________

 

   4. Как изменяется  сила тока на участке цепи,  при   

     неизменном  сопротивление? ___________________

 ______________________________________________

 ______________________________________________

 ______________________________________________

 

5. На рисунке изображены графики зависимости силы тока  от напряжения для двух проводников – 1 и 2.  Рассчитайте сопротивление каждого из проводников. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

            

 

 

 



 

 

▲ Последовательное соединение проводников.

 

Работа № 13.

1.   Допишите предложение.

При последовательном соединении потребители включаются ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________

2.   Заполните правую колонку таблицы.

 

ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ:

 

Сила тока.

I =

Напряжение.

U =

Сопротивление.

R =

 

3.   На рисунке изображен участок электрической цепи.

 

Рассчитайте общее сопротивление цепи АВ.

 

 

 

 

               А    R1= 1 Ом             R2 = 4 Ом   В

Дано:           Решение:

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Ответ:___________________________________________

 

Повторение:

1. На рисунке приведена схема электрической цепи,   состоящей из источников тока, ключа, реостата, амперметра, вольтметра, резистора. Сделайте надписи на схеме, указав цифрами: 1- реостат, 2- вольтметр, 3- амперметр, 4- источник тока, 5- ключ, 6- резистор.

 


2.   На рисунке изображена электрическая цепь.

1)   Назовите включенные в электрическую цепь приборы:

1- ______________________   3- _____________________

2-  _____________________    4- _______________________

 

 

 

 


2)   Начертите схему этой цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

▲ Параллельное соединение проводников.

 

Работа № 14.

1.   Допишите предложение.

При параллельном соединении потребители включаются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Заполните правую колонку таблицы.

 

ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ:

 

Напряжение.

U =

Сила тока.

I =

Величина, обратная сопротивлению

1/R =

 

3.   На рисунке изображена схема электрической цепи.


Рассчитайте общее сопротивление участка АВ.

Дано:                 Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответ: ___________________________________________

 

 

 

Повторение:


На рисунке изображена электрическая цепь.

 

1) Назовите изображенные приборы.

  1- ______________________   3- _____________________

   2-  _____________________    4 -______________________

 

3)   Начертите схему этой электрической цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

▲ Работа и мощность тока.

 

Работа № 15.

1.   От каких величин зависит работа тока? _____________

_________________________________________________

2.   Напишите формулу расчета работы тока.

 

 

 

 

3.   Как найти мощность тока? ________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   На рисунке изображена электрическая цепь.

 


 

 

1)   Используя показания прибора, рассчитайте работу электрического поля по перемещению зарядов в течении 3 минут.

 

Дано:               Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ________________________________________

 

2) Какова мощность электрической лампы? Сравните полученное вами значение мощности лампочки с номинальным значением, указанным на цоколе лампы.

 

Дано:                Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: _________________________________________

 

 

 

 

 

▲ Тепловое действие тока.

 

Работа № 16.

1.   Сформулируйте закон Джоуля – Ленца:  ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Какова математическая запись закона?

 

 

 

 

 

где  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   Какое количество теплоты выделяется за 20 мин при силе тока 0,4 А в проводнике сопротивлением 200 Ом?

 Дано:                   Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ________________________________________

 

 

 

Лампа накаливания.

 

Работа № 17.

1.Кем и когда была изобретена лампа накаливания? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. От чего зависит рабочее сопротивление лампы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как рассчитать рабочее сопротивление лампы накаливания?

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   На лампочке в прихожей написано 220 В, 40 Вт. Рассчитайте рабочее сопротивление данной лампы. 

   Дано :              Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: _________________________________________

 

 

 

 

 

Контроль знаний по теме «Электрические явления».


1.   На рисунке изображены электрические цепи.


Рис.1

Рис.2

 

 

1)   Назовите приборы, включенные в электрическую цепь.

