Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
5 кл—9 кл
16.03.2018
Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»
Программа составлена с использованием учебно-методического пособия, под ред. И.В. Дубровиной –М.: издательство московского психолого-социального института, 2007г – 800с. Цель курса – сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в условиях адаптации к основной школе и осознания себя подростком через формирование представления о самом себе как о личности, обладающей определенными качествами, свойствами, о способах эффективного поведения в процессе общения, значимой деятельности, в сложных жизненных ситуаций. Задачи курса: 1. воспитание психологической культуры учащихся школы; 2. ознакомление учащихся с основными путями психологического познания человека 3. формирование понятий; «личность», «общение»; 4. представление о сторонах личности (Кто я? Какой Я? Что я хочу? Что я могу?). 5. формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе (рефлексия, эмпатия, саморегуляция); 6. формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности; 7. формирование основ культуры интеллектуального труда; 8. оказание помощи пятиклассникам в период адаптации к обучению в среднем звене школы, снижение школьной тревожности; 9. профилактика отклоняющегося поведения учащихся; 10. содействие раскрытию творческих возможностей личности ученика.
психолог 5кл.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №105 имени Героя Росси Ивана Шелохвостова» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______.А.А. Мочалова  «         »____________  2015г внеурочных занятий по психологии в 5­9 классах Рабочая программа «Социально­психологический тренинг» Разработчик: педагог ­ психолог Попкова  Ирина Николаевна                        1 2015 год 2 1. Пояснительная записка Программа   внеурочных   занятий   «Социально­психологический   тренинг соответствует   ООП   ООО   МБОУ   СОШ   №   105   имени   Героя   России   Ивана Шелохвостова. Программа составлена с использованием  учебно­методического пособия, под ред.   И.В.   Дубровиной   –М.:   издательство   московского   психолого­социального института, 2007г – 800с. Цель курса – сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в условиях   адаптации   к   основной   школе   и   осознания   себя   подростком   через формирование   представления   о   самом   себе   как   о   личности,   обладающей определенными   качествами,   свойствами,   о   способах   эффективного   поведения   в процессе общения, значимой деятельности, в сложных жизненных ситуаций.  Задачи курса: 1. воспитание психологической культуры учащихся школы;  2. ознакомление   учащихся   с   основными   путями   психологического   познания человека 3. формирование понятий; «личность», «общение»; 4. представление   о   сторонах   личности  (Кто   я?   Какой   Я?  Что   я   хочу?  Что   я могу?). 5. формирование   важнейших   жизненных   навыков,   способствующих   успешной адаптации в обществе (рефлексия, эмпатия, саморегуляция);  6. формирование   устойчивых   навыков   конструктивного   общения,   развития социальной компетентности;  7. формирование основ культуры интеллектуального труда;  8. оказание помощи пятиклассникам в период адаптации к обучению в среднем звене школы, снижение школьной тревожности;  9. профилактика отклоняющегося поведения учащихся;  10.содействие раскрытию творческих возможностей личности ученика.  Реализация   заявленного   содержания   предусматривает   организацию   учебного процесса с включением разнообразных видов самостоятельных работ учащихся, как индивидуального   характера,   так   и   работу   в   группах,   элементов   проблемного, дифференцированного обучения, а также использование ИКТ технологий. 2. Общая характеристика курса Данный курс основан на представлении о том, что каждый человек стремится как можно лучше узнать себя и как можно более полно реализовать себя, добиться успеха (конечно, очень по­разному понимаемого) в жизни. На помочь в этом призва­ на, естественно, вся система обучения и воспитания. Специфика указанного курса в том, что в нем эта задача выступает в «чистом» виде, вне содержания того или иного учебного предмета, усвоенных ранее умений и навыков и т.п. Он направлен не на развитие умения правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности в той или иной сфере деятельности, а на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного   представления  о   себе,  своих   потенциях,  своей   способности   к  са­ моразвитию и самосовершенствованию. 3 Во   время   занятий   поощряется   естественность,   изобретательность   в самовыражении,   отношение   к   себе   с   юмором,   стремление   к   самостоятельности, независимым суждениям. Программа «Социально­психологического тренинга»  учитывает, что 5й класс является сензитивным периодом :  ­   для   начала   развития   специальных   способностей   и     интересов   к   разным сторонам знания, чему способствует  предметное обучение и встреча на уроках с разными учителями; ­   для   начала   осознания   и   развития   своей   индивидуальности,   что   связано   с пониманием   своих   способностей,   характера,   темперамента,   обнаруживающихся   в процессах учения, общения и поведения; ­ для понимания индивидуальных особенностей людей.  6   класс   –   сензитивный   период   для   развития   основного   психического новообразования подросткового возраста – умения понимать чувства, переживания других   людей   и   строить   свое   поведение   и   отношения   с   учетом   этого.   В   свете вышесказанного   на  занятиях   осуществляется   коррекция   эмоционально­личностной сферы   детей,   развиваются   навыки   адекватного   общения   со   сверстниками   и взрослыми.   