Рабочая программа "Основы предпринимательства" в 9 классе. Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах. В ней большое внимание уделено вовлечению обучающихся в общественно-полезную деятельность, то есть освоение ими в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания сущности предпринимательства
осн. предпр. 9 кл.doc
Пояснительная записка
Статус программы Рабочая программа по «Основам предпринимательства в 9 классе»
составлена на основе образовательной программы по «Основам предпринимательства» МОУ
«СОШ с. Студенки им. А.И. Бородина» с учетом образовательных стандартов . Содержание
учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей
учащихся, специфики образовательного учреждения, материальнотехнического и учебно
методического обеспечения учебного процесса.
Структура программы: пояснительная записка, учебнотематический план, содержание, требования к
уровню подготовки, использованная литература, календарно – тематическое планирование
Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах. В
ней большое внимание уделено вовлечению обучающихся в общественнополезную деятельность, то
есть освоение ими в моделируемых ситуациях экономических ролей, необходимых для понимания
сущности предпринимательства.
Согласно учебному плану МОУ «СОШ с. Студенки» настоящий учебный курс предназначен
для обучения учащихся 9х классов основам предпринимательства и рассчитан на 17 часов с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Основной целью изучения данного курса является содействие профессиональному
самоопределению обучающихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в
области предпринимательской деятельности.
В соответствии с данной целью в программу курса включена информация, способная вызвать
познавательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне
зависимости от выбранного ими профиля обучения
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов
производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий
момент признается важность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами
предпринимательства.
Каждому человеку со дня его рождения присуще такое качество, как самореализация. У одних оно
развито больше, у других меньше. Каждый человек хочет чтото сделать, быть оцененным окружающими,
признанным. Как раз эти природные качества личности, а точнее ее потребности и являются основой
предпринимательства. Создание новых товаров и услуг за счет собственных или привлеченных средств, под
свою материальную ответственность, риск, ради получения удовлетворения от своей деятельности и
получения прибыли для дальнейшего расширения производства является ведущим мотивом в деятельности
предпринимателя.
Движение России к прогрессу, которого так ожидает народ, будет более эффективным, если наряду с
крупным бизнесом в полную мощь заработает малый бизнес. При этом следует учесть, что именно в
предпринимательстве могут в большей степени проявить себя сегодня школьники.
Школа должна приучать своих питомцев и к большому, и к малому предпринимательству. Вырастить
своих, отечественных предпринимателей создателей новых товаров и услуг важное направление в работе
школы, профессиональных учебных заведений.
Цель программы: формирование у школьников первоначальных знаний по основам
предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации
малого бизнеса.
При этом решаются следующие задачи:
формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в
условиях рыночной экономики;
развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно
экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для
рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
вооружить некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и
самооценки;
формировать уверенность в собственных силах и возможности по осуществлению несложной,
доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в
условиях нестабильности рынка труда;
воспитать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономичность, умение
оперативно решать поставленные задачи.
Данная программа рассчитана на 35 часов. Программа включает пояснительную записку, содержание программы,
список литературы.
Тематический план
Тема
Предпринимательство: природа, цели, задачи.
Правовые основы предпринимательства.
Маркетинговое исследование.
Ценообразование.
Доход, прибыль, рентабельность предприятия.
Менеджмент.
Планирование предпринимательской деятельности (бизнес
план)
Обобщение
Итого
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Колво
часов
1
3
2
2
2
2
4
1
17
Содержание программы
Тема № 1. Предпринимательство: природа, цели, задачи (1ч.)
История предпринимательства. Экономический выбор. Предпринимательство как вид деятельности. Роль
предпринимателя в экономике.
Тема №2. Правовые основы предпринимательства (3часа)
Закон о предпринимательстве.
предпринимательской деятельности.
Тема №3. Маркетинговое исследование (2часа)
Понятие «маркетинг». Спрос и предложение. Назначение маркетингового исследования. План
маркетингового исследования.
