Рабочая программа

  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по физической культуре составлена для 10-11 классов, где учитываются все рекомендации государственного общеобразовательного стандарта об основном образовании. В данной программе, имеются разделы по физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности, а также основы физической культуры. В практической части использованы материалы по основным видам спорта, рекомендованных к изучению в общеобразовательной школе. В теоретическую часть включены основы физической культуры.
Иконка файла материала Рабочая программа физ - ре 10 - 11 классы.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа№8 г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Принята на педагогическом совете. Протокол №___ от «___» ______  20__г.  Утверждаю.   _________                /Халиуллина А.И./ Директор МОБУ   СОШ№8 г.Белорецк «___»  ______ 20___ г.  Рабочая программа   по физической культуре для 10 – 11 классов на 2016 – 2020  учебные годы Рассмотрена на заседании ШМО  учителей физической  культуры  « ___» _________  2016г. Составили: Гнусина Ю.И. Кильдияров И.Г. 12016 Пояснительная записка.        Рабочая   программа   по   физической   культуре   разработана   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России,   планируемых   результатов   основного   общего   образования, Программы Министерства образования РФ. Рабочая программа по физической культуре для 10 ­ 11 классов разработана в соответствии с      ­     авторской   программой   «Комплексная   программа   физического   воспитания обучающихся 10 ­ 11 классов» (А. П. Матвеев, ­ М.: Просвещение, 2016).   ­   авторской   программой   «Комплексная   программа   физического   воспитания обучающихся 10 ­11 классов» (В. И. Лях, ­ М.: Просвещение, 2011); Рабочая программа по физической культуре в 10 ­ 11 классах  ­   является   приложением   к   образовательной   программе   основного   общего образования МОБУ СОШ № 8,г.Белорецка;  ­   обеспечивает   усвоение   обучающимися   10   ­   11   классов   государственного стандарта основного общего образования по физической культуре; ­ способствует  укреплению и развитию здоровья обучающихся; ­   реализует   принципы   преемственности   обучения   физической   культуры   в основной школе; ­   является   основным   документом   в   работе   учителя   по   преподаванию физической культуры в 10 ­ 11 классах.   Целью  физического   воспитания  в   школе   является   содействие   всестороннему развитию   личности   обучающихся.   Слагаемые   физической   культуры   являются: крепкое   здоровье,   хорошее   физическое   развитие,   оптимальный   уровень двигательных   способностей,   знания   и   навыки   в   области   физической   культуры, мотивы   и   освоенные   способы   (умения)   осуществлять   физкультурно­ оздоровительную и спортивную деятельность. Задачи физического воспитания обучающихся 10 ­ 11 класса. Решение задач физического воспитания учащихся направленно на:  содействие гармоничному физическому  развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; обучение основам базовых видов двигательных действий; дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;    формирование   основ   знаний   о   личной   гигиене,   о   влияний   занятий физическими   упражнениями   на   основе   системы   организма,   развитие волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; воспитание   привычки   к   самостоятельным   занятиям   физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; выработку   организаторских   навыков   проведения   занятий   в   качестве командира отделения, капитана команды, судьи;    формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;    взаимопомощи, воспитание   инициативности, дисциплинированности, чувства ответственности; содействие   развитию   психических   процессов   и   обучение   основам психической саморегуляции.   самостоятельности,  2Каждый из практических разделов рабочей программы составлен  в соответствии   с   задачами   обучения   и   имеет   единую   структуру:   теоретические сведения по виду спорта, умения, навыки, составляющие содержание обучения, упражнения   для   развития   двигательных   качеств   и   навыков,   требования   к учащимся.                      Теоретические сведения призваны расширить кругозор обучающихся в области физического воспитания, дать им необходимые знания по использованию средств   физического   воспитания   в   быту   и   трудовой   деятельности.   Теория  изучается   на   уроках,   лекциях   при   прохождении   материала   соответствующего раздела   программы.   Методы   сообщения   теоретических   знаний   определяют учитель.   При   изучении   вопросов   теории   используется   учебник   «Физическая культура», программно­методический материал.  1. Результаты  освоения учебного курса  «Физическая культура»              Результаты   освоения   содержания   предмета   «Физическая   культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.           Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным   содержанием,   а   с   другой   стороны,   устанавливают   минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.             Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа   «общее   —   частное   —   конкретное»,   и   представлены   соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.            Личностные результаты освоения предмета физической культуры.                      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах   учащихся,   которые   приобретаются   в   процессе   освоения   учебного предмета   «Физическая   культура».   