МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж
имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»
Управленческая психология
Рабочая тетрадь
для студентов заочной формы обучения
Специальность__________________
_______________________________
_______________________________
Группа_________________________
ФИО студента__________________
Преподаватель: Кочеткова Л..В.
г.Сасово 20___
Оглавление
Практическое занятие №1…………………………………………………………………………….3
Практическое занятие №2…………………………………………………………………………….10
Практическое занятие №3…………………………………………………………………………….18
Перечень вопросов к дифференцированному зачету……………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………………………………30
Практическое занятие №1
Тема: Структура личности с точки зрения теорий личностных черт и личностных факторов.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий по структуре личности человека, рассматривая ее характеристики.
Задание №1
1. Закончите определение:
Личность – это _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Представьте схематически структуру личности человека.
Выполнение задания:
Задание №2
1. Закончите определение:
Темперамент – это____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Найдите правильный ответ (обвести в кружечек цифру, соответствующую правильному ответу):
Сангвиник характеризуется:
1. медлителен и не возмутим, в работе уравновешен, вдумчив и пунктуален;
2. в работе энергичен, обладает быстрой речью, долго не утомляется;
3. относительно легко переживает неудачи;
4. легкоранимый человек; говорит тихо, легко смущается.
Меланхолик характеризуется:
1. живой человек, быстро реагирует на изменения окружающей среды;
2. способен глубоко и искренне переживать даже незначительные неудачи;
3. в качестве сотрудника лучше справится с работой, требующих стереотипных действий;
4. такие работники не обладают способностями быть лидером, руководителем.
Флегматик характеризуется:
1. медлителен и не возмутим, в работе уравновешен, вдумчив и пунктуален;
2. такой сотрудник будет трудно «переключаться» на новые виды деятельности;
3. критические замечания такому сотруднику лучше делать наедине;
4. излишняя поспешность и склонность к нервным срывам.
Холерик характеризуется:
1. неспособен к долгому сосредоточению, обладает относительной невнимательностью;
2. склонный к сильным эмоциональным переживаниям и резким сменам настроения;
3. много и громко говорит, способен к самостоятельному преодолению трудностей;
4. предпочитает не демонстрировать окружающим свои душевные состояния.
Задание №3
Тест А. Белова «Определение типа темперамента»
Инструкция:
Против каждого утверждения поставьте знак «+» (если оно правильно описывает Ваши особенности) или «-» (если оно не соответствует Вам).
Тип темперамента и утверждения |
Знак «+» или «-» |
Сангвиник |
|
1. Вы веселы и жизнерадостны. |
|
2. Энергичны и деловиты. |
|
3. Часто не доводите начатое дело до конца. |
|
4. Склонны переоценивать себя. |
|
5. Способны быстро схватывать новое. |
|
6. Неустойчивы в интересах. |
|
7. Легко переживаете неудачи и неприятности. |
|
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам. |
|
9. С увлечением беретесь за любимое новое дело. |
|
10. Быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать. |
|
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую. |
|
12. Тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой. |
|
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми. |
|
14. Выносливы и работоспособны. |
|
15. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой. |
|
16. Сохраняете самообладание в новой сложной обстановке. |
|
17. У Вас всегда бодрое настроение. |
|
18. Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь. |
|
19. Часто не собраны, проявляете поспешность в решении. |
|
20. Иногда склонны к поверхностным решениям, часто отвлекаетесь. |
|
Холерик |
|
1. Вы неусидчивы, суетливы. |
|
2. Несдержанны, вспыльчивы. |
|
3. Нетерпеливы. |
|
4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми. |
|
5. Решительны и инициативны. |
|
6. Упрямы. |
|
7. Находчивы в споре. |
|
8. Работаете рывками. |
|
9. Склонны к риску. |
|
10. Незлопямятны и необидчивы. |
|
11. Обладаете громкой, страстной речью и сбивчивой интонацией. |
|
12. Неуравновешенны и склонны к горячности. |
|
13. Агрессивный забияка. |
|
14. Нетерпимы к недостаткам. |
|
15. Обладаете выразительной мимикой. |
|
16. Способны быстро решать и действовать. |
|
17. Неустанно стремитесь к новому. |
|
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями. |
|
19. Настойчивы в достижении поставленной цели. |
