«Индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия»
Составлена на основе АООП НОО для слабослышащих и позднооглогших детей, общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, .И.Тигранова, И.Г.Багрова в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей
с ОВЗ.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы по развитию слухового восприятия и обучения произношению для подг.- 6 классов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида для II отделения, составители: А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, (издательство М: «Просвещение», 2006), которая является допущенной МО РФ; и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 99 часов (3ч на 1 реб.) и рассчитана на 1 год обучения в соответствии с учебным планом школы и состоит из двух разделов:
1. Развитие слухового восприятия.
2. Обучение произношению.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
· Формирование устной речи, коррекция на основе развивающегося слуха;
· Определение оптимальных путей формирования речевого слуха;
· Усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;
· развитие восприятия, памяти, мышления;
· Овладение навыками и умениями формировать свои мысли в связной речи;
Решаемые задачи позволяют достичь цели – развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха в условиях речевого общения.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в 2 классе заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно- воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей. Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения. Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются
слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.
Речевой материал условно разбит на разделы:
-речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
-речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
-тексты.
При организации индивидуальных занятий, учитывается, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников (2 класс). Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделять главную мысль.
Знакомый по значению речевой материал большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов сначала целиком и по последовательно предъявляемым фразам, а затем воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2—3 занятиях.
Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается только в случае необходимости и то в самом его начале непродолжительное время.
В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух без аппарата (с расчетом на лучше слышащее ухо) и с индивидуальными слуховыми аппаратами.
Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных ус ло виях:
в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
в изолированных от шума помещениях; в условиях, близких к естественным.
В приложении к программе содержится примерный проверочный речевой материал, включающий 50 фраз и текст. Эти фразы отобраны из числа уже знакомых учащимся, работа с которыми проводилась на индивидуальных занятиях в течение учебного года. Текст — новый для учащихся по содержанию.
Основной задачей обучения произношению является формиро вание фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно- воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухозрительной и слуховой основе. При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, ко- торые не усваиваются детьми(тем или иным учеником) на основе подражания. Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивиду- альными слуховыми аппаратами. Постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и
собственную речь.
Речь учителя (воспитателя) должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
Программа по обучению произношению во 2-м отделении состоит из
следующих разделов:
- речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза.
В программу включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом программы. Также ведется целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания. Эти умения закрепляются при произнесении слов и фраз.
В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени
сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Работа над словом в 2 классе предусматривает не только воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, но и изображение ритмов с помощью рисунков, схем, а также подбор слов к соответствующим ритмам и т. д. Эти упражнения подготавливают учащихся к восприятию во 2 классе понятий «слог», «ударный», «безударный».
Знакомство с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку.
Формирование интонационной стороны речи начинается с обучения учащихся выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем с воспроизведения повествовательной и вопросительной интонации, с передачи эмоциональной окрашенности речи.
Значительная часть звуков и их сочетаний может усваиваться учащимися на основе слухо-зрительного и слухового подражания речи учителя. Как правило, хорошо усваиваются звуки а, о, у, и, э, йа(я), йо(ё), йэ(е), йу(ю), м, н, п, т. Звуки ы, в, ф, к, х, л, з, ж, г, ч требуют более длительной тренировки.
Усвоение звуков с, ш, р, б, д, ц требует, как правило, специальных индивидуальных занятий. Все звуки, появившиеся в речи детей или вызванные в период обучения в подготовительном классе, закрепляются. Кроме того, в программе I класса выделены звуки для целенаправленной работы по их правильному произнесению.
В 2 классе допускается приближенное произношение с использованием до- пустимых замен еще не усвоенных учащимися звуков, включая ш — с (лабиализованный звук с), д — т, р — фрикативный или одноударный звук р, л' — полумягкий звук л, ц — с.
В 2 классе проводится целенаправленная работа по з акр еплению (на материале слогов, слов, фраз и небольших стихотворных и прозаических текстов) звуков, имеющихся в речи учащихся и вызванных в том числе и с использованием специальных приемов, и дифференциации звуков, часто смешиваемых слабослышащими детьми (свистящие — шипящие, звонкие — глухие, ротовые — носовые и т. п.).
Содержание материала |
I ч. |
II ч. |
III ч. |
VI ч. |
Речевое дыхание |
+ |
+ |
+ |
+ |
Голос |
+ |
+ |
+ |
+ |
Звуки и их сочетания -постановка -коррекция -дифференциация - автоматизация |
|
|
|
|
Слово |
+ |
+ |
+ |
+ |
Фраза. |
+ |
+ |
+ |
+ |
II. Учебный план
№ п\п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Форма контроля |
1. |
Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности |
41 час в год на 1 ребенка |
Промежуточная и итоговая контр. работы Проверка слуха и речи |
2. |
Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных дисциплин |
22 часа в год на 1 ребенка |
--«-- |
3. |
Тексты |
30 часов в год на 1 ребенка |
--«-- |
4. |
Повторение |
9 часов в год на ребенка |
|
|
Всего: |
102 часа |
|
III. Учебно-тематический план
№ п\п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
1. |
Фразы обиходно-разговорного характера - 180 |
35 ч |
|
2. |
Темы: 1. «Лиственные деревья» 2. «Школьный медпункт» |
2 ч 2 ч |
Восприятие и воспроизведение |
|
3. «Кто где живет?» 4. «Хвойные деревья» 5. «Комнатные растения» 6. «Женские профессии» 7. «Мебель» 8. «Аптека» 9. «День Победы» 10. «В продовольственном магазине» 11. «Правила гигиены» |
2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч |
фраз по темам, ответы на вопросы, беседа по содержанию, выполнение поручений |
3. |
Тексты: 1. «Рыбная ловля» 2. «Парк» 3. «Испугались» 4. «На пруду» 5. «Осень» 6. «Медведь» 7. «Наступление зимы» 8. «Елка» 9. «Зайка» 10. «Дети любят труд» 11. «Зимой в лесу» 12. «Подарок маме» 13. «Хороший товарищ» 14. «Скворечник» 15. «Школьный двор» |
2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч |
Ответы на вопросы, выполнение заданий к тексту, воспроизведение текста по предложениям |
4. |
Проверка слуха и речи |
4 ч |
|
5. |
Контрольная работа |
2 ч |
|
6. |
Повторение |
9 ч |
|
|
Всего: |
102 ч |
|
-воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы ), включающий отдельные незнакомые по значению, объясняемые контекстом , обиходно – разговорного характера. Относящегося к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов, типа Возьми мяч. Возьми семь палочек. Сколько в классе учеников.
-воспринимать на слух указанный речевой материал:
а) без аппарата на расстоянии 5-7см (III степенью тугоухости).
б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5-1,7м (III степенью тугоухости).
-воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами тексты (из 5-7 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.