«Россия – наша Родина»
Задание 1. Разгадай кроссворд.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||||
1. Как называют все население страны? 2. Столица России. 3. Глава государства. 4. Один из символов государства 5. Кто является главой государства на сегодняшний день? 6. Один из символов государства. |
Какое слово получилось в центре? Что оно означает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Разгадай ребусы и объясни значение получившихся слов.
ОД Р1А
Р
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Разгадай и объясни пословицы.
Ордина тамь – меуй ее затащьщи. ____________________________________ __________________________________________________________________
Ордная тросона - тамь, чаяжу – мчиаха. ________________________________ __________________________________________________________________
Задание 4. Кроссворд наоборот. Напиши вопросы к кроссворду.
|
|
|
|
Р |
о |
д |
и |
н |
а |
|
н |
а |
р |
О |
д |
|
|
|
|
|
р |
у |
с |
С |
к |
и |
й |
|
|
|
|
|
|
С |
т |
р |
а |
н |
а |
|
|
|
г |
И |
м |
н |
|
|
|
а |
р |
м |
и |
Я |
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Что такое светская этика»
Задание 1. Разгадай ребус. Объясни смысл получившегося слова.
Задание 2. Прочитай притчу и ответь на вопросы.
Притча о доброте и вежливости
Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.
(По материалам журнала «Человек без границ».)
· Какой совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.
· Какой главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?
«Культура и мораль»
Задание 1.
Как ты понимаешь эти слова?
Задание 2.
«Особенности морали»
Задание 1. Выбери нормы морали.
Задание 2.
Что значит это слово?
3. Кроссворд наоборот. Составь вопросы к кроссворду
|
|
Н |
О |
Р |
М |
А |
|
|
|
А |
Р |
И |
С |
Т |
О |
Т |
Е |
Л |
Ь |
|
|
Д |
О |
Б |
Р |
О |
|
|
|
|
Э |
Т |
И |
К |
А |
|
|
|
|
П |
Р |
А |
В |
И |
Л |
А |
|
|
|
|
|
К |
У |
Л |
Ь |
Т |
У |
Р |
А |
«Добро и зло»
Задание 1. Разгадай ребус и объясни значение получившихся слов
Д=Л
Задание 2. Ответь на вопрос да или нет и обведи нужную букву.
Продолжи фразу: «Добрый человек …» |
Да |
нет |
Делает что-то полезное для людей |
м |
н |
Делает домашнее задание за кого-то |
е |
о |
Ждёт, когда его позовут на помощь |
в |
л |
Переводит старушку через дорогу |
о |
р |
Становится добрым по приказу папы |
н |
д |
Бывает добрым на какое-то время |
о |
е |
Помогает за награду |
о |
ц |
Какое слово получилось? ____________________________________________
Задание 3. Собери пословицу и объясни ее.
Не, худого, доброго, не, от, бегай, делай. _______________________________
__________________________________________________________________
Слово, приятно, и, доброе, кошке_____________________________________ __________________________________________________________________
Задание 4. Кроссворд наоборот. Составь вопросы к кроссворду
|
|
|
|
Д |
О |
Б |
Р |
Ы |
Й |
|
Д |
О |
Б |
Р |
О |
Т |
А |
|
|
|
|
|
|
Д |
О |
Б |
Р |
О |
Т |
Н |
Ы |
Й |
|
Д |
О |
Б |
Р |
Е |
Н |
Ь |
К |
И |
Й |
|
|
О |
Д |
О |
Б |
Р |
Е |
Н |
Ы |
Й |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Как ты понимаешь выражения:
Добрый молодец___________________________________________________
Доброе сердце_____________________________________________________
На добром слове ___________________________________________________
С добрыми намерениями ____________________________________________
«Добродетель и порок»
Задание 1. Разгадай слова и из выделенных букв составь слово. Что оно обозначает?
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|||||
8 |
|
|
|
|
|
||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Страна, где родился, живёт человек.