Рис.1

1____________________________________________

2____________________________________________

3____________________________________________

4____________________________________________

5____________________________________________

6____________________________________________

7____________________________________________

Рис.2

1____________________________________________

2____________________________________________

3____________________________________________

4____________________________________________

5____________________________________________

6____________________________________________

 

2)   Начертите схемы данных электрических цепей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2


2.   На рисунке изображена электрическая цепь.

1)   Запишите показания амперметра и вольтметра с учетом цены деления. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2)   Используя показания амперметра и вольтметра, рассчитайте сопротивление лампочки.

Дано :                 Решение:

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ___________________________________

 

3.   На рисунке приведены показания счетчиков электрической энергии за 30 дней. Рассчитайте стоимость электрической энергии за этот период. Стоимость 1 кВт-ч = 0,805 р/кВт-ч.


Дано:          Решение:

 

                           

 

 

 

 

 

Ответ: _______________________________________

 

4.   Каково сопротивление показанной на рисунке цепи? Сопротивления резисторов R1 = R2 = 30 Ом, R3 = R4 = 60 Ом.

Дано:              Решение:

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

 

▲ Постоянные магниты.

 

Работа № 18.

1.   Допишите фразы:

Постоянными магнитами называются_______________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  У каждого постоянного магнита имеются два полюса:     

______________________________________________________________________________________________________

2.   Какими свойствами обладают  постоянные магниты?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.   Как будут взаимодействовать магниты, изображенные на рисунке? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

▲  Магнитное поле тока.

 

Работа № 19.

1.   Что является источником магнитного поля? ________

__________________________________________________________________________________________________

2. Как можно обнаружить факт существования магнитного поля? __________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   С помощью чего изображают магнитное поле? _______

_________________________________________________

 

4.   Сформулируйте первое правило правой руки: ________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Дополните рисунок.


На рисунке а, б, в, г указано направление электрического тока в проводнике. Используя цветной карандаш, изобразите направление магнитных линий магнитного поля для каждого случая.

Электромагниты.

 

Работа № 20.

 

1.   Допишите фразу.

Соленоидом называется _____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Какие способы усиления магнитного действия соленоида вы знаете?________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.   Какая из катушек обладает большим магнитным полем? Ответ обоснуйте.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как определить направление магнитных линий внутри соленоида? ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. На рисунке а изображен внешний вид катушки, а на рисунке б – ее условное обозначение. Используя карандаши разного цвета, на рисунке б укажите направление тока в катушке и направление магнитных линий магнитного поля.

 

 

 

▲ Действие магнитного поля на движущийся заряд.

 

Работа № 21.

1.   Перечислите известные Вам источники магнитного поля.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Допишите фразы:

Силой Лоренца называется ___________________________

______________________________________________________________________________________________________

Направление силы Лоренца можно определить с помощью

___________________________________________________

3.   Сформулируйте  первое правило левой руки.

_________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   Повторение.

Перед электромагнитом 1 подвешен полосовой магнит 2.

Как будет вести себя полосовой магнит, если замкнуть цепь? Ответ обоснуйте. Дополните рисунок, указав направление тока в обмотке электромагнита и направление магнитного поля электромагнита.


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

▲ Действие магнитного поля на проводник с током.

 

Работа № 22.

1.   Допишите фразу.

Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называется __________________________________

2.   Как определить направление силы Ампера? ___________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.   На рисунке, а изображена установка по обнаружению силы, действующей на проводник с током. В каком направлении будет отклоняться проводник? Ответ обоснуйте. Дополните рисунок  б, указав направление магнитного поля, тока в проводнике и силы, действующей на проводник с током.

  __________________________________________________

___________________________________________________

▲ Действие магнитного поля на рамку с током.

 

Работа № 23.

1.   Какое действие оказывает магнитное поле на рамку с током? _________________________________________

 

2.   На рисунке изображена схема работы измерительного прибора.


 

 

Цифрами 1-7 указаны основные части измерительного прибора. Назовите их.

