РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ФИЗИКЕ
___________________________________
9 КЛАСС
Пояснительная записка.
Пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся по курсу « Физика – 9». Структура пособия соответствует учебнику авторов С.В. Громова и Н.А. Родиной. Пособие также может быть использовано и при работе по другим учебникам.
Пособие содержит разнообразные задания – на воспроизведение знаний, на применение знаний в известной или измененной ситуации, на формирование интеллектуальных и экспериментальных умений, часть заданий требует творческого подхода, часть имеют связь с повседневной жизнью человека. Система заданий обеспечивает отработку нормативных требований к уровню подготовки учащихся и представляет возможность развития интереса к предмету. Также содержаться задания, которые можно использовать как для контроля знаний, так и для систематизации знаний по пройденному разделу.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
▲ Электризация тел и электрический заряд.
Работа №1. Допишите предложения.
Тело считают наэлектризованным ____________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Тела, имеющие заряды одинакового знака,______________________________________________
Тела, имеющие заряды разного знака,______________________________________________
Как будут взаимодействовать тела, изображенные на рисунке а,б,в? _______________________________________
___________________________________________________
|
Дополните рисунок, указав положения тел после взаимодействия.
▲ Электроскоп. Делимость электрического заряда.
Работа №2. Используя текст § 2, выполните задание.
1. Как называются приборы, изображенные на рисунке а, б? Как называют основные части этих приборов? Сделайте надписи рядом с рисунками.
2. Почему листочки или стрелки приборов откланяются?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
3. Допишите фразы:
Проводниками электричества являются вещества,_____
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Примеры проводников - ____________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Диэлектриками являются вещества _________________ _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
К диэлектрикам относятся:________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тело человека является _____________________________
Элементарным зарядом называют___________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▲ Строение атома.
Работа № 3.
1. Допишите предложения.
Электроном называют_____________________________ __________________________________________________________________________________________________
Атом состоит из ядра, заряженного ________________
и электронов, заряженных _________________________.
Электрон – частица, имеющая _____________________
электрический заряд.
Атом электрически нейтрален, так как ______________ __________________________________________________________________________________________________
Как образуется положительный ион ________________ __________________________________________________________________________________________________
и отрицательный ион _____________________________ __________________________________________________________________________________________________
2. На рисунке а, схематично показано образование положительного иона атома гелия. Дополните рисунок б – образование отрицательного иона атома гелия.
|
▲ Атомное ядро.
Работа № 4. На рисунках а, б, в изображены модели атомов водорода, гелия, лития.
1. Сделайте надписи на рисунках, указав ядро атома и электроны.
|
2. Запишите для каждого атома количество электронов, протонов, нейтронов.
У атома водорода _______________________________ _______________________________________________
У атома гелия __________________________________ _______________________________________________
У атома лития _________________________________
_______________________________________________
3. Пользуясь таблицей Менделеева, определите химический элемент, в атомном ядре которого:
7p+7n _______________
18p+22n______________
33p+42n_______________
84p+126n_______________
▲ Ядерные реакции.
Работа №5.
1. Допишите фразы.
Ядерными реакциями называются _________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ядерные реакции вызываются_____________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Реакции деления -________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Реакции синтеза - ________________________________
________________________________________________
_________________________________________________
2. Запишите схемы протекания ядерных реакций:
α – распад _________________________________
β – распад _________________________________
с образованием p ______________________________
3. Допишите реакцию:
10 1 7
5 В + 0 n → ? + 3 Li _______________________________
_______________________________________________
27 1 4
13 Al + 0 n → ? + 2 He ____________________________
_______________________________________________
▲ Электрическое поле.
Работа № 6.
1. Что называют электрическим полем?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите свойства электрического поля: _______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Изобразите электрическое поле графически:
|
Что используют для его изображения? _______________________________________________
4. Заряженная частица (q > 0), движется вдоль силовых линий электрического поля, в противоположную сторону. Укажите на рисунке направление скорости, ускорения и электрической силы, действующий на частицу. Как изменится её скорость?
|
▲ Электрический ток.
Работа № 7.