Тема №4. Ценообразование (2часа)
Собственность, формы собственности. Договор как основа Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. Цена и себестоимость. Сущность понятия цены
товаров и услуг. Стратегия цен.
Тема №5. Доход, прибыль, рентабельность предприятия (2часа)
Финансовая деятельность предприятия. Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». Прибыль как
источник расширения производства.
Тема №6. Менеджмент (2час)
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Организационная структура предприятия. Этика деловой
активности.
Тема №7. Планирование предпринимательской деятельности (бизнесплан) (14часов)
Понятие о бизнесплане и его структуре. Деловая игра «Составление бизнесплана».
Методические рекомендации для курса
Современные социальноэкономические условия в России предполагают новые требования к
подрастающему поколению. Для того чтобы найти свое место в жизни молодой человек должен быть более
самостоятельный, более активный более целеустремленный. Государство не будет заниматься
трудоустройством молодого специалиста. Каждому придется самостоятельно найти свое место в жизни. Для
того, чтобы выбор более осознанным, чтобы выпускник был более адаптирован к современной жизни ему
необходимы основы знаний по экономике и предпринимательству.
Предприниматель играет значительную роль в развитии рыночной экономики. По сути,
предприниматель – движущая сила экономики. Именно он организует производство товаров и услуг, именно
он организует рабочие места и т.д. Уровень развития экономики в стране во многом определяется уровнем
культуры предпринимательства. Для этого необходимо заботиться о подготовке квалифицированных
предпринимателей. Подготовка эта должна начинаться уже в школе, чтобы выбор дальнейшего обучения был
осознан.
Курс предполагает знакомство школьников с наиболее общими сведениями и формирование
основных навыков необходимых современному предпринимателю. Данный курс способствует более
осознанному профессиональному выбору на данном этапе.
Итак, основная цель данного курса это формирование у них первоначальных знаний по основам
предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации
малого бизнеса. При этом необходимо решать следующие основные задачи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
знать базовые экономические понятия и категории, дающие возможность принимать эффективные
экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социальноэко
номической ситуации;
рыночной экономики;
номических явлений,
иметь экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственноэко
иметь знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях
умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения
хозяйства и получения прибыли;
умения составлять простые бизнес проекты. Планировать предпринимательскую деятельность
уметь использовать рыночный механизм превращения имеющихся знаний и умений в конечный
потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности.
Список литературы 1. Учебное пособие «Основы предпринимательской деятельности»
2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2001
3.Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: Владос, 1994
4.Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства. – М.: ВИТА, 2005
5.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – РостовнаДону: Феникс, 1995.
6. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10 11 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита
Пресс, 1999.
Календарно тематическое планирование курса основы предпринимательства
в 9 классе. Всего 17 ч. 0,5 ч в неделю
Тема
Вид деятельности
Дата
План Факт.
Тема
№
1
2
3
4
Предпринимательство:
природа, цели, задачи.
Правовые основы
предпринимательства
Собственность. Форма собственности
Договор как основа
предпринимательской деятельности.
5 Маркетинговое
исследование
Спрос и предложение
6
Беседа, анализ прочит.
Лекция, беседа
Сообщения, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Работа с таблицей, беседа
7
8
9
10
Ценообразование
Лекция, беседа
Сущность понятия цены товаров и
услуг. Стратегия цен.
Доход, прибыль, рентабельность
предприятия
Сущность понятия цены товаров и
услуг. Стратегия цен.
Беседа, работа с таблицей
Работа с таблицей, беседа
Лекция, беседа
11 Менеджмент
Беседа, работа с таблицей
12 Организационная структура
Работа с таблицей, беседа
предприятия
13 Планирование предпринимательской
Лекция, беседа
деятельности (бизнес – план)
14 Понятие о бизнесплане и его
структуре
Деловая игра «Составление бизнес
плана».
Деловая игра «Составление бизнес
15
16
Лекция, беседа
Мастеркласс, самост.
работа
Мастеркласс, самост. плана».
Заключительный урок
17
работа
Беседа, тестирование
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.