Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»
Оценка 5

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
31.10.2017
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»
Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» Возраст обучающихся: 7 – 9 лет Срок реализации программы: 1 год Форма обучения: очная. . Количество учебных часов обучения 72 часа. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенкаПрограмма отражает современные требования к модернизации содержания технического образования
Очумелые ручки.doc
Муниципальное  образовательное  учреждение дополнительного  образования    «Станция юных техников» г. Назарово Красноярского края              Программа рассмотрена                                          Утверждена:              на методическом совете                                        решением педагогического совета              Протокол № _________                                         Протокол №__________               «      »     ___________2017г                                  «     »  _____________2017г                          Утверждаю:                       Директор МБОУ ДО «СЮТ»                                                      г. Назарово Красноярского края                                                    Л.Ю.Ильина ________________                                                   Приказ № Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Очумелые ручки» Возраст  обучающихся:  7 – 9 лет Срок  реализации  программы:  1  год Форма обучения: очная                        Программа составлена                                     и реализуется  педагогом                                             дополнительного образования                          Долгунцевой А. Ю. г.  Назарово, 2017 г Пояснительная записка.    Направленность программы Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа «Очумелые   ручки»   (далее   –   программа)   относится   к   технической направленности. Актуальность программы Новые   жизненные   условия,   в   которые   поставлены   современные обучающиеся,   вступающие   в   жизнь,   выдвигают   свои   требования:   быть мыслящими,   самостоятельными,   с   развитыми   творческими   способностями. Среди   многообразия   видов   творческой   деятельности   одно   из   ведущих положений   занимает   конструирование.   Этот   вид   деятельности   связан   с эмоциональной   стороной   жизни   человека,   в   ней   находят   своё   отражение особенности восприятия человеком окружающего мира, а также возможность проявить   свою   индивидуальность,   В конструировании проявляются многие психические процессы, но наиболее ярко ­ творческое воображение и мышление.   ощутить   радость   творчества. Развитие   творческих   способностей   обучающихся   остается   одной   из важнейших задач в педагогике на современном этапе. Модель или техническая игрушка, выполненная своими руками, несет в себе огромный духовный заряд, так как близка восприятию ребенка. Важно направить инициативу детей в русло технического творчества, начальных технических компетенций обучающихся. Программа   носит   личностно­ориентированный,   профориентационный, практико­ориентированный и вариативный характер. Программа   отражает   современные   требования   к   модернизации содержания   технического   образования   при   сохранении   традиций   трудового обучения,   учитывает   психологические   закономерности   формирования общетрудовых   и   специальных   компетенций   обучаемых   по   преобразованию различных   материалов   в   материальные   продукты,   а   также   возрастные особенности   и   возможности   обучающихся   младшего   школьного   возраста. Большое   внимание   уделяется   развитию   творческой   инициативы   и самостоятельности,   проектной деятельности,   воспитанию   трудолюбия,   культуры   труда,   умения   работать   в коллективе.   конструкторской   и   исследовательской,       Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы обусловлена   важностью   создания   условий   для   формирования   у   младших школьников   навыков     пространственного  мышления,  которые   необходимы   для успешного   интеллектуального   развития   ребенка.   Предлагаемая   система практических   заданий   и   занимательных   упражнений   позволит   формировать, развивать,   корректировать   у   младших   школьников   пространственные   и зрительные   представления,   наличие   которых   является   показателем   школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.                Занятие бумагопластикой – процесс творческий, осуществляемый через   совместную   деятельность   педагога   и   детей,   детей   друг   с   другом.   Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который   научит   детей   через   развивающие   практические   занятия   преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.           