Рабочая программа "Основы предпринимательства" в 9 классе. Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах. В ней большое внимание уделено вовлечению обучающихся в общественно-полезную деятельность, то есть освоение ими в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания сущности предпринимательства
Пояснительная записка
Статус программы Рабочая программа по «Основам предпринимательства в 9 классе»
составлена на основе образовательной программы по «Основам предпринимательства» МОУ
«СОШ с. Студенки им. А.И. Бородина» с учетом образовательных стандартов . Содержание
учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей
учащихся, специфики образовательного учреждения, материальнотехнического и учебно
методического обеспечения учебного процесса.
Структура программы: пояснительная записка, учебнотематический план, содержание, требования к
уровню подготовки, использованная литература, календарно – тематическое планирование
Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах. В
ней большое внимание уделено вовлечению обучающихся в общественнополезную деятельность, то
есть освоение ими в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания
сущности предпринимательства.
Согласно учебному плану МОУ «СОШ с. Студенки» настоящий учебный курс предназначен
для обучения учащихся 9х классов основам предпринимательства и рассчитан на 17 часов с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Основной целью изучения данного курса является содействие профессиональному
самоопределению обучающихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в
области предпринимательской деятельности.
В соответствии с данной целью в программу курса включена информация, способная вызвать
познавательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне
зависимости от выбранного ими профиля обучения
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов
производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий
момент признается важность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами
предпринимательства.
Каждому человеку со дня его рождения присуще такое качество, как самореализация. У одних оно
развито больше, у других меньше. Каждый человек хочет чтото сделать, быть оцененным окружающими,
признанным. Как раз эти природные качества личности, а точнее ее потребности и являются основой
предпринимательства. Создание новых товаров и услуг за счет собственных или привлеченных средств, под
свою материальную ответственность, риск, ради получения удовлетворения от своей деятельности и
получения прибыли для дальнейшего расширения производства является ведущим мотивом в деятельности
предпринимателя.
Движение России к прогрессу, которого так ожидает народ, будет более эффективным, если наряду с
крупным бизнесом в полную мощь заработает малый бизнес. При этом следует учесть, что именно в
предпринимательстве могут в большей степени проявить себя сегодня школьники.
Школа должна приучать своих питомцев и к большому, и к малому предпринимательству. Вырастить
своих, отечественных предпринимателей создателей новых товаров и услуг важное направление в работе
школы, профессиональных учебных заведений.
Цель программы: формирование у школьников первоначальных знаний по основам
предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации
малого бизнеса.
При этом решаются следующие задачи:
формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в
условиях рыночной экономики;
развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно
экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для
рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
вооружить некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и
самооценки;
формировать уверенность в собственных силах и возможности по осуществлению несложной,
доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в
условиях нестабильности рынка труда;
воспитать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономичность, умение
оперативно решать поставленные задачи.
Данная программа рассчитана на 35 часов.Программа включает пояснительную записку, содержание программы,
список литературы.
Тематический план
Тема
Предпринимательство: природа, цели, задачи.
Правовые основы предпринимательства.
Маркетинговое исследование.
Ценообразование.
Доход, прибыль, рентабельность предприятия.
Менеджмент.
Планирование предпринимательской деятельности (бизнес
план)
Обобщение
Итого
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Колво
часов
1
3
2
2
2
2
4
1
17
Содержание программы
Тема № 1. Предпринимательство: природа, цели, задачи (1ч.)
История предпринимательства. Экономический выбор. Предпринимательство как вид деятельности. Роль
предпринимателя в экономике.
Тема №2. Правовые основы предпринимательства (3часа)
Закон о предпринимательстве.
предпринимательской деятельности.
Тема №3. Маркетинговое исследование (2часа)
Понятие «маркетинг». Спрос и предложение. Назначение маркетингового исследования. План
маркетингового исследования.
Тема №4. Ценообразование (2часа)
Собственность, формы собственности. Договор как основаСебестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. Цена и себестоимость. Сущность понятия цены
товаров и услуг. Стратегия цен.