1. Что понимают под электрическим током? _________
______________________________________________________________________________________________
2. Для существования электрического тока необходимо выполнение определенных условий. Каких? _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Носителями электрического тока в металлах являются ______________________________________.
4.Поскольку электрические заряды в проводнике невидимы, то о его наличии мы судим по его действиям.
Какие действия производит электрический ток?
_______________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
▲ Источники тока. Электрическая цепь.
Работа № 8.
1. Источник тока - ___________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
2. Электрическую цепь образуют - _________________ ______________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
3. Какое направление в цепи выбирают за направление тока? ______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
3. В таблице приведены условные обозначения и элементы электрической цепи.
Найдите соответствие между элементом и условным обозначением.
Элемент электрической цепи. |
Условное обозначение. |
1. Гальванический элемент. 2. Пересечение проводов. 3. Ключ. 4. Лампа накаливания. 5. Электрический звонок. 6. Резистор. 7. Реостат.
|
|
▲ Сила тока.
Работа № 9.
1. Что называют силой тока? ______________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
2. Выберите верный ответ.
По какой из приведенных формул можно рассчитать силу тока?
А. ρ = m/ V В. I=q/t
Б. Q=qm Г. F=ρgh
Ниже приведены единицы измерения некоторых физических величин. Какая из них – единица сила тока?
А. Н В. С
Б. Кл Г. А.
|
3. На рисунке изображен измерительный прибор.
1. Как называется этот прибор? ________________________
2. Как этот прибор включается в цепь? __________________
______________________________________________________________________________________________________
3. Какова полярность включения прибора в цепь? _________
___________________________________________________
4. Используя рисунок, заполните таблицу.
Предел измерения Прибора. |
Цена деления. |
Показания прибора. |
Условное обозначение. |
|
нижний |
верхний |
|||
|
|
|
|
|
5. Используя показания амперметра, рассчитайте заряд, прошедший по проводнику за 3 минуты?
Дано:
Решение:
Ответ:__________________________________________.
▲ Электрическое напряжение.
Работа № 10.
1. Что понимают под электрическим напряжением?_______
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выберите верный ответ.
По какой из приведенных ниже формул можно рассчитать электрическое напряжение?
А. ρ = m/ V В. F=ρgh
Б. I=q/t Г. U=A/q
Ниже приведены единицы измерения некоторых физических величин. Какая из них – единица измерения электрического напряжения?
А. кг/м³ В. м
Б. Н Г. В
|
3. На рисунке изображен измерительный прибор.
1. Как называется этот прибор? ________________________
2. Как этот прибор включается в цепь? __________________
______________________________________________________________________________________________________
3. Какова полярность включения прибора в цепь? _________
_________________________________________________
4. Используя рисунок, заполните таблицу.
Предел измерения Прибора. |
Цена деления. |
Показания прибора. |
Условное обозначение. |
|
нижний |
верхний |
|||
|
|
|
|
|
5. Какую работу может совершить электрическое поле по перемещению заряда в 12 Кл, если показания вольтметра такие же, как на рисунке?
Дано: Решение:
________
Ответ:__________________________________________.
▲ Электрическое сопротивление. Резисторы.
Работа № 11.
1. Что называют сопротивлением? _____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Удельное сопротивление медного проводника равно 0,017(Ом·мм²)/м. Что это значит? ______________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выберите верный ответ.
По какой из приведенных ниже формул можно рассчитать электрическое сопротивление?
А. I=q/t В. U=A/q
Б. R=ρ ·(l /S) Г. ρ = m/V
Ниже приведены единицы измерения некоторых физических величин. Какая из них – единица измерения электрического сопротивления?
А. кг/м³ В. Ом
Б. Н Г. В
4. Что такое резистор? ________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В таблице приведены рисунки некоторых приборов.
Продолжите заполнение таблицы.
|
▲ Закон Ома.
Работа № 12.
1. Какие величины связывает закон Ома? _______________
___________________________________________________
2. Какова формулировка закона Ома для участка цепи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какова математическая запись закона?
|
где ___________________________________________
_____________________________________________
4. Как изменяется сила тока на участке цепи, при
неизменном сопротивление? ___________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
5. На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников – 1 и 2. Рассчитайте сопротивление каждого из проводников. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
|
|
▲ Последовательное соединение проводников.