1-   ______________________; 5-______________________;

2-   _______________________;6- _____________________;

3-   _______________________; 7- _____________________;

4-    _______________________;

 

 

3.На каком явлении основан принцип действия данного измерительного прибора? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Определите направление отклонения стрелки при замыкании ключа. Дополните рисунок, указав направление магнитных линий магнитного поля, тока в обмотке катушки и силы, действующей на рамку с током.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

▲ Электромагнитное поле.

 

Работа № 24.

1.   Сформулируйте теорию Максвелла: __________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Что называют электромагнитными волнами? __________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   Как рассчитать скорость распространения волны и частоту?

 

4.   Какие величины электромагнитной волны меняются при переходе из одной среды в другую?__________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      

 

 

Контроль знаний по теме «Электромагнитные явления».


1.   Как будут взаимодействовать магниты, изображенные на рисунке?

______________________________________________________________________________________________________

 

 


2.На поверхность тонкого картона положили подковообразный и полосовые магниты так, как показано на рис. а, б, в, г. Изобразите магнитные линии магнитных полей для каждого случая.

 

 

 

 

3.   Какая из катушек обладает большим магнитным полем?


Ответ обоснуйте.

__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4.   Дополните рисунок.


На рисунках а, б, в, г изображено направление магнитных линий магнитного поля. Используя цветной карандаш, укажите направление тока в проводниках.

 

 

 

 

5.   В постоянное магнитное поле, направленное перпендикулярно листу тетради к вам, влетает положительно заряженная частица. Определите направление силы Лоренца. Ответ поясните рисунком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.   В воде распространяется электромагнитная волна с периодом колебаний  0,0004 с. Чему равна частота электромагнитных колебаний? Какова длина волны?

 

Дано:            Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответ: __________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

 

▲ Свет.

 

Работа № 25.

1.   Что такое свет? __________________________________

__________________________________________________________________________________________________

2. Какие виды электромагнитных излучений Вы знаете? Перечислите: _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   3.  Выберите верный ответ.

 Из перечисленных ниже тел выберите тело, являющееся естественным источником света.

А. Телевизор.                   В. Луна.

Б. Зеркало.                        Г. Солнце.

 

4. Как называется раздел физики, изучающий световые явления? _________________________________________________

 

▲ Распространение света в однородной среде.

 

Работа № 26.

1. Что представляет собой луч света в физическом смысле? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   2. Какие виды лучей существуют и в чем их отличие? ______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

 3.  Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? ______________________________________________________________________________________________________

    4. Выберите верный ответ.

Какое из названных ниже явлений объясняется прямолинейным распространением света?

А. Молния.                  Б. Блеск драгоценных камней.

В. Радуга.          Г. Тень от дерева.       Д. Полярное сияние.

  

5.   Исследовательская работа.

Приборы и материалы: две одинаковые парафиновые свечи, экран, линейка, карандаш, спички.


1.   Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50 – 60 см от экрана( белый лист бумаги). Посередине, между экраном и свечами, поместите вертикально линейку так, как показано на рисунке. Зажгите свечи. Дополните рисунок, показав на экране то, что у вас получилось. Укажите на рисунке область тени и полутени.

2.   Перемещайте на разные расстояния экран и линейку. Пронаблюдайте за изменением очертаний теней и полутеней. Запишите результаты своих наблюдений. _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   Между экраном поместите карандаш сначала вертикально, а затем горизонтально. Сделайте рисунок, изобразив то, что у вас на экране. Какая разница в формах теней и полутеней? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Сделайте вывод об условиях образования тени и полутени. Запишите вывод. _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

▲ Отражение света.

 

Работа № 27.

1.   Допишите фразы.

Углом падения называется __________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

а углом отражения – угол __________________________

__________________________________________________________________________________________________

2.   Сформулируйте закон отражения света. _____________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какое свойство называют обратимостью световых лучей? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Выберите верный ответ.

