РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
5 кл—9 кл
07.02.2019
РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы всех участников образовательного процесса по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы. Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления. Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке. Профилактическая работа со всеми учащимися школы. Работа с неблагополучными семьями. Просветительская работа с родителями учащихся.
программа по профилактике с суицидальным поведением.docx
ГОУ «Черновская специальная (коррекционная)» школа­интернат Утверждено: Педагогическим Советом Протокол № ____ ______________ 20___г Директор ______________ Е.А.Перфильева РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников  на 2018­2019 учебный год Ответственный за реализацию программы Педагог­психолог Н.В.Клепикова Т.Г.Сологуб СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ  Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно  искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень  распространены. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. В  этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по  профилактике суицидального поведения учащихся школы.    НОРМАТИВНО­ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОФИЛАКТТИКУ СИУЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ  №841 от 25.07.2003г.  Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27,  28, 29, 30)  2. ФЗ РФ  № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14 3. Федеральный закон об Образовании Российской Федерации от 29  декабря 2012 г. N 273­ФЗ  4. ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах  системы  профилактики   безнадзорности  и правонарушений  несовершеннолетних»  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по  профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от  29.05.2003 г.  6. Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства  образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06­356 «О мерах по  профилактике суицидального поведения обучающихся»  7. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и  изменениями), утверждённая Постановлением Правительства  Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280  8. План мероприятий Министерства образования и науки РФ по  профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 ­2015 годы, утв. приказом  Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537  9. Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до  самоубийства», ст. 131­134 «О преступлениях сексуального характера»)  10.Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях  родителей")     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ    Данная программа предназначена для организации профилактической и  коррекционной работы всех участников образовательного процесса по  предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных  групп в общеобразовательном учреждении.   Целью данной программы  является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди  несовершеннолетних школы.   Поставленная цель достигается за счёт  решения следующих задач:  1. создание системы психолого­педагогической поддержки учащихся  разных возрастных групп;  2.  изучение особенностей психолого­педагогического статуса  учащихся,  с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной  помощи;  3. обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;  4. сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ­ Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но  имеющими ближайшие перспективы её преодоления.  Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке. ­ Профилактическая работа со всеми учащимися школы.  ­ Работа с неблагополучными семьями.  ­Просветительская работа  с родителями учащихся. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ       Организованная таким образом работа, позволит осуществлять социальную  и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным  поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по  оптимизации взаимоотношений в детско­родительской среде. Также позволит  продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных  ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост  кризисного сопровождения.      Календарно­тематическое планирование   Тема занятия № 1 Вводное занятие 2 Диагностический блок 3 Что значит быть агрессивным? 4 Спор не ссора  5 Что делать с гневом? 6 Опасные ситуации 7 Я могу гордиться собой 8 Я ушел в свою обиду 9 Пес.терапия 10 Сказка­терапия 11 Мысли, чувства, поведение 12 Мои права 13 Трудные ситуации могут меня  научить… 14 Эмоционально­волевая сфера 15 Характер 16 Диагностический блок 17 Итоговое занятие 18 Итого часов Количество часов  1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 2 2 1 1 1 3 1 24 Психокоррекционное занятие№1 «Что значит быть агрессивным?» Тема занятия:  «Что значит быть агрессивным ?»  Цели: актуализация представлений участников об агрессивном поведении;  работа с собственными агрессивными чувствами; развитие рефлексии.  Сегодня мы обсудим, что такое агрессивное поведение и как оно влияет на наши  отношения с другими людьми.  Упражнение «Что значит быть агрессивным?».  Слышали ли вы когда­нибудь, как про человека говорят: «Он (она) ведет себя  агрессивно!»  ­ Как вы думаете, что это значит?  ­ Как себя проявляет агрессивный человек?  ­ Что он делает?  Ответы детей записываются на большом листе: «всех бьет», «кричит», «обижает  животных» и т. д.  Упражнение «Самый, самый злой...».  Придумайте собственный рецепт агрессивного человека, взрослого или ребенка, и нарисуйте его портрет.  Обсуждение.  Кого вы считаете агрессивным человеком?  Какие его качества вам особенно не нравятся?  Что вы чувствуете по отношению к нему?  Что бы вы хотели изменить в таком человеке?  Разминка «Рубка дров».  Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно  держать топор, в каком положении должны находиться ноги? Покажите, какой толщины  кусок бревна вы хотите распилить? Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над  головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать:  «Ха!».  Упражнение «Я и другие».  Каждый из вас получил лист, разделенный на две части. Слева напишите или нарисуйте, с  какими проявлениями агрессии в свой адрес вы сталкивались в последнее время. Справа ­  как сами вы проявляли агрессию в адрес детей или взрослых. На выполнение этого  упражнения отводится 10­15 минут. Зачитайте ваши списки или покажите рисунки.  Обсуждение.  Что вы почувствовали, когда с вами обошлись несправедливо?  Что вы чувствовали, когда сами плохо обошлись с кем­то?  Как можно было поступить по­другому?  Упражнение «Список качеств».  Детям раздаются опросные листы, в которых перечислены примеры насильственного и  ненасильственного поведения.  Список качеств  Задание 1. Как ты думаешь, есть ли перечисленные качества у тебя самого? Напротив  каждого качества в колонке «Я» поставь «да» или «нет».  Задание 2. Сравни колонки «А» и «Б» и подумай над полученным результатом.  Обсуждение.  Какие качества вам не понравились и вы не хотели бы с ними сталкиваться?  Есть эти качества у вас самих?  Какие качества отражают равное, ненасильственное поведение?  Игра «Выше ­ ниже»:  Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда хуже. Но есть и третий способ общаться ­ чувствовать себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это.  Начните бродить по классу все одновременно. Представьте, что вы лучше всех детей...  Представьте, что вы хуже всех  детей... А теперь я хочу, чтобы вы стали равными. Как вы чувствуете себя при этом?..  Рефлексия занятия.  Я узнал (а) сегодня...  Мне понравилось / не понравилось сегодня... Мне хотелось бы....  Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».  Итог занятия Психокоррекционное занятие №2 «Спор не ссора» Тема занятия:  «Спор не ссора»  Цели: развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях, получение  опыта уверенного, ненасильственного взаимодействия со сверстниками.  Упражнение «Спор ­ не ссора...»  На прошлом занятий мы говорили о том, как можно справиться с обидой. Сегодня мы  обсудим вопрос о том, как избежать ссоры, а если ссора все­таки произошла, какие слова  нам могут помочь помириться друг с другом.  Время от времени каждый из нас хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало.  Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую борьбу. Начиная спорить, мы очень часто переходим на крик. И чем сильнее мы кричим, тем  больше наш спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации.  Чем отличается спор от ссоры? (Ответы записываются на листе, поделенном надвое.) Как можно избежать ссоры?  Игра «Интонация».  Разбейтесь в пары. Можете ли вы сказать мне, каким голосом вы разговариваете, когда  играете друг с другом, обращаетесь с просьбой, спорите? Ведь даже сказать слова  приветствия и назвать свое имя можно с разной интонацией. Пусть каждый из вас по  очереди произнесет фразу: «Привет! Меня зовут .... Сейчас моя очередь играть в эту игру»  ­ сначала сердито, потом неуверенно, а затем доброжелательно.  Обсуждение.  Какая интонация воспринималась наиболее оптимально?  Как часто вы ее используете?  Упражнение «Небеса и ад».  Интонация, которую мы выбираем очень влияет на то, как складываются наши отношения с другими людьми, с детьми и взрослыми. Крик, недоброжелательный голос, приводят к  спорам, конфликтам, непониманию. Но особенно опасны драки, тогда наступает  «настоящий ад». Предлагаю вам послушать восточную притчу...  Один молодой воин пришел к мудрецу и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами (раем) и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил:  «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком  невежествен».  Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» ­  заорал он и достал свой меч, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал:  «Вот это и есть ад».  Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч . «А вот это и есть небеса», ­ заметил  старик.  Можете ли вы вспомнить случай, когда ваш спор с кем­то едва не закончился дракой?  Может быть, вы были настолько возбуждены, что готовы были сами начать драку, а может  быть, другой спорщик в порыве ярости набросился на вас. Удалось ли вам избежать  рукоприкладства? Нарисуйте, что произошло тогда. Удалось ли вам избежать драки? Как  вы себя при этом чувствовали? Дайте этой истории какое­нибудь название.  Обсуждение.  В чем различие между спором и дракой?  Что можно сделать, чтобы спор не перешел в драку?  Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?  