|
20. Склонны к резким сменам настроения. |
|
Флегматик |
|
1. Вы спокойны и хладнокровны. |
|
2. Последовательны и обстоятельны в делах. |
|
3. Осторожны, рассудительны. |
|
4. Умеете ждать. |
|
5. Молчите и не любите попусту разговаривать. |
|
6. Обладаете спокойной, равномерной речью с остановкой, без резко выраженных эмоций, жестикуляций, мимики. |
|
7. Сдержаны и терпеливы. |
|
8. Доводите начатое дело до конца. |
|
9. Не растрачиваете попусту сил. |
|
10. Строго придерживаетесь выбранному распорядку жизни, системы в работе. |
|
11. Легко сдерживаете порывы. |
|
12. Мало восприимчивы к одобрению и порицанию. |
|
13. Незлобны, проявляете снисходительность в отношении к колкостям в свой адрес. |
|
14. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое. |
|
15. Постоянны в своих интересах и отношениях. |
|
16. Ровны в отношениях со всеми. |
|
17. Любите аккуратность и порядок во всем. |
|
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. |
|
19. Инертны, малоподвижны, вялы. |
|
20. Обладаете выдержкой. |
|
Меланхолик |
|
1. Стеснительны. |
|
2. Теряетесь в новой обстановке. |
|
3. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми. |
|
4. Не верите в свои силы. |
|
5. Легко переносите одиночество. |
|
6. Чувствуете подавленность, неуверенность при неудачах. |
|
7. Склонны уходить в себя. |
|
8. Быстро утомляетесь. |
|
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота. |
|
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. |
|
11. Впечатлительны до слезливости. |
|
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию. |
|
13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. |
|
14. Склонны к подозрительности и мнительности. |
|
15. Болезненно чувствительны и легко ранимы. |
|
16. Чрезмерно обидчивы. |
|
17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. |
|
18. Малоактивны и робки. |
|
19. Безропотно покорны. |
|
20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих. |
|
Оценка результата:
Подсчитайте количество «+» и «-» по каждому типу темперамента и общее количество по четырем типам.
Далее рассчитайте процентные соотношения по каждому типу темперамента по формулам:
С = ; М = ;
Х = ; Ф = ;
Выводы:
до 19% - слабо выраженные черты определенного типа темперамента;
30-39% – ярко выраженные черты того или иного типа темперамента;
40% и выше – этот тип темперамента является для Вас основным.
Сделайте вывод на основе полученных данных:____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4
Тест «Художник - Мыслитель» (какой тип мышления у вас преобладает?)
Инструкция:
Ответьте на следующие вопросы, пользуясь 11-бальной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время вы и не счастливый оптимист, то в Вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
Утверждения |
Баллы |
1. У меня преобладает хорошее настроение. |
|
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад. |
|
3. Прослушав мелодию несколько раз, я могу правильно воспроизвести ее. |
|
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. |
|
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. |
|
6. Мне трудно дается математика. |
|
7. Я легко запоминаю незнакомые лица. |
|
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор. |
|
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. |
|
10. У меня преобладает плохое настроение. |
|
Оценка результата:
Подсчитайте сумму баллов по каждому типу по формулам:
Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»);
П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)
Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у Вас преобладает логический тип мышления.
Если у Вас (П) больше (Л), то Вы человек художественного склада. Если (Л) больше (П) на 5 и менее баллов, то средний.
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание №5
Тест на определение силы воли человека.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, осуществления действия, преодоления препятствий.
Воля является действенной стороной сознания человека, т.е. таким качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на практическую. К основным волевым качествам можно отнести целеустремленность, настойчивость, самообладание, инициативность, исполнительность.
Итак, воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Инструкция:
Вам предлагается внимательно прочитать приведенные ниже вопросы и постараться ответить на них максимально объективно. В случае согласия с содержанием вопроса ставится «да», сомнения, неуверенности – «не знаю» (или «бывает», «случается»), несогласия – «нет».