Большое   внимание   уделяется   обсуждению   различных   ситуаций, групповым   дискуссиям,   ролевому   проигрыванию,   творческому   самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. В   7   классе   обучающиеся   будут   изучать   проблемы   социальной   психологии: знакомятся с характеристиками малых и больших социальных групп, особенностями поведения и деятельности людей в различных группах и коллективах. Данная   программа   направлена   также   на   развитие   творческого   мышления обучающихся,   способности   к   выработке   собственной   позиции   и   критической переработке информации. Старший   школьный   возраст   –   это   тот   уникальный   сензитивный   период,   в котором   наиболее   эффективно   происходит   обучение   основным   поведенческим стратегиям,   приводящим   впоследствии   к   успешной   самореализации,   наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности. Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как   меня   воспринимают,   как   я   выгляжу,   что   я   могу,   кем   я   стану,   отличают психологию старшеклассника. Другими словами, у учащихся 9­х классов возрастает потребность   в   самопознании.   Однако,   имеющихся   знаний,   умений   и   навыков   у девятиклассников часто недостаточно для самостоятельного удовлетворения этой потребности. Таком образом, в данном курсе учитываются следующие моменты: 1.  2.  3.  Возрастные особенности учащихся. Уровень психологической подготовки учащихся. Направленность   овладение   на   школьников   предметными, метапредметными и личностными результатами 4.  Использование   активных   методов   обучения:   работа   в   микрогруппах, театрализация, выполнение творческих заданий, рисование, игра и т.п. Для контроля знаний и умений оценка не используется. 4 3. Результаты освоения курса Личностными   результатами  курса   «Социально­психологический   тренинг» являются следующие:  готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию,   сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно­ смысловые установки обучающихся, отражающие   их   индивидуально­личностные   позиции,   социальные   компетенции, личностные качества;  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и6 развивающемся мире;  принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе   в   информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных   ситуациях,   умения   не   создавать   конфликтов   и   находить   выходы   из спорных ситуаций;  формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к материальным и духовным ценностям. формирование  позитивного  мышления: умение  оценивать  свою  деятельность как   процесс   приобретения   конкретного   личностного   опыта   взаимодействия   с окружающим миром  Метапредметными результаты прохождения курса: овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;    формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;    активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   (далее   –   ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач;  овладение логическими действиями  сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;    готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать 5 возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения;   умение   договариваться   о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;    овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов, процессов   и   явлений   действительности   (природных,   социальных,   культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;  Предметными  результатами изучения «Социально­психологический тренинг» являются следующие умения: способность диагностировать и адекватно оценивать свои   индивидуальные   особенности   и   психические   свойства   личности;   умение анализировать ситуацию успеха и неудачи в познавательной деятельности, умение находить конструктивные способы решения личностных затруднений в деятельности и   находить   скрытые   резервы   личности;   умение   применять   на   практике   способы саморазвития. Внеурочная   деятельность   направлена,   в   первую   очередь,   на   достижение планируемых   результатов   освоения   соответствующей   основной   образовательной программы школы. Результаты  первого  уровня  (приобретение  школьником  социальных  знаний, социальной  реальности  и  повседневной  жизни):   приобретение понимания  школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни  человека;  о  принятых в  обществе  нормах  поведения  и  общения;  об  основах  здорового  образа  жизни; о правилах  конструктивной групповой  работы: организации  коллективной творческой деятельности;  о  способах  самостоятельного  поиска,  нахождения  и  обработки информации; о правилах проведения исследования. Результаты  второго  уровня  (формирование  позитивного  отношения школьника  к  базовым   ценностям   нашего  общества  и   к  социальной  реальности  в целом): развитие  ценностных отношений  школьника  к родному Отечеству, природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты  третьего (приобретение   школьником   опыта самостоятельного  о п ы т публичного  выступления; опыт  самоорганизации  и  организации  совместной деятельности с другими детьми. приобретает   школьник   уровня  социального  действия): Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды  внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Основные  результаты  реализации  программы  внеурочной  деятельности обучающихся  оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность  нравственного, эстетического  потенциала личности. коммуникативного,  познавательного,  Мониторинг компетентностей обучающихся 6 Компетенции ученика Показатели Сформированность  познавательного  потенциала  личности  обучающегося и  особенности мотивации. Сформированность  коммуникативного  потенциала   личности   и её зависимость от  сформированности  общешкольного  коллектива. Сформированность  нравственного,  эстетического  потенциала  учащегося. 