Данная   программа   является   наиболее   актуальной   на   сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у   учащихся,   необходимых   для   дальнейшей   самореализации   и   формирования личности   ребенка.   Программа   составлена   с   учетом   требований   федеральных государственных   стандартов   второго   поколения   и   соответствует   возрастным особенностям младшего школьника.        Одна  из основных задач  образования  по  стандартам  второго  поколения – развитие   способностей   ребёнка   и   формирование     Универсальных   Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.  Адресат программы, сроки реализации и режим занятий Программа   реализуется   в   учебных   группах   творческого   объединения «Очумелые   ручки»   и   адресована   детям   в   возрасте   от   7   до   9   лет.   Набор   в учебные группы творческого объединения – свободный, основан на желании заниматься техническим творчеством, получать и совершенствовать знания в области конструирования и моделирования технических моделей. Продолжительность одного занятия ­ 2 часа. Частота занятий – 1 раз в неделю. Количество учебных часов  обучения 72часа. Полный курс обучения по программе – 1 год. Особенности организации образовательного процесса: ­ режим занятий для обучающихся  – 2 учебных часа в неделю  ­ состав   учебных   групп   ­   15   обучающихся,   максимально   –   15   человек. Указанная   наполняемость   является   оптимальной   для   учебных   групп, способствует повышению качества подготовки обучающихся.  ­ при комплектовании учебных групп учитываются возрастные и  индивидуальные особенности детей; ­ программа   предусматривает   возможность   выбора   обучающимися содержания образования, режима и темпа обучения с учетом их потребностей и возможностей через построение индивидуального образовательного маршрута или разработку индивидуального учебного плана; ­ программа   предусматривает   индивидуальную   работу   с   обучающимися, которая организуется в целях: развития творческих способностей одаренных детей;   создания   условий   для   самореализации   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья;   качественной   подготовки   к   конкурсным мероприятиям; ­ отдельные   темы   и   (или)   разделы   программы   могут   быть   реализованы   с использованием   дистанционных   технологий   в   случаях,   при   которых целесообразно опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагога,   например,   при   отработке   пропущенных   учебных   занятий,   при неблагоприятных погодных условиях и в периоды отмены для обучающихся учебных занятий по санитарно­эпидемиологическим и другим основаниям; ­ занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете; ­ при   реализации   программы   соблюдается   организационная   система проведения инструктажей по технике безопасности и охране труда: вводный, текущий, внеплановый, целевой. Вводный инструктаж проводится на каждом занятии:   перед   началом   работы   с   различными   инструментами;   текущий   при необходимости в течение занятия. Цель: Развитие   технических   конструкторских   способностей   детей; теоретическая и практическая подготовка детей к занятию более сложными видами технического творчества. Задачи: Образовательные: ­ развивать познавательный интерес к техническому моделированию и  конструированию;  ­ ­формировать умение использовать различные технические приемы (резание,  сгибание, соединение, обработка) при работе с различным материалом (бумага,  картон, бросовый и природный материал) владению инструментами и  приспособлениями (ножницами, канцелярским ножом); ­ учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей; ­ ознакомить с историей развития техники и современными достижениями; ­ обучать различным способам и технологиям выполнения изделий; ­ дать основы проектной деятельности. Метапредметные: ­ уметь решать поставленные учебные задачи, самостоятельно находить  способы их решения; ­ осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; ­ формировать   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей,   определять   наиболее эффективные способы достижения результата; ­ использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных  задач; ­ овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; ­ владеть базовыми конструкторско­технологическими понятиями; ­ уметь работать в материальной и информационной среде технической  направленности. Личностные: ­формировать устойчивый интерес к техническому творчеству, стремиться к  достижению поставленной цели и самосовершенствованию; ­ формировать навыки здорового образа жизни; ­ принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к  ним; ­ делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла,  опираясь на освоенные конструкторско­технологические знания и умения; ­ развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально  нравственную отзывчивость. Процесс обучения в   объединении состоит из трех этапов: • обучение на репродуктивном уровне; • обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества; • Этому способствует комплексное использование следующих методов: • метод стимулирования учебно­познавательной деятельности: создание  ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении;   • метод создание творческого поиска; • метод включения в творчество И.