Драка ­ это хороший способ решить спор?  Почему мудрец в притче сказал, что насилие ­ это ад?  Когда мы обижаемся или гневаемся, то обвиняем в этом других и стараемся переложить на них ответственность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто­то  другой. Когда мы сердимся, то начинаем говорить друг другу «ты».  Ты чего разорался! ­Ты мне надоел!  Ты взял мои вещи!  Ты говорил ерунду!  Ты вечно опаздываешь!  Составление «Я­высказывания»  Ситуация 1  Твой друг взял у тебя рубашку и порвал ее. Что ты скажешь другу?  Когда я почувствовал(а)  и я бы хотел(а)  Ситуация 2  Твоя учительница подумала, что ты списал, и поставила тебе двойку.  Что ты скажешь учительнице?  Когда я почувствовал(а)  и я бы хотел(а) _  Ситуация 3  Твой лучший друг не выполнил данное тебе обещание. Что ты скажешь другу?  Когда я почувствовал(а)  и я бы хотел(а)  Ситуация 4  Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вы¬рвала из него несколько  страниц.  Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь твоей сестренке?  Когда я почувствовал(а)  и я бы хотел(а)  Ситуация 5 Твоя тётя обещала навестить тебя, но не пришла. Ты очень расстроился  (расстроилась). Что ты скажешь тёте?  Когда я почувствовал(а)  и я бы хотел(а)  Ситуация 6  Одноклассник проткнул твой футбольный мяч.  Что ты скажешь однокласснику?  Когда я почувствовал(а)  и я бы хотел(а)  * * *  Обсуждение.  ­ Какие трудности у вас были при выполнении этого задания?  Какие вы испытывали чувства, когда слышали в свой адрес «ты»?  Что вы чувствовали, когда слышали «Я­высказывания»?  Рефлексия занятия.  Я узнал(а) сегодня...  Мне понравилось / не понравилось сегодня...  Мне хотелось бы...  Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге»  Психокоррекционное занятие: №3 «Что делать с гневом?» Тема занятия:  «Что делать с гневом?»  Цели:­  обучение обучающихся способам безопасного выражения агрессивных чувств;  ­ активизация рефлексивных механизмов.  Сегодня мы обсудим, как мы можем справляться с этими чувствами, не причиняя вреда  себе и окружающим.  Упражнение «Выставка».  предлагается детям сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза и глубоко вдохнуть 3­4  раза.  Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней ­ фотографии людей, на  которых вы сердитесь, злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо.  Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства, мысленно скажите этому человеку все, что хотели. Какие это  будут слова?  Обсуждение.  Какая это была ситуация?  ­ Какие слова вы сказали своему обидчику?  ­ Всегда ли мы имеем возможность выразить злость или обиду словами?  ­ Как еще есть способы выразить чувства?  Игра «Камушек в ботинке».  Когда мы взволнованны или начинаем сердиться, то сначала это воспринимается, как  маленький камушек в ботинке. Если мы его не вытащим, ноге придется очень плохо.  Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как  только они их заметят. Я хочу, чтобы вы хорошенько подумали, нет ли в настоящий  момент чего­то такого, что бы мешало вам. Скажите тогда: «У меня камушек в ботинке.  Мне не нравится, что Максим смеется, когда я рассказываю...».  Игра «Обзывалки».  Когда мы сердиты друг на друга, мы можем говорить разные обидные слова. А кто­нибудь  пробовал ругаться необидно? Это могут быть названия овощей, фруктов, предметов  посуды ­ «А ты ­ морковка!».  Дети кидают друг другу мяч, при этом называют друг друга необидными словами.  Разминка «Встряхнись!».  Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака... Встаньте так,  чтобы вокруг вас было много свободного места. Начинайте отряхивать ладони, локти,  плечи, туловище. Потрясите головой. При этом представьте, как плохие чувства, мысли,  все неприятности, слетают с вас, как вода с собаки.  Рефлексия занятия.  — Я узнал (а) сегодня...  Мне понравилось / не понравилось сегодня...  Мне хотелось бы....  Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге». Психокоррекционное занятие №4 «Опасные ситуации» Тема занятия:  «Опасные ситуации. Вежливый отказ»  Цели:  ­ развитие социальных навыков в ситуациях отказа;  ­ развитие навыков наблюдения и самонаблюдения;  ­ развитие вербальных и невербальных средств общения.  ­ информирование детей о потенциально опасных ситуациях;  ­ формирование способности к распознаванию опасных си¬туаций;  ­ развитие представлений о способах поведения в ситуациях социальной опасности.  Давай, пока взрослых нет, сгоняем на велосипедах до того магазина.  Подари мне свой мяч, тебе же обещали купить новый.  Можно, я принесу тебе компьютерную игру через три дня?  Дай мне посмотреть твои фотографии?  Обсуждение.  Трудно ли было формулировать вежливый отказ?  Какие чувства у вас возникали, когда к вам обращались с просьбой?  Какие чувства у вас возникали, когда вы слышали отказ?  Есть ли ситуации, когда, отказывая, мы можем не думать, задеваем ли мы чьи­то чувства  или нет?  Если на улице или во дворе вы встретитесь с незнакомым человеком, который уговаривает  вас покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить, ­это может  быть опасно. В этой ситуации вы не обязаны быть вежливыми. Отойдите подальше от  незнакомца, позовите на по¬мощь или бегите к знакомым, которые могут защитить.  Какие ситуации называют «опасными»?  Какие опасные ситуации могут поджидать нас дома и на улице?  