Вопросы |
Ответы |
1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам не интересна? Позволяет ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней? |
|
2. Сможете ли Вы преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти не дежурство в выходной день)? |
|
3. Когда Вы попадаете в конфликтную ситуацию – на работе или в быту, - в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью? |
|
4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны? |
|
5. Найдете ли Вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером? |
|
6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? |
|
7. Быстро ли Вы отвечаете на письма? |
|
8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или помещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения? |
|
9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендуют врачи? |
|
10. Сдерживаете ли Вы обещание, даже если его выполнение принесет Вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли Вы человеком слова? |
|
11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город? |
|
12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел? |
|
13. Вы не одобряете библиотечных задолжников? |
|
14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это? |
|
15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова оппонента? |
|
Ключ к тесту:
Ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» (или «бывает», «случается») – в 1 балл; «нет» - в 0 баллов.
Общее количество баллов - _______________________
От 0 до 12 баллов – с силой воли дела обстоят у Вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то повредит Вам. К обстоятельствам нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается высказыванием: «Мне что, больше всех нужно?» Любые просьбы, обязанности Вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, может быть, это поможет Вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, Вы только выиграете.
От 13 до 21 балла – сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите «Обходной» путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обстоятельства на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к Вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
От 22 до 30 баллов – с силой воли у Вас все в порядке. На вас можно положиться, Вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни дела, которые иных пугают. Но иногда Ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающих. Сила воли – это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие №2
Тема: Исследование личностных качеств человека, необходимых для эффективной командной работы в современных организациях.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий на исследование личностных качеств человека, необходимых для эффективной командной работы в современных организациях (определение уровня своей самооценки, рациональное принятие решения в команде, групповые роли).
Задание №1
1. Закончите определение:
Команда – это ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Расположите в правильной последовательности стадии формирования команды: формирование и построение команды; подготовка; содействие в работе; создание рабочих мест.
1. ___________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________________
3. Перечислите преимущества работы в команде: _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2
Определите уровень своей самооценки.
Исследование самооценки:
Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, надежность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, решительность, рассудочность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность.
Приступаем к определению уровня своей самооценки.
Разделим лист на две части:
«Мой идеал» «Антиидеал»
Внимательно прочитайте слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера), и составьте два ряда слов по 10-20 в каждом.
В столбец «Мой идеал» поместите слова, которые характеризуют Ваш идеал, во второй – слова, которыми идеал обладать не должен.
Из первого («положительного») и второго («отрицательного») ряда выберите те черты, которыми Вы, как Вам кажется, обладаете. При этом выбор надо произвести по системе «да - нет»: есть ли эта черта у Вас или нет независимо от степени ее выраженности.
Выполнение задания:
«Мой идеал» |
«Антиидеал» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Черты характера, которыми Вы обладаете:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обработка результатов и выводы:
Число положительных черт, которые Вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбе «Мой идеал».
Если результат:
0,4 – 0,6 – нормальная самооценка;
0,7 – 1,0 – завышенная;
0 – 0,3 – заниженная.
Число отрицательных черт, которые Вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбе «Антиидеал».
Если результат:
0,4 – 0,6 – нормальная самооценка;
0,7 – 1,0 – заниженная;
0 – 0,3 – завышенная.
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3
Принимаете ли Вы решение рационально или на основе интуиции?
Укажите, насколько характерны для Вас образцы поведения, которые приведены в данном тесте. Для этого обведите соответствующую цифру на шкале:
5 – данное поведение очень характерно для меня;
4 – довольно характерны;
3 – затрудняюсь сказать, характерно или нет;
2 – не очень характерно;
1 – такое поведение совершенно мне не свойственно.
