МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГБОУ СПО СК ТЕХНИКУМ
"СТАВРОПОЛЬСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА"
Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ
11 класс
201___ - 201___ учебный год
Глава 2. Информационные
системы и базы данных
Задание 1. Поясните термины.
БД-_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:___________________________________________________________________________________________________________________________
Информационная система - __________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________БД - имеет табличную форму организации.
Первичный ключ - __________________________________________________
__________________________________________________________________
Тип поля - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Например: 1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
5.__________________________________
Поле - ________________________________________
Запись - _______________________________________
Логическое выражение - _____________________________________________
__________________________________________________________________Логическое умножение (___)- ________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Логическое сложение (_______) - _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицание (____) - ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполни таблицу истинности.
А |
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Пусть а, в, с- логические величины, которые имеют следующие значения: а=истина, в=ложь, с=истина. Определите результаты вычислений:
1. а и в =___________________________________________________________
2. не а или в =______________________________________________________
3. а и в или с =______________________________________________________
4. а или в и с =______________________________________________________
5. не а или в и с =___________________________________________________
6. (а или в) и (с или в) = ______________________________________________
7. не (а или в) и (с или в) =____________________________________________
8. не ( а и в и с) =____________________________________________________
9. не а и не в или с = _________________________________________________
10. а или в и не с и а =_______________________________________________
Задание 4. Решите логические выражения, расставьте порядок действий. Решение представить в виде таблицы.
1) (А и неВ)или(В или неА)
А |
В |
неА |
неВ |
А и неВ |
В или неА |
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) (А или неВ)и(В и неА)
А |
В |
неА |
неВ |
А или неВ |
В и неА |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3) неА и неС или А и В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4) А и С и В или неА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5) С или В и А и неВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6) А и С или неВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7) (А или В) и не( А или неС) или А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8) (С или В) и не( А или неС) или С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5. Дана таблица БД "Абитуриент":
ФИО |
пол |
дата рождения |
факультет |
школа |
курсы |
Лыкова О.П. |
М |
11.09.81 |
Физический |
122 |
Да |
Семенов О.Г. |
М |
17.05.82 |
Химический |
44 |
Нет |
Городилова Е.Ю. |
Ж |
23.04.80 |
Химический |
2 |
Да |
Захарова И.П. |
Ж |
10.01.81 |
Биологический |
44 |
Нет |
Радченко А.И. |
М |
30.03.82 |
Математический |
6 |
Да |
Горохов О.М. |
М |
11.01.81 |
Математический |
9 |
Да |
Семенова Т.Е. |
Ж |
15.06.82 |
Химический |
122 |
Нет |
1. Какие записи БД "Абитуриент" удовлетворяют следующим условиям поиска:
а) факультет = "химический";
б) дата рождения > 01.01.82;
в) школа< 40?
2. Сформируйте условия поиска, при использовании которого будут отобраны сведения об абитуриентах Лыковой О.П., Городиловой Е.Ю., Захаровой И.П., Горохове О.М.
3. Запишите условия поиска, с помощью которых будут отобраны:
а) все абитуриенты, кроме выпускников школы 44,
б) абитуриенты, окончившие подготовительные курсы,
в) девушки -абитуриенты,
г) абитуриенты родившиеся не раньше 1 июня 1981 года.
Ответ: _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест
1. База данных - это:
А. совокупность данных, организованных по определенным правилам;
Б. совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;
В. интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
Г. определенная совокупность информации.
2. Наиболее распространенными в практике являются:
А. распределенные базы данных;
Б. иерархические базы данных;
В. сетевые базы данных;
Г. реляционные базы данных.
3. Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
А. неупорядоченное множество данных;
Б. вектор;
В. генеалогическое дерево;
Г. двумерная таблица.
4. Что из перечисленного не является объектом Access:
А. модули;
Б. таблицы;
В. макросы;
Г. ключи;
Д. формы;
Е. отчеты;
Ж. запросы
5. Почему при закрытии таблицы программа Access не предлагает выполнить сохранение внесенных данных:
А. недоработка программы;
Б. потому что данные сохраняются сразу после ввода в таблицу;
В. потому что данные сохраняются только после закрытия всей базы данных.
6. В каких элементах таблицы хранятся данные базы:
А. в полях;
Б. в строках;
В. в столбцах;
Г. в записях;
Д. в ячейках.
Глава 3. Интернет.
Задание 1. Построй график.
Как ты оцениваешь сферы применения Интернет по 10 бальной шкале.
