Рабочая программа

  • Образовательные программы
  • doc
  • 09.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа "Основы предпринимательства" в 9 классе. Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах. В ней большое внимание уделено вовлечению обучающихся в общественно-полезную деятельность, то есть освоение ими в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания сущности предпринимательства
Иконка файла материала осн. предпр. 9 кл.doc
Пояснительная записка Статус программы Рабочая программа  по «Основам предпринимательства в 9 классе»  составлена на основе  образовательной  программы по «Основам предпринимательства» МОУ   «СОШ с. Студенки им. А.И. Бородина» с учетом образовательных стандартов . Содержание  учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей  учащихся, специфики образовательного учреждения, материально­технического и учебно­ методического обеспечения учебного процесса.  Структура программы: пояснительная записка, учебно­тематический план, содержание, требования к  уровню подготовки, использованная литература, календарно – тематическое планирование Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах. В ней большое внимание уделено вовлечению обучающихся в общественно­полезную деятельность, то есть освоение ими в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания  сущности предпринимательства.   Согласно учебному плану МОУ  «СОШ с. Студенки» настоящий  учебный курс предназначен  для обучения учащихся 9­х классов основам предпринимательства и рассчитан на 17 часов с  учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.        Основной целью изучения данного курса является содействие профессиональному  самоопределению обучающихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в  области предпринимательской деятельности.  В соответствии с данной целью в программу курса включена информация, способная вызвать  познавательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне  зависимости от выбранного ими профиля обучения В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент   признается   важность   ознакомления   учащихся   общеобразовательных   школ   с   основами предпринимательства. Каждому человеку со дня его рождения присуще такое качество, как самореализация. У одних оно развито больше, у других ­ меньше. Каждый человек хочет что­то сделать, быть оцененным окружающими, признанным.   Как   раз   эти   природные   качества   личности,   а   точнее   ее   потребности   и   являются   основой предпринимательства. Создание новых товаров и услуг за счет собственных или привлеченных средств, под свою   материальную   ответственность,   риск,   ради   получения   удовлетворения   от   своей   деятельности   и получения прибыли для дальнейшего расширения производства ­ является ведущим мотивом в деятельности предпринимателя. Движение  России  к прогрессу,   которого так  ожидает   народ,  будет  более   эффективным,  если  наряду   с крупным   бизнесом   в   полную   мощь   заработает   малый   бизнес.   При   этом   следует   учесть,   что   именно   в предпринимательстве могут в большей степени проявить себя сегодня школьники. Школа должна приучать своих питомцев и к большому, и к малому предпринимательству. Вырастить своих, отечественных предпринимателей ­создателей новых товаров и услуг ­ важное направление в работе школы, профессиональных учебных заведений. Цель   программы:   ­   формирование   у   школьников   первоначальных   знаний   по   основам предпринимательства   и   умения   применять   имеющиеся   знания   из   различных   областей   при   организации малого бизнеса.  При этом решаются следующие  задачи: ­ формировать   знания   о   предпринимательстве   как   о   важной   форме   человеческой   деятельности   в ­ ­ условиях рыночной экономики; развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно­ экономических   явлений,   умения   правильно   обобщать,   оценивать   и   прогнозировать   ситуации   для рационального ведения хозяйства и получения прибыли; вооружить   некоторыми   методиками   выбора   своего   дела,   принятия   решений,   самоконтроля   и самооценки; ­ формировать   уверенность   в   собственных   силах   и   возможности   по   осуществлению   несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда; воспитать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономичность, умение оперативно решать поставленные задачи. ­ Данная программа рассчитана на 35 часов.Программа включает пояснительную записку, содержание программы, список литературы.  Тематический план Тема Предпринимательство: природа, цели, задачи.       Правовые основы предпринимательства.  Маркетинговое исследование. Ценообразование. Доход, прибыль, рентабельность предприятия. Менеджмент. Планирование предпринимательской деятельности (бизнес­ план)        Обобщение         Итого  № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кол­во часов 1 3 2 2 2 2 4 1 17 Содержание программы  Тема № 1. Предпринимательство: природа, цели, задачи (1ч.) История предпринимательства. Экономический выбор. Предпринимательство как вид деятельности. Роль предпринимателя в экономике. Тема №2. Правовые основы предпринимательства (3часа) Закон   о   предпринимательстве.   