РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования

  • Работа в классе
  • Рабочие тетради
  • pdf
  • 21.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования для специальностей: • «09.02.06 Сетевое и системное администрирование», • «09.02.07 Информационные системы и программирование», • «10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»
Иконка файла материала Рабочая тетрадь Основы алгоритмизации и программирования.pdf

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЛТИЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

на 1 полугодие

по ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования

для специальностей:

      «09.02.06 Сетевое и системное администрирование»,

      «09.02.07 Информационные системы и программирование», 

      «10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Калининград 2022 г.

 

Рабочая тетрадь разработана по дисциплине «ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования» для студентов АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЛТИЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ» обучающихся по специальностям «09.02.06 Сетевое и системное администрирование», «09.02.07 Информационные системы и программирование», «10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»

Необходимые знания студента, для выполнения заданий в рабочей тетради:

Учебное пособие Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах. стр. 18-33 Общий порядок создания программы на С++.  Что нужно установить на компьютере, чтобы создавать программы на С++. Какие программы правильные и какие программы неправильные. Первая программа на языке С++. Из чего состоит программа. Самая короткая программа. Функция main(). Самая простая программа на языке С++.

 

 

Учебное пособие:

Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах. Практика и только практика.,  СПб.: Наука и Техника, 2019. - 288с., ил.

Сборник задач:

Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию 2-е изд., перераб.

И доп. – СПб.:БВХ-Петербург, 2007-240с.: ил. 

 

 

Разработчик: Дорофеева Е.Е. – преподаватель АНО ПО «БИТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Тема 1. Оператор присваивания....................................................................... 5

Тема 2. Линейные программы.......................................................................... 7

Тема 3. Оператор выбора................................................................................. 9

Тема 4. Оператор цикла................................................................................. 15

 

Тема 1. Оператор присваивания

Необходимый для изучения материал: 

(учебное пособие Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах. стр. 33-

68)

Темы: Использование переменных. Оператор объявления. Инициализация переменной. Оператор присваивания. Базовые типы данных С++. Константы и литералы. Приведение типов. Операторы в языке С++. Что такое оператор и что такое операнд. Арифметические операторы С++. Логические операторы. Операторы сравнивания. Основные правила написания программ на С++. Алфавит языка С++. Правила именования переменных и пользовательских функций. Использование больших и маленьких букв. Управляющие последовательности. Указание точки с запятой после операторов. Использование комментариев. Строковые значения, использование двойных кавычек. Составной оператор, использование фигурных скобок. Указание пространства имен. Или что означается std::cout.

 

п/п

Задачи

1.  

Составить программу вывода на экран числа, вводимого с клавиатуры. Выводимому числу должно предшествовать сообщение "Вы ввели число".

Листинг программы ( код + скриншот)

 

Построенная блоксхема

 

2.  

Составить программу вывода на экран в одну строку трех любых чисел с двумя пробелами между ними.

Построенная блоксхема

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

3.  

Вывести на экран числа 5, 10 и 21 одно под другим.

Построенная блоксхема

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

4.  

Составить программу вывода на экран "столбиком" четырех любых чисел.

 

Построенная блоксхема

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

5.  

Указать значение величины s после выполнения следующих операторов присваивания:

 

Построенные блоксхемы

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

6.  

Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных метров в нем.

Построенная блоксхема

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

7.  

С начала суток прошло n секунд. Определить:

а) сколько полных часов прошло с начала суток;

б) сколько полных минут прошло с начала очередного часа;

в) сколько полных секунд прошло с начала очередной минуты.

Построенные блоксхемы

 

Листинг программ ( код + скриншот)

 

8.  

Дано двузначное число. Найти: а) число десятков в нем;

б) число единиц в нем;

в) сумму его цифр;

г) произведение его цифр.

Построенные блоксхемы

 

Листинг программ

( код + скриншот)

 

Тема 2. Линейные программы

Необходимый для изучения материал: 

Темы: Основные понятия алгоритмизации. Понятие алгоритмов. Свойства алгоритмов. Формы записи алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Разработка блок-схемы линейного, разветвленного и циклического алгоритма. Структура программы на языке программирования С++. Назначение языка. Типы данных. Переменные и константы, объявление переменных и констант. Инициализация переменных. Операции и выражения. Подключение библиотеки <math.h>

1.1. Формулы 

Вычислить значения по следующим формулам при действительных значениях всех переменных.

п/п

Формула

Листинг программы ( код + скриншот)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

14

 

 

15

 

 

16

 

 

17

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Оператор выбора

Необходимый для изучения материал:

(учебное пособие Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах.  стр. 70-

81)

Темы: Условный оператор. Условный оператор if. Логика работы оператора if. Вложенные условные операторы. Оператор множественного выбора switch. Логика работы оператора switch.

п/п

Задачи (тема оператор switch)

1.  