10 ----
9 ----
8 ----
7 ----
6 ----
5 ----
4 ----
3 ----
2 ----
1 ----
0
Просмотр новостей |
Игры |
Обучение |
Пересылка фото, файлов |
Поиск информации |
Электронная почта |
Развлечение |
Погода |
Задание 2. Поясните термины:
Интернет - WWW - (Word Wide Web - Всемирная паутина)-_______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________Сайт - _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Провайдер - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Например:________________________________________________________
Гипертекст - _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Гиперссылка - ______________________________________________________
__________________________________________________________________Браузер - __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Например:_________________________________________________________
Сервер - __________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Web-страница - ___________________________________________________
Киберпространство - _______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу «Добро и зло Интернета»:
Положительные стороны Интернета |
Отрицательные стороны Интернета |
1. |
1. |
|
|
2. |
2. |
|
|
3. |
3. |
|
|
4. |
4. |
|
|
5. |
5. |
|
|
Вывод:-__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Определите топологию сетей, представленных в таблице, и запишите ее под рисунком.
________________________
+
+
-
-
Пример:
|
________________________
+
+
+
-
-
Пример:
|
________________________
+
-
-
Пример:
|
Задание 5. Реши задачу.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1024000 бит/c. Передача файла через данное соединение заняла 5 секунд. Определите размер файла в Кбайт. На сколько больше размер файла, если он будет передаваться 10 секунд.
Задание 6. Заполните таблицу для составления сложных запросов при поиске информации в Интернете.
Синтаксис |
Что означает оператор |
Пример запроса |
пробел или & |
логическое И (в пределах предложения) |
|
&& |
логическое И (в пределах документа) |
|
| |
логическое ИЛИ |
|
+ |
обязательное наличие слова в найденном документе (работает также в применении к стоп-словам) |
|
" " |
поиск фразы |
|
( ) |
группирование слов |
(паскаль && информатика) (проект && программа) |
Задание 7. Запишите преимущества электронной почты перед бумажной:
1) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________________
4) _________________________________________________________________________Задание 8. Заполните таблицу:
Доменное имя |
Страна или характер организации |
.ru |
Россия |
.ua |
|
.kz |
|
.jp |
|
.fr |
|
.com |
|
.edu |
|
.mil |
|
.gov |
|
.org |
|
Задание 9. Даны фрагменты адресов файлов. Запишите полные адреса файлов в сети Интернет.
А) Файл htm.net, находится на сервере com.edu, доступ к нему осуществляется по протоколу ftp.
Фрагменты: |
/ |
com |
.edu |
:// |
.net |
htm |
ftp |
Ответ: |
|
Б) Файл rock.mp3, находится на сервере music.com, доступ к нему осуществляется по протоколу http.
Фрагменты: |
http |
/ |
rock |
.com |
:// |
music |
.mp3 |
Ответ: |
|
В) Файл smile.gif, находится на сервере pic.ru, доступ к нему осуществляется по протоколу ftp.
Фрагменты: |
smile |
.ru |
ftp |
/ |
.gif |
:// |
pic |
Ответ: |
|
Г) (придумай сам) Файл __________________, находится на сервере ______________, доступ к нему осуществляется по протоколу ____________.
Фрагменты: |
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: |
|
Задание 10. Заполните таблицу:
№ п/п |
Термин |
Расшифровка |
Перевод |
Пояснение |
1. |
|
Electronic Mail |
Электронная почта |
Услуга Интернета, электронная почта – средство обмена сообщениями, напоминающее работу обычной почты, но значительно превосходящее ее по скорости доставки сообщений. |
2. |
FTP
|
|
|
|
3. |
Host
|
|
|
|
4. |
HTML
|
|
|
|
5. |
HTTP
|
|
|
|
6. |
Internet
|
|
|
|
7. |
IP
|
|
|
|
8. |
Login
|
|
|
|
Задание 11. Запишите правила общения в сети:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
Задание 12. Составьте рекомендации по защите компьютеров от вирусов:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
6) ___________________________________________________________________________
7) ___________________________________________________________________________
8) ___________________________________________________________________________
9) ___________________________________________________________________________
10) ________________________________________________________________________
Задание 13. Перечислите наиболее известные антивирусные программы:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
Задание 14. Перечислите наиболее распространенные преступления в сфере компьютерной деятельности:
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
Задание 1. Поясните термины.
Моделирование - ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Моделирование - ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Модель - __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Формализация - ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект - __________________________________________________________
__________________________________________________________________Например:_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Математическая модель- ____________________________________________
__________________________________________________________________
Компьютерная математическая модель - _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Выпишите свойства которые присущи объекту моделирования:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
Задание 3.Заполните схему "Место моделирование в деятельности человека".