предпринимательской деятельности.  Тема №3. Маркетинговое исследование (2часа) Понятие   «маркетинг».   Спрос   и   предложение.   Назначение   маркетингового   исследования.   План маркетингового исследования. Тема №4. Ценообразование (2часа)   Собственность,   формы   собственности.   Договор   как   основаСебестоимость   товаров.   Прямые   и   косвенные   затраты.   Цена   и   себестоимость.   Сущность   понятия   цены товаров и услуг. Стратегия цен. Тема №5. Доход, прибыль, рентабельность предприятия (2часа) Финансовая   деятельность   предприятия.     Понятия   «доход»,   «прибыль»,   «рентабельность».   Прибыль   как источник расширения производства. Тема №6. Менеджмент (2час) Понятие  о менеджменте, его целях и задачах. Организационная  структура предприятия. Этика  деловой активности. Тема №7. Планирование предпринимательской деятельности (бизнес­план) (14часов) Понятие о бизнес­плане и его структуре. Деловая игра «Составление бизнес­плана». Методические рекомендации для курса   Современные   социально­экономические   условия   в   России   предполагают   новые   требования   к подрастающему поколению. Для того чтобы найти свое место в жизни молодой человек должен быть более самостоятельный,   более   активный   более   целеустремленный.   Государство   не   будет   заниматься трудоустройством молодого специалиста. Каждому придется самостоятельно найти свое место в жизни. Для того, чтобы выбор более осознанным, чтобы выпускник был более адаптирован к  современной жизни ему необходимы основы знаний по экономике и предпринимательству. Предприниматель   играет   значительную   роль   в   развитии   рыночной   экономики.   По   сути, предприниматель – движущая сила экономики. Именно он организует производство товаров и услуг, именно он организует рабочие места и т.д. Уровень развития экономики в стране во многом определяется уровнем культуры   предпринимательства.   Для   этого   необходимо   заботиться   о   подготовке   квалифицированных предпринимателей. Подготовка эта должна начинаться уже в школе, чтобы выбор дальнейшего обучения был осознан. Курс     предполагает   знакомство   школьников   с   наиболее   общими   сведениями   и   формирование основных   навыков   необходимых   современному   предпринимателю.   Данный   курс   способствует   более осознанному профессиональному выбору на данном этапе. Итак, основная цель данного курса ­ это формирование у них первоначальных знаний по основам предпринимательства   и   умения   применять   имеющиеся   знания   из   различных   областей   при   организации малого бизнеса. При этом необходимо решать следующие основные задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся.  ­ знать  базовые экономические понятия и категории, дающие возможность принимать эффективные экономические   и   организационные   решения   в   условиях   конкуренции   и   меняющейся   социально­эко­ номической ситуации;   рыночной экономики;   номических явлений,  ­ иметь экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно­эко­ ­ иметь знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях ­     умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;   ­  умения составлять простые бизнес ­ проекты. Планировать предпринимательскую деятельность   ­ уметь использовать рыночный механизм превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности. Список литературы1. Учебное пособие «Основы предпринимательской деятельности» 2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2001 3.Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: Владос, 1994 4.Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства. – М.: ВИТА, 2005 5.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов­на­Дону: Феникс, 1995. 6. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10 ­11 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита­ Пресс, 1999. Календарно ­ тематическое планирование курса основы предпринимательства в 9 классе.  Всего 17 ч. 0,5 ч в неделю Тема Вид деятельности Дата План Факт. Тема № 1 2 3 4 Предпринимательство: природа, цели, задачи. Правовые основы  предпринимательства Собственность. Форма собственности Договор как основа  предпринимательской деятельности.  5 Маркетинговое  исследование Спрос и предложение 6 Беседа, анализ прочит. Лекция, беседа Сообщения, беседа Лекция, беседа Лекция, беседа Работа с таблицей, беседа 7 8 9 10 Ценообразование Лекция, беседа Сущность понятия цены товаров и  услуг. Стратегия цен. Доход, прибыль, рентабельность  предприятия Сущность понятия цены товаров и  услуг. Стратегия цен. Беседа, работа с таблицей Работа с таблицей, беседа Лекция, беседа 11 Менеджмент Беседа, работа с таблицей 12 Организационная структура  Работа с таблицей, беседа предприятия 13 Планирование предпринимательской  Лекция, беседа деятельности (бизнес – план) 14 Понятие о бизнес­плане и его  структуре Деловая игра «Составление бизнес­ плана». Деловая игра «Составление бизнес­ 15 16 Лекция, беседа Мастер­класс, самост. работа Мастер­класс, самост.плана». Заключительный урок 17 работа Беседа, тестирование