П.Волкова; • метод организации взаимодействия учащихся друг с другом;    методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: создание проблемной ситуации; создание  креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень; • метод гуманно­личностной педагогики;  метод формирования обязательности и ответственности. творческая деятельность под руководством педагога. Ожидаемые   результаты  реализации программы Предметные результаты: ­научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;      ­применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами; ­наблюдать   информационные   объекты   различной   природы, демонстрирует взрослый; ­получат   возможность последовательность реализации собственного замысла; ­ самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами,  бумагопластики,  конструировании автомобилей, кораблей, самолетов, детских  игрушек; ­ продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и  педагогом. Метапредметные (коммуникативные) результаты   для   формирования   умения   выстраивать   которые 1.  высказывает свое мнение, аргументирует и отстаивает его;  свободно   владеет   навыками   поиска   необходимой   информации,   умеет предъявлять ее другим участникам образовательного процесса;  умеет   работать   в   группе,   слушать   собеседника,   решать   конфликтные ситуации   Личностные результаты: 1. способность адекватно оценивать себя и свои достижения;    способность принимать решение и отвечать за него;    сформирована положительная мотивация и познавательный интерес. Показатели   соответствия   подготовки   учащихся  программным   требованиям соотносятся с  трехуровневой системой. С   целью   установления   фактического   уровня   освоения   учащимися предметных,   личностных   и   метапредметных   (коммуникативных)   результатов рабочей общеобразовательной общеразвивающей программы проводится текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Формы, сроки и периодичность текущего контроля отражаются в графике прохождения  рабочей   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы. Текущий контроль осуществляется  по завершению разделов, тем или содержательных   блоков  в   виде   тестирования   на     овладение   теоретическими знаниями.  Практические   умения   оцениваются     в   ходе   практических   занятий изучаемого раздела,  презентацией и защитой работ.    Промежуточная   и   итоговая   аттестация     является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как позволяет     оценить реальную   результативность     образовательной   и   творческой   деятельности. Промежуточная и итоговая аттестация проходит     согласно учебному графику учреждения. Итоговая аттестация учащихся проводится по завершению  рабочей дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   программы.     Форма аттестации – тестирование.   учащихся       Уровень освоения предметных, метапредметных и личностных результатов: Критерии оценки высокий   уровень   –     учащийся   освоил   более   70%   содержания   рабочей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; средний   уровень   ­           объем   освоенных   знаний   составляет   от   50%   до   70% содержания; низкий уровень  –            освоил   менее 50% содержания.   Показатель - уровень освоения метапредметных (коммуникативных) результатов: Критерии оценки высокий уровень – высказывает свое мнение, аргументирует и отстаивает его;свободно владеет и подает учащимся подготовленную  информацию; умеет работать в группе, слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. средний уровень - высказывает свое мнение и аргументирует его;недостаточносвободно выступает перед аудиторией; умеет работать в группе, слушать собеседника, не умеет решать конфликтные  ситуации. низкий уровень - высказывает свое мнение, затрудняется аргументировать его, не умеет отстаивать;испытывает серьезные затруднения при  выступлении перед аудиторией; умеет работать в группе,   слушает  невнимательно,     не умеет решать конфликтные  ситуации. Показатель -уровень освоения личностных результатов: Критерии оценки высокий уровень ­   способность адекватно оценивать себя и свои достижения; средний уровень ­  положительная   мотивация   и   познавательный   интерес   ярко выражен;     способность   принимать   решение   и   отвечать   за него. оценивает себя и свои достижения, но не всегда адекватно; мотивация   и   познавательный   интерес   недостаточно   ярко выражен; способность принимать решение, но не отвечать за него. низкий уровень ­       затрудняется оценить себя и свои достижения; мотивация и  познавательный интерес слабые;  не принимает решение и не отвечает. Инструмент определения уровня освоения. Предположим,   что   оценивание   выполняемой   работы   происходило   по   шести параметрам. Учащийся из шести параметров освоил четыре. Делим это число на общее количество параметров   и умножаем на 100%: (4:6)х100%=67%. Таким образом, данное задание учащийся выполнил  на 67%, что соответствует среднему уровню.   