Характерно ли для Вас данное поведение? |
Оценка |
|
1 |
Покупая новый прибор или бытовую технику, я не тороплюсь читать инструкцию, а стараюсь разобраться с ними сам. Инструкцию можно прочитать, если возникнут какие-либо затруднения. |
5 4 3 2 1 |
2 |
Посторонние считают, что у меня на столе беспорядок, но я всегда знаю, где что лежит. |
5 4 3 2 1 |
3 |
В отношениях с людьми я больше полагаюсь на ощущения, которые у меня возникают в процессе общения, чем на слова, которые сказаны. |
5 4 3 2 1 |
4 |
Для меня более привычно трудиться, не определяя четкого плана работы на день. |
5 4 3 2 1 |
5 |
Если я расхожусь с другими людьми относительно путей решения возникающих проблем, то, принимая решение, больше полагаюсь не на чужое, а на собственное мнение. |
5 4 3 2 1 |
6 |
Если я не знаю, как добраться до нужного места в незнакомом городе, меня это никогда не смущает. |
5 4 3 2 1 |
7 |
Я люблю трудные ситуации, которые позволяют мне испытать свои интеллектуальные способности. |
5 4 3 2 1 |
8 |
Однообразная и монотонная работа для меня является самым тяжелым испытанием. |
5 4 3 2 1 |
9 |
Мне всегда интересно узнать мнение специалиста по тому или иному вопросу, но, принимая решение, я не всегда следую ему. |
5 4 3 2 1 |
10 |
Я считаю, что люди будут реже попадать в неприятные ситуации, если станут больше доверять своим предчувствиям. |
5 4 3 2 1 |
11 |
Я верю в удачу и, принимая решение, часто полагаюсь на волю случая. |
5 4 3 2 1 |
12 |
Меня трудно обвинить в излишней дотошности и (или) педантичности. |
5 4 3 2 1 |
Подсчитайте набранные Вами баллы:_____________________________________
Оценка результатов:
Сумма 60 – 48 баллов свидетельствует о высокой склонности к принятию интуитивных решений.
Сумма 47 – 25 баллов говорит о среднем уровне развития интуиции. Это компенсируется стремлением к рациональной оценке в тех случаях, когда Вы сталкиваетесь с определенными трудностями и преградами при подготовке и реализации решений.
Сумма менее 25 баллов констатирует склонность к рациональному поведению, к тому, чтобы действовать наверняка, не полагаясь на интуицию.
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4
Тест «Групповые роли»
Инструкция:
В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по Вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно либо распределить между несколькими утверждениями, либо в редких случаях все 10 баллов можно отдать какому-то одному утверждению.
Утверждения |
Баллы |
|
1 |
Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу: |
|
А. |
Я быстро нахожу новые возможности. |
|
Б. |
Я могу хорошо работать со множеством людей. |
|
В. |
У меня много новых идей. |
|
Г. |
Я помогаю другим людям выдвигать их идеи. |
|
Д. |
Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа. |
|
Е. |
Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам. |
|
Ж. |
В привычной обстановке я работаю быстро. |
|
З. |
У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия. |
|
2 |
У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это потому, что: |
|
А. |
Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено. |
|
Б. |
Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной. |
|
В. |
У меня есть слабость много говорить самому. |
|
Г. |
Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег. |
|
Д. |
Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен. |
|
Е. |
Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе. |
|
Ж. |
Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе. |
|
З. |
Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится. |
|
3 |
Когда я включен в работу с другими: |
|
А. |
Я влияю на людей, не подавляя их. |
|
Б. |
Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может. |
|
В. |
Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель. |
|
Г. |
У меня всегда есть оригинальные идеи. |
|
Д. |
Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах. |
|
Е. |
Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям. |
|
Ж. |
Окружающим нравится моя холодная рассудительность. |
|
З. |
Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена. |
|
4 |
В групповой работе для меня характерно, что: |
|
А. |
Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо узнать своих коллег. |
|
Б. |
Я обычно разделяю взгляды окружающих. |
|
В. |
У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения. |
|
Г. |
Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие. |
|
Д. |
У меня есть склонность избегать очевидного, предлагая что-то неожиданное. |
|
Е. |
Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства. |
|
Ж. |
Я готов устанавливать контакты и вне группы. |
|
З. |
Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять собственное решение, если это необходимо. |
|
5 |
Я получаю удовольствие от своей работы, потому что: |
|
А. |
Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор. |
|
Б. |
Мне нравится находить практические решения проблемы. |
|
В. |
Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений. |
|
Г. |
Мне приятно оказывать сильное влияние на принятие решений. |
|
Д. |
У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое. |
|
Е. |
Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы. |
|
Ж. |
Мне нравится сосредотачивать внимание на выполнение поставленных задач. |
|
З. |
Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности. |
|
6 |
Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время с незнакомыми людьми: |
|
А. |
Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выхода из тупика и не выработаю свою линию поведения. |
|
Б. |
Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен. |
|
В. |
Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы. |
|
Г. |
Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика. |
|
Д. |
Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели. |
|
Е. |
Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям. |
|
Ж. |
Я готов взять осуществление работу на себя, если увижу, что группа не справляется. |
|
З. |
Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели. |
|
7 |
Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе: |
|
А. |
Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс. |
|
Б. |
Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции. |
|
В. |
Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство. |
|
Г. |
Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня. |
|
Д. |
Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели. |
|
Е. |
Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещим, которые приходят мне на ум. |
|
Ж. |
Я понимаю, что требую от других сделать то, что сам сделать не могу. |
|
З. |
Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения. |
|
Занесите баллы в прилагаемую таблицу.
