Рабочая программа по «Основам предпринимательства в 10 классе» составлена на основе образовательной программы по «Основам предпринимательства» МОУ «СОШ с. Студенки с учетом образовательных стандартов . Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Пояснительная записка
Статус программы Рабочая программа по «Основам предпринимательства в 10
образовательной программы по «Основам
классе» составлена на основе
предпринимательства» МОУ «СОШ с. Студенки
с учетом образовательных
стандартов . Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с
учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного
учреждения, материальнотехнического и учебнометодического обеспечения учебного
процесса.
Структура программы: пояснительная записка, учебнотематический план,
содержание, требования к уровню подготовки, использованная литература, календарно –
тематическое планирование
Согласно учебному плану МОУ «СОШ с. Студенки» настоящий учебный курс
предназначен для обучения учащихся 9х классов основам предпринимательства и
рассчитан на 17 часов с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
Каждому человеку со дня его рождения присуще такое качество, как самореализация.
У одних оно развито больше, у других – меньше. Каждый человек хочет чтото сделать,
быть оцененным окружающими, признанным. Как раз эти природные качества личности,
а точнее ее потребности и являются основой предпринимательства. Создание новых
товаров и услуг за счёт собственных или привлечённых средств, под свою материальную
ответственность, риск, ради получения удовлетворения от своей деятельности и
получения прибыли для дальнейшего расширения производства является ведущим
мотивом в деятельности предпринимателя.
Движение России к прогрессу, которого так ожидает народ, будет более
эффективным, если наряду с крупным бизнесом в полную мощь заработает малый
бизнес. При этом следует учесть, что именно в предпринимательстве могут в большей
степени проявить себя сегодня школьники.
Школа должна приучать своих питомцев и к большому, и к малому
предпринимательству. Вырастить своих, отечественных предпринимателей – создателей
новых товаров и услуг – важное направление в работе школы, профессиональных
учебных заведений.
Программа курса «Основы предпринимательства» для 10–11 классов является
логическим продолжением программы для 9 класса и предусматривает более глубокое
изучение теоретических основ предпринимательства и совершенствование навыков и
умений, полученных в 9 классе.
Основная цель курса: содействие личности в выборе, на основе учета
индивидуальных особенностей, области деятельности и предоставление возможности
осуществить профессиональную пробу, результатом чего должна стать уверенность в
правильности профессионального выбора и получение первичных знаний и умений в
избранной профессии, а высшим желаемым достижением – получение профессии.
Задачи курса:
развитие понимания роли предпринимательства в экономике России;
знакомство с организационноправовыми основами предпринимательства; формирование практических навыков по составлению деловых документов и
проведению маркетинговых исследований;
развитие логического мышления, интуиции и деловых качеств;
знакомство с историей становления предпринимательства;
профессиональная ориентация.
Программа разработана в целях реализации государственной программы профильного
обучения, удовлетворения познавательных интересов учащихся, подготовки их к
осознанному выбору профессии. Данная программа рассчитана на 18 часов и включает в
себя пояснительную записку, тематический план, список литературы и непосредственно
программу курса.
Тематический план
№
Тема
10 класс
Количество
часов
1
2
3
4
Введение
Предпринимательство: личность предпринимателя
Маркетинговое исследование.
предпринимательства
Налоги
данных
Итого:
Гражданский кодекс как правовая основа
Методы получения
1
2
4
5
5
17
Содержание программы
10 класс
Введение (1 час)
Цели и задачи курса
Тема 1. Предпринимательство: личность предпринимателя (2 часа)
Психология предпринимателя. Профессионально важные качества предпринимателя
(круглый стол).
Тема 2. Гражданский кодекс как правовая основа предпринимательства (4 часа)
Гражданский кодекс. Гражданские права и обязанности. Право собственности.
Договор.
Тема 3. Маркетинговое исследование. Методы получения данных (6 часов)
Наблюдение. Опрос. Анкетирование. Эксперимент. Сегментирование рынка. Деловая
игра «Организация маркетингового исследования»
Тема 4. Налоги (5 часов)
Понятие о налогах. Их значение в развитии государства. Виды налогов.
Ответственность налогоплательщика.Список литературы
Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. –
М.: Дрофа, 2001.
Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и
упражнения. – М.: Владос, 1994.
Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. –
Брянск, 1997.
Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – РостовнаДону: Феникс,
1995.
Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10 11 кл.
общеобразоват. учрежд. – М.: ВитаПресс, 1999.Календарно тематическое планирование курса основы предпринимательства
в 10 классе. Всего 17 ч. 0,5 ч в неделю
Тем
а
№
1
2
Тема
Вид
деятельности
Дата
План
Факт.
Введение
Предпринимательство как вид
Беседа, анализ прочит.
Лекция, беседа
деятельности
3 Личность предпринимателя
4 Гражданский кодекс как правовая
основа предпринимательства
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Гражданские права и обязанности
Право собственности
Договор
Маркетинговое исследование
Методы получения данных
Наблюдение. Опрос.
Анкетирование
Эксперимент. Сегментирование
рынка
Деловая игра
«Организация
маркетингового исследования»
Деловая игра
«Организация
маркетингового исследования»
Понятие о налогах
Значение налогов в развитии
государства
16 Виды налогов
17
Ответственность
Сообщения, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Работа с таблицей,
беседа
Лекция, беседа
Беседа, работа с
таблицей
Работа с таблицей,
беседа
Лекция, беседа
Беседа, работа с
таблицей
Работа с таблицей,
беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Мастеркласс, самост.
работа
Мастеркласс, самост.
работа
Беседа, тестированиеналогоплательщика.