Задание 4. Заполните схему классификации модели по области использования.
Например:
Информационное моделирование Компьютерное моделирование
Математическое моделирование Математико-картографическое моделирование
Молекулярное моделирование Цифровое моделирование
Логическое моделирование Педагогическое моделирование
Психологическое моделирование Статистическое моделирование
Структурное моделирование Физическое моделирование
Экономико-математическое моделирование Имитационное моделирование
Эволюционное моделирование Графическое и геометрическое моделирование
Натурное моделирование
Задание 5. Заполните схему общих свойств моделей.
Общие свойства моделей |
|||
|
|
|
|
Задание 6. Установите соответствие.
Граф ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
|
Таблица ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
|
Диаграмма ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
|
График ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Задание 7. В чем отличие ориентированного и неориентированного графа?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Задание 8. Составь родословное дерево потомков Владимира Мономаха.
Потомки Владимира Мономаха: Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (год смерти - 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав(1170), у Мстислава сын Роман (1205), у Романа - Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго - сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212).
Задание 9. Построй в виде графа множество геометрических фигур.
Геометрический объект, линия, плоская фигура, объемное тело, прямая, ломаная, кривая, круг, трапеция, эллипс, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, шар, конус, призма, пирамида.
Задание 10. Построй деревья для следующих арифметических выражений:
а) 7-3*5+20/4; б) 6*4+7*(9-1); в) (2+8)*(4+6)*7.
|
|
|
г) 10+(3*2-4)/2 д) 2*3*5*(3+4+7)/6 е) 11/3 -(2+4)*(34+2)
|
|
|
Задание 11. Запишите арифметические выражения, соответствующие следующим деревьям:
а)
Ответ:______________________
б)
Ответ:___________________
в) Придумай сам
Ответ:______________________
г) Придумай сам
Ответ:______________________
Задание 12. Решите задачу.
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
A |
- |
3 |
|
|
|
|
B |
3 |
- |
7 |
4 |
7 |
|
C |
|
7 |
- |
|
5 |
|
D |
|
4 |
|
- |
2 |
|
E |
|
7 |
5 |
2 |
- |
3 |
F |
|
|
|
|
3 |
- |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что
передвигаться можно только по построенным дорогам).
1. 11
2. 12
3. 13
4. 18
Задание 13. Решите задачу.
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
A |
- |
4 |
|
|
|
|
B |
4 |
- |
5 |
3 |
5 |
|
C |
|
5 |
- |
|
6 |
|
D |
|
3 |
|
- |
3 |
|
E |
|
5 |
6 |
3 |
- |
3 |
F |
|
|
|
|
3 |
- |
Определите длину кратчайшего пути между
пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным
дорогам).
Ответ:___________________________________________________________
Глава 5. Социальная информатика.
Задание 1. Поясните термины.
Социальная информатика - ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Система счисления - ________________________________________________
__________________________________________________________________
ЭВМ первого поколения - ____________________________________________
__________________________________________________________________
ЭВМ второго поколения - ____________________________________________
__________________________________________________________________
ЭВМ третьего поколения - ___________________________________________
__________________________________________________________________
ЭВМ четвертого поколения - _________________________________________
__________________________________________________________________
ЭВМ пятого поколения - _____________________________________________
__________________________________________________________________
Информационные ресурсы - __________________________________________
__________________________________________________________________
Информационное общество - _________________________________________
__________________________________________________________________
Информатизация - __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаки информационного общества:
· _____________________________________________________
· _____________________________________________________
· _____________________________________________________
· _____________________________________________________
· _____________________________________________________
· _____________________________________________________
· ____________________________________________________
Культ знаний - _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационная культура - _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ответьте на вопросы:
На чем раньше люди хранили информацию?
__________________________________________________________________
Какая машина была предшественником ЭВМ?
__________________________________________________________________
Какие операции умела выполнять машина Паскаля?
__________________________________________________________________
В чем суть аналитической машины Бэббиджа?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Ниже представлены имена ученых и их портреты. Установите соответствие.
Лейбниц Леонардо да Внчи фон Нейман Паскаль Бэббидж
Норберт Виннер Лебедев
Задание 4. Заполните схему.
Задание 5. Перечислите некоторые виды компьютерных преступлений.
1. __________________________________________________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Что для вас этикет в электронной почте?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Установите соответствие.
Задание 8. Заполните схему.
Задание 9. Как уберечься от компьютерных вирусов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.