Вопрос |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов:
В таблицу – ключ впишите по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое выдали этому варианту ответа в таблице ответов.
Характеристика ролей в команде (таблица - ключ)
Вопрос |
Роли |
|||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
|
1 |
Г |
Е |
В |
З |
Ж |
Б |
А |
Д |
2 |
Б |
Д |
Ж |
Г |
А |
Е |
В |
З |
3 |
А |
В |
Г |
Ж |
З |
Д |
Е |
Б |
4 |
З |
Б |
Д |
В |
Г |
А |
Ж |
Е |
5 |
Е |
Г |
З |
А |
Б |
В |
Д |
Ж |
6 |
В |
Ж |
А |
Д |
Е |
Б |
З |
Г |
7 |
Ж |
А |
Е |
Б |
Д |
З |
Г |
В |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
Найдите сумму баллов по каждому из I – VII столбцов.
Выделите те столбцы – роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли Вы чаще выполняете в группе.
Прочтите и проанализируете описание ролей в групповом взаимодействии:
I роль- председатель;
II роль – формирователь;
III роль – генератор идей;
IV роль – оценщик идей;
V роль – организатор работы;
VI роль – организатор группы;
VII роль – исследователь ресурсов;
VIII роль – завершитель.
I – председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип личности: спокойный, нуждается в высокомотивированной группе.
II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип личности: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.
I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.
III – генератор идей. Функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативен; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.
IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип личности: рассудительный, волевой, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.
V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип личности: волевой, нуждается в предложениях и идеях группы.
VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип личности: эмпативный (эмпатия – эмоциональная отзывчивость человека на переживание другого) и коммуникативный, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.
VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип личности: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.
VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип личности: педантичный, нуждается в групповой ответственности, обязательности.
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие №3
Тема: Исследование лидерских способностей человека.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий на исследование лидерских способностей человека.
Задание №1
Экспресс-тест «Определение актуального уровня проявления лидерства в совместной деятельности»
Инструкция:
Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для Вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.
Тестовый материал:
1. Что для Вас важнее в игре?
А. Победа.
Б. Развлечение.
2. Что Вы предпочитаете в общем разговоре?
А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли Вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А. Да.
Б. Нет.
4. Нравится ли Вам, когда Вас хвалят прилюдно?
А. Да.
Б. Нет.
5. Отстаиваете ли Вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против Вас?
А. Да.
Б. Нет.
6. В компании, в общем деле Вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А. Да.
Б. Нет
7. Умете ли Вы скрывать свое настроение от окружающих?
А. Да.
Б. Нет.
8. Всегда ли Вы немедленно и безропотно делаете то, что Вам говорят старшие?
А. Нет.
Б. Да.
9. Удается ли Вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
А. Да.
Б. Нет.
10. Нравится ли Вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А. Да.
Б. Нет.
Запишите ответы в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов:
Подсчитайте общее количество «А» и «Б» ответов.
· Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
· Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
· Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2
Тест «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»
Инструкция:
Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому Вы больше всего склоняетесь.
Тестовый материал:
1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
a. да;
b. нет.
2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение по службе, чем Вы?
a. да;
b. нет.
3. Находясь на собрании людей, равных Вам по служебному положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
a. да;
b. нет.
4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть лидером среди сверстников?
a. да;
b. нет.
