Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»
Оценка 4.7

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
02.11.2017
Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»
Количество часов в год — 144. Возраст детей: 7-10 лет.В процессе занятий начальным техническим моделированием по данной программе обучающиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами, осваивают графическое изображение, расширяют и закрепляют знания об осевой симметрии, симметричных фигурах, строят развертки объемных фигур, на основе чего создают собственные модели по замыслуНачальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию проектов и реализация проектов в изготовленных макетах и моделях несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у учащихся начальных политехнических знаний и умений
НТМ Долгунцева А.Ю. 1.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования     «СТАНЦИЯ  ЮНЫХ  ТЕХНИКОВ» г.  Назарово Красноярского края    Программа рассмотрена                                          Утверждена:  на методическом совете                                           решением педагогического совета  Протокол № _________                                            Протокол №__________   «      »     ___________2017г                                     «     »  _____________2017г   Утверждаю:                                                                                              Директор МБОУ ДО «СЮТ»                                           г. Назарово Красноярского края                                        Л.Ю.Ильина ________________                                       Приказ №  Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование+» Возраст  учащихся: 7  – 10 лет. Срок  реализации  программы ­  1  год. Форма обучения: очная                                                                                                                                                         Программа составлена и реализуется Долгунцевой А.Ю. г.  Назарово, 2017г.   Пояснительная записка. Программа имеет техническую направленность. Программа   разработана   на   основе   Программы   для   учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ   «Начальное техническое   моделирование»   под   редакцией   А.П.Журавлевой, рекомендованной Министерством  просвещения РФ 1995 года, и является модифицированной. Начальное   техническое   моделирование   –   это   первые   шаги   в самостоятельной   творческой   деятельности   по   созданию   проектов   и реализация   проектов   в   изготовленных   макетах   и   моделях   несложных технических   объектов;   это   познавательный   процесс   формирования   у учащихся начальных политехнических знаний и умений. Актуальность программы. Данная   программа  является   актуальной  на  сегодняшний   момент,  так как   обеспечивает   развитие     ценностно­смысловой   ориентации обучающихся   и   ориентацию   в   социальных   ролях   и   межличностных отношениях, обеспечивает организацию обучающихся своей деятельности. Моделирование   как   способ   исследования,   экспериментирования, проектирования   и   конструирования   нашёл   широкое   применение   в естественных, прикладных науках и технике.   Техника, окружающая детей с малых лет, будит их любознательность, стремление   узнать,   как   и   почему   работает   машина,   радиоприемник, телевизор,   как   получают   бумагу   и   сталь,   авторучки   и   космические корабли.  Интерес к технике  отражается еще в играх дошкольников.  Дети любят   играть   в   «летчиков»,   «космонавтов»,   «строителей»,   «моряков», шоферов». Уже в первом классе дети получают возможность сделать что­ то   своими   руками,   и   это   повышает   интерес   к   технике.   Эти   занятия   самостоятельности   в   работе,   творческой способствуют   развитию   самодеятельности   и   изобретательности.   Начальное   техническое моделирование   является   той   основой,   возможности   которой   позволяют развить личность обучающегося. Цель   программы:  освоение   начальных   технико­технологических навыков   при   проектировании,   моделировании,   создание   условий   для творческой самореализации личности обучающегося в окружающем мире, социального,   культурного   и   профессионального   самоопределения. Начиная   с   простейших   поделок,   по   мере   своего   творческого   роста, обучаемые   собирают   все   более   сложные   конструкции,   участвуют   во всевозможных   выставках   и   мероприятиях,   приобретают   трудовые   и творческие   навыки,   которые   им   непременно   пригодятся   в   жизни. Современная техника не мыслима без исследований. Пробудить у ребят интерес   к   научным   знаниям,   к   исследовательской   работе,   развить способность   творчески   мыслить   ­   задача   педагога   технического объединения, таким образом, основной целью образовательной программы является   развитие   творческих   способностей   обучающихся   объединения средствами технического конструирования Задачи программы: 1.