Работа № 13.
1. Допишите предложение.
При последовательном соединении потребители включаются ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Заполните правую колонку таблицы.
ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ:
Сила тока. |
I = |
Напряжение. |
U = |
Сопротивление. |
R = |
3. На рисунке изображен участок электрической цепи.
Рассчитайте общее сопротивление цепи АВ.
А R1= 1 Ом R2 = 4 Ом В
Дано:
Решение:
Ответ:___________________________________________
Повторение:
1. На рисунке приведена схема электрической цепи, состоящей из источников тока, ключа, реостата, амперметра, вольтметра, резистора. Сделайте надписи на схеме, указав цифрами: 1- реостат, 2- вольтметр, 3- амперметр, 4- источник тока, 5- ключ, 6- резистор.
|
2. На рисунке изображена электрическая цепь.
1) Назовите включенные в электрическую цепь приборы:
1- ______________________ 3- _____________________
2- _____________________ 4- _______________________
|
2) Начертите схему этой цепи.
|
▲ Параллельное соединение проводников.
Работа № 14.
1. Допишите предложение.
При параллельном соединении потребители включаются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните правую колонку таблицы.
ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ:
Напряжение. |
U = |
Сила тока. |
I = |
Величина, обратная сопротивлению |
1/R = |
3. На рисунке изображена схема электрической цепи.
|
Рассчитайте общее сопротивление участка АВ.
Дано: Решение:
Ответ: ___________________________________________
Повторение:
|
На рисунке изображена электрическая цепь.
1) Назовите изображенные приборы.
1- ______________________ 3- _____________________
2- _____________________ 4 -______________________
3) Начертите схему этой электрической цепи.
|
▲ Работа и мощность тока.
Работа № 15.
1. От каких величин зависит работа тока? _____________
_________________________________________________
2. Напишите формулу расчета работы тока.
|
3. Как найти мощность тока? ________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На рисунке изображена электрическая цепь.
|
1) Используя показания прибора, рассчитайте работу электрического поля по перемещению зарядов в течении 3 минут.
Дано:
Решение:
Ответ: ________________________________________
2) Какова мощность электрической лампы? Сравните полученное вами значение мощности лампочки с номинальным значением, указанным на цоколе лампы.
Дано:
Решение:
Ответ: _________________________________________
▲ Тепловое действие тока.
Работа № 16.
1. Сформулируйте закон Джоуля – Ленца: ____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какова математическая запись закона?
|
где ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое количество теплоты выделяется за 20 мин при силе тока 0,4 А в проводнике сопротивлением 200 Ом?
Дано: Решение:
Ответ: ________________________________________
▲ Лампа накаливания.
Работа № 17.
1.Кем и когда была изобретена лампа накаливания? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. От чего зависит рабочее сопротивление лампы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как рассчитать рабочее сопротивление лампы накаливания?
|
4. На лампочке в прихожей написано 220 В, 40 Вт. Рассчитайте рабочее сопротивление данной лампы.
Дано : Решение:
Ответ: _________________________________________
Контроль знаний по теме «Электрические явления».
|
1. На рисунке изображены электрические цепи.
|
Рис.1
Рис.2
1) Назовите приборы, включенные в электрическую цепь.
Рис.1
1____________________________________________
2____________________________________________
3____________________________________________
4____________________________________________
5____________________________________________
6____________________________________________
7____________________________________________
Рис.2
1____________________________________________
2____________________________________________
3____________________________________________
4____________________________________________
5____________________________________________
6____________________________________________
2) Начертите схемы данных электрических цепей.
|
Рис.1
|
Рис.2
|
2. На рисунке изображена электрическая цепь.
1) Запишите показания амперметра и вольтметра с учетом цены деления. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Используя показания амперметра и вольтметра, рассчитайте сопротивление лампочки.
Дано
: Решение:
Ответ: ___________________________________
3. На рисунке приведены показания счетчиков электрической энергии за 30 дней. Рассчитайте стоимость электрической энергии за этот период. Стоимость 1 кВт-ч = 0,805 р/кВт-ч.
|
Дано: Решение:
Ответ: _______________________________________
4. Каково сопротивление показанной на рисунке цепи? Сопротивления резисторов R1 = R2 = 30 Ом, R3 = R4 = 60 Ом.