2. Честность, неспособность к «низким» поступкам. Всё положительное, хорошее, полезное.
3. Всё положительное, хорошее, полезное.
4. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле.
5. Чувство самоуважения.
6. Отношения, основанные на взаимопонимании, доверии, привязанности, общности интересов.
7. Установленный, принятый порядок поведения.
8. Наука о морали и системе норм и правил поведения.
9. Соблюдение правил приличия в отношениях с другими людьми.
10. Что-то плохое, приносящее боль.
11. Добросовестность, прямота, правдивость.
Задание 2. Вставь слово.
Какая добродетель находится между двумя пороками?
- расточительность - ___________________________- скупость,
- вредность - ______________________________ - угодничество,
- безрассудная отвага - _________________________ - трусость
Задание 3. Разгадай ребусы и объясни значение получившихся слов.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
,
_________________________________________________________________
Задание 4. Продолжи афоризмы.
Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и __________.(Цецерон)
Три пути есть у человека чтобы разумно поступать: первый, самый благородный - размышление, второй самый легкий – подражание, третий самый горький - ____________. (Конфуций)
Задание 5. Филворд. Найди 7 добродетелей.
А |
о |
д |
б |
э |
я |
г |
б |
д |
р |
у |
ж |
е |
л |
ю |
б |
и |
е |
е |
н |
о |
л |
ы |
н |
г |
о |
щ |
е |
д |
р |
о |
с |
т |
ь |
в |
а |
р |
е |
н |
ь |
п |
е |
н |
ш |
в |
е |
у |
л |
ь |
д |
р |
у |
м |
у |
ж |
е |
с |
т |
в |
о |
д |
а |
й |
в |
е |
ж |
л |
и |
в |
о |
с |
т |
ь |
к |
о |
р |
а |
в |
ы |
у |
м |
а |
о |
л |
д |
ж |
е |
т |
р |
у |
д |
о |
л |
ю |
б |
и |
е |
о |
р |
к |
з |
в |
е |
н |
о |
т |
в |
е |
т |
с |
т |
в |
е |
н |
н |
о |
с |
т |
ь |
е |
д |
о |
р |
а |
б |
о |
т |
о |
с |
п |
о |
с |
о |
б |
н |
о |
с |
т |
ь |
я |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Свобода и моральный выбор»
Задание 1. Разгадай кроссворд. Собрав из букв слова.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Осветсь, жавеуени, быров, бужедееин, серомилдие, бородат, базота.
Какое слово получилось в центре? Как вы его понимаете?
Задание 2. Разгадай ребусы и объясни значение получившихся слов.
______________________________________________________________
Задание 3. Объясни пословицы.
Как аукнется, так и откликнется. ______________________________________
Что посеешь, то и пожнёшь. __________________________________________
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. _______________________ __________________________________________________________________
Задание 4. Найди лишнее в определении понятия «моральный выбор» - это:
- выбор между разными способами поведения
- между нормами, которым следует человек
- между различными идеалами, к которым он стремится
- выбор дышать или не дышать
- выбор между добром и злом.
Почему это утверждение лишнее?
«Свобод и ответственность»
Задание 1. Прочитай высказывания известных людей. С кем из них ты согласен или не согласен? Отметь («+» - согласен, «-« - не согласен) и объясни свою точку зрения.
Для свободных - все высоты достигаемы. (Максим Горький)
Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся. (Бернард Шоу)
Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)
Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится. (Демокрит)
Задание 2. Объясни смысл выражений.
Что хочу, то и ворочу. __________________________________________
Что посеешь, то пожнешь. _____________________________________
Мы в ответе за тех, кого приручили. _____________________________
«Моральный долг»
Задание 1. Прочитай отрывок из повести А.Гайдара «Тимур и его команда».
«Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. Ругая беспечных возчиков, которые свалили дрова, как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу. Но эта работа была ей не под силу. Откашливаясь, она села на ступеньку, отдышалась, взяла лейку и пошла в огород. Во дворе остался теперь только трехлетний братишка Нюрки - человек, как видно, энергичный и трудолюбивый, потому что едва бабка скрылась, как он поднял палку и начал колотить ею по скамье и по перевернутому кверху дном корыту.