Эти   качественные   свойства   проявляются, прежде   всего,   в   положительном   отношении   учащихся   к  занятиям   двигательной (физкультурной)   деятельностью,   накоплении   необходимых   знаний,   а   также   в умении   использовать   ценности   физической   культуры   для   удовлетворения индивидуальных   интересов   и   потребностей,   достижения   личностно   значимых результатов в физическом совершенстве.          Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры. В области познавательной культуры:    владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение   знаниями   об   особенностях   индивидуального   здоровья   и   о функциональных   возможностях   организма,   способах   профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение   знаниями   по   основам   организации   и   проведения   занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, 3индивидуальными   особенностями   физического   развития   и   физической подготовленности. В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия   в   процессе   занятий   физической   культурой,   игровой   и соревновательной деятельности; способность   активно   включаться   в   совместные   физкультурно­ оздоровительные   и   спортивные   мероприятия,   принимать   участие   в   их организации и проведении; владение   умением   предупреждать   конфликтные   ситуации   во   время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы   на   основе   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к окружающим. умение   планировать   режим   дня,   обеспечивать   оптимальное   сочетание нагрузки и отдыха; умение   проводить   туристские   пешие   походы,   готовить   снаряжение, организовывать   и   благоустраивать   места   стоянок,   соблюдать   правила безопасности; умение   содержать   в   порядке   спортивный   инвентарь   и   оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области трудовой культуры:               В области эстетической культуры: красивая   (правильная)   осанка,   умение   ее   длительно   со­хранять   при разнообразных формах движения и пере движений; хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных   оздоровительных   систем,   обобщать,   анализировать   и творчески   применять   полученные   знания   в   самостоятельных   занятиях физической культурой; владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных   с   другими   детьми   занятий   физкультурно­оздоровительной   и спортивно­оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры:  владение   навыками   выполнения   жизненно   важных   двигательных   умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение   навыками   выполнения   разнообразных   физических   упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов   спорта,   а   также   применения   их   в   игровой   и   соревновательной деятельности; умение   максимально   проявлять   физические   способности   (качества)   при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. 4Метапредметные  результаты освоения физической культуры.                      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении   знаний   и   умений   в   познавательной   и   предметно­практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура»,   в   единстве   с   освоением   программного   материала   других образовательных   дисциплин,   универсальные   способности   потребуются   как   в рамках   образовательного   процесса   (умение   учиться),   так   и   в   реальной повседневной жизни учащихся.            Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание   здоровья   как   важнейшего   условия   саморазвития   и самореализации   выбора профессиональной   деятельности   и   обеспечивающего   долгую   сохранность творческой активности; понимание   физической   культуры   как   средства   организации   здорового образа   жизни,   профилактики   вредных   привычек   и   девиантного (отклоняющегося) поведения.   расширяющего   свободу   человека, В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и  здоровью  окружающих, проявление   доброжелательности   и   отзывчивости   к   людям,   имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;   проявление   культуры уважительное   отношение   к   окружающим, взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное   отношение   к   порученному   делу,   проявление   осознанной дисциплинированности   и   готовности   отстаивать   собственные   позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.           В области трудовой культуры: добросовестное   выполнение   учебных   заданий,   осознанное   стремление   к освоению   новых   знаний   и   умений,   качественно   повышающих результативность выполнения заданий; рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления. В области эстетической культуры:  восприятие   красоты   телосложения   и   осанки   человека   в   соответствии   с культурными   образцами   и   эстетическими   канонами,   формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; понимание   культуры   движений   человека,   постижение   жизненно   важных двигательных   умений   в   соответствии   с   их   целесообразностью   и эстетической привлекательностью; 5 восприятие   спортивного   соревнования   как   культурно­массового зрелищного   мероприятия,   проявление   адекватных   норм   поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры:  владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной   деятельности,   находить   компромиссы   при   принятии   общих решений; владение   умением   логически   грамотно   излагать,   аргументировать   и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. В области физической культуры: владение   способами   организации   и   проведения   разнообразных   форм занятий   физической   культурой,   их   планирования   и   содержательного наполнения; владение   широким   арсеналом   двигательных   действий   и   физических упражнений   из   базовых   видов   спорта   и   оздоровительной   физической культуры,   активное   их   использование   в   самостоятельно   организуемой спортивно­оздоровительной физкультурно­оздоровительной деятельности; владение   способами   наблюдения   за   показателями   индивидуального здоровья,   физического   развития   и   физической   подготовленности, использование   этих   показателей   в   организации   и   проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. и                                  Метапредметные результаты освоения физической культуры.                