Формировать     интерес   к   техническому   творчеству,   пробуждать любознательность   и   интерес   к   устройству   простейших   технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов. 2.Развивать   у   учащихся   конструкторские   способности,   творческое   и техническое мышление. 3.Обучить   первоначальным   понятиям   радиоэлектроники,   навыкам работы с конструктором, инструментами, материалами, применяемыми в моделизме. 4.Сформировать   умения,   связанные   с   опытом   их   применения   в проектной деятельности. 5.Выработать   у   обучающихся   социально­ценные   навыки   поведения, общения, работы. 6.Формировать   умения   обучающихся   работать   с   дополнительной   планирование, литературой, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.   осуществлять   целеполагание,   7. Учить работать в разновозрастных группах, строить диалог, находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Отличительные особенности данной программы. Основная   идея   программы   –   это   приобщение   обучающихся   к разнообразным   видам   проектной   деятельности,   связанной   с   изучением окружающего мира на примере реальных технических объектов. Когда   ведется   конструкторская   разработка   по   заданию,   в   котором указывается назначение изделия, условия использования и работы изделия, размеры,   эксплуатационные   требования,   то   пути   решения   задания учащиеся     творческих   задач обучающийся должен искать с помощью имеющихся знаний и умений и обязательно  продумывать, как, какими методами и способами дополнить недостающие знания и умения на занятиях.     могут   выбрать   сами.   Пути   решения   В процессе занятий начальным техническим моделированием по данной программе обучающиеся овладевают элементарными приемами работы с различными   материалами   и   инструментами,   осваивают   графическое изображение,   расширяют   и   закрепляют   знания   об   осевой   симметрии, симметричных фигурах, строят развертки объемных фигур, на основе чего создают собственные модели по замыслу. Инновационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную работу, независимо от степени мастерства, позволяющее развивать новые качества личности   необходимые   для   адаптации   к   требованиям,   предъявляемым обществом. Программой   предусматривается   выполнение   реальных   заданий   по практической   работе   в   соответствии   с   теорией,   возможность   увидеть результаты своего труда обучающимися. В   предлагаемой   программе   за   основу   взят   принцип   развития   общей культуры, познание окружающего мира через изучаемую область техники, так как ни одна область науки и техники не оказала столь же заметное влияние   на   быт,   нравы,   образ   жизни   и   образ   мыслей   людей,   как электроника.  Формы занятий: Групповая Фронтальная Индивидуальная Работа в парах Работа в командах Используемые методы: 1.Репродуктивный – делай как я, по образцу. 2.Объяснительно­иллюстративный  –   инструктаж;   рассказ;   беседа   с демонстрацией   наглядных   пособий,   технологических   карт,   готовых изделий, видеоматериалов. 3.Частично­поисковый  – для данного возраста   включает постановку задач, в которых обучающимся   не дается окончательное решение, часть посильных вопросов предлагается решить самостоятельно. Принципы обучения: принцип  развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип наглядности; опора на интерес ребенка; индивидуальный темп движения; гуманистичность. Сочетание   репродуктивного,   продуктивного   и   творческого   начал   в реализации     программы   помогает   раскрытию   творческих   способностей ребенка, развивает его интерес.   