Дано:
Решение:
Ответ: ________________________________________
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
▲ Постоянные магниты.
Работа № 18.
1. Допишите фразы:
Постоянными магнитами называются_______________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У каждого постоянного магнита имеются два полюса:
______________________________________________________________________________________________________
2. Какими свойствами обладают постоянные магниты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3. Как будут взаимодействовать магниты, изображенные на рисунке? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▲ Магнитное поле тока.
Работа № 19.
1. Что является источником магнитного поля? ________
__________________________________________________________________________________________________
2. Как можно обнаружить факт существования магнитного поля? __________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С помощью чего изображают магнитное поле? _______
_________________________________________________
4. Сформулируйте первое правило правой руки: ________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Дополните рисунок.
|
На рисунке а, б, в, г указано направление электрического тока в проводнике. Используя цветной карандаш, изобразите направление магнитных линий магнитного поля для каждого случая.
▲ Электромагниты.
Работа № 20.
1. Допишите фразу.
Соленоидом называется _____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие способы усиления магнитного действия соленоида вы знаете?________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3. Какая из катушек обладает большим магнитным полем? Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как определить направление магнитных линий внутри соленоида? ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
5. На рисунке а изображен внешний вид катушки, а на рисунке б – ее условное обозначение. Используя карандаши разного цвета, на рисунке б укажите направление тока в катушке и направление магнитных линий магнитного поля.
▲ Действие магнитного поля на движущийся заряд.
Работа № 21.
1. Перечислите известные Вам источники магнитного поля.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Допишите фразы:
Силой Лоренца называется ___________________________
______________________________________________________________________________________________________
Направление силы Лоренца можно определить с помощью
___________________________________________________
3. Сформулируйте первое правило левой руки.
_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Повторение.
Перед электромагнитом 1 подвешен полосовой магнит 2.
Как будет вести себя полосовой магнит, если замкнуть цепь? Ответ обоснуйте. Дополните рисунок, указав направление тока в обмотке электромагнита и направление магнитного поля электромагнита.
|
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
▲ Действие магнитного поля на проводник с током.
Работа № 22.
1. Допишите фразу.
Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называется __________________________________
2. Как определить направление силы Ампера? ___________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3. На рисунке, а изображена установка по обнаружению силы, действующей на проводник с током. В каком направлении будет отклоняться проводник? Ответ обоснуйте. Дополните рисунок б, указав направление магнитного поля, тока в проводнике и силы, действующей на проводник с током.
__________________________________________________
___________________________________________________
▲ Действие магнитного поля на рамку с током.
Работа № 23.
1. Какое действие оказывает магнитное поле на рамку с током? _________________________________________
2. На рисунке изображена схема работы измерительного прибора.
|
Цифрами 1-7 указаны основные части измерительного прибора. Назовите их.
1- ______________________; 5-______________________;
2- _______________________;6- _____________________;
3- _______________________; 7- _____________________;
4- _______________________;
3.На каком явлении основан принцип действия данного измерительного прибора? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Определите направление отклонения стрелки при замыкании ключа. Дополните рисунок, указав направление магнитных линий магнитного поля, тока в обмотке катушки и силы, действующей на рамку с током.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▲ Электромагнитное поле.
Работа № 24.
1. Сформулируйте теорию Максвелла: __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что называют электромагнитными волнами? __________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как рассчитать скорость распространения волны и частоту?
4. Какие величины электромагнитной волны меняются при переходе из одной среды в другую?__________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контроль знаний по теме «Электромагнитные явления».
|
1. Как будут взаимодействовать магниты, изображенные на рисунке?
______________________________________________________________________________________________________
|
2.На поверхность тонкого картона положили подковообразный и полосовые магниты так, как показано на рис. а, б, в, г. Изобразите магнитные линии магнитных полей для каждого случая.
3. Какая из катушек обладает большим магнитным полем?
|
Ответ обоснуйте.
__________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дополните рисунок.
|
На рисунках а, б, в, г изображено направление магнитных линий магнитного поля. Используя цветной карандаш, укажите направление тока в проводниках.