Тема №5. Доход, прибыль, рентабельность предприятия (2часа)
Финансовая деятельность предприятия. Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». Прибыль как
источник расширения производства.
Тема №6. Менеджмент (2час)
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Организационная структура предприятия. Этика деловой
активности.
Тема №7. Планирование предпринимательской деятельности (бизнесплан) (14часов)
Понятие о бизнесплане и его структуре. Деловая игра «Составление бизнесплана».
Методические рекомендации для курса
Современные социальноэкономические условия в России предполагают новые требования к
подрастающему поколению. Для того чтобы найти свое место в жизни молодой человек должен быть более
самостоятельный, более активный более целеустремленный. Государство не будет заниматься
трудоустройством молодого специалиста. Каждому придется самостоятельно найти свое место в жизни. Для
того, чтобы выбор более осознанным, чтобы выпускник был более адаптирован к современной жизни ему
необходимы основы знаний по экономике и предпринимательству.
Предприниматель играет значительную роль в развитии рыночной экономики. По сути,
предприниматель – движущая сила экономики. Именно он организует производство товаров и услуг, именно
он организует рабочие места и т.д. Уровень развития экономики в стране во многом определяется уровнем
культуры предпринимательства. Для этого необходимо заботиться о подготовке квалифицированных
предпринимателей. Подготовка эта должна начинаться уже в школе, чтобы выбор дальнейшего обучения был
осознан.
Курс предполагает знакомство школьников с наиболее общими сведениями и формирование
основных навыков необходимых современному предпринимателю. Данный курс способствует более
осознанному профессиональному выбору на данном этапе.
Итак, основная цель данного курса это формирование у них первоначальных знаний по основам
предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации
малого бизнеса. При этом необходимо решать следующие основные задачи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
знать базовые экономические понятия и категории, дающие возможность принимать эффективные
экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социальноэко
номической ситуации;
рыночной экономики;
номических явлений,
иметь экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственноэко
иметь знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях
умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения
хозяйства и получения прибыли;
умения составлять простые бизнес проекты. Планировать предпринимательскую деятельность
уметь использовать рыночный механизм превращения имеющихся знаний и умений в конечный
потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности.
Список литературы1. Учебное пособие «Основы предпринимательской деятельности»
2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2001
3.Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: Владос, 1994
4.Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства. – М.: ВИТА, 2005
5.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – РостовнаДону: Феникс, 1995.
6. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10 11 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита
Пресс, 1999.
Календарно тематическое планирование курса основы предпринимательства
в 9 классе. Всего 17 ч. 0,5 ч в неделю
Тема
Вид деятельности
Дата
План Факт.
Тема
№
1
2
3
4
Предпринимательство:
природа, цели, задачи.
Правовые основы
предпринимательства
Собственность. Форма собственности
Договор как основа
предпринимательской деятельности.
5 Маркетинговое
исследование
Спрос и предложение
6
Беседа, анализ прочит.
Лекция, беседа
Сообщения, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Работа с таблицей, беседа
7
8
9
10
Ценообразование
Лекция, беседа
Сущность понятия цены товаров и
услуг. Стратегия цен.
Доход, прибыль, рентабельность
предприятия
Сущность понятия цены товаров и
услуг. Стратегия цен.
Беседа, работа с таблицей
Работа с таблицей, беседа
Лекция, беседа
11 Менеджмент
Беседа, работа с таблицей
12 Организационная структура
Работа с таблицей, беседа
предприятия
13 Планирование предпринимательской
Лекция, беседа
деятельности (бизнес – план)
14 Понятие о бизнесплане и его
структуре
Деловая игра «Составление бизнес
плана».
Деловая игра «Составление бизнес
15
16
Лекция, беседа
Мастеркласс, самост.
работа
Мастеркласс, самост.плана».
Заключительный урок
17
работа
Беседа, тестирование