Возраст детей:  7­10 лет. Срок реализации программы: 1 год Режим занятий:  режим занятий соответствует нормам и требованиям САНПиН:  Количество   занятий   —   два   занятия   в   неделю   по   2   часа  с десятиминутным перерывом. Общее количество часов в год — 144. Состав группы – 15 обучающихся   Ожидаемые результаты и способы определения результативности. Предметные результаты: ­   освоение   опыта   самостоятельной   деятельности   по   начальному техническому моделированию; ­ овладение основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; ­ знание основных требований к проекту; ­ знание различных материалов и применение бумаги, картона и других подручных материалов; ­ знание инструментов их назначение; ­ соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментом; ­ знание и предназначение основных чертежных инструментов; ­основные понятия симметрии; ­ свойства геометрических фигур; ­ основные геометрические тела и их элементы; ­ овладение различными способами  соединения деталей. ­ умение проектировать изделие; ­самостоятельно   изобретать   способ   действия,   привлекая   знания   из различных областей; ­ изготавливать из плотной бумаги и других материалов макеты и модели технических объектов; ­ составить разметку; ­ изготовить «геометрический конструктор»; ­   создавать   из   «геометрического   конструктора»   различные   силуэты моделей; ­ изготавливать контурные модели со щелевидными соединениями; ­ составлять и читать эскизы плоских деталей; ­ читать чертеж разверток объемных деталей; ­ читать и составлять простейшие электрические схемы; ­ изготовить модель из готовых объемных фигур; ­   изготавливать   геометрические   тела   с   вычерчиванием   разверток   и выкроек; ­ изготавливать объемную действующую модель; ­ собирать модели и механизмы из готовых деталей конструктора; ­ изготовить простейшие действующие электрифицированные модели. Метапредметные (коммуникативная компетентность):  высказывает свое мнение, аргументирует и отстаивает его;  свободно   владеет   навыками   поиска   необходимой   информации, умеет предьявлять ее другим участникам образовательного процесса;  умеет   работать   в   группе,   слушать   собеседника,   решать конфликтные ситуации   Личностные результаты:  способность адекватно оценивать себя и свои достижения;  способность принимать решение и отвечать за него;  сформирована   положительная   мотивация   и   познавательный интерес. С   целью   установления   фактического   уровня   освоения   учащимися предметных,   личностных   и   метапредметных   (коммуникативных) результатов   рабочей общеобразовательной общеразвивающей программы проводится текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Формы,   сроки   и   периодичность   текущего   контроля   отражаются   в графике   прохождения   рабочей   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей   программы.   Текущий   контроль   осуществляется   по завершению   разделов,   тем   или   содержательных   блоков  в   виде тестирования   на   овладение   теоретическими   знаниями.   Практические умения   оцениваются   по   электрическим   схемам,   собранным   в   ходе практических занятий изучаемого раздела. Промежуточная   и   итоговая   аттестация   обучающихся   является неотъемлемой   частью   образовательного   процесса,   так   как   позволяет оценить   реальную   результативность   образовательной   и   творческой деятельности. Промежуточная и итоговая аттестация проходит согласно учебному   графику   учреждения.   Итоговая   аттестация   учащихся проводится по завершению рабочей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы. Форма аттестации – презентация и защита проектов. Показатели   соответствия   подготовки   учащихся   программным требованиям соотносятся с трехуровневой системой. Уровень   освоения   предметных,   метапредметных   и   личностных результатов: Критерии оценки высокий   уровень–   обучающийся   освоил   более   70%   содержания   рабочей дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы; средний   уровень   ­   объем   освоенных   знаний   составляет   от   50%   до   70% низкий уровень– освоил менее 50% содержания.   содержания; - Показатель метапредметных результатов: уровень освоения (коммуникативных) Критерии оценки средний уровень  высокий уровень–высказывает свое мнение, аргументирует и отстаивает его;     свободно владеет и подает учащимся подготовленную информацию; умеет работать в группе, слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. -высказывает свое мнение и аргументирует его;  недостаточно  свободно выступает перед аудиторией; умеет работать в группе, слушать собеседника,  не умеет решать конфликтные ситуации. низкий уровень  -высказывает свое мнение, затрудняется аргументировать его, не умеет отстаивать; испытывает   серьезные   затруднения   при   выступлении перед   аудиторией;  умеет   работать   в   группе,     слушает невнимательно, не умеет решать конфликтные ситуации. -уровень освоения личностных Показатель результатов: Критерии оценки высокий уровень­способность адекватно оценивать себя и свои достижения; положительная   мотивация   и   познавательный   интерес ярко       выражен;     способность   принимать   решение   и отвечать за него. средний   уровень   ­   оценивает   себя   и   свои   достижения,   но   не   всегда   мотивация   и   познавательный   интерес адекватно;   недостаточно   ярко   выражен;   способность   принимать решение, но не отвечать за него.   