Формирование метапредметных умений на уроках географии
Оценка 5

Формирование метапредметных умений на уроках географии

Оценка 5
docx
09.08.2021
Формирование метапредметных умений на уроках географии
Вьюкова.docx


Вьюкова Валентина Николаевна
учитель географии МОУ
Школа №3 города Дебальцево

 

               Формирование метапредметных умений на уроках географии

 

Достается недешево

счастье трудных дорог!

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

все земные труды.

Сделать людям хорошее

должен  в жизни и ты.

 

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития.

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, которой сама еще не знает. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать развивающий потенциал общего среднего образования.

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.

Основные виды учебных действий – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д.. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ.

Практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке.

Готовность понять связи между практическим знанием и теорией в повседневной деятельности, систематизировать и создавать новые знания на основе своего практического опыта, быть интерпретатором академических знаний- вот цель метапредметности при изучении географии.

В своей работе использую исследовательские технологии, которые  развивают такие  способности учащихся: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение давать определения понятиям; способности к анализу, синтезу, сравнению; гибкость и оригинальность ума; чувствительность к противоречиям и другие – все то, что ребятам пригодится в жизни.

Например, задания на развитие памяти, воображения, умение представлять карту. Как будет выглядеть местность, описанная А .С. Пушкиным в стихотворении «Деревня» на топографической карте?

Задание. 1. Прочитайте стихотворение\

                2. Какие объекты ландшафта описал автор в стихотворении?

                 3. Изобразите местность, описанную поэтом при помощи топографических условных знаков.

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладной и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарника шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дивные и мельницы крылаты…

ИЛИ

Задание на группировку объектов. Обобщающий урок по теме «Африка».

1.       Проведите группировку слов;

2.       В каждой группе не менее 2 слов;

3.       Дай заголовок каждой группе;

4.       Чем больше групп, тем выше оценка;

5.       Какое слово лишнее?

6.       Объясните, по какому принципу выделяете группы.

 

Намиб, Гондвана, баобаб, Нигер, Асуан, гепард, окапи, Танганьика, Ливингстон, пигмей, папирус, Атлас, туарег, вельвичия, Килиманджаро, Кого, Чад, оазис, леопард, Виктория, жираф, зулус, Сомали,  Ахаггар, бушмен, пирамиды, Оранжевая, бизон, орхидея, саванна, Сахара.

Считаю, что подобные задания  позволяют развивать предметные, универсальные компетентности обучающихся.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

                                                       Список использованной литературы

·         Методика обучения географии в школе. Л.М. Панчешникова. М.: Просвещение; Учебная литература, 2007г.

·         Метапредметный подход как ядро образования. М.: Институт опережающих исследований, 2010г.


 

·        

Вьюкова Валентина Николаевна учитель географии

Вьюкова Валентина Николаевна учитель географии

Например, задания на развитие памяти, воображения, умение представлять карту

Например, задания на развитие памяти, воображения, умение представлять карту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2021