 Угол падения светового луча равен 30°. Угол отражения светового луча равен:

 

а) 0°         б) 30°            в) 60°               г) 90°           д) 120°

5. Исследовательская работа.

Изучение отражения в плоском зеркале.

Приборы и материалы: плоское зеркало, лист чистой бумаги, экран со щелью, транспортир, карандаш, свеча или лазерная указка, спички.

1.   Расположите приборы так, как показано на рисунке.

2.   Зажгите свечу. С помощью экрана со щелью выделите узкий пучок света. Направьте узкий пучок света на плоское зеркало.


3.   На листе бумаги проведите карандашом линию по направлению падающего и отраженного световых лучей, а также вдоль поверхности зеркала. В точку падения луча восстановите перпендикуляр. На листе бумаги укажите падающий, отраженный лучи, перпендикуляр, плоскость зеркала, угол падения, угол отражения.

4.    Измерьте транспортиром угол падения и угол отражения.

5.   Измените положение зеркала. Повторите пункты с 2 по 4. И так не менее трех раз.

6.   Результаты измерений занесите в таблицу.

Опыт, №

Угол падения.

Угол отражения.

Сравнение углов.

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 Вывод по результатам работы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

▲ Построение в плоском зеркале.

 

Работа № 28.

1.   Какое зеркало называется плоским? ________________

__________________________________________________________________________________________________

2.   Как называется предмет, который мы видим в зеркале?

_________________________________________________

3.   Чем отличается зеркальное отражение от диффузного?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   Постройте изображение данного предмета и охарактеризуйте полученное изображение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Выберите верный ответ.

Какая из точек – 1, 2, 3, 4 или 5, показанных на рисунке, является изображением точки S в плоском зеркале?

 

 


А. Точка 1.  Б. Точка 2.  В. Точка 3. Г. Точка 4. Д. Точка 5. 

 

▲ Преломление света.

 

Работа № 29.

1.   Допишите выражение.

Преломлением света называется____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и объясняется оно ________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какой угол называют углом преломления? Как он обозначается? ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Заполните пропуски в тексте, используя слова:

преломление, угол падения, угол преломления.

При переходе света из воздуха в воду или стекло _______

__________________________ всегда меньше __________

_________________________________________________


4.   На каком из рисунков – А, Б, В, Г или Д – правильно показано преломление света?

   5. Достройте недостающие лучи. Укажите углы и сравните угол падения с углом преломления.

 

 

 

 

 


                           стекло    воздух.

 

 

▲ Линзы.

 

Работа № 30.

1.   Что называют линзой? ____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Какие линзы различают?

                                    Линзы

           ______________        __________________

 


3.   Обозначьте на рисунке цифрой 1 рассеивающую линзу, а цифрой 2 – собирающую линзу. Нарисуй соответственно указанным цифрам их условное обозначение.

4.   На рисунке обозначьте оптическую ось – 1, главный фокус – 2, оптический центр – 3, двойной фокус – 4.

 

                                                                             

▲ Построение изображений, даваемых линзой.

 

Работа № 31.

1. Сколько  и какие лучи необходимо провести для построения изображения точки? _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Постройте изображение предмета АВ, даваемое рассеивающей линзой L. Дайте характеристику полученному изображению.


 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   Выберите верный ответ.

На экране необходимо получить увеличенное изображение свечи (смотрите рисунок). Как это можно сделать?

а) с помощью бинокля.

б) с помощью микроскопа.

в) с помощью собирающей линзы.


 

▲ Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.

 

Работа № 32.

1.   Подчеркните части оптической системы глаза:

Сетчатка, роговица, радужная оболочка, хрусталик, стекловидное тело, сосудистая оболочка.

 

2.   Выберите правильный ответ.

На сетчатке глаза изображение:

А) увеличенное, прямое, действительное;

Б) уменьшенное, перевернутое, действительное;

В) уменьшенное, прямое, мнимое;

Г) увеличенное, перевернутое, мнимое.