5. В постоянное магнитное поле, направленное перпендикулярно листу тетради к вам, влетает положительно заряженная частица. Определите направление силы Лоренца. Ответ поясните рисунком.
|
6. В воде распространяется электромагнитная волна с периодом колебаний 0,0004 с. Чему равна частота электромагнитных колебаний? Какова длина волны?
Дано: Решение:
Ответ: __________________________________________
ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
▲ Свет.
Работа № 25.
1. Что такое свет? __________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Какие виды электромагнитных излучений Вы знаете? Перечислите: _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выберите верный ответ.
Из перечисленных ниже тел выберите тело, являющееся естественным источником света.
А. Телевизор. В. Луна.
Б. Зеркало. Г. Солнце.
4. Как называется раздел физики, изучающий световые явления? _________________________________________________
▲ Распространение света в однородной среде.
Работа № 26.
1. Что представляет собой луч света в физическом смысле? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие виды лучей существуют и в чем их отличие? ______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
3. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? ______________________________________________________________________________________________________
4. Выберите верный ответ.
Какое из названных ниже явлений объясняется прямолинейным распространением света?
А. Молния. Б. Блеск драгоценных камней.
В. Радуга. Г. Тень от дерева. Д. Полярное сияние.
5. Исследовательская работа.
Приборы и материалы: две одинаковые парафиновые свечи, экран, линейка, карандаш, спички.
|
1. Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50 – 60 см от экрана( белый лист бумаги). Посередине, между экраном и свечами, поместите вертикально линейку так, как показано на рисунке. Зажгите свечи. Дополните рисунок, показав на экране то, что у вас получилось. Укажите на рисунке область тени и полутени.
2.
Перемещайте на разные
расстояния экран и линейку.
Пронаблюдайте за изменением очертаний теней и полутеней. Запишите результаты своих
наблюдений. _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Между экраном поместите карандаш сначала вертикально, а затем горизонтально. Сделайте рисунок, изобразив то, что у вас на экране. Какая разница в формах теней и полутеней? Почему?
|
4.
Сделайте вывод об условиях
образования тени и полутени. Запишите вывод. _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▲ Отражение света.
Работа № 27.
1. Допишите фразы.
Углом падения называется __________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________,
а углом отражения – угол __________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Сформулируйте закон отражения света. _____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое свойство называют обратимостью световых лучей? ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выберите верный ответ.
Угол падения светового луча равен 30°. Угол отражения светового луча равен:
а) 0° б) 30° в) 60° г) 90° д) 120°
5. Исследовательская работа.
Изучение отражения в плоском зеркале.
Приборы и материалы: плоское зеркало, лист чистой бумаги, экран со щелью, транспортир, карандаш, свеча или лазерная указка, спички.
1. Расположите приборы так, как показано на рисунке.
2. Зажгите свечу. С помощью экрана со щелью выделите узкий пучок света. Направьте узкий пучок света на плоское зеркало.
|
3. На листе бумаги проведите карандашом линию по направлению падающего и отраженного световых лучей, а также вдоль поверхности зеркала. В точку падения луча восстановите перпендикуляр. На листе бумаги укажите падающий, отраженный лучи, перпендикуляр, плоскость зеркала, угол падения, угол отражения.
4. Измерьте транспортиром угол падения и угол отражения.
5. Измените положение зеркала. Повторите пункты с 2 по 4. И так не менее трех раз.
6. Результаты измерений занесите в таблицу.
Опыт, № |
Угол падения. |
Угол отражения. |
Сравнение углов. |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
Вывод по результатам работы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▲ Построение в плоском зеркале.
Работа № 28.
1. Какое зеркало называется плоским? ________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Как называется предмет, который мы видим в зеркале?
_________________________________________________
3. Чем отличается зеркальное отражение от диффузного?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Постройте изображение данного предмета и охарактеризуйте полученное изображение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выберите верный ответ.
Какая из точек – 1, 2, 3, 4 или 5, показанных на рисунке, является изображением точки S в плоском зеркале?
|
А. Точка 1. Б. Точка 2. В. Точка 3. Г. Точка 4. Д. Точка 5.