5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-либо?
a. да;
b. нет.
6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
a. да;
b. нет.
7. Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
a. да;
b. нет.
8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить Вашу профессиональную активность?
a. да;
b. нет.
9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
a. да;
b. нет.
10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
a. да;
b. нет.
11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
a. да;
b. нет.
12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
a. да;
b. нет.
13. Считаете ли Вы себя мечтателем?
a. да;
b. нет.
14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
a. да;
b. нет.
15. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
a. да;
b. нет.
16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений Вам ближе?
a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем Вы предпочитаете работать?
a. с покорными людьми;
b. с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
a. да;
b. нет.
20. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
a. да;
b. нет.
21. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
a. да;
b. нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из Вас;
b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
a. да;
b. нет.
24. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
a. да;
b. нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
a. да;
b. нет.
26. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
a. самый компетентный человек;
b. тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
a. да;
b. нет.
28. Уважаете ли Вы дисциплину?
a. да;
b. нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее?
a. тот, который все решает сам;
b. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?
a. коллегиальный;
b. авторитарный.
31. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
a. да;
b. нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает Вас?
a. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
b. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?
a. промолчите;
b. будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
a. да;
b. нет.
35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
a. да;
b. нет.
36. Что бы Вы предпочли?
a. работать под руководством хорошего человека;
b. работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
a. согласен;
b. не согласен.
38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
a. да;
b. нет.
39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
a. да;
b. нет.
40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
a. опускаете руки;
b. появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли Вы людей, если они этого заслуживают?
a. да;
b. нет.
42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
a. да;
b. нет.
43. Как Вы поступите, если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение или организацию?
a. введу нужные изменения немедленно;
b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
a. да;
b. нет.
45. Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
a. да;
b. нет.
46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
a. да;
b. нет.
47. Кем бы Вы предпочли стать?
a. художником, поэтом, композитором, ученым;
b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку Вам приятнее слушать?
a. могучую и торжественную;
b. тихую и лирическую.
49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
a. да;
b. нет.
50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?
a. да;
b. нет.
Запишите ответы в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключ к тесту:
Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с
помощью ключа к опроснику.
Ключ:
1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в ином случае – 0 баллов.
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ вопроса |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ вопроса |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ вопроса |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ вопроса |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество баллов |
|
Интерпретация результатов теста:
· Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
· Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
· Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
· Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3
Тест «Ваш стиль управления»
Инструкция:
Вам необходимо объективно ответить на вопросы, касающиеся Вашего характера, привычек, склонностей. Ответы можно давать в форме знака «+» (да), если они соответствуют Вашему поведению и отношению к людям, или «-» (нет), если не соответствует. Если Вы ранее не сталкивались с такими ситуациями, постарайтесь представить, как бы Вы могли повести себя в них.
Вопросы |
Ответы |
1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения. |
|
2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним. |
|
3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке. |
|
4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе. |
|
5. Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел. |
|
6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы. |
|
7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников. |
|
8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерений доказать что-либо. |
|
9. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых. |
|
10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение. |
|
11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей напряжение. |
|
12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы. |
|
