РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» V «б» класс II вид II отделение (вариант III)

  • doc
  • 26.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа по ИЗО 5 класс.doc

 

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат №15 I, II вида»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната

Приказ №__

от «__»______2011 г.

Директор

________А.В. Маланина

 

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2011 г.

Заместитель директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2011 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

V «б» класс II вид II отделение (вариант III)

 

 

 

Рабочая учебная программа разработана на основе:

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007,

допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

       Составитель программы:

                                                                                    Р.И. Моисеева,

учитель начальных классов

 

 

ТОМСК

2011 г.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1.                      Аластер Смит. Энциклопедия рисования. – Издательство: «РОСМЕН», 2008. – 128 с.

2.                      Вавилов В.Ф., Вавилов В.В., Моисеенко В.А. и др. Рисунок. – Издательство: ИМУ, 2006. – 104 с.

3.                      Венди Тейт. Рисуем цветы акварелью. – Издательство: Кристина – новый век, 2008. – 50 с.

4.                      Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации. Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.

5.                      Джек  Хами. Как рисовать голову и фигуру человека. – Издательство: Поппури, 2007. – 128 с.

6.                      Собрание работ архитектурных картин из Смоленска Г.В. Тихонова. – Издательство: Эксмо, 2009. – 582 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике.

 

1.                 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.

2.                 Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

3.                 Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 5 «б» классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).

 

Целью программы является  развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;

Задачи программы:

Ø формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;

Ø повышать уровень художественной образованности школьников — расширять круг знаний об искусстве, развивать умения и навыки изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;

Ø воспитывать интерес и любовь к искусству; формировать художественно-творческой активности школьников.

 

Актуальность программы заключается в направленности содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к окружающей действительности.

 

Новизной данной программы является система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыкальная ритмика, трудовое обучение, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью

 

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Ø  Изобразительная деятельность И/Д (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика) – 20 часов

Ø  Декоративно-прикладная деятельность  Д-п/Д (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 10 часов

Ø  Ознакомительная деятельность О/Д (беседы, объяснения, закрепление, повторение, тренировка  и т.д.) – 5 часов.

 

 

 

Общеучебные умения

В процессе уроков изобразительного искусства на базовом уровне развиваются общеучебные умения:

1.            Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструктивной деятельности);

2.            Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);

3.            Информационные (извлечение информации из необходимых источников);

4.            Организационные (осуществление самоконтроля в любых видах деятельности).

 

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, восковые мелки);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  самостоятельной творческой деятельности;

- оценивания произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

в 5 «б» классе

 

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

I четверть: 7 недель и 2 дня, 1 час в неделю

1.

«Летние каникулы»

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Красота родной природы в творчестве русских художников. Перспектива. Цветовой круг.

1

Больше дела – меньше слов. Простая  форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов

2.

«Золотая осень» (работы для выставки в ГНМЦ)

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж, его виды. И.Остроухов «Золотая осень»

1

 

Всякая работа мастера хвалит. Изображаю форму, строение и цветовую окраску птиц, улетающих на юг

 

3.

«Осенние дары»

Виды перспективы  Линейная перспектива: линия горизонта, точка схода. Фронтальная линейная перспектива Угловая перспектива. Законы перспективы.

1

Глазам страшно, а руки делают. Натюрморт из фруктов и овощей, основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные

 

4.

«Букет в вазе» Натюрморт: драпировка, ваза с цветами, яблоки на блюде.

 

1

Баловством хлеба не добудешь. Общее строение и цвет предметов,

приемы рисования кистью, палитра

5.

«Птицы улетают на юг»

Во время перелета птицы собираются в стаи и вытягиваются клином – так легче преодолеть сопротивление воздуха, а также заметить хищника, например, ястреба или сокола, и подать сигнал тревоги

1

Без труда нет плода. Линейная и воздушная перспективы, светотени. Строение и цветовая окраска птиц

 

6.

«Золотой ковёр» (работы для конкурса рисунков в ТОИПКРО)

1

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Оттенки цвета, колорит в произведениях И.Остроухова, И.Левитана

7.

«Осень – мои воспоминания» рассматривать репродукции художников и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

1

Кончил дело – гуляй смело. Акварельные и гуашевые краски.

 Рисунок, живопись, картина, иллюстрации, узор, палитра

 

8.

Итоговый урок. Закрепление.

Уровни горизонта (три уровня (плоскости).  Воздушная перспектива. 

Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

1

Маленькое дело лучше большого безделья. Произведения искусства, жанр искусства

Всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

II четверть: 8 недель, 1 час в неделю

1.

«Мой пришкольный участок»

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Красота родной природы в творчестве русских художников

1

От плохого племени не жди хорошего семени. Пришкольный пейзаж

2.

«Мои друзья» Пропорции фигуры человека. Скульптура и скульпторы. Портреты и памятники (Н. Никитин, Б. Растрелли, Э. Фальконе) Рисунки А. Дейнеки

1

За всякое дело берись умело. Изображение человека. Наброски и зарисовки фигуры человека

3.