1. Познавательная   активность обучающегося. 2.Произвольность  психических процессов.  3. Эмоциональное  состояние (уровень  тревожности) 1.Коммуникабельность.  2.Знание этикета.  3.Комфортность ребёнка в  школе. 4.Сформированность  совместной деятельности.  5.Взаимодействиесо  взрослыми, родителями,  педагогами. 6. Соблюдение   социальных  и этических  норм. 1.Нравственная  направленность личности.  2.Сформированность  отношений ребёнка к  Родине, обществу, семье,  школе, себе, природе,  труду. Методический  инструментарий 1. Методики изучения  развития познавательных  процессов личности ребёнка. 2.Педагогическое наблюдение. 3.Оценка  уровня тревожности –  методика А. Кондаша 1.Методика выявления  коммуникативных склонностей  обуч­ся.  2.Педагогическое наблюдение. 3. "Психологический климат  класса" (модификация методики О.С. Михайлюка и А.Ю.  Шалыто)  4. Диагностическое сочинение 5. Наблюдения педагогов. о  жизненном 1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем  опыте».  2. Наблюдения педагогов  3. Изучение документации 4.  поведения Мониторинг  общего Место курса в учебном плане Курс «Психология общения» рассчитан на 35 часа (1 ч в неделю, 35 учебных недели). Года обучения Кол­во учебных Кол­во часов в неделю недель Всего часов за учебный год 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1 1 1 1 1 35 34 34 36 34 35 34 34 36 34 Всего 173 часа на курс 4. Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс 7 Человек. Личность.  19 часов 1.   Дать   обучающимся   на   доступном   уровне   их   понимания   самые   первые представления   о   психологии   как   науке   Устанавливаем   правила   общения. сформировать группу участников; ­   способствовать   созданию   доброжелательной   обстановки   и   атмосферы поддержки в группе; ­ выяснить ожидания детей;   ­ развивать  умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. 2. Кто Я? Какой Я? ­   дать   возможность   детям   поближе   познакомиться   друг   с   другом, способствовать формированию групповой сплоченности; ­ помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. ­  «портрет в лучах солнца» 3. Что такое темперамент? Понятие «Темперамента», осознание, что все люди разные 4.   Мой   темперамент.   Диагностика.   Знакомство   с   методами   диагностики, определение своего темперамента 5. Характеристика типов темперамента. Умение дать характеристику себе и своим одноклассникам 6.  Темперамент и характер. Развитие умения видеть проявления характера с жизни людей 7. Мои достоинства и недостатки. Понимание что у каждого человека есть положительные качества 8. Я могу… Мои способности. Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. 9.  Моя   самооценка.   Диагностика   самооценки.   (методика   САН). Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. 10 Я нужен! помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;  ­ способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности 11. Мои ценности. расширение и обогащение навыков общения с учителями; ­ формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; 12. Я мечтаю. Способствовать развития воображения. 13. Я ­ это мои цели­ коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях. 14.   Я   ­   это   мое   прошлое,   настоящее,   будущее.     формирование   у   детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; 15. Мои чувства. Чувства бывают разные. Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. 16.  Стыдно   ли   бояться?  научить   детей   распознавать   свои   школьные   страхи помочь найти способы их преодоления; — снизить школьную тревожность. 17.  Что   такое   тревожность.   Диагностика   тревожности.   научить   детей распознавать   свои   школьные   страхи   помочь   найти   способы   снижения   школьной тревожности. 8 18. Имею ли право сердиться и обижаться? Подумайте о том, какие эмоции помогают вам учиться и какие качества вы хотели бы в себе развить. 19.   Настроение.   ­   повышение   эмоциональной   устойчивости   детей;   ­ формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;­ формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. Я и мой внутренний мир 4 часа 1. Я и мой внутренний мир. Каждый видит мир по­своему. Способствовать осознанию своих качеств, повышение самооценки. 2. Трудные   ситуации   могут   научить   меня.   формирование   позитивной   Я­ концепции 3. 4. В трудной ситуации я нахожу силу внутри себя Уверенное   и   неуверенное   поведение­   отработка   навыка   произведения первого впечатления Мой мир и люди, которые меня окружают 8 часов 1.   Что   такое   одиночество?  способствовать   рефлексии   эмоциональных состояний; способствовать адекватному самовыражению. 2.   Я   не   одинок   в   этом   мире   (планета   моего   Я)  подчеркнуть   ценность   и уникальность внутреннего мира каждого человека 3,4 Моя семья. Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем. 5,6 Мои друзья. обсудить проблемы дружбы. 7,8 Мой класс. Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы. Мы начинаем меняться 4 часа 1. 2. Нужно ли человеку меняться? Помочь осознать необходимость перемен Самое   важное   ­   захотеть   меняться!  мотивировать   к   позитивному самоизменению 3. 4. Чему я научился? Обсуждение итогов каждого Итоговое занятие.  В   6­м   классе   основными   темами   изучения   являются:   общение,   отношение, восприятие   и   понимание   людьми   друг   друга.   