Тогда Сима Симаков, только что охотившийся за беглой козой, которая скакала по кустам и оврагам не хуже индийского тигра, одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем ворвался во двор.
Он сунул малышу в рот горсть земляники, всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу.
Сам Сима Симаков понесся кругом вдоль забора, чтобы задержать на это время бабку в огороде. Остановившись у забора, возле того места, где к нему вплотную примыкали вишни и яблони, Сима заглянул в щелку.
Бабка набрала в подол огурцов и собиралась идти во двор.
Сима Симаков тихонько постучал по доскам забора.
Бабка насторожилась. Тогда Сима поднял палку и начал ею шевелить ветви яблони.
Бабке тотчас же показалось, что кто-то тихонько лезет через забор за яблоками. Она высыпала огурцы на межу, выдернула большой пук крапивы, подкралась и притаилась у забора.
Сима Симаков опять заглянул в щель, но бабки теперь он не увидел. Обеспокоенный, он подпрыгнул, схватился за край забора и осторожно стал подтягиваться. Но в то же время бабка с торжествующим криком выскочила из своей засады и ловко стегнула Симу Симакова по рукам крапивой. Размахивая обожженными руками, Сима помчался к воротам, откуда уже выбегала закончившая свою работу четверка.
Во дворе опять остался только один малыш. Он поднял с земли щепку, положил ее на край поленницы, потом поволок туда же кусок бересты.
За этим занятием и застала его вернувшаяся из огорода бабка. Вытаращив глаза, она остановилась перед аккуратно сложенной поленницей и спросила:
- Это кто же тут без меня работает? Малыш, укладывая бересту в поленницу, важно ответил:
- А ты, бабушка, не видишь - это я работаю.»
Можно ли этот поступок ребят назвать выполнением морального долга? Обоснуй свой ответ.
«Справедливость»
Задание 1. Закончи пословицы и объясни их смысл:
Любишь кататься ___________________________________.
Что посеешь, то _____________________________________.
Не рой яму другому, ___________________________________.
Задание 2. Разгадай ребусы. Как ты понимаешь их смысл?
«Альтруизм и эгоизм»
Задание 1. Кроссворд наоборот. Составь вопросы к кроссворду. Объясни ключевое слово.
Задание 2. Прочитай притчу. Чему она учит?
Задание 3. Кто в сказках альтруист, а кто эгоист. Приведи свои примеры.
«Что значит быть моральным»
Задание 1. Вставь пропущенное слово.
Добро и зло проявляется в ___________________ людей.
Добродетель – это _______________ выбор наилучшего поведения.
Быть моральным – это значит _____________________.
Примером морального поведения в обществе может быть____________ _______________________________________________________________
Задание 2. Подпиши героем «Д» - добродетельный и «П» -порочный.
«Дружба»
Задание 1. Разгадай ребусы и объясни получившуюся пословицу
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Собери и объясни пословицы.
Поддакивает, друг, а, враг спорит. ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Задание 3. Соедини начало и конец пословиц. Как ты понимаешь их смысл.
Старый друг |
|
в беде |
|
|
|
На вкус на цвет |
|
лучше новых двух |
|
|
|
Не имей сто рублей, |
|
товарища нет |
|
|
|
Друзья познаются |
|
что дерево без корней |
|
|
|
Сам погибай, |
|
а имей сто друзей |
|
|
|
Человек без друзей, |
|
а товарища выручай. |
Задание 4. Попробуй восстановить пословицы, в которых перепутаны концовки.
Задание 5. Чтобы узнать последние слова в каждой пословице, необходимо отгадать ребусы.
Задание 6. Вставьте в клетки кроссворда слова, пропущенные в пословицах и поговорках. Подсказкой послужат буквы, вставленные в сетку кроссворда по алфавиту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.