 

3. Заполните пропуски в тексте, используя слова:

 за сетчаткой, на сетчатке, перед сетчаткой.

В нормальном глазу изображение получается __________

_________________________________________________

В дальнозорком глазу изображение получается ________
_________________________________________________

В близоруком глазу изображение получается __________

_________________________________________________

Контроль знаний по теме « Оптические явления».

1.   Предмет находится от плоского зеркала на расстоянии 20 см. На каком расстоянии от предмета окажется его изображение, если предмет отодвинуть на 10 см от зеркала? Ответ поясните рисунком.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Постройте изображение предмета в плоском зеркале.

 

 

 

3.   Достройте недостающие лучи, укажите углы. Сравните угол падения и угол преломления луча.

 

 

               Стекло.

 

 


                     Воздух.

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


4.   Постройте изображение предмета, даваемое линзой.


Построение выполните на рисунках а, б, в.

 

 

 

 

 

 

5.   У одной линзы фокусное расстояние равно 0,2 м, у другой – 0,5 м.  Какая  из них обладает большей оптической силой?

              Дано:          Решение:

 

 

 

 

 

Ответ: ______________________________________

 

6.   Заполните пропуски.

На каком из рисунков – а, б, в или г – правильно показано исправление близорукости, дальнозоркости?

Исправление близорукости показано на рисунке _______

Исправление дальнозоркости показано на рисунке _____


 

 

 

 

 

ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

 

▲ Гравитационное взаимодействие и гравитационное поле.

 

Работа № 33.

1.   Какое взаимодействие называют гравитационным?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Гравитационное взаимодействие осуществляется посредством особого вида материи, называемого _______________________________________________

3.   В чем отличие между электрическим и гравитационным зарядами? _______________________

__________________________________________________________________________________________________

 

4.   Чему равен гравитационный заряд, мальчика, масса которого равна 23 кг. __________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

▲ Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.

 

Работа № 34.

1.   Сформулируйте закон всемирного тяготения. ________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Какова математическая запись закона?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Каков физический смысл гравитационной постоянной?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   Как обозначается гравитационная постоянная и какую единицу измерения имеет? _______________________

__________________________________________________________________________________________________

5.   Чему равна сила гравитационного притяжения между двумя одинаковыми шарами в момент столкновения? Масса каждого шара 200 г, диаметр 4 см.

Дано:                   Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ____________________________________

 

▲ Сила тяжести.

 

Работа № 35.

1.   Сила, с которой земля притягивает к себе тела, называется _______________________________________

2.   По какой формуле следует находить силу тяжести, если тело находиться вблизи поверхности Земли?

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Как изменится гравитационное поле Земли, если увеличить расстояние над поверхностью Земли?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. На какой высоте сила тяжести, действующая на тело массой 5 кг, будет равна 39,7 Н?  Радиус Земли 6400 км,

                                          24

а масса 6 · 10   кг.

Дано:                         Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ____________________________________________

 

▲ Свободное падение.

 

Работа № 36.

1. Что называют свободным падением? _________________

______________________________________________________________________________________________________

2. Сформулируйте обобщающий закон Галилея. __________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3.   Докажите математически обобщающий закон Галилея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         6

4.   Космический корабль поднялся на высоту 2,6 · 10  м. Какое ускорение свободного падения зафиксируют его приборы?

 Дано:                        Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: __________________________________________

▲ О движении бросаемых тел.

 

Работа № 37.

1.   Как определить время полета тела брошенного горизонтально?

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какая пуля упадет на землю раньше: вылетевшая при выстреле из горизонтально расположенного ружья или случайно оброненная с той же высоты в момент выстрела ружья? ________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как рассчитать  дальность полета тела брошенного горизонтально?

        

 

 

 

   

 4. От чего зависит дальность полета тела, брошенного  а) в горизонтальном положении : ______________________

___________________________________________________

б) под углом к горизонту: _____________________________

___________________________________________________

  5. По какой траектории движется тело, брошенное в горизонтальном направлении? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

▲ Движение искусственных спутников.