Дети   начинают   знакомство   с проблемами социальной психологии. 6й класс Введение (1час).   Я   и   другой   человек.   Что   такое   общение.   Из   чего   состоит общение. Общение и отношения между людьми. 1.   Как   складывается   впечатление   о   другом   человеке (4   часа).   Что   такое внешний вид человека. Лицо человека. О чём говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке. Речь говорит сама за себя. Одежда и причёска. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 9 2. Как люди воспринимают друг друга (4часа). Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 3.   Особенности   восприятия   человека   детьми   и   взрослыми (3   час).   Как воспринимают   человека   дошкольники.   Каким   видят   человека   школьники. Восприятие   человека   взрослыми   людьми.   Влияние   профессии   человека   на восприятие   им   других   людей.   Как   люди   воспринимают   меня   самого. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 4.   Как   общаются   разные   люди (5часа).   Что   такое   потребность   в   общении. Психологические особенности человека и общение. Навык, манера и стиль общения. Пространство   и   время   общения.   Слушать   и   слышать.   Подстройка   в   общении. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 5. Виды общения (3 час). Непосредственное общение. Особые виды общения. Что значит уметь общаться. 6. Общение и отношения (5 час). Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. Любовь. 7. Общение и понимание людьми друг друга (4 часа). Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания. Понимание чувств другого человека. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 8. Особенности понимания человека детьми и взрослыми (2 часа). Понимание человека   детьми   и   подростками.   Понимание   человека   школьниками.   Понимание человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание человека человеком. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 9. Я живу среди людей (3 часа). Что значит быть культурным человеком. Мы – пассажиры.   Мы   –   зрители.   Мы   путешественники.   Как   мы   выглядим. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 10.  Заключение (1  час).  Психологический   практикум   в   форме   обобщающего урока. 7й класс В   7­м   классе   обучающиеся   продолжают   изучать   проблемы   социальной психологии:   знакомятся   с  психологическими   характеристиками   малых   и   больших социальных   групп,   особенностями   поведения   и   деятельности   людей   в   различных группах и коллективах Введение (1 час). 1.  Психология   группы (6  часов).  Что   такое   социальная   группа.  Условные   и реальные   группы.   Формальные   и   неформальные   группы.   Референтные   группы. Соотношение   социальных   групп   в   обществе.   Как   люди   влияют   друг   на   друга   в группах. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 2.   Малая   группа (6   часа).   Что   такое   малая   группа.   Группа   и   коллектив. Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 3.   Влияние   группы   и   коллектива (7   часа).   Как   влияет   на   нас   и   нашу деятельность присутствие других людей. Как группа принимает решение. Влияние 10 большинства   в   группе.   Что   такое   конформизм.   Как   изучают   конформизм.   Когда проявляется   конформизм.   Конформизм   –   это   хорошо   или   плохо?   Что   может меньшинство. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 4. Большая группа (11 часа). Что такое большая группа. Большая устойчивая группа. Большая кратковременная социальная группа. Молодёжные неформальные объединения. Группы по интересам и увлечениям. Почему и зачем подросток уходит в   «неформалы».   Радиослушатели   и   телезрители   как   большие   социальные   группы. Реклама как способ взаимодействия на людей. Что нас интересует. Почему мы верим рекламе. Как создаётся реклама. Пользователь Интернета как большая социальная группа. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 5.   Конфликты   и   их   разрешение (3   часа).   Что   такое   конфликт.   Формула конфликта.   Причины   возникновения   конфликта.   «Конфликтный   человек».   Как разрешить конфликт. Психологический практикум в форме обобщающего урока. Заключение (1 час). Психологический практикум в форме обобщающего урока. 8 класс Основная   научная   проблематика   в   8­м   классе   –   психология   деятельности. Обучающиеся   знакомятся   с   основными   видами   человеческой   деятельности, усваивают   сущность   понятия   «профессиональной   деятельности»,   осознают,   что собой представляет с точки зрения психологии взаимосоответствие человека и его будущей профессиональной деятельности. Введение (1 час). Общее понятие о деятельности. 1. Что побуждает человека к деятельности (4 часа). Что такое потребность. Виды потребностей. Мотивы. Цель и смысл деятельности. 2. Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю (6 часа). Успех или   неуспех   в   деятельности.   Что   такое   оценка.   Притязание   на   успех   и   уровень достижений   в   деятельности.   Самооценка   и   притязание   на   успех.   Как   изменяется уровень   притязаний.   Притязания   и   достижения   в   деятельности.   Психологический практикум в форме обобщающего урока. 3.   Какое   место   в   деятельности   занимают   движения,   действия,   навыки, привычки (7 часа). Движение и действие. Движение и его свойства. Многообразие движений человека. Как управляется движение. Время двигательной реакции. Связь моторики с другими психическими процессами. Развитие движений. Действие. Что такое   действие,   знания,   умения,   навыки.   Психологический   практикум   в   форме обобщающего урока. 