Рабочая программа по физической культуре составлена для 10-11 классов, где учитываются все рекомендации государственного общеобразовательного стандарта об основном образовании. В данной программе, имеются разделы по физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности, а также основы физической культуры. В практической части использованы материалы по основным видам спорта, рекомендованных к изучению в общеобразовательной школе. В теоретическую часть включены основы физической культуры.
Рабочая программа физ - ре 10 - 11 классы.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа№8 г.Белорецк
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Принята
на педагогическом совете.
Протокол №___
от «___» ______ 20__г.
Утверждаю. _________
/Халиуллина А.И./
Директор МОБУ СОШ№8 г.Белорецк
«___» ______ 20___ г.
Рабочая программа
по физической культуре
для 10 – 11 классов
на 2016 – 2020 учебные годы
Рассмотрена
на заседании ШМО
учителей физической
культуры
« ___» _________
2016г.
Составили:
Гнусина Ю.И.
Кильдияров И.Г.
1 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов основного общего образования,
Программы Министерства образования РФ. Рабочая программа по физической культуре
для 10 11 классов разработана в соответствии с
авторской программой «Комплексная программа физического воспитания
обучающихся 10 11 классов» (А. П. Матвеев, М.: Просвещение, 2016).
авторской программой «Комплексная программа физического воспитания
обучающихся 10 11 классов» (В. И. Лях, М.: Просвещение, 2011);
Рабочая программа по физической культуре в 10 11 классах
является приложением к образовательной программе основного общего
образования МОБУ СОШ № 8,г.Белорецка;
обеспечивает усвоение обучающимися 10 11 классов государственного
стандарта основного общего образования по физической культуре;
способствует укреплению и развитию здоровья обучающихся;
реализует принципы преемственности обучения физической культуры в
основной школе;
является основным документом в работе учителя по преподаванию
физической культуры в 10 11 классах.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему
развитию личности обучающихся. Слагаемые физической культуры являются:
крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень
двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры,
мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно
оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания обучающихся 10 11 класса.
Решение задач физического воспитания учащихся направленно на:
содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости
организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влияний занятий
физическими упражнениями на основе системы организма, развитие
волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической
культуре личности и приемах самоконтроля;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве
командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
взаимопомощи,
воспитание инициативности,
дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам
психической саморегуляции.
самостоятельности,
2 Каждый из практических разделов рабочей программы составлен в
соответствии с задачами обучения и имеет единую структуру: теоретические
сведения по виду спорта, умения, навыки, составляющие содержание обучения,
упражнения для развития двигательных качеств и навыков, требования к
учащимся.
Теоретические сведения призваны расширить кругозор обучающихся в
области физического воспитания, дать им необходимые знания по использованию
средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности. Теория
изучается на уроках, лекциях при прохождении материала соответствующего
раздела программы. Методы сообщения теоретических знаний определяют
учитель. При изучении вопросов теории используется учебник «Физическая
культура», программнометодический материал.
1. Результаты
освоения учебного курса «Физическая культура»
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники
по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую
функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения
программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное
содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено
каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая
культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из
принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно
метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются,
прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной
(физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в
умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития
и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым
нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий
физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности,
составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами,
3 индивидуальными особенностями физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно
оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время
совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные
проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к
окружающим.
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила
безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям.
В области трудовой культуры:
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при
разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм
и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и
творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях
физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурнооздоровительной и
спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во
время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений
(ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных
изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических действий базовых
видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной
деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
4 Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической
деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая
культура», в единстве с освоением программного материала других
образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в
рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной
повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и
самореализации
выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность
творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового
образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного
(отклоняющегося) поведения.
расширяющего
свободу
человека,
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
проявление культуры
уважительное отношение к окружающим,
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений,
качественно повышающих
результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать
места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными образцами и эстетическими канонами, формирование
физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
5
восприятие спортивного соревнования как культурномассового
зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой
форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивнооздоровительной
физкультурнооздоровительной
деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
и
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт обучащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески
их применять при решении практических задач, связанных с организацией и
проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе,
их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий физической культурой, доброжелательное и
уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их
здоровья, физической и технической подготовленности;
6 В области трудовой культуры:
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их
выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать
правила игры и соревнований.
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий,
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессиональноприкладной физической подготовкой,
подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на
будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой по формированию телосложения и правильной осанки,
подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической
нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической
и пластической направленности, режимы физической нагрузки в
зависимости от
индивидуальных особенностей физической
подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и
проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов
спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической
нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
7 2. Содержание учебного курса
«Физическая культура»
Курс «Физическая культура» изучается в 10 и 11 классах из расчета 3
часа в неделю. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных
учреждений РФ, всего на изучение физической культуры в 10 11 кл. выделяется
204 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Содержание программного материала состоит из двух основных частей:
базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ
физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.
Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом
обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от
того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент
составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной
подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных,
национальных и индивидуальных особенностей ученика.
В вариативную часть включается программный материал по спортивным
играм и легкой атлетике.
Средства и умения, обеспечивающие индивидуальное здоровье.
Оздоровительные системы физического воспитания.