Разбор ситуаций:  Ситуация I. «Рассказ Коли» ­ незнакомец на улице зовет ребенка пойти с ним.  Ситуация 2. «Рассказ Кости» ­ на улице всем желающим раздают неизвестную жвачку.  Ситуация 3. «Рассказ Саши» ­ незнакомец за рулем просит ребенка сесть в машину и  показать дорогу.  Ситуация 4. «Рассказ Алены» ­ дети пускают в квартиру чужих людей.  Ситуация 5. «Рассказ Маши» ­ незнакомцы на улице уго¬варивают девочку сняться в  рекламном ролике.  Ситуация 6. «Рассказ Мити» ­ мальчик соглашается пере¬дать неизвестный сверток.  Рефлексия занятия.  Я узнал (а) сегодня ...  Мне понравилось / не понравилось сегодня ...  Мне хотелось бы .... Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге» Психокоррекционное занятие №5 «Я могу собой гордиться» Тема занятия:  «Я могу собой гордиться»  Цели:  ­ развитие позитивного само отношения;  ­ развитие рефлексии;  ­ повышение чувства уверенности у обучающихся.  Разминка «Кто я?».  Участники группы, перекидывая друг другу мячик, отвечают на вопрос «Кто я?». Для  описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства. Каждое  предложение начинается с местоимения «Я»: «Я девочка», «Я веселый», «Я люблю  музыку» и т. д.  Сегодня мы поговорим о том, что в каждом из нас есть хорошего и чем мы можем  гордиться. Ведь для того чтобы другие люди могли узнать нас с хорошей стороны, нам  нужно разбираться в себе, знать, что мы любим, как о себе думаем, о чем мечтаем.  Упражнение «Я в прошлом, настоящем и будущем».  Нарисуй, каким ты видишь себя в прошлом, настоящем и будущем. Обсуждение.  Какой из рисунков тебе нравится больше всего?  Кем ты себя видишь в будущем?  Какие качества у тебя появятся?  Что бы ты себе пожелал?  Дети кидают друг другу мяч, добавляя фразу «Однажды я...» каким­нибудь собственным  достижением. Например: «Однажды я прибежал быстрее всех на физкультуре».  Упражнение «Все звезды».  Закройте глаза. Вспомните какое­нибудь событие вашей жизни, когда вы чувствовали себя  звездой. Что это было за событие? Какие чувства вас переполняли? Кто был рядом с вами?  Говорили ли они приятные для вас вещи? Что именно? Какой эпизод вспоминается  наиболее ярко?.. Потихоньку открывайте глаза. У всех было, что вспомнить?  Теперь мы вырежем из цветного картона большие звезды, и вы нарисуете внутри их те  моменты жизни, когда вы чувствовали себя победителями, переживали успех. В ваших  рисунках могут присутствовать люди, которые для вас важны или которые помогали  достичь успеха. Все звезды собираются вместе и приклеиваются на лист ватмана.  Обсуждение.  Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? Легко ли было вспомнить ситуацию успеха?  В своей обычной жизни вы чаще вспоминаете о приятных или неприятных вещах?  Упражнение «Аплодисменты по кругу».  Инструкция. Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта?  Встаньте в круг. Один из вас подходит к кому­нибудь, смотрит ему в глаза и дарит ему  свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши, затем они оба выбирают следующего,  потом уже втроем подходят к следующему и т. д. Рефлексия занятия.  Психокоррекционное занятие №6 «Я ушел в свою обиду» Тема занятия:  «Я ушёл в свою обиду»  Цели: ­ обучение приемам совладания с обидой;  ­развитие эмпатии и способности оказывать поддержку другим в трудной ситуации.  На прошлом занятии мы говорили с вами о том, как можно справляться с гневом. Сегодня  мы будем учиться справляться с обидами.  Упражнение «Копилка обид».  Детям раздается лист, на котором нарисован мешок ­ копилка для обид. Предлагается  детям вспомнить ситуации, когда каждый из них испытывал чувство обиды и  разочарования. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Обиделись ли вы на  взрослых или на сверстников? Вспомните все ваши обиды (или одну, самую главную) и  поместите ее в копилку для обид. Вы можете записать свои обиды или нарисовать их.  Обсуждение. Дети по кругу проговаривают то, что у них получилось по формуле:  ­ Я почувствовал(а) обиду, когда...  Кто еще чувствует то же, что и ... (называет имя)? Скажите ему (ей), что вы чувствуете.  Кто­нибудь чувствует что­нибудь подобное? Можете рассказать это всем?  Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и ... (называет имя)? Скажите ему (ей). Ребята, как вам кажется, уменьшились ваши копилки, когда вы рассказали о своих обидах?  До каких размеров? Покажите.  Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: ­рассказать кому­нибудь (другу) о своей  обиде;  написать, нарисовать, «выплакать» обиду;  сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции;  попросить поддержки и оказать поддержку товарищу.  Упражнение на невербальную поддержку (SOS!).  Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из  них, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут  его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».  Обсуждение.  ­ Что вы почувствовали, когда на помощь пришли спасатели? Упражнение «Ситуация».  Работа с конкретной ситуацией обиды или с карточками, если дети затрудняются с  собственными примерами. На карточках дети получают описание ситуации обиды и  варианты реагирования на рассказ об обиде. Важно, чтобы дети на собственном опыте  почувствовали, какие слова уместны в этой ситуации.  