«Хвойное дерево» Комбинированные формы предметов (шаров, сосулек, гирлянд), передача перспективного сокращения объёма

1

Конец – всему делу венец. Произведения искусства, жанр искусства

4.

«Новогодняя игрушка на ветке» использовать новые и цветовые контрасты

-  использовать закономерности  линейной и воздушной перспективы

1

За всякое дело берись умело. Основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

 приемы рисования кистью, я пользуюсь палитрой

5.

«Новогодняя маска» Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет;

- применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой

1

Без дела слабеет сила. Художники - анималисты Е. Лансере, Н. Сверчков П. Соколов

6.

«Скоро Новый год» Рассматривать и проводить простейший анализ предметов, определять принадлежность орнамента к тому или иному жанру искусства

1

Делу время, потехе час. Птицу узнают в полёте, а человека в работе., потехе час. Гармоничное сочетание цветов, тоновые и цветовые контрасты

7.

«Костюм Деда Мороза, Снегурочки» (по выбору) Рассматривать и проводить простейший анализ предметов, определять принадлежность орнамента к тому или иному жанру искусства

1

Тише едешь – дальше будешь. Рисунок, живопись, картина, иллюстрации, узор, палитра

8.

«Свободное творчество»

Итоговый урок. Закрепление.

Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

1

Кто поёт, у того работа заканчивается. Штриховка для выявления объема,(графика, живопись, декоративно-прикладное искусство

 

Всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

III четверть: 11 недель, 1 час в неделю

1.

«Узор на кухонной доске»

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

«В мастерской художника» Архип Куинджи - мастер изображения света и цвета в живописи.  

1

Дело художника – рождать радость. Роспись кухонной разделочной доски

 

2.

«Шкатулка» Декоративное изображение в древнерусской живописи. Цветовая и пространственная композиция в произведениях народного искусства

1

Живопись – молчащая поэзия. Шкатулки разной формы: круглой, овальной, прямоугольной

 

3.

«Портрет дерева» Жанры ИЗО. Городской и индустриальный пейзажи. Явления действительности в рисунках

1

Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Форма дерева, основные пропорции, общее строение (ствол, ветки) и цвет

4.

«Морозко»

Средства художественной выразительности. Линейная и воздушная перспектива

1

Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

5.

«Куб и круг в перспективе»

Композиция. Светотень

1

Чтобы хорошо изобразить, надо хорошо увидеть. Коробка и мяч (карандаш)

6.

«Птица-свистулька»

Орнаменты народов России и мира. Художественные росписи Русского Севера. Основные элементы

1

Жизнь серьёзна, искусство весело. Эскиз лепной свистульки в виде птицы

 

7.

«Бабушкин чайник» Зависимость цвета от расположения предмета в пространстве

1

Искусство исследует истину. Чайник простой формы,  новые и цветовые контрасты

8.

«Мой Томск» Особенности конструкции, формы, пространственного положения предмета

1

 Художник дарит миру слово. Деревянная архитектура Томска.

Мой город 

9.

«Графические упражнения»

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

-известные центры народных художественных ремесел России

1

Искусство – это то, чем мир станет, а не то, что он есть.

10.

«Стульчик для Мальвины»

 Народная художественная резьба по дереву. Украшение предметов быта

1

Задача искусства – протирать нам глаза. Стульчик-птица, стульчик-зверь

11.

Итоговый урок. Закрепление.

Уровни горизонта три уровня (плоскости).  Воздушная перспектива. 

Основные жанры и виды произведений

1

 Произведения искусства принадлежат миру. Основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах акварельных красок

 

Всего 11 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

IV четверть: 8 недель и 3 дня, 1 час в неделю

1.

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Русские богатыри в произведениях художников

1

Мы должны жить в мире красоты. Жанры и виды произведений изобразительного искусства

2.

«Цветок амариллиса»

Красота родной природы в творчестве К.Коровина

1

Искусство даёт крылья и уносит далеко-далеко! Цветок амариллиса

 

3.

«Павлово-Посадский платок»

Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек).

1

Дети должны жить в мире сказки и рисунка. Живопись – это поэзия, которую видят.  Украшение платочка. Формат горизонтальный, вертикальный

4.

«День Победы!» Бытовой жанр.  Жизнь деревни в картинах Аркадия Пластова

2

Люди должны жить в мире рисунка. Анатомическое строение фигуры человека

5.

«Я - художник» свободное творчество Дизайн, как разновидность художественного творчества в нашей жизни

1

Поэзия – это живопись, которую слышат. Обои для моей комнаты,

новые и цветовые контрасты

6.

«Весёлая карусель» Эмблема, символ, декоративный элемент

1

Живопись спорит с природой. Линейная и воздушная перспективы, светотени

7.

Итоговый урок. Закрепление.

Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

1

Воздушная перспектива

 

Всего за четверть 8 часов, за год – 35 часов

 

Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.

Таким образом, рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 б класса развивает эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, воспитывает нравственную отзывчивость, уважение и любовь к родной природе, своему народу, городу.