13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих распоряжений. |
|
14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить. |
|
15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем. |
|
16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать: ни хорошее, ни плохое. |
|
17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми. |
|
18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоналичия. |
|
19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаюсь другим в своих ошибках. |
|
20. Мне часто не хватает времени для эффективной работы. |
|
21. На грубость подчиненных я стараюсь дать ответ, не вызывающий конфликта. |
|
22. Я делаю все возможное, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения. |
|
23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения. |
|
24. Я стремлюсь любой ценой всегда быть первым во всех начинаниях. |
|
25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций. |
|
26. Мне легче подстроиться под мнение большинства членов коллектива, чем выступать против. |
|
27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить ха каждое, пусть даже незначительное достижение. |
|
28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей. |
|
29. Мне чаще приходится просить, чем требовать. |
|
30. Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают. |
|
31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, эффективность моего руководства значительно повысилась бы. |
|
32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных. |
|
33. Я предоставляю более опытным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, специально контролируя их. |
|
34. Я часто анализирую и обсуждаю с подчиненными их проблемы. |
|
35. Мои помощники справляются не только со своими, но и, к счастью, с моими функциональными обязанностями. |
|
36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место. |
|
37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам. |
|
38. Самое трудное для меня – вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий. |
|
39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь поставить себя на их место. |
|
40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства. |
|
41. Меня больше волнует собственные проблемы, чем проблемы подчиненных. |
|
42. Мне часто приходится заниматься текущими делами, и я испытываю от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. |
|
43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это не разумным. |
|
44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие. |
|
45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество. |
|
46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных. |
|
47. Главное в руководстве – распределять обязанности. |
|
48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь исполнители воли менеджера. |
|
49. Чаще всего подчиненные – безответственные люди, поэтому их нужно постоянно контролировать. |
|
50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться. |
|
51. Для эффективности руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых. |
|
52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение. |
|
53. Мне часто приходится объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами. |
|
54. Нарушители дисциплины должны строго наказываться. |
|
55. В критике недостатков подчиненных я бываю беспощаден. |
|
56. Иногда мне кажется, что в коллективе я – лишний человек. |
|
57. Прежде чем делать выговор подчиненному, я стараюсь его похвалить. |
|
58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением. |
|
59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным. |
|
60. Если бы мои подчиненные действовали так, как я требую, я бы достиг большего. |
|
Ключ к тесту:
Стиль управления |
Номера ответов - утверждений |
Сумма ответов |
Авторитарный |
1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60 |
|
Либеральный |
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59 |
|
Демократический |
3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58 |
|
В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальной (0 - 7), средней (8 - 13), высокой (14 - 20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. Более предпочитаемо сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и ежедневно утверждает эффективный стиль управления.
Для более полной характеристики индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования можно руководствоваться следующими данными.
Сумма утвердительных ответов |
Степень выраженности стиля управления |
Авторитарный |
|
0 – 7 |
Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых навыках менеджера, самоуверенности, стремления доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных |
8 – 13 |
Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение руководить действиями подчиненных, требовательность, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать их предложения |
14 – 20 |
Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жестокость в требованиях, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерную резкость и предвзятость к критике, оценкам, честолюбие и низкую совместимость с сотрудниками, злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением |
Либеральный |
|
0 – 7 |
Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность |
8 – 13 |
Средняя: стремление переложить свои обязанности на других, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговорам |
14 – 20 |
Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство |
Демократический |
|
0 – 7 |
Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы других, попытки направлять деятельность коллектива через помощников и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительских качествах |