Ситуация 1  Я Миша, мне 8 лет. На день рождения мне подарили щенка. Я гулял с ним каждый день,  кормил, поил и играл после школы. Я очень привязался к своему новому другу и заботился  о нем. Однажды я попросил своего приятеля присмотреть за щенком. Но так случилось,  что он не уследил за ним, и щенок убежал. Я расклеил по городу объявления о пропаже  щенка, но никто не откликнулся.  Я был очень расстроен и обиделся на моего знакомого.  * * *  Выбери ответ, который поможет твоему другу справиться с обидой.  Не расстраивайся!  Подумаешь, щенок убежал!  Ты очень грустишь, да?  Что тебя обидело больше всего?  Успокойся!  У меня кот пропал, но я же не плачу!  Это очень грустно, когда тот, на которого ты рассчитываешь, подводит тебя. Я понимаю,  как тебе тяжело.  Ситуация 2 Я Оля, мне 10 лет. Со мной произошла такая история. Я поделилась со своей  подругой одним секретом, рассказала ей кое­что важное о себе. На другой день я узнала,  что большинство ребят знают о моей тайне. Мне было очень неприятно и тяжело. Я считаю, что подруга меня предала, мне и сейчас еще нелегко успокоиться.  * * *  Выбери ответ, который поможет твоему другу (твоей подруге) справиться с обидой.  Не переживай!  Нашла из­за чего переживать!  Не надо никому говорить о своих секретах!  Я понимаю тебя, со мной произошел похожий случай!  Я понимаю, как тебе тяжело, ты доверилась другу и пожалела об этом.  Это очень грустно, когда разочаровываешься в друзьях.  Обсуждение.  ­ Какие слова помогают справиться с обидой, с тяжелой ситуацией?  ­ Какие реплики не уменьшают чувство обиды? Почему?  Упражнение с мячом «Мне нравится в тебе ...».  Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди говорят что­нибудь приятное  одному из участников группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества,  внешность, манера поведения: «Дима, мне нравится, что ты добрый». В ответ ребенок  говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» (повторяет сказанное ему), затем добавляет:  «А еще я думаю, что я ...».  Рефлексия занятия.  Я узнал (а) сегодня ...  Мне понравилось / не понравилось сегодня ...  Мне хотелось бы ... Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».  Психокоррекционное занятие №7 «Мысли, чувства, поведение» Тема занятия:  «Мысли, чувства, поведения»  Цели:  ­ развитие эмоциональной сферы, обучение навыкам определения и выражения чувств  обучающихся;  ­ дифференциация понятий «мысли», «чувства», «поведение»;  ­ повышение сплоченности группы.  Разминка «Друг к дружке!».  Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, в которой все надо  делать очень быстро. У вас ровно пять секунд на то, чтобы выбрать себе партнера и  быстро­быстро пожать ему руку. А теперь давайте быстро «поздороваемся» друг с  другом:  Правая рука к правой руке!  Нос к носу!  При команде «друг к дружке!» нужно быстро поменять пары.  Сегодня мы узнаем, как связаны между собой наши мысли, чувства и поведение. Что такое чувства?  Как они влияют на нас?  Что значит пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?  ­ Всегда ли мы успеваем подумать, прежде чем сделать что­либо? Приведите примеры...  Игра «Довольный и сердитый».  Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда сердит. Сначала представь, что ты доволен. Как ты чувствуешь себя в этом случае? Где в  своем теле ощущаешь, что ты доволен? Что ты тогда делаешь? Теперь представь, что ты  рассержен... Открой глаза и походи по комнате, как можно более явно выражая, что ты  сердит. Замри на минуту. Поменяй состояние. Веди себя и двигайся так, как если бы ты  был очень доволен...  Упражнение «Когда идет дождь, я думаю о ...»  «В солнечные дни я думаю о ...».  Представь, что на улице дождливый день. О чем ты думаешь в такие дни? Что чувствуешь?  Чем ты занят? Теперь представь, что на улице солнечный день и время года, которое тебе  больше всего нравится. О чем ты думаешь в такой день? Что чувствуешь? Что тебе хочется делать? Изобрази это через рисунок.  Обсуждение. Рефлексия занятия.  Я узнал (а) сегодня...  Мне понравилось / не понравилось сегодня...  Мне хотелось бы...  Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге». Итог занятия  Психокоррекционное занятие №8 «Мои права» Тема занятия:  «Мои права»  Цели:  ­ актуализация представлений о правах детей;  ­ подведение детьми итогов работы группы в контексте собственных достижений и прав;  Рассматриваются права:  Право на жизнь.  Право на защиту от любых форм насилия.  Право на учебу.  Право на обращение за помощью к врачу, милиционеру, педагогу или взрослому, которому  ребенок доверяет.  Право на уважительное отношение окружающих.  Право сказать: «Нет!»  Делается акцент на то, что у других детей и у всех людей вообще тоже есть эти права.  Коллективный рисунок «Мы и наши права».  Нарисуйте совместный рисунок, на котором изобразите себя, и напишите те свои права,  которые представляются вам особенно важными.  Обсуждение.  Легко ли делать совместную работу?  Каким ты изобразил (а) себя?  Какие права ты считаешь самыми важными?  Упражнение «Я хочу тебе пожелать...».  Пусть каждый из вас напишет свое пожелание каждому участнику группы на отдельном  листочке­«ладошке» и подарит ему на память.  Дети обмениваются пожеланиями.  Обсуждение.  ­Какие пожелания вы получили?  ­Что приятнее: писать пожелания или получать их?  ­Что самого главного мы можем пожелать друг другу? Психокоррекционное занятие №9 «Трудные ситуации могут научить меня» Тема занятия:  «Чем меня могут научить трудные ситуации»  Цель: осознание возможности обучающего воздействия грудных ситуаций.  