4. Психологические особенности основных видов деятельности (6 часа). Виды деятельности   человека.   Игра.   Для   чего   нужна   игра.   История   игрушки.   Игра   и развитие   ребёнка.   Мотивация   игровой   деятельности.   Игры   взрослых.   Учебная деятельность. Развитие учебной деятельности в детском возрасте. Мотивы учения. Познавательные мотивы учения. Социальные мотивы учения. Трудовая деятельность. Психологический практикум в форме обобщающего урока 5.   Профессиональная   деятельность (8   часа).   Профессия,   специальность, занятие.   Психологические   особенности   профессий.   Понятие   о   типах   профессий. Психологические   особенности   профессий   «человек   –   человек».   Психологические описания некоторых профессий «человек – человек». Психологические особенности 11 профессий   «человек   –   живая   природа».   Психологические   описания   некоторых профессий «человек  –  живая   природа».  Психологические   особенности   профессий «человек – техника». Психологические описания некоторых профессий «человек – техника». Психологические особенности профессий «человек – знаковая система». Примерные   описания   некоторых   профессий   «человек   –   знаковая   система». Психологические   особенности   профессий   «человек   –   художественный   образ». Психологические   описания   некоторых   профессий   «человек   –   художественный образ».   Психологические   особенности   труда   в   экстремальных   условиях. Психологические   описания   некоторых   видов   труда   в   экстремальных   условиях. Профессиональная деятельность и общение. Психологический практикум в форме обобщающего урока. Заключение (1 час). Психологический практикум в форме обобщающего урока. 9й класс В 9­м  классе   ключевым  понятием   курса  является   понятие  «личность».  Это сложное понятие – одно из важнейших в психологической науке. Знакомство с ним требует весьма высокого уровня психологической подготовки, поэтому отнесено на достаточно   поздний   этап   обучения,   когда   обучающиеся   уже   успели   получить основные знания в области общей и социальной психологии. Введение (1   час).   Психология   личности   как   центральная   проблема психологической науки. 1. Человек (7часа). Психика и мозг. Психика животных. Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 2.   Индивид.   Личность.   Индивидуальность (6   часа).   Человек   как   индивид. Человек как личность. Человек как индивидуальность. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 3.   Характеристики   человека   как   личности (4   часа).   Самосознание.   «Я­ концепция». Самооценка и уровень притязаний. Локус контроля. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 4.   Личность   и   мотивация (6   часа).   Мотивационная   сфера   личности. Направленность личности. Определение направленности личности. Уровень развития личности и мотивация. Устойчивость и изменчивость личности. Личность и жизнь. Психологический практикум в форме обобщающего урока. 5. Поведение и поступок (9 часа). Что такое поведение. Проявления личности в вербальном поведении. Проявление личности в невербальном поведении. Личность и поступок. Психологический практикум в форме обобщающего урока. Заключение (2 час). Психологический практикум в форме обобщающего урока. 5. Тематическое планирование №  Учебный план 5 класс Наименование разделов, тем Кол­во часов 12 1. 2. 3. 4. Человек. Личность.   Я и мой внутренний мир Мой мир и люди, которые меня окружают Мы начинаем меняться 19 4 8 4 35 Итого: 13 Темы занятий Человек. Личность.     урок. Вводный Устанавливаем   правила общения. Кто Я? Какой Я? Что такое темперамент?   Мой Диагностика. темперамент. Кол­ во часов 19 1 1 1 1 Календарно­ тематическое планирование 5 класс Основное содержание по темам Дать   обучающимся   на   доступном   уровне   их   понимания самые   первые   представления   о   психологии   как   науке. Устанавливаем правила общения. ­ способствовать созданию доброжелательной   обстановки   и   атмосферы   поддержки   в группе; ­ выяснить ожидания детей;   ­   развивать   умение   видеть   ситуацию   с   разных   сторон, находить   позитивные   моменты   в   происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. ­   дать   возможность   детям   поближе   познакомиться   друг   с другом,   способствовать   формированию   групповой сплоченности; ­ помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. ­  «Мой портрет в лучах солнца» Знакомство   с   методами   диагностики,   определение   своего темперамента Дебаты  Характеристика типов темперамента. Умение дать  характеристику себе и своим одноклассникам Решение  проблемных  Характеристика основных видом деятельности ученика Дата /номер урока Этическая беседа, диспут 1 Проблемно­ ценностная  дискуссия 2 3 4 14 Характеристика   типов темперамента. Темперамент и характер. Мои   достоинства   и недостатки Я   могу…   Мои способности Моя самооценка.  Я нужен! Мои ценности. Я мечтаю Я ­ это мои цели 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Темперамент   и   характер.   Развитие   умения   видеть проявления характера с жизни людей Мои достоинства и недостатки. Понимание что у каждого  человека есть положительные качества Понимание   что   у   каждого   человека   есть   положительные качества ситуаций Дискуссия Ролевая игра Проблемно­ ценностная  дискуссия Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и  осознать особенности своего поведения в разных школьных  ситуациях. Социально­ моделирующая  игра Диагностика самооценки. (методика САН) Помочь   осознать,   какие   качества   необходимы   хорошему ученику;  ­ способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности Расширение   и   обогащение   навыков   общения   с   учителями; формирование   у   детей   правильного   отношения   к   оценке, помощь в осознании критериев оценки; Способствовать развитию воображения. Дискуссия Решение  проблемных  ситуаций Проблемно­ ценностная  дискуссия Социально­ моделирующая  игра Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных  Проблемно­ 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 Я   ­   это   мое   прошлое, настоящее, будущее Мои   чувства.   