низкий уровень ­ затрудняется оценить себя и свои достижения; мотивация   не   принимает и   познавательный   интерес   слабые;   решение и не отвечает. Инструмент определения уровня освоения. Предположим,   что   оценивание   выполняемой   работы   происходило   по шести параметрам. Обучающийся из шести параметров освоил четыре. Делим это число на общее количество параметров и умножаем на 100%: (4:6)х100%=67%. Таким образом, данное задание обучающийся выполнил на 67%, что соответствует среднему уровню. Результаты  аттестации заносятся в протокол.   Учебный план. Раздел программы. Количество часов. № п/п Формы   контроля аттестации текущего и   Всего Теория Практи ка 1. Вводное занятие. Т Б. Материалы и 4 инструменты. Танграм. 2. Первоначальные знания и умения.   графические 6 30 10 10 40 40 3. Геометрия на плоскости 4. Стереометрия Промежуточная аттестация   5. Начальное техническое моделирование   с   элементами художественного конструирования.  6. Разработка   и   изготовление объемных   макетов   и   моделей технических объектов,  игрушек из бумаги и картона 7. Работа     электронным с конструктором  « Знаток». Методика сборки схем Работа   со   схемами   электронного конструктора Итоговая аттестация  2 2 2 2 2 2 2 2 4 28 8 8 38 38 8. Заключительное занятие. 4 ­ 4 ИТОГО: 144 14 130 Т\К  Изготовление   из бумаги танграма. Т\К Выставка работ Т\КВыставка, презентация       и  защита проектов Т\К Выставка работ Промежуточная аттестация  Т\К Выставка работ   Т/К  Тестирование,   защита собеседование, моделей Выставка, презентация   и   защита проектов. Т/К  Собеседование, выставка   и   защита проектов  Итоговая   аттестация  . Выставка, презентация и защита проектов.   Итоговая выставка Содержание образовательной программы. 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Танграм. 6 часов. Теория. Значение техники в жизни человека. Показ готовых моделей. Свойства и применения   бумаги,   картона,   древесины,   жести,   проволоки   и   других материалов. Инструменты и способы обработки указанных материалов, назначение   инструментов,   правила   пользования   ими,   правила  техники безопасности. Демонстрация инструментов применяемых при обработке различных материалов. Практика. Изготовление  танграма. Составление силуэтов зверей, самолетов, ракет, цифр по схемам. Контроль. Собеседование, практическая работа. 2. Первоначальные графические знания и умения. 6 часов. Теория.   Знания   о   чертежных   инструментах   и   принадлежностях:   линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство   с   линиями   чертежа:   линия   видимого   контура,   линия невидимого контура, линия сгиба, осевая и центровая линии, сплошная тонкая. Понятия об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской   формы.  Понятие   о   шаблонах,   трафаретах.   Способы   их применения. Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям.  Практика. Изготовление моделей легковых автомобилей Контроль. Тестирование, выставка работ. 3.Геометрия на плоскости. 30часов. Теория.   Понятие   о   контуре,   силуэте   технического   объекта.   Расширение   и углубление   понятий   о   геометрических   фигурах:   прямоугольник, треугольник, круг, половина круга. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими  фигурами. Практика.   Изготовление   «Геометрического   конструктора»   из   плотной   бумаги (геометрические фигуры различные по форме   и размеру). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, самолета, ракеты, светофора и т.д.)   из   элементов   «Геометрического   конструктора».     Изготовление контурных   моделей   со   щелевидными   соединениями   из   картона   и геометрического конструктора. Контроль. Презентация «геометрического конструктора», выставка работ 4. Стереометрия .10 часов. Теория. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре,   цилиндре.   