В жизни людей всех возрастов иногда происходят трудные ситуации, какие трудные ситуации вы знаете? (получена «двойка», сердятся родители и т. п.). Затем предлагает представить, что трудная ситуация ­ это урок, который должен чему­либо научить.  Слушание сказки.  «В далекой­далекой Солнечной системе, на далекой­далекой планете Земля в одном далеком и большом городе жил Дрюпа Дрюпкин. Как жил? Да по­разному. Считал ан себя не очень счастливым, потому что слишком часто с ним что­то нехорошее само собой случалось. То в столовой его любимый суп с цветной капустой прольется, то на любимом уроке географии любимая учительница «три» поставит, то любимый друг Пустель Пупкин с ним поругается. А то как­то просто сидел Дрюпа на стуле в своей комнате, просто сидел и свалился на пол, да больно так, что искры из глаз посыпались. Только открыл Дрюпа глаза, как голосок чей­то услышал:  И не надоело тебе, Дрюпон, так жить?  Ты кто? ­ испугался Дрюпа.  Подскочил Дрюпа к зеркалу: синяк под глазом, царапина на шее и во­о­т такой шишак на Я ­ твоя шишка, ­ пропищал голосок.  затылке! И он действительно глазками подмигивает.  Тебе надо измениться, Дрюпыч!  Да я уж изменился, куда больше, увидишь в темноте ­ испугаешься, ­ вздохнул Дрюпа.  Нет, Дрюпа, не так. Тебе нужно почаще выполнять уроки жизни.  Да у меня и так жизни нет от школьных уроков.  Слушай меня, Дрюпкин. Слушай и благодари. Тебе нужно учиться у неприятных, трудных ситуаций. Тогда сразу поумнеешь, а иначе скоро из Дрюпы тебя переименуют в Большого Шишака.  Дрюпа от такого нахальства собственной шишки дар речи потерял, а когда нашел ­ шишки уже не было. И синяка под глазом, и царапины на шее тоже не было.  Но появился зато резвый младший брат Купер­персик. И не просто появился, а тут же Дрюпкину ручку сломал. Хотел Дрюпа ему двинуть, но что­то остановило. Может, на Купер­персике жизни поучиться? Посидел и подумал: «А может, пожалеть Персика для разнообразия?». Тут мама пришла с работы, и как всегда с претензиями: «Собаку не выгулял! Купера не обижай!» Хотел Дрюпа как всегда обидеться, а потом подумал: «Может быть, жизни поучиться и попробовать понять маму?»  Не хочется длинно рассказывать о Дрюпе ­ вы ведь и так уже все поняли. Дрюпе понравилось выполнять уроки жизни, понравилось изменять себя. Ну и жизнь его, конечно, изменилась к лучшему. Какой она стала? Это вы тоже лучше меня знаете, какой должна быть жизнь у пятиклассника, чтобы он чувствовал себя счастливым. А каким стал Дрюпа, когда вырос, когда школу кончил ­ это вы мне сейчас и расскажете».  Окончание придумывают ребята.  Рефлексия.  ­ Что вы поняли на сегодняшнем занятии?  ­ Что было трудным? Что ­ интересным? Чему вы научились?  Что нового узнали о себе и о других? Итог занятия Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми.  упражнения на произвольное расслабление (т.е. по сознательной  установке на расслабление) Первая группа ­ динамические упражнения. “Деревья качаются” (качание из стороны в сторону) Предложите ребенку встать в полный рост, расставив ноги в стороны на  ширину плеч. Руки поднимаются над головой и мягко раскачиваются из  стороны в сторону под звукоподражание “шш­шшш­шшш” (на каждое  качание). “Петрушка пляшет” (качание вниз­вверх) Предложите ребенку поплясать, как Петрушка (под музыку народной  плясовой), прыгая на двух ногах и расслабленно качая руками, головой.  Присоединитесь к этой “пляске”, собственным примером задавая принцип  расслабленного движения. “Щенок отряхивается” (трясение) Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после  купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом –  от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху  донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком. Вторая группа – упражнения на непроизвольное расслабление. Дети  хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но, что значит  расслабиться ­ им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для  релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он  заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само  собой следует их расслабление.  К таким играм относятся: “Драка”, “Подарок под елкой”, “Дудочка”, “  Любопытная Варвара”, “Лодка”, “Шарик” и др. “Драка” Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие  эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети  стараются никогда не выплескивать. Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились.  Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую  трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш  ребенок, сильно сжав зубы ) От волнения перед дракой ребенок даже дыхание  затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько  секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как  тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок  и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все  вопросы можно решать спокойно. “Подарок под елкой” Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. “Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о  замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко­крепко  зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит  под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная  игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”. “Дудочка” Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите  дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь  вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой  замечательный оркестр!”. “Любопытная Варвара” Цель: расслабление мышц шеи Психолог показывает и объясняет: “Поверните голову влево, вправо, чтобы  увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно.  Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь.  Слушайте и делайте, как я: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, А потом вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслб­лен­на… А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслб­лен­на… А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращение обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслб­лен­на… “Лодка” Цель: расслабление всего тела Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Психолог показывает и  объясняет: “ Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я: Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать! Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем. Сели, руки ­ на колени, а теперь немного лени. Напряженье улетело и расслабленно все тело. Наши мышцы не устали, и еще послушней стали. Дышим легко…ровно…глубоко…” “Шарик” Цель: расслабление мышц живота. Сесть на коврик, ноги скрестно. Психолог показывает и объясняет:  “Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так,  будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не  поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился.  Слушайте и делайте, как я: Вот так шарик надуваем и рукою проверяем. Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем. Дышится легко, ровно, глубоко”. Третья группа упражнений на произвольное расслабление предполагает  использование способности детей к фантазированию. Здесь нам помогает  гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что­нибудь очень  приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Однако этот метод  хорошо работает только с детьми, достигшими старшего дошкольного  возраста, а первые два можно применять в любые возрастные периоды. Эти  игры используют воображение ребенка. Они учат расслаблять свое тело и  получать радость. Навыки этой игры уже более близки к способам  релаксации, которыми пользуются взрослые. Это такие упражнения на расслабление, как “Порхание бабочки”, “Водопад”, “Цветок”, “Необычная радуга”, “Куклы”, “Полет высоко в небо”, “Отдых на  море” и др. “Порхание бабочки” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:  “Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.  Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день.  Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на  цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и  грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него  красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и  плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и  плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым  вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый  красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы  чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую  пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.  Расскажите о своих ощущениях”. “Цветок” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки,  из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли  и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос  прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.  Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток,  поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок,  представьте , что вы смотрите на солнышко из­под опущенных век,  улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо­влево. А теперь  расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком”. “Необычная радуга” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза.  Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как  струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас,  как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы  улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. если нам не по себе,  и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя  лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день”. “Полет высоко в небо” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите  медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу.  Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя  абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу,  парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.  Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от  времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев,  энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши  крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух.  Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А  теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на  земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас  бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на  весь день”. “Отдых на море” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Лягте в удобном положении. закройте глаза и слушайте мой голос.  Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря.  Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя  абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до  ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется  ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и  прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею,  плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким,  сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится  бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти  ощущения на весь день”. “Тихое озеро” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное  солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно  лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас  чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи  согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы  абсолютно спокойны. солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете  всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы  чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая  клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы  отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у  нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего  дня”. “Дождь в лесу” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки.   Тянутся высоко­высоко, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный  ветер и  стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся  корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес  дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети  легкими движениями касаются спины рядом стоящего товарища). Деревья  стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот появилось солнышко. Деревья почувствовали внутри себя свежесть,  бодрость и радость жизни”. “Подснежник” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои  лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет,  пробираясь сквозь снежный сугроб. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко  так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло. Но вот  подснежник вырос, окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь  весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой. Но подул ветер, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. Цветочек склонялся все  ниже и ниже. И совсем лег на проталину. Побежали ручьи. Вода подхватила и  понесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и  удивляется чудесным весенним превращениям. Наконец он приплыл в  сказочную страну”. “Водопад” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2­3 раза глубоко вдохните и выдохните.  Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный  водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь  представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный  белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш  лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим  плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет  стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и  она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого  усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя  очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по  ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и  расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы  чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот  удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете  себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы  все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно  расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. “Достань звезду” Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой ­ темное ночное небо,  все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко.  Поляна залита мягким, нежно­голубым светом. Люди говорят, что, когда  звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще  говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали?  Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь  открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до  звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки.  Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься,  твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую  корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что­то очень важное. Теперь  можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо.  Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если  есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой  глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!” Место и условия проведения. Проведение игр на релаксацию с тревожными детьми предполагает  организацию соответствующих условий. Необходима маленькая комната для  индивидуальной работы или большая комната для групповой работы.  Обязательно затемняющие шторы. Спокойный цвет стен – синий, зеленый.  Яркие места – блестящий шар, яркое изображение на стене, аквариум.  Ковровое покрытие пола. Не должно быть холодно. Освещение рабочее и  подсветка – торшер или бра, лучше желтого цвета. Используется магнитофон, музыкальные записи спокойного, ровного  характера.

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по профилактике суицидального поведения и безопасности жизни обучающихся, воспитанников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019