Результаты  аттестации заносятся в протокол                      Оценка  планируемых результатов освоения программы        Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей   проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.  Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть: 1. однодневные   ­   проводится   в   конце   каждого   задания   с   целью обсуждения;  2. постоянные  ­ проводятся в помещении, где работают дети; 3. тематические ­ по итогом изучения разделов, тем; 4. итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. 5. Учебный план Тема Теория Практика Всего Формы текущего контроля и аттестации I. Вводный блок.  II. Конструирование из  геометрических фигур.  III. Аппликация  IV. Оригами.  V. Квиллинг.  VI. Бумагопластика VII.Бумагоплетение VIII. Техническое  моделирование.  IX. Праздники и подготовка к  ним. Выставки.  X.Проверочно­ результативный блок.  Итого за год: 2 2 2 2 2 2 2 2 ­ 16 ­ 10 10 6 6 6 4 8 4 2 56 2 12 12 8 8 8 6 10 4 2 72 Т/К Конкурс творческих  работ Т/К Выставка Т/К Тестирование  Т/К Выставка Т/К Выставка Т/К Выставка Т/К Презентация и защита  работ Т/К Выставка Итоговая аттестация  Тестирование   Содержание  программы Введение. 2 ч. Теория. Правила техники безопасности, основные санитарно­гигиенические нормы, основные инструменты и материалы для работы с  бумагой.  Правила их использования. Свойства бумаги и картона. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и оформление   ее   в   творческой   форме.  Сходства   и   различия   между   различными видами картона. Способы обработки картона. Практика.   Практическая   работа  по   исследованию  механических   свойств бумаги и картона. Конструирование из геометрических фигур. 12 часов Теория. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги,   вырезания   геометрических   фигур   из   простого   листа   бумаги  и   по трафарету. Практика.   из геометрических форм. Конструирование по заданию преподавателя (автомобиль, грузовик, ракета и др.)  Конструирование   простых  предметов   (фигур) Аппликация. 12 часов Теория. Рациональные способы работы с материалом. Технические приемы,  изобразительные средства и используемые материалы в аппликации.  Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного  вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации  (сюжетная, декоративная, полуобъемная).      Практика. Практическая работа ­ создание творческих работ на основе  демонстрационного материала, аппликация на схематические рисунки  (аппликационное раскрашивание), выставка детских работ. Оригами. 8 часов Теория. Понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами аппликации. Условные знаки. Практика. Соревнование на дальность прыжка (по окончании изготовления классической   модели   «Лягушка».  Изготовление   изделий   модели   транспорта (парусник, самолёт). Квиллинг. 8 часов Теория.   Знакомство   с   новой   технологией.Основные   формы   “капля”, “треугольник”,   “долька”,   “квадрат”,   “прямоугольник”,   “завитки”,     “спирали   в виде стружки”, “глаз”,  “лист”. Практика.  Вырезание   полосок   для   квиллинга.   Изготовление   цветов   и составление цветочных композиций. Бумагопластика.8часов  Теория.  Знакомство   с   художественным   моделированием   из   бумаги. Использование приёма сворачивания, придания объемной формы. Практика. Создание объемной модели домика. Бумагоплетение. 6часов Теория.   Знакомство   с   плетением   из     бумажных   полосок   разного   цвета. Вырезание полосок  заданной ширины. Практика.   Создание   бумажных   закладок,   корзинки   в   технике «Бумагоплетение». Техническое моделирование и конструирование. 10 часов Теория.   Обработка   мягкого   картона.   Техника   работы   с   ножницами, циркулем. Правильное использование инструментов при обработке картона. Способы сгибов. Художественное оформление простых изделий. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Практика.   Создание   бумажных   или   картонных   моделей   самолётов, кораблей, автомобилей, других технических объектов (светофоры, здания, мебель и др.). Изготовление коллективных работ  для участия в выставках технического творчества. Праздники и подготовка к ним», «Выставки». 4 часа Теория.  Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.  Практика. Изготовление подарков и сувениров для друзей и родителей.    Изготовление выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам. Проверочно­результативный блок. 2часа Творческие самостоятельные работы. Кроссворды, викторины. Организация   выставки. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1.Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули. 2.Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, гуашь. Литература для педагога: Яшнова О.Успешность обучения и воспитания младших школьников //  Воспитание школьников, № 8 2002 Троицкая . И. Формирование саморегуляции у младших школьников //  Воспитание школьников, № 6 2003 Сергеева Н.Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия  младших школьников // Воспитание школьников, № 4 2003 Н.Сократов, О.Багирова, С.Маннакова  Мотивационные основы  1. 2. 3. 4. здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников №9 2003  г. 5. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990.­  1991  6. 7. 8. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист. 1998. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002. Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999. 9. 10. 11. 12. Выгодский   Л.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте.   —   М.: Просвещение, 1999. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. ­М.: Издательский дом МС, 2001. Горичева  B.C.,   Филиппова   ТВ.   Мы  наклеим   на   листок   солнце,   небо   и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000. Глушенко А.Г. Трудовое воспитание  младших школьников во внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985. 13. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002. 14. Ильина   ТВ.   Мониторинг   образовательных   результатов   в   учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ. 2002. 15. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. ­ Ярославль:  «Академия развития», 1997. 16. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. ­ М.: Творческий центр  «Сфера», 2000. 17. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. ­ М.: ЗАО «ИД КОН ­ Лига  Пресс», 2002. 18. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. ­ Санкт­Петербург:  «Кристалл», 2001. 19. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.:  «Просвещение».1978. 20. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. ­ М.: ООО фирма  «Издательство ACT», 1998. 21. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль:  «Академия развития», 2001. 22. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – Санкт­ Петербургург: «Норинт», 2000. 23. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: «Академия  развития», 1997. 24. Гарматин А. Оригами. Уроки для начинающих.­ Ростов­на­Дону­ 2011. 25. Гончар В.В. Модульное оригами. – Москва­ 2012. 26.  Пиндер П., Гринвуд Д. Открытки своими руками ­ Москва­2014. 27. Коннова Е.Г. Рост: Развитие. Общение. Самооценка. Творчество. Легион­2014. 28. Эм. Э. Г. Путешествие в страну Оригами.­ Легион­2013. 29. Коротеев И.А. Оригами для малышей. ­ М., «Просвещение», 1996 30. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. ­ М., «Айрис Пресс», 2005 31. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. –     С­Пб., «Химия», 1994 32. Черенкова Е..Ф. Оригами для малышей. ­ М., Рипол классик ДОМ 21 век,  2006 Литература для учащихся: 1.Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, ­ М.:  Рольф  Аким. 1999. 2. Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987. 3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002. 4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» ­ Лига  Пресс» 2002. 5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипресс­ конлига», 2004. 6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, ­ Ярославль Академия  развития, 2001. 7. Геронумус Г.М. 150 уроков труда. ­ Тула, 1996. 8. Глушкова И. Сделай сам. Для мальчиков. ­ М., 1996г. 9. Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками ­ М., 2000 10. СтоляроваС.В. Я машину смастерю ­ папе с мамой подарю. Моделирование  автомобилей из бумаги и картона. ­ Ярославль, 2000. 11. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. ­ М., 1990. 12. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. ­ Ярославль — 2000. 13. Гарматин А. Оригами. Уроки для начинающих.­ Ростов­на­Дону­ 2011. 14. Гончар В.В. Модульное оригами. – Москва­ 2012. 15.  Пиндер П., Гринвуд Д. Открытки своими руками ­ Москва­2014. 16. Коннова Е.Г. Рост: Развитие. Общение. Самооценка. Творчество. Легион­ 2014. 17. Эм. Э. Г. Путешествие в страну Оригами.­ Легион­2013. Интернет­сайты:   www.origami­school.narod.ru http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya­proisxozhdeniya­origami.html http://origami­school.narod.ru/page_03.htm http://oriart.ru/ http://www.origama.ru/ http://yourorigami.info/category/blog/sxemy http://www.origami.ru/mod/i_clas.htm http://drevo.sumy.ua/origami/Istoriya­origami.html http://www.origama.ru/diagrams/star_sun/ http://iz­bumagi.com/index.php/liliya http://www.klio­elena.ru/origami/orig.htm http://edu.of.ru/school33tayga/default.asp?ob_no=61718 http://www.russika.ru/ef.php?s=4267

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2017