Предметные результаты характеризуют опыт обучащихся в творческой двигательной   деятельности,   который   приобретается   и   закрепляется   в   процессе освоения   учебного   предмета   «Физическая   культура».   Приобретаемый   опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их   применять   при   решении   практических   задач,   связанных   с   организацией   и проведением самостоятельных занятий физической культурой.                  Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.       В области познавательной культуры: знания   по   истории   и   развитию   спорта   и   олимпийского   движения,   о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания   о   здоровом   образе   жизни,   его   связи   с   укреплением   здоровья   и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: способность   проявлять   инициативу   и   творчество   при   организации совместных   занятий   физической   культурой,   доброжелательное   и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; 6В области трудовой культуры: умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,   корректно   объяснять   и   объективно   оценивать   технику   их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. способность   преодолевать   трудности,   выполнять   учебные   задания   по технической и физической подготовке в полном объеме; способность   организовывать   самостоятельные   занятия   физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; способность   самостоятельно   организовывать   и   проводить   занятия профессионально­прикладной   физической   подготовкой,   подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры:    способность   организовывать   самостоятельные   занятия   физической культурой   по   формированию   телосложения   и   правильной   осанки, подбирать   комплексы   физических   упражнений   и   режимы   физической нагрузки   в   зависимости   от   индивидуальных   особенностей   физического развития; способность   организовывать   самостоятельные   занятия   по   формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и   пластической   направленности,   режимы   физической   нагрузки   в зависимости   от   индивидуальных   особенностей   физической подготовленности; способность   вести   наблюдения   за   динамикой   показателей   физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры:            способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность   формулировать   цели   и   задачи   занятий   физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; способность   осуществлять   судейство   соревнований   по   одному   из   видов спорта, владеть информационными жестами судьи. В области физической культуры: способность   отбирать   физические   упражнения   по   их   функциональной направленности,   составлять   из   них   индивидуальные   комплексы   для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической   направленностью,   регулировать   величину   физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; способность   проводить   самостоятельные   занятия   по   освоению   новых двигательных   действий   и   развитию   основных   физических   качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. 72. Содержание  учебного курса  «Физическая культура»               Курс «Физическая культура» изучается в 10 и 11  классах из расчета 3 часа   в   неделю.   Согласно   базисному   (образовательному)   плану   образовательных учреждений РФ, всего на изучение физической культуры в 10 ­ 11 кл. выделяется 204 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).              Содержание программного материала состоит из двух  основных частей: базовой   и   вариативной   (дифференцированной).   Освоение   базовых   основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе   и   эффективное   осуществление   трудовой   деятельности   независимо   от того, чем бы хотел молодой человек  заниматься в будущем. Базовый компонент составляет   основу   общегосударственного   стандарта   общеобразовательной подготовки   в   сфере   физической   культуры   и   не   зависит   от   региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.                В вариативную часть включается программный материал по спортивным играм и легкой атлетике.  Средства и умения, обеспечивающие индивидуальное здоровье. ­ Оздоровительные системы физического воспитания. ­ Ритмическая гимнастика (девушки) ­ упражнения с разной амплитудой и траекторией  движений на развитие пространственной и временной точности; упражнения на развитие  статического и динамического равновесия; упражнения на развитие подвижности суставов; упражнения с элементами спортивных танцев; стилизованные способы ходьбы, бега,  прыжков (с изменением темпа, ритма и амплитуды движений).  ­ Аэробика (девушки) ­ упражнения силовой и скоростно­силовой направленности с  локальным воздействием на развитие отдельных мышц или мышечных групп, выполняемые  с различным темпом и из разных исходных положений; упражнения на растяжение мышц с  произвольным их напряжением и расслаблением; упражнения с элементами спортивных  танцев; комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов,  выполняемые с различным темпом, амплитудой и траекторией движений.  ­ Атлетическая гимнастика (юноши) ­ физические упражнения локального и  избирательного воздействия на развитие силы основных мышечных групп (с  дополнительным отягощением: штанга, гантели, амортизаторы, тренажеры и т.п., и без  дополнительного отягощения на спортивных снарядах); специальные комплексы  упражнений на произвольное напряжение и расслабление мышц, развитие подвижности  суставов.  ­ Атлетические единоборства (юноши) ­ основные средства защиты из спортивных   единоборств (курэш): стойки, захваты и броски; защитные действия против захватов,  обхватов и ударов; освобождение от захватов и обхватов в стойке и положении на спине;  технические действия при задержании (загибы руки за спину сзади); упражнения в  страховке при падении (перекаты и падения на руки, на спину, с поворотом); специальные  комплексы упражнений на развитие пространственной ориентации и координации,  скорости простой и сложной реакции, подвижности суставов, статического и  динамического равновесия  ­ Средства профилактики утомления и сохранения здоровья.  ­ Комплексы производственной гимнастики при умственной и физической деятельности.  8­ Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и  повышения работоспособности.  ­ Комплексы лечебной физической культуры (включая приемы массажа и самомассажа)  при сколиозе, остеохондрозе, нарушении обменных процессов, в предродовой период у  женщин (материал для девушек).  ­ Оказание доврачебной помощи при травмах.  ­ Личностно­ориентированная физическая культура.  ­ Определение индивидуальных особенностей физического развития и физической  подготовленности, разработка содержания самостоятельных занятий (состав упражнений,  их последовательность, дозировка физической нагрузки) для укрепления индивидуального  здоровья, формирования индивидуального типа телосложения, профилактики нарушения  осанки, избирательного развития физических качеств . Опыт двигательной деятельности. ­ Общая и прикладная физическая подготовка  ­ Упражнения на развитие физических качеств: силы (по методу чередования предельных и непредельных отягощений); быстроты (по методу повторно­интервального выполнения  упражнений); выносливости (по методу непрерывно­вариативного выполнения  упражнений); гибкости (по методу последовательного чередования активных и пассивных  упражнений); координации (по методу чередования статического и динамического  равновесия).  ­ Физические упражнения общеприкладной направленности: передвижение ходьбой и бегом с грузом на плечах на возвышенной и ограниченной площади опоры, вверх и вниз по  наклонной плоскости; разнообразные броски и ловля набивного мяча, стоя на месте и с  продвижением; разнообразные прыжки в длину и высоту с места и разбега через  препятствия.  ­ Упражнения специально­прикладной (допризывной) физической подготовки (юноши):  полосы препятствий, включающие в себя лазание, перелазание, проползание, ползание,  передвижение в висе и упоре на руках, разнообразные способы бега и прыжков; кросс по  пересеченной местности; плавание на груди, спине и боком.  Упражнения базовых видов спорта. ­ Гимнастические упражнения (на материале основной школы): совершенствование техники упражнений в акробатических комбинациях и гимнастических комбинациях на спортивных  снарядах; совершенствование техники в прыжках через гимнастического коня (юноши) и  гимнастического козла (девушки) при разной высоте опоры.  ­ Легкоатлетические упражнения (на материале основной школы): совершенствование  техники низкого и высокого стартов, бега на короткие, средние и длинные дистанции,  прыжков в длину и высоту с разбега, метания малого мяча.  ­ Упражнения в спортивных играх (на материале основной школы): совершенствование  индивидуальной техники основных двигательных действий, командно­технических  действий в защите и нападении (баскетбол, волейбол, футбол, лапта).  Физические упражнения вариативной части образовательных программ. ­ Упражнения в избранном виде спорта (определяется с учетом климатических  особенностей региона): совершенствование техники соревновательных упражнений: в  плавании, в лыжных гонках.  9­ Культурно­этнические упражнения: совершенствование техники соревновательных  упражнений из национальных видов спорта; народные игры.  Знания о физической культуре. ­ Роль и значение занятий физической культурой в воспитании качеств личности,  сохранении творческой активности и долголетия, профилактике заболеваний, поддержании репродуктивной функции.  ­ Понятие здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами  физической культуры . 3.Тематическое планирование. Примерное распределение учебного времени по разделам программы 10­11 классы. № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела/темы Знания о физической культуре Лёгкая атлетика Гимнастика  Ритмика (девочки), атлетическая гимнастика (мальчики) Аэробика (девочки), атлетические единоборства (мальчики) Комплекс ЛФК Приемы аутогенной тренировки и релаксации Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол) Лыжная подготовка 8 9 10 Плавание 11 Лапта 12 Оказание доврачебной помощи при травмах Количество уроков в неделю Количество рабочих недель итого     Количество часов По   ходу урока 26 17 2 2 По   ходу урока По   ходу урока 27 21 4 2 1 3 34 102 1011