▲ Преломление света.
Работа № 29.
1. Допишите выражение.
Преломлением света называется____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
и объясняется оно ________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какой угол называют углом преломления? Как он обозначается? ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните пропуски в тексте, используя слова:
преломление, угол падения, угол преломления.
При переходе света из воздуха в воду или стекло _______
__________________________ всегда меньше __________
_________________________________________________
|
4. На каком из рисунков – А, Б, В, Г или Д – правильно показано преломление света?
5. Достройте недостающие лучи. Укажите углы и сравните угол падения с углом преломления.
стекло воздух.
▲ Линзы.
Работа № 30.
1. Что называют линзой? ____________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие линзы различают?
Линзы
______________ __________________
|
3. Обозначьте на рисунке цифрой 1 рассеивающую линзу, а цифрой 2 – собирающую линзу. Нарисуй соответственно указанным цифрам их условное обозначение.
4. На рисунке обозначьте оптическую ось – 1, главный фокус – 2, оптический центр – 3, двойной фокус – 4.
▲ Построение изображений, даваемых линзой.
Работа № 31.
1. Сколько и какие лучи необходимо провести для построения изображения точки? _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Постройте изображение предмета АВ, даваемое рассеивающей линзой L. Дайте характеристику полученному изображению.
|
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выберите верный ответ.
На экране необходимо получить увеличенное изображение свечи (смотрите рисунок). Как это можно сделать?
а) с помощью бинокля.
б) с помощью микроскопа.
в) с помощью собирающей линзы.
|
▲ Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.
Работа № 32.
1. Подчеркните части оптической системы глаза:
Сетчатка, роговица, радужная оболочка, хрусталик, стекловидное тело, сосудистая оболочка.
2. Выберите правильный ответ.
На сетчатке глаза изображение:
А) увеличенное, прямое, действительное;
Б) уменьшенное, перевернутое, действительное;
В) уменьшенное, прямое, мнимое;
Г) увеличенное, перевернутое, мнимое.
3. Заполните пропуски в тексте, используя слова:
за сетчаткой, на сетчатке, перед сетчаткой.
В нормальном глазу изображение получается __________
_________________________________________________
В
дальнозорком глазу изображение получается ________
_________________________________________________
В близоруком глазу изображение получается __________
_________________________________________________
Контроль знаний по теме « Оптические явления».
1. Предмет находится от плоского зеркала на расстоянии 20 см. На каком расстоянии от предмета окажется его изображение, если предмет отодвинуть на 10 см от зеркала? Ответ поясните рисунком.
|
2. Постройте изображение предмета в плоском зеркале.
3. Достройте недостающие лучи, укажите углы. Сравните угол падения и угол преломления луча.
Стекло.
Воздух.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Постройте изображение предмета, даваемое линзой.
|
Построение выполните на рисунках а, б, в.
5. У одной линзы фокусное расстояние равно 0,2 м, у другой – 0,5 м. Какая из них обладает большей оптической силой?
Дано: Решение:
Ответ: ______________________________________
6. Заполните пропуски.
На каком из рисунков – а, б, в или г – правильно показано исправление близорукости, дальнозоркости?
Исправление близорукости показано на рисунке _______
Исправление дальнозоркости показано на рисунке _____
|
ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
▲ Гравитационное взаимодействие и гравитационное поле.
Работа № 33.
1. Какое взаимодействие называют гравитационным?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Гравитационное взаимодействие осуществляется посредством особого вида материи, называемого _______________________________________________
3. В чем отличие между электрическим и гравитационным зарядами? _______________________
__________________________________________________________________________________________________
4. Чему равен гравитационный заряд, мальчика, масса которого равна 23 кг. __________________________
__________________________________________________________________________________________________
▲ Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.
Работа № 34.
1. Сформулируйте закон всемирного тяготения. ________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какова математическая запись закона?
|
3. Каков физический смысл гравитационной постоянной?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как обозначается гравитационная постоянная и какую единицу измерения имеет? _______________________
__________________________________________________________________________________________________
5. Чему равна сила гравитационного притяжения между двумя одинаковыми шарами в момент столкновения? Масса каждого шара 200 г, диаметр 4 см.