Сопоставление   формы   окружающих   предметов, частей   машин   и   других   технических   объектов   с   геометрическими телами. Практика. Изготовление   макетов   и   моделей   технических   объектов   на   основе готовых   объемных   форм.   Изготовление   объемных   действующих моделей из разных материалов. Контроль. Выставка работ. 5.Начальное   техническое   моделирование   с   элементами художественного конструирования. 10 часов. Теория. Первоначальные   понятия   о   техническом   рисунке,   чертеже,   эскизе. Различия   этих   графических   изображений,   нанесении   размеров   и применение этих знаний в начальном техническом моделировании Практика Изготовление упаковочных коробок оригинальной формы и конструкции с элементами декоративного оформления Разработка и изготовление по собственному замыслу игрушек Изготовление   праздничных   открыток   и   сувениров   с   применением декоративно­художественного оформления Контроль. Выставка работ. 6.   Разработка   и   изготовление   объемных   макетов   и   моделей технических объектов. 40 часов.  Теория. Первоначальные   понятия   о   простейших   геометрических   телах   призме, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание,   боковая   поверхность.   Сопоставление   формы   окружающих предметов,   частей   машин   и   других   технических   объектов   с геометрическими телами. Понятие о развертках и выкройках   простых геометрических тел (куба, параллелепипеда,  цилиндра, конуса). Практика.  Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе готовых объемных форм. Изготовление из плотной бумаги или тонкого   картона   геометрических   тел:   призм,   цилиндров,   конусов   с предварительным   вычерчиванием   разверток   и   выкроек.   Изготовление макетов   и   моделей   технических   объектов   на   основе   выполнения разверток   (макеты   и   модели   самолетов,   ракет,   вагонов   и     автомашин различного назначения). Изготовление объемных действующих моделей из различных материалов. Контроль. Тестирование, собеседование, защита моделей. 7. Работа с электронным конструктором « Знаток». Методика сборки схем. Работа со схемами электронного конструктора. 40 часов. Теория. Знакомство с деталями конструктора.  Правила и приемы монтажа деталей из набора конструктора. Схемы с ручным,   магнитным,   световым,   водяным,  звуковым,   электрическим,   а также сенсорным управлением Практика.  Игра «Угадай кто «Я» . Практическая работа с деталями конструктора по действующих электрифицированных моделей. Контроль: Собеседование, выставка и защита проектов.   Изготовление схемам.     простейших   8.Заключительное занятие. 4 часа.  Итоговая выставка работ обучающихся. Наглядно­методический комплекс 1.Материально­техническое обеспечение: 1.1 Рабочие столы и стулья для учащихся. 1.2 Стол для педагога. 1.3 Шкаф для хранения инструментов и материалов. 1.4   Инструменты:     карандаши,   линейки,   треугольники,  ластики, циркули, фломастеры,  ножницы, 1.5 Материалы: цветная и белая бумага,  белый и цветной картон, ватман, копировальная бумага, клей ПВА, скотч. 2..Наглядные и дидактические пособия: 2.1 Электронный конструктор « Знаток». 2.2 Работы обучающихся  2.3 Демонстрационные работы и образцы. 2.4 Готовые экспонаты 2.5 Интернет  2.6  Геометрический конструктор  Литература 1 Абрамова А.А.«Сто идей для детей», М., «Аванта+», 2001г. 2. Андрианов П.Н,, М.А.Галагузова «Развитие технического творчества младших школьников»,  М., «Просвещение»,1996г. 3.Бахметьев   А.А.   «Электронный   конструктор   «Знаток»   ТМ, Дополнительные занятия. Играем и учимся. Рекомендовано УМО МПГУ Министерства образования и науки РФ для образовательных учреждений. 2005г книга 2 4..Выгодский  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1999. 5.Выгонов В.В. Изделия из бумаги. М.: Издательский дом МС, 2001. Москва, «Просвещение», 1998г. 6. Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП, «Нижполиграф», 1997 7.А.П. Журавлева, Л.А. Болотина «Начальное техническое творчество», 8.Заворотов   В.А,   «От   идеи   до   моделей»,   Ростов­на­Дону,   «Феникс», 2002г. 9.  Кругликов   Г.   И.   Основы   технического   творчества,   М.:   Народное образование, 1996. 10. Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах. ­ М.: Просвещение, 1988 11.Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990.

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»

Рабочая дополнительная программа «Начальное техническое моделирование+»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2017