 

Работа № 38.

1. Какую скорость называют первой космической? ________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как направлена скорость и ускорение спутника, движущегося по круговой орбите? _____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую скорость называют второй космической? Чему она равна? _____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

4. Найдите первую космическую скорость для Венеры, если

                                                             24                                                                                                                    6

масса равна 4,88 · 10 кг, а средний радиус планеты 6,10 ·10м

 Дано:                         Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: _________________________________________

▲ Перегрузки и невесомость.

 

Работа №  39.

1. Что называют перегрузкой? _________________________

______________________________________________________________________________________________________

2.Как рассчитать вес космонавта при разгоне ракеты?

 

 

 

 

 

 

 

3. Перегрузку характеризуют отношением ускорения ракеты -  а к ускорению свободного падения g, которое называется _______________________________________

и обозначается ____________________________________

4. Что такое невесомость? __________________________

__________________________________________________________________________________________________

5. Чему равен вес летчика – космонавта массой 70 кг при старте ракеты с поверхности земли с ускорением 15 м/с².

Дано:                               Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: _________________________________________

 

▲ Гравитация и Вселенная.

 

Работа № 40.

1.   Сформулируйте закон Хаббла и запишите его математически. _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

2.   Чему равна постоянная Хаббла? В чем ее физический смысл?

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   С какой скоростью удаляются друг от друга  две галактики, находящиеся на расстоянии 20 Мпк друг от друга?

Дано:                  Решение:

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: _____________________________________

 

Контроль знаний по теме « Гравитационные  явления».

1.   С какой силой Луна притягивает к себе тело массой 5кг, находящееся на высоте, равной радиусу Луны?

                                                                                   23                                                                                    6

Масса Луны 7,35 ∙ 10  кг и радиус Луны 1,737 ∙ 10 м.

Дано:                  Решение:

 

 

 

 

 

 

 


Ответ: _________________________________________

 

2.   Чему равен вес космонавта массой 70 кг в ракете, стартующей с ускорением 20 м/с².

Дано:                 Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ______________________________________

 

3.   Камень упал с высоты 10 м. Сколько времени длилось падение камня? С какой скоростью он ударился о землю?

 

 

 

Дано:             Решение:

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ______________________________________

 

4.   Спутник движется по круговой орбите на высоте          

 700 км над Землей. Чему равна скорость спутника?

                                                           24

Масса Земли 6 ∙ 10 кг, а радиус 6400 км.

Дано:              Решение:

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1. Электрические явления  -----------------------     2

2. Электромагнитные явления ------------------      31

3. Оптические явления ---------------------------      43

4. Гравитационные явления ---------------------      57



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИЗИКЕ ___________________________________ 9

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИЗИКЕ ___________________________________ 9

Пояснительная записка. Пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся по курсу «

Пояснительная записка. Пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся по курсу «

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ▲ Электризация тел и электрический заряд

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ▲ Электризация тел и электрический заряд

Электроскоп. Делимость электрического заряда

Электроскоп. Делимость электрического заряда

Диэлектриками являются вещества _________________ _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

Диэлектриками являются вещества _________________ _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

На рисунке а, схематично показано образование положительного иона атома гелия

На рисунке а, схематично показано образование положительного иона атома гелия

У атома водорода _______________________________ _______________________________________________

У атома водорода _______________________________ _______________________________________________

Запишите схемы протекания ядерных реакций: α – распад _________________________________ β – распад _________________________________ с образованием p ______________________________ 3

Запишите схемы протекания ядерных реакций: α – распад _________________________________ β – распад _________________________________ с образованием p ______________________________ 3

Что используют для его изображения? _______________________________________________ 1

Что используют для его изображения? _______________________________________________ 1

Какие действия производит электрический ток? _______________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ▲

Какие действия производит электрический ток? _______________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ▲

Элемент электрической цепи.

