АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЛТИЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
на 1 полугодие
по ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования
для специальностей:
• «09.02.06 Сетевое и системное администрирование»,
• «09.02.07 Информационные системы и программирование»,
• «10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»
г. Калининград 2022 г.
Рабочая тетрадь разработана по дисциплине «ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования» для студентов АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЛТИЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ» обучающихся по специальностям «09.02.06 Сетевое и системное администрирование», «09.02.07 Информационные системы и программирование», «10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»
Необходимые знания студента, для выполнения заданий в рабочей тетради:
Учебное пособие Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах. стр. 18-33 Общий порядок создания программы на С++. Что нужно установить на компьютере, чтобы создавать программы на С++. Какие программы правильные и какие программы неправильные. Первая программа на языке С++. Из чего состоит программа. Самая короткая программа. Функция main(). Самая простая программа на языке С++.
Учебное пособие:
Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах. Практика и только практика., СПб.: Наука и Техника, 2019. - 288с., ил.
Сборник задач:
Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию 2-е изд., перераб.
И доп. – СПб.:БВХ-Петербург, 2007-240с.: ил.
Разработчик: Дорофеева Е.Е. – преподаватель АНО ПО «БИТ»
Содержание
Тема 1. Оператор присваивания....................................................................... 5
Тема 2. Линейные программы.......................................................................... 7
Тема 3. Оператор выбора................................................................................. 9
Тема 4. Оператор цикла................................................................................. 15
Необходимый для изучения материал:
(учебное пособие Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах. стр. 33-
68)
Темы: Использование переменных. Оператор объявления. Инициализация переменной. Оператор присваивания. Базовые типы данных С++. Константы и литералы. Приведение типов. Операторы в языке С++. Что такое оператор и что такое операнд. Арифметические операторы С++. Логические операторы. Операторы сравнивания. Основные правила написания программ на С++. Алфавит языка С++. Правила именования переменных и пользовательских функций. Использование больших и маленьких букв. Управляющие последовательности. Указание точки с запятой после операторов. Использование комментариев. Строковые значения, использование двойных кавычек. Составной оператор, использование фигурных скобок. Указание пространства имен. Или что означается std::cout.
№ п/п |
Задачи |
1. |
Составить программу вывода на экран числа, вводимого с клавиатуры. Выводимому числу должно предшествовать сообщение "Вы ввели число". |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
Построенная блоксхема |
|
2. |
Составить программу вывода на экран в одну строку трех любых чисел с двумя пробелами между ними. |
Построенная блоксхема |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
3. |
Вывести на экран числа 5, 10 и 21 одно под другим. |
Построенная блоксхема |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
4. |
Составить программу вывода на экран "столбиком" четырех любых чисел. |
Построенная блоксхема |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
5. |
Указать значение величины s после выполнения следующих операторов присваивания:
|
Построенные блоксхемы |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
6. |
Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных метров в нем. |
Построенная блоксхема |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
7. |
С начала суток прошло n секунд. Определить: а) сколько полных часов прошло с начала суток; б) сколько полных минут прошло с начала очередного часа; в) сколько полных секунд прошло с начала очередной минуты. |
Построенные блоксхемы |
|
Листинг программ ( код + скриншот) |
|
8. |
Дано двузначное число. Найти: а) число десятков в нем; б) число единиц в нем; в) сумму его цифр; г) произведение его цифр. |
Построенные блоксхемы |
|
Листинг программ ( код + скриншот) |
|
Необходимый для изучения материал:
Темы: Основные понятия алгоритмизации. Понятие алгоритмов. Свойства алгоритмов. Формы записи алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Разработка блок-схемы линейного, разветвленного и циклического алгоритма. Структура программы на языке программирования С++. Назначение языка. Типы данных. Переменные и константы, объявление переменных и констант. Инициализация переменных. Операции и выражения. Подключение библиотеки <math.h>
1.1. Формулы
Вычислить значения по следующим формулам при действительных значениях всех переменных.
№ п/п |
Формула |
Листинг программы ( код + скриншот) |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
Необходимый для изучения материал:
(учебное пособие Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах. стр. 70-
81)
Темы: Условный оператор. Условный оператор if. Логика работы оператора if. Вложенные условные операторы. Оператор множественного выбора switch. Логика работы оператора switch.