Ритмическая гимнастика (девушки) упражнения с разной амплитудой и траекторией
движений на развитие пространственной и временной точности; упражнения на развитие
статического и динамического равновесия; упражнения на развитие подвижности суставов;
упражнения с элементами спортивных танцев; стилизованные способы ходьбы, бега,
прыжков (с изменением темпа, ритма и амплитуды движений).
Аэробика (девушки) упражнения силовой и скоростносиловой направленности с
локальным воздействием на развитие отдельных мышц или мышечных групп, выполняемые
с различным темпом и из разных исходных положений; упражнения на растяжение мышц с
произвольным их напряжением и расслаблением; упражнения с элементами спортивных
танцев; комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов,
выполняемые с различным темпом, амплитудой и траекторией движений.
Атлетическая гимнастика (юноши) физические упражнения локального и
избирательного воздействия на развитие силы основных мышечных групп (с
дополнительным отягощением: штанга, гантели, амортизаторы, тренажеры и т.п., и без
дополнительного отягощения на спортивных снарядах); специальные комплексы
упражнений на произвольное напряжение и расслабление мышц, развитие подвижности
суставов.
Атлетические единоборства (юноши) основные средства защиты из спортивных
единоборств (курэш): стойки, захваты и броски; защитные действия против захватов,
обхватов и ударов; освобождение от захватов и обхватов в стойке и положении на спине;
технические действия при задержании (загибы руки за спину сзади); упражнения в
страховке при падении (перекаты и падения на руки, на спину, с поворотом); специальные
комплексы упражнений на развитие пространственной ориентации и координации,
скорости простой и сложной реакции, подвижности суставов, статического и
динамического равновесия
Средства профилактики утомления и сохранения здоровья.
Комплексы производственной гимнастики при умственной и физической деятельности.
8 Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и
повышения работоспособности.
Комплексы лечебной физической культуры (включая приемы массажа и самомассажа)
при сколиозе, остеохондрозе, нарушении обменных процессов, в предродовой период у
женщин (материал для девушек).
Оказание доврачебной помощи при травмах.
Личностноориентированная физическая культура.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и физической
подготовленности, разработка содержания самостоятельных занятий (состав упражнений,
их последовательность, дозировка физической нагрузки) для укрепления индивидуального
здоровья, формирования индивидуального типа телосложения, профилактики нарушения
осанки, избирательного развития физических качеств .
Опыт двигательной деятельности.
Общая и прикладная физическая подготовка
Упражнения на развитие физических качеств: силы (по методу чередования предельных и
непредельных отягощений); быстроты (по методу повторноинтервального выполнения
упражнений); выносливости (по методу непрерывновариативного выполнения
упражнений); гибкости (по методу последовательного чередования активных и пассивных
упражнений); координации (по методу чередования статического и динамического
равновесия).
Физические упражнения общеприкладной направленности: передвижение ходьбой и бегом
с грузом на плечах на возвышенной и ограниченной площади опоры, вверх и вниз по
наклонной плоскости; разнообразные броски и ловля набивного мяча, стоя на месте и с
продвижением; разнообразные прыжки в длину и высоту с места и разбега через
препятствия.
Упражнения специальноприкладной (допризывной) физической подготовки (юноши):
полосы препятствий, включающие в себя лазание, перелазание, проползание, ползание,
передвижение в висе и упоре на руках, разнообразные способы бега и прыжков; кросс по
пересеченной местности; плавание на груди, спине и боком.
Упражнения базовых видов спорта.
Гимнастические упражнения (на материале основной школы): совершенствование техники
упражнений в акробатических комбинациях и гимнастических комбинациях на спортивных
снарядах; совершенствование техники в прыжках через гимнастического коня (юноши) и
гимнастического козла (девушки) при разной высоте опоры.
Легкоатлетические упражнения (на материале основной школы): совершенствование
техники низкого и высокого стартов, бега на короткие, средние и длинные дистанции,
прыжков в длину и высоту с разбега, метания малого мяча.
Упражнения в спортивных играх (на материале основной школы): совершенствование
индивидуальной техники основных двигательных действий, команднотехнических
действий в защите и нападении (баскетбол, волейбол, футбол, лапта).
Физические упражнения
вариативной части образовательных программ.
Упражнения в избранном виде спорта (определяется с учетом климатических
особенностей региона): совершенствование техники соревновательных упражнений: в
плавании, в лыжных гонках.
9 Культурноэтнические упражнения: совершенствование техники соревновательных
упражнений из национальных видов спорта; народные игры.
Знания о физической культуре.
Роль и значение занятий физической культурой в воспитании качеств личности,
сохранении творческой активности и долголетия, профилактике заболеваний, поддержании
репродуктивной функции.
Понятие здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами
физической культуры .
3.Тематическое планирование.
Примерное распределение учебного времени по разделам программы 1011 классы.
№
1
2
3
4
5
6
7
Наименование раздела/темы
Знания о физической культуре
Лёгкая атлетика
Гимнастика
Ритмика (девочки), атлетическая гимнастика (мальчики)
Аэробика (девочки), атлетические единоборства (мальчики)
Комплекс ЛФК
Приемы аутогенной тренировки и релаксации
Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)
Лыжная подготовка
8
9
10 Плавание
11 Лапта
12 Оказание доврачебной помощи при травмах
Количество уроков в неделю
Количество рабочих недель
итого
Количество
часов
По ходу
урока
26
17
2
2
По ходу
урока
По ходу
урока
27
21
4
2
1
3
34
102
10 11
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.