Чувства бывают разные Стыдно ли бояться? Что такое тревожность.  Имею   сердиться и обижаться? право ли   Настроение. Я и мой внутренний  мир Я и мой внутренний мир. 1 1 1 1 1 1 4 1 ситуациях. Формирование у детей правильного отношения к оценке,  помощь в осознании критериев оценки; Научить   детей   умению   свободно,   не   боясь   неодобрения, высказывать свои мысли. Научить детей распознавать свои школьные страхи помочь  найти способы их преодоления; — снизить школьную  тревожность. Решение  проблемных  ситуаций Диагностика тревожности. Научить детей распознавать свои  школьные страхи помочь найти способы снижения школьной  тревожности. Какие эмоции помогают вам учиться и какие качества вы хотели бы в себе развить. Настроение. ­ повышение эмоциональной устойчивости  детей; ­ формирование навыков принятия собственных  негативных эмоций;­ формирование умения адекватно  воспринимать обидные замечания. Диспут Ролевая игра Деловая игра ценностная  дискуссия Групповая беседа 14 Познавательная  беседа 15 16 17 18 19 Я   и   мой   внутренний   мир.   Каждый   видит   мир   по­своему. Способствовать   осознанию   своих   качеств,   повышение   са­ мооценки. Диспут 20 16 Трудные ситуации могут научить меня В   трудной   ситуации   я нахожу силу внутри себя Уверенное и неуверенное поведение Мой   мир   и   люди, которые меня окружают    Что такое одиночество?  Я не одинок в этом мире  Моя семья. Мои друзья. Мой класс. 1 1 1 8 1 1 2 2 2 Формирование позитивной Я­концепции Развитие умения находить внутренние ресурсы Решение  проблемных  ситуаций Деловая игра отработка навыка произведения первого впечатления Ролевая игра 21 22 23 Способствовать   рефлексии   эмоциональных Дискуссия 24 состояний; способствовать адекватному самовыражению. Планета моего Я, подчеркнуть ценность и уникальность  внутреннего мира каждого человека Групповая беседа 25 Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон,  находить позитивные моменты в происходящем. Проблемы дружбы. Развитие социальных и коммуникативных умений,  необходимых для установления межличностных отношений  друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками Проблемно­ ценностная  дискуссия Социально­ моделирующая  игра 26, 27 28, 29 Дискуссия 30, 31 17 Мы начинаем меняться 3 школы. Нужно   ли   человеку меняться?  Самое важное ­  захотеть меняться! Чему я научился? 1 1 1 34 Нужно   ли   человеку   меняться?   Помочь   осознать необходимость перемен Диспут Мотивировать к позитивному самоизменению Обсуждение итогов каждого. Итоговое занятие Проблемно­ ценностная дискуссия Беседа 32 33 34 18 Учебный план 6 класс Наименование разделов, тем Кол­во часов №  1. 1 Вводный урок 2. Как складывается впечатление о другом человеке 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Как люди воспринимают друг друга Особенности восприятия человека детьми и взрослыми Как общаются разные люди Виды общения Общение и отношения Общение и понимание людьми друг друга Особенности понимания человека детьми и взрослыми Я живу среди людей Заключение 1 4 4 3 5 3 5 4 2 3 1 1 6 6 7 11 3 1 19 Всего  35 часов Учебный план 7 класс Наименование разделов, тем Кол­во часов №  1. 1 Вводный урок 2. Психология группы 3. 4. 5. 6. 7. Малая группа Влияние группы и коллектива Большая группа Конфликты и их разрешение Заключение Всего  35 часов Учебный план 8 класс Наименование разделов, тем Кол­во часов №  1. 1 Вводный урок 2. Что побуждает человека к деятельности 3. 4. 7 5. 6. 7. Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю Какое место в деятельности занимают движения, действия,  навыки, привычки Психологические особенности основных видов деятельности Профессиональная деятельность Заключение 1 4 6 7 6 10 2 1 7 6 4 6 9 2 Всего  36 часа Учебный план 9 класс Наименование разделов, тем Кол­во часов №  1. 1 Вводный урок 2. Человек 3. Индивид. Личность. Индивидуальность 4. 7 Характеристики человека как личности 5. Личность и мотивация 6. 7. Поведение и поступок Заключение Всего  35 часов 6. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Наименования   объектов   и   средств   материально­   технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Количеств о Преподавание   психологии   в   школе,   3   –   11   классы:   Учеб.­ 1 20 метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого­социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 800 с. Психологическое   сопровождение   выбора   профессии.   Научно­ методическое   пособие.   Л.М.   Митина   и   др.­М.   Московский психолого­социальный институт, 1998г. Бланковые и карточные игры для профессионального и личностного самоопределения.   Методическое   пособие   ­   .М.   Издательство «Институт практической психологии», ­ 1997г. Психологические тесты/под ред. Карелина А.А В 2т. – 2000,  Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога – М. 1996,  Практическая психология в тестах. ­ М. 1999 Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров   и   картинок.   Аудиоцентр/магнитофон.   Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Принтер.  Экранно­звуковые пособия Видеофильмы,   соответствующие   содержанию   обучения.   Слайды, соответствующие   содержанию   обучения.   Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Оборудование класса Ученические   двухместные   столы   с   комплектом   стульев.   