№ п/п |
Задачи (тема оператор switch) |
1. |
Написать программу, которая по номеру дня недели (целому числу от 1 до 7) выдает в качестве результата количество уроков в вашем классе в этот день. |
Построенная блок-схема |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
|
|
2. |
Написать программу, позволяющую по последней цифре числа определить последнюю цифру его квадрата. |
Построенная блок-схема |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
|
|
3. |
Составить программу, которая по заданным году и номеру месяца т определяет количество дней в этом месяце. |
Построенная блок-схема |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
4. |
Для каждой введенной цифры (0 — 9) вывести соответствующее ей название на английском языке (0 — zero, 1 — one, 2 — two,... ). |
Построенная блок-схема |
|
Листинг программы ( код |
|
+ скриншот) |
|
5. |
Составить программу, которая по данному числу (1— 12) выводит название соответствующего ему месяца. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
6. |
Составить программу, позволяющую получить словесное описание школьных отметок (1 — «плохо», 2 — «неудовлетворительно», 3 — «удовлетворительно», 4 — «хорошо», 5 — «отлично»). |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
7. |
Пусть элементами круга являются радиус (первый элемент), диаметр (второй элемент) и длина окружности (третий элемент). Составить программу, которая по номеру элемента запрашивала бы его соответствующее значение и вычисляла бы площадь круга. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
8. |
Пусть элементами прямоугольного равнобедренного треугольника являются: 1) катет а; 2) гипотенуза b; 3) высота h, опущенная из вершины прямого угла на гипотенузу; 4) площадь S. Составить программу, которая по заданному номеру и значению соответствующего элемента вычисляла бы значение всех остальных элементов треугольника. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
9. |
Написать программу, которая по номеру месяца выдает название следующего за ним месяца (при т = 1 получаем февраль, 4 — май и т.д.).
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
10. |
Написать программу, которая бы по введенному номеру времени года (1 — зима, 2 — весна, 3 — лето, 4 — |
|
осень) выдавала соответствующие этому времени года месяцы, количество дней в каждом из месяцев.
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
11. |
В старояпонском календаре был принят 12-летний цикл. Годы внутри цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки и свиньи. Написать программу, которая вводит номер некоторого года и печатает его название по старояпонскому календарю. (Справка: 1996 г. — год Крысы — начало очередного цикла.)
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
№ п/п |
Задача (тема условный оператор) |
1. |
Рассчитать значение у при заданном значении х:
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
2. |
Определить, в какую из областей — I или II — попадает точка с заданными координатами. Для простоты принять, что точка не попадает на границу областей.
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
3. |
Для функций, заданных графически, определить значение у при заданном значении х.
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
4. |
Известны два расстояния: одно в километрах, другое — в футах (1 фут 0,305 м). Какое из расстояний меньше? |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
5. |
Вычислить значение логического выражения при следующих значениях логических величин А, В и С: А = Истина, В = Ложь, С = Ложь: а) А или В; б) А и В; в) В или С. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
6. |
Вычислить значение логического выражения при следующих значениях логи-ческих величин X, Y и Z: X = Ложь, Y = Истина, Z = Ложь: а) X и не (Z или Y) или не Z; б) не X или X и (Y или Z); в) (X или Y и не Z) и Z. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
7. |
Вычислить значение логического выражения: |
№ п/п |
Задача (тема Целочисленная арифметика и условный оператор) |
1. |
Дано натуральное число. Определить: а) является ли оно четным; б) оканчивается ли оно цифрой 7. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
2. |
Дано двузначное число. Определить: а) кратна ли трем сумма его цифр; б) кратна ли сумма его цифр числу а. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
3. |
Дано трехзначное число. Выяснить, является ли оно палиндромом ("перевер-тышем" пример: 030, 838 и т.д.), т. е. таким числом, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
4. |
Дано трехзначное число. Определить: а) является ли сумма его цифр двузначным числом; б) является ли произведение его цифр трехзначным числом; в) больше ли числа а произведение его цифр; г) кратна ли пяти сумма его цифр; д) кратна ли сумма его цифр числу а. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
№п/п |
Задачи ( на тему Использование сложных условий) |
1. |
Проверить, принадлежит ли число, введенное с клавиатуры, интервалу (–5, 3). |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
Необходимый для изучения материал:
(учебное пособие Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах. стр. 82-
81)
Темы: Оператор цикла. Цикл for. Цикл while. Цикл do while/
№ п/п |
Задача (тема оператор цикла for) |
1. |
Написать программу которая выводит на экран Ваше имя 10 раз. |
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
2. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
3. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
4. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
5. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
6. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
№ п/п |
Задача (тема оператор цикла do while, while) |
1. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
2. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
3. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
4. |
|
Листинг программы ( код + скриншот) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.