Элемент электрической цепи.

На рисунке изображен измерительный прибор

На рисунке изображен измерительный прибор

Электрическое напряжение. Работа № 10

Электрическое напряжение. Работа № 10

Какова полярность включения прибора в цепь? _________ _________________________________________________ 4

Какова полярность включения прибора в цепь? _________ _________________________________________________ 4

Выберите верный ответ. По какой из приведенных ниже формул можно рассчитать электрическое сопротивление?

Выберите верный ответ. По какой из приведенных ниже формул можно рассчитать электрическое сопротивление?

Рабочая тетрадь по физике для 9 класса.

Рабочая тетрадь по физике для 9 класса.

Закон Ома. Работа № 12. 1

Закон Ома. Работа № 12. 1

Последовательное соединение проводников

Последовательное соединение проводников

А R1= 1 Ом

А R1= 1 Ом

Начертите схему этой цепи. ▲

Начертите схему этой цепи. ▲

Заполните правую колонку таблицы

Заполните правую колонку таблицы

Повторение:

Повторение:

Работа и мощность тока. Работа № 15

Работа и мощность тока. Работа № 15

Используя показания прибора, рассчитайте работу электрического поля по перемещению зарядов в течении 3 минут

Используя показания прибора, рассчитайте работу электрического поля по перемещению зарядов в течении 3 минут

Тепловое действие тока. Работа № 16

Тепловое действие тока. Работа № 16

Лампа накаливания. Работа № 17

Лампа накаливания. Работа № 17

Контроль знаний по теме «Электрические явления»

Контроль знаний по теме «Электрические явления»

Назовите приборы, включенные в электрическую цепь

Назовите приборы, включенные в электрическую цепь

Рис.2 1

Рис.2 1

Используя показания амперметра и вольтметра, рассчитайте сопротивление лампочки

Используя показания амперметра и вольтметра, рассчитайте сопротивление лампочки

Дано: Решение:

Дано: Решение:

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ▲

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ▲

Магнитное поле тока. Работа № 19

Магнитное поле тока. Работа № 19

Электромагниты. Работа № 20

Электромагниты. Работа № 20

Как определить направление магнитных линий внутри соленоида? ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5

Как определить направление магнитных линий внутри соленоида? ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5

Допишите фразы: Силой Лоренца называется ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________

Допишите фразы: Силой Лоренца называется ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________

Действие магнитного поля на проводник с током

Действие магнитного поля на проводник с током

Действие магнитного поля на рамку с током

Действие магнитного поля на рамку с током

На каком явлении основан принцип действия данного измерительного прибора? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4

На каком явлении основан принцип действия данного измерительного прибора? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4

Какие величины электромагнитной волны меняются при переходе из одной среды в другую?__________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие величины электромагнитной волны меняются при переходе из одной среды в другую?__________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На поверхность тонкого картона положили подковообразный и полосовые магниты так, как показано на рис

На поверхность тонкого картона положили подковообразный и полосовые магниты так, как показано на рис

Дополните рисунок.

Дополните рисунок.

В воде распространяется электромагнитная волна с периодом колебаний 0,0004 с

В воде распространяется электромагнитная волна с периодом колебаний 0,0004 с

ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ▲ Свет

ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ▲ Свет

Какие виды лучей существуют и в чем их отличие? ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ 3

Какие виды лучей существуют и в чем их отличие? ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ 3

Перемещайте на разные расстояния экран и линейку

Перемещайте на разные расстояния экран и линейку

Отражение света. Работа № 27

Отражение света. Работа № 27

На листе бумаги проведите карандашом линию по направлению падающего и отраженного световых лучей, а также вдоль поверхности зеркала

На листе бумаги проведите карандашом линию по направлению падающего и отраженного световых лучей, а также вдоль поверхности зеркала

Построение в плоском зеркале.

Построение в плоском зеркале.

А. Точка 1. Б. Точка 2

А. Точка 1. Б. Точка 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020