Дано: Решение:
Ответ: ____________________________________
▲ Сила тяжести.
Работа № 35.
1. Сила, с которой земля притягивает к себе тела, называется _______________________________________
2. По какой формуле следует находить силу тяжести, если тело находиться вблизи поверхности Земли?
|
3. Как изменится гравитационное поле Земли, если увеличить расстояние над поверхностью Земли?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На какой высоте сила тяжести, действующая на тело массой 5 кг, будет равна 39,7 Н? Радиус Земли 6400 км,
24
а масса 6 · 10 кг.
Дано: Решение:
Ответ: ____________________________________________
▲ Свободное падение.
Работа № 36.
1. Что называют свободным падением? _________________
______________________________________________________________________________________________________
2. Сформулируйте обобщающий закон Галилея. __________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Докажите математически обобщающий закон Галилея.
|
6
4. Космический корабль поднялся на высоту 2,6 · 10 м. Какое ускорение свободного падения зафиксируют его приборы?
Дано: Решение:
Ответ: __________________________________________
▲ О движении бросаемых тел.
Работа № 37.
1. Как определить время полета тела брошенного горизонтально?
|
2. Какая пуля упадет на землю раньше: вылетевшая при выстреле из горизонтально расположенного ружья или случайно оброненная с той же высоты в момент выстрела ружья? ________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как рассчитать дальность полета тела брошенного горизонтально?
|
4. От чего зависит дальность полета тела, брошенного а) в горизонтальном положении : ______________________
___________________________________________________
б) под углом к горизонту: _____________________________
___________________________________________________
5. По какой траектории движется тело, брошенное в горизонтальном направлении? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▲ Движение искусственных спутников.
Работа № 38.
1. Какую скорость называют первой космической? ________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как направлена скорость и ускорение спутника, движущегося по круговой орбите? _____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какую скорость называют второй космической? Чему она равна? _____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
4. Найдите первую космическую скорость для Венеры, если
24 6
масса равна 4,88 · 10 кг, а средний радиус планеты
6,10 ·10м
Дано: Решение:
Ответ: _________________________________________
▲ Перегрузки и невесомость.
Работа № 39.
1. Что называют перегрузкой? _________________________
______________________________________________________________________________________________________
2.Как рассчитать вес космонавта при разгоне ракеты?
|
3. Перегрузку характеризуют отношением ускорения ракеты - а к ускорению свободного падения g, которое называется _______________________________________
и обозначается ____________________________________
4. Что такое невесомость? __________________________
__________________________________________________________________________________________________
5. Чему равен вес летчика – космонавта массой 70 кг при старте ракеты с поверхности земли с ускорением 15 м/с².
Дано: Решение:
Ответ: _________________________________________
▲ Гравитация и Вселенная.
Работа № 40.
1. Сформулируйте закон Хаббла и запишите его математически. _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
2. Чему равна постоянная Хаббла? В чем ее физический смысл?
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
С какой скоростью удаляются друг от друга две
галактики, находящиеся на расстоянии 20 Мпк друг от друга?
Дано: Решение:
Ответ: _____________________________________
Контроль знаний по теме « Гравитационные явления».
1. С какой силой Луна притягивает к себе тело массой 5кг, находящееся на высоте, равной радиусу Луны?
23 6
Масса Луны 7,35 ∙ 10 кг и радиус Луны 1,737 ∙ 10 м.
Дано: Решение:
Ответ: _________________________________________
2. Чему равен вес космонавта массой 70 кг в ракете, стартующей с ускорением 20 м/с².
Дано: Решение:
Ответ: ______________________________________
3. Камень упал с высоты 10 м. Сколько времени длилось падение камня? С какой скоростью он ударился о землю?
Дано: Решение:
Ответ: ______________________________________
4. Спутник движется по круговой орбите на высоте
700 км над Землей. Чему равна скорость спутника?
24
Масса Земли 6 ∙ 10 кг, а радиус 6400 км.
Дано: Решение:
Ответ: ______________________________________
Содержание:
1. Электрические явления ----------------------- 2
2. Электромагнитные явления ------------------ 31
3. Оптические явления --------------------------- 43
4. Гравитационные явления --------------------- 57
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.