 Написать программу, которая по номеру дня недели (целому числу от 1 до 7) выдает в качестве результата количество уроков в вашем классе в этот день.

Построенная блок-схема

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

 

 

2.  

Написать программу, позволяющую по последней цифре числа определить последнюю цифру его квадрата.

Построенная блок-схема

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

 

 

3.  

Составить программу, которая по заданным году и номеру месяца т определяет количество дней в этом месяце.

Построенная блок-схема

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

4.  

Для каждой введенной цифры (0 — 9) вывести соответствующее ей название на английском языке (0 — zero, 1 — one, 2 — two,... ).

Построенная блок-схема

 

Листинг программы ( код

 

 

+ скриншот)

 

5.  

Составить программу, которая по данному числу (1— 12) выводит название соответствующего ему месяца.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

6.  

Составить программу, позволяющую получить словесное описание школьных отметок (1 — «плохо», 2 — «неудовлетворительно», 3 — «удовлетворительно», 4 — «хорошо», 5 — «отлично»).

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

7.  

Пусть элементами круга являются радиус (первый элемент), диаметр (второй элемент) и длина окружности (третий элемент). Составить программу, которая по номеру элемента запрашивала бы его соответствующее значение и вычисляла бы площадь круга.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

8.  

Пусть элементами прямоугольного равнобедренного треугольника являются: 

1)                катет а; 

2)                гипотенуза b; 

3)                высота h, опущенная из вершины прямого угла на гипотенузу;

4)                площадь S.

Составить программу, которая по заданному номеру и значению соответствующего элемента вычисляла бы значение всех остальных элементов треугольника.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

9.  

Написать программу, которая по номеру месяца выдает название следующего за ним месяца (при т = 1 получаем февраль, 4 — май и т.д.).

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

10.

Написать программу, которая бы по введенному номеру времени года (1 — зима, 2 — весна, 3 — лето, 4 —

 

осень) выдавала соответствующие этому времени года месяцы, количество дней в каждом из месяцев.

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

11.

В старояпонском календаре был принят 12-летний цикл. Годы внутри цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки и свиньи. Написать программу, которая вводит номер некоторого года и печатает его название по старояпонскому календарю. (Справка: 1996 г. — год Крысы — начало очередного цикла.)

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

 

 

п/п

Задача (тема условный оператор)

1.  

Рассчитать значение у при заданном значении х:

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

2.  

Определить, в какую из областей — I или II — попадает точка с заданными координатами. Для простоты принять, что точка не попадает на границу областей.

                                 

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

3.  

Для функций, заданных графически, определить значение у при заданном значении х.

 

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

4.  

Известны два расстояния: одно в километрах, другое — в футах

(1 фут 0,305 м). Какое из расстояний меньше?

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

5.  

Вычислить значение логического выражения при следующих значениях логических величин А, В и С: А = Истина, В = Ложь, С = Ложь:

а) А или В; б) А и В; в) В или С.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

6.  

Вычислить значение     логического        выражения при следующих значениях логи-ческих величин X, Y и Z: X = Ложь, Y = Истина, Z = Ложь:

а) X и не (Z или Y) или не Z;

б) не X или X и (Y или Z);

в) (X или Y и не Z) и Z.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

7.  

Вычислить значение логического выражения:

 

№ п/п

Задача (тема Целочисленная арифметика и условный оператор)

1.  

Дано натуральное число. Определить: а) является ли оно четным;

б) оканчивается ли оно цифрой 7.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

2.  

Дано двузначное число. Определить: а) кратна ли трем сумма его цифр;

б) кратна ли сумма его цифр числу а.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

3.  

Дано трехзначное число. Выяснить, является ли оно палиндромом ("перевер-тышем" пример: 030, 838 и т.д.), т. е. таким числом, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

4.  

Дано трехзначное число. Определить:

а) является ли сумма его цифр двузначным числом;

б) является ли произведение его цифр трехзначным числом;

в) больше ли числа а произведение его цифр;

г) кратна ли пяти сумма его цифр;

д) кратна ли сумма его цифр числу а.

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

 

№п/п

 Задачи ( на тему Использование сложных условий)

1.  

Проверить, принадлежит ли число, введенное с клавиатуры, интервалу (–5, 3).

Листинг

программы ( код + скриншот)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Оператор цикла

Необходимый для изучения материал:

(учебное пособие Орленко П.А., Евдокимов П.В. С++ на примерах.  стр. 82-

81)

Темы: Оператор цикла. Цикл for. Цикл while. Цикл do while/

п/п

Задача (тема оператор цикла for)

1.  

Написать программу которая выводит на экран Ваше имя 10 раз.

Листинг программы ( код + скриншот)

 

2.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

3.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

4.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

5.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

6.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

 

п/п

Задача (тема оператор цикла do while, while)

1.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

2.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

3.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)

 

4.  

 

Листинг программы ( код + скриншот)