8 – 13 |
Средняя: устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие помощниками и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнению персонала |
14 – 20 |
Высокая: умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества подчиненных и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу |
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4
Тест «Мой успех – в моих руках»
Ответив на следующие вопросы искренне, Вы узнаете, каковы Ваши шансы на успех. Подсчитайте баллы.
Вопросы |
Нет |
Иногда |
Часто |
Да |
1. Стараюсь все делать лучше, чем мои коллеги |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Мне больше нравится давать советы, чем попросить у кого-то совета |
4 |
3 |
2 |
1 |
3. Мне нравится быть в центре внимания |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Мне нравится поступать оригинально |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Я эмоционально привязан к коллективу |
4 |
3 |
2 |
1 |
6. Радуюсь, когда другие интересуются мной и моими проблемами |
4 |
3 |
2 |
1 |
7. Играю в коллективе первую роль |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Всегда благодарю за внимание и мелкие услуги |
4 |
3 |
2 |
1 |
9. Одеваюсь по моде |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Не бросаю неоконченную работу |
4 |
3 |
2 |
1 |
11. Открыто говорю, если мое мнение отличается от мнения других |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Мне трудно скрывать свои чувства |
4 |
3 |
2 |
1 |
13. Я легко поддаюсь чужому мнению |
4 |
3 |
2 |
1 |
14. Имею склонность к риску |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Коллеги считают меня прямым и открытым |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Чувствую потребность осуществить планы |
4 |
3 |
2 |
1 |
17. Легко решаюсь руководить другими людьми |
4 |
3 |
2 |
1 |
18. Способен на все, лишь бы обратить на себя внимание |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Не люблю ситуации, когда требуется посторонняя помощь |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. Мне нравится чувствовать себя полноправным членом коллектива, я легко вхожу в приятельские отношения |
4 |
3 |
2 |
1 |
21. Ищу понимание и помощи у других |
4 |
3 |
2 |
1 |
22. Не боюсь предъявлять свои претензии другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
23. Охотно помогаю тем, кто имеет меньшие шансы, чем я |
4 |
3 |
2 |
1 |
24. Работаю усердно, но никогда не беру несколько заданий сразу |
4 |
3 |
2 |
1 |
25. Если меня обидят, ищу случая отплатить тем же |
1 |
2 |
3 |
4 |
26. Смущаюсь, когда на меня обращают внимание |
4 |
3 |
2 |
1 |
27. Думаю, что следует быть скромным и не подчеркивать свои способности |
4 |
3 |
2 |
1 |
28. Сумею преодолеть самые сложные ситуации |
1 |
2 |
3 |
4 |
29. Я способен быстро загораться и оказывать влияние на коллектив |
1 |
2 |
3 |
4 |
30. Уверен, что сумею выполнить намеченное |
1 |
2 |
3 |
4 |
31. Легко принимаю и исполняю указания своих руководителей |
4 |
3 |
2 |
1 |
32. Мне нравится рассказывать о себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33. Не боюсь критиковать других, даже начальника |
1 |
2 |
3 |
4 |
34. Для друзей сумею сделать и невозможное |
4 |
3 |
2 |
1 |
35. Хочу нравиться людям, чтобы меня хвалили |
4 |
3 |
2 |
1 |
36. Обо всем хочу знать и руководить другими |
1 |
2 |
3 |
4 |
37. Радуюсь, если люди делятся со мной своими проблемами и я могу им помочь |
4 |
3 |
2 |
1 |
38. Люблю переезжать с места на место |
1 |
2 |
3 |
4 |
39. Мне нравятся сложные проблемы |
4 |
3 |
2 |
1 |
40. В определенных ситуациях быстро начинаю сердиться и свой гнев вымещаю на окружающих |
1 |
2 |
3 |
4 |
41. В напряженной или небезопасной ситуации сразу теряюсь и не знаю, что делать |
4 |
3 |
2 |
1 |
42. В большой компании становлюсь робким и держусь в стороне |
4 |
3 |
2 |
1 |
43. Сознательно принимаю участие в начинаниях, которые могут создать большие проблемы |
1 |
2 |
3 |
4 |
44. Мне нравятся перемены и эксперименты |
1 |
2 |
3 |
4 |
45. Я считаю себя необычным человеком, часто рассчитываю на внешний эффект |
1 |
2 |
3 |
4 |
Общее количество очков - _______________________
Оценка результата:
45 – 68 очков – мало! Вы всегда ищите только покоя.
69 – 92 очка – вероятно, Вам не удастся реализовать свои замыслы.
93 – 116 очков – Вы – из группы лидеров. Положитесь на обстоятельства.
117 – 140 очков – вы начинаете выделяться, но Вам предстоит пройти большую часть пути к цели.
141 – 161 очко – Вы набираете скорость и находитесь на правильном пути к успеху.
162 – 180 очков – Вы очень самолюбивы, точно знаете, чего хотите, и добьетесь этого.
По результатам тестирования запишите общий вывод:____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечень вопросов к дифференцированному зачету
Список литературы
1. Н.С. Ефимова «Социальная психология», М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА – М, 2012, 191с.
2. В.А. Соснин, Е.А Красникова «Социальная психология», М, Форум, 2009, 334с.
3. В.А. Ананьев «Введение в психологию здоровья»: Учебное пособие – СПб, 1998.
4. О.Д. Волкогонова; А.Т. Зуб «Управленческая психология», М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2015, 351с.
5. Г.В. Демидова «Управленческая психология», М., издательский центр «Академия», 2009, 174с.
6. Г.С. Никифоров «Психология здоровья», издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга, ПИТЕР, 2006, 461с.
7. С.И. Самыгин (и др.) «Конфликтология: конспект лекций», Ростов н/Д: Феникс, 2016, 220с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.