Стол учительский   с   тумбой.   Шкафы   для   хранения   учебников, дидактических   материалов,   пособий   и   пр.   Настенные   доски   для вывешивания иллюстративного материала Полки для книг.  1 1 21 Приложение Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д. пед. Н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым) Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3­4 классов. Ход   проведения.   Для   успешного   проведения   теста   необходима   абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу лист букву «м» ­ мальчик, «д» ­ девочка). Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в бланке для ответов. 1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь? а) обойду не потревожив; б) отодвину и пройду; в) смотря какое будет настроение. 2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь? 3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому­то стало плохо. Что ты делаешь? а) ничего, какое мое дело; б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) подойду и непременно заговорю. а) тороплюсь в школу; б) если кто­то бросится на помощь, я тоже подойду; в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих… а) предложу свою помощь; б) не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросят, я, конечно, помогу. 4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь? 5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь  в этом случае? а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) ничего: жизнь вообще несправедлива; в) вступаюсь за обиженного. 6. Ты дежурный. Подметая пол, ты находите деньги. Что ты делаешь? а) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто их потерял; в) может быть, возьму себе. 7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь? а) на шпаргалки; б) на усталость учителя: авось пропустит; в) на свои знания. 22 8. Ты   пришли   на   уборку   школы   и   видишь,   что   все   уже   трудятся.   Что   ты предпримешь? а) поболтаюсь немного, потом видно будет; б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих; в) присоединюсь к кому­нибудь, стану работать с ним. 9. Некий   волшебник   прелагает   тебе   устроить   твою   жизнь   обеспеченной   без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику? а) соглашусь с благодарностью; б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование; в) отказываюсь решительно. 10.Тебя   учитель   просит   выполнить   общественное   поручение.   Выполнять   его   не хочется. Как ты поступишь? а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет; б) выполняю, конечно; в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать. 11.Ты побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому­нибудь об этом? а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей; б) не знаю, как придется; в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо. 12.Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь? а) поднимаю рук и сообщаю о своем желании сделать работу; б) сижу и жду, когда кто­то назовет мою фамилию; в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться. 13.Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь? 14.С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься? а) напомню о праве на отдых; б) делаю раз надо; в) посмотрю, что скажут остальные. а) отвечаю тем же; б) не замечаю, это не имеет значения для меня; в) разрываю все отношения с этим человеком. а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться; в) буду ожидать новых сообщений. 15.Ты узнал, что школу закрыли по каким­то причинам. Как ты реагируешь? 16.Что   ты   чувствуешь,   когда   на   твоих   глазах   хвалят   кого­то   из   твоих одноклассников? а) ужасно завидую, мне неудобно; б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; в) мне все равно. 23 17.Тебе   подарили   красивую   необычной   формы     авторучку.   На   улице   взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь? а) отдаю ­ здоровье дороже; б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет; в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними. 18.Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуете вдали? 19.Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь? а) быстро начинаю скучать; б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) не замечал (не замечала). а) отбираю интересное и приношу; б) ненужных книг у меня нет; в) если все принесут, я тоже кое­что отберу. 20.Когда ты слышите о подвиге человека, что чаще всего  приходит тебе в голову? а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес; б) человеку просто повезло прославиться; в) глубоко удовлетворён и не перестаю удивляться. Большое спасибо за ответы! Бланк ответов Номе р вопроса а * ) 1. 2. … 20. буква ответа ) б * в) * Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа а). Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б). Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в). Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20. Показателем,   свидетельствующим   о   некоторой   безнравственной   ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа а). Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20. Графа б). Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19. Графа в). Сосчитать * на вопросы 11, 12. 24 Показателем,   свидетельствующим   о   несформированности   нравственных отношений,   неустойчивом,   импульсивном   поведении,   является   оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается. 25 Приложение Методика «Шкала А. Кондаша» Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких­либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во­первых, в том, что они позволяют выявить области действительности,   объекты,   являющиеся   для   школьника   основными   источниками тревоги, и, во­вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Инструкция.  Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни.  Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает беспокойство, обведите ­ 2. Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильную тревогу, страх, обведите ­ 3. Если   ситуация   для   Вас   крайне   неприятна   и   она   вызывает   у   вас   очень   сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Вам предстоит отвечать у доски Вы должны зайти в дом к незнакомым людям Вам предстоит участие в конкурсе, соревновании и т.п. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить На тебя смотрят, когда ты что­нибудь делаешь  Пишешь контрольную работу После контрольной учитель называет отметки На тебя никто не обращает внимания У тебя что­то не получается Слышишь за своей спиной смех На тебя сердятся (непонятно почему) Не понимаешь объяснения учителя С тобой не согласны, противоречат тебе Сравниваешь себя с другими Проверяются твои способности На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос Замолчали, когда ты подошел Оценивается твоя работа Думаешь о своих делах Тебе надо принять для себя решение Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 Обработка полученных данных. Методика включает ситуации трёх типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Соответственно,   виды   тревожности,   выявляемые   с   помощью   данной   шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. 26 Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу.   Вид тревожности  Школьная Самооценочная Межличностная  1  3 2  Номер пункта шкалы 4 5 7  6 12 8  9  14  11  10  19  15  13 22 17  16 23 18  20  27 21  25  28  24  30  29 26  Таблица   со   стандартными   данными,   позволяющие   сравнить   показатели   уровня тревожности в различных половозрастных группах, учащихся городских школ.  Группа учащихся  Класс Пол Уровень различных видов тревожности (в баллах) Общая Школьная Самооценочная Межличностная Уровень тревожности 1. Нормальный 2. Несколько  повышенный           3. Высокий   Очень   4. высокий       5. Чрезмерное  спокойствие       8    9    10   8    9    10    8    9    10    8    9    10    8    9    10        7­19 4­17 2­14 1­13 5­17 5­14 20­25 18­23 15­20 14­19 18­23 15­19 26­31 24­30 21­26 20­25 24­30 20­24 30­62 17­54 17­54 10­48 35­62 23­47 63­78 55­73 55­72 49­67 63­76 48­60 79­94 74­91 73­90 68­86 77­90 61­72   ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м более 94 более 31 ж более 91 более 30 м более 90 более 26 ж более 86 более 25 м более 90 более 30 ж более 72 более 24 м менее 30 менее 7 ж менее 17 менее 4 м менее 17 менее 2 ж менее 10 м менее 39 менее 5 ж М  менее 23 менее 5 —   11­21 4­18 6­19 1­17 12­23 8­17 22­26 19­25 20­26 18­26 24­29 18­22 27­31 26­32 27­32 27­34 30­34 23­27 более 31 более 32 более 32 более 34 более 34 более 27 менее 11 менее 4 менее б — менее 12 менее 8   7­20 5­17 4­19 3­17 5­20 5­14  21­27 18­24 20­26 18­25 21­28 15­19 28­33 25­30 27­33 26­32 29­36 20­23 более 33 более 30 более 33 более 32 более 36 более 23 менее 7 менее 5 менее 4 менее 3 менее 5 менее 5 27 28 "Психологический климат класса" (модификация методики О.С. Михайлюка и А.Ю. Шалыто) Приложение 1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше  всего согласны? А. Большинство моих одноклассников – хорошие, симпатичные люди.                    Б.В нашем классе есть всякие люди.                                                                     В. Большинство моих одноклассников – люди малоприятные.  2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы твои одноклассники жили  поблизости друг от  друга? А. Нет, конечно.      Б.Сомневаюсь.   В. Да, конечно                                                           3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику деловых  качеств (кто и что умеет делать) большинства своих одноклассников?                             А. Да, пожалуй.             Б. Сомневаюсь.        В. Пожалуй, нет.                                           4. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику личных  качеств (можно ли доверять, хороший ли друг) большинства одноклассников?              А. Да, пожалуй.      Б. Сомневаюсь.  В. Пожалуй, нет.                                                         5.Нравится ли Вам Ваш класс как коллектив?  А. Очень нравится.   Б. Сомневаюсь.   В. Очень не нравится. 6. Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы вместе с  одноклассниками, то, как бы Вы к этому отнеслись? А. Это хорошая идея.  Б. Сомневаюсь, что это хорошая идея. В. Это плохая идея.        7. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать, к кому из своих  одноклассников вы бы обратились за помощью в трудную минуту? А. Нет, таких людей в классе нет.   Б. Сомневаюсь.  В. Да, такие люди в классе есть.    8. Какая атмосфера преобладает в вашем классе?  А. Нездоровая, нетоварищеская атмосфера. Б. Сомневаюсь в ответе.  В. Атмосфера взаимопомощи, взаимного уважения.  9. Как Вы думаете, если бы Вы по какой­то причине вынуждены были бы сменить  школу, то старались бы поддерживать отношения с бывшими одноклассниками?     А. Да, конечно.     Б. Сомневаюсь.    В. Нет, конечно. Обработка полученных данных. 24­19 баллов – благоприятный климат; 18­14 баллов – в целом благоприятный климат; 13­8 баллов – совершенно неудовлетворительный климат. 29

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах «Социально-психологический тренинг»

Рабочая программа внеурочных